Пусть начнется праздник
Que la fête commence...
6.7
7
1975, драма, военный, история
Франция, 1 ч 59 мин
В ролях: Альфред Адам, Жан-Роже Коссимон, Франсуа Дирек, Николь Гарсия, Тьерри Лермитт
и другие
Действие происходит в 1719 году, в предреволюционной Франции, спустя четыре года после смерти Людовика XIV, когда страной фактически правил Филипп Орлеанский, являвшийся регентом при малолетнем Людовике XV. Гуманный регент старается обеспечить своим подданным достойную жизнь и предотвратить восстание крестьян, но он понимает, что не имеет реальной королевской власти. Он пытается заручиться поддержкой священника, но тот заботится только о себе. Регент тяжело переживает смерть своей полубезумной дочери, в инцестной связи с которой его подозревали. Обязанность отдать приказ о казни группы революционеров также приводит его в шок. И только женщины - его слабость - доставляют Филиппу неизменную радость.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Пусть начнется праздник

английское название:

Que la fête commence...

год: 1975
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Пьер-Вильям Гленн
композитор:
художники: Пьер Гюффруа, Жаклин Моро
монтаж:
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 марта 1975 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 59 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, история

Постер фильма «Пусть начнется праздник», 1975

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Пусть начнется праздник», 1975

Будет праздник, но не на их улице

На вручении премии Сезар в 1976 году этот фильм был главным и безусловным фаворитом. Он взял 4 Сезара: Бертрану Тавернье за лучшую режиссуру, Жану Рошфору, как лучшему актеру второго плана, а также за лучший сценарий и работу художника. Уж не знаю, с какими лентами в тот год пришлось соревноваться картине, но всех своих номинаций и тем более премий она, безусловно, достойна. Впрочем, фильм далеко не однозначен, как и все картины французского классика Бертрана Тавернье, поэтому попробуем разобраться поподробнее.

По содержанию своему фильм — типичная историческая драма, которая переносит зрителей во Францию середины 18 века, когда королевский двор был уже слаб и постепенно тонул в грехе и безделье, народ начинал постанывать под игом вымирающей аристократии, и уже не желал мириться с произволом дворян, творивших на своих землях беззаконие и насильно отправлявших за солидные вознаграждения кого попало в Америку в качестве рабочего скота. Тавернье и его камера застает французский королевский двор в глубочайшем кризисе — король — 9-летний пацаненок, не обещает быть когда-нибудь сведущим и справедливым монархом, вместо него правит регент, со всех сторон окруженный недругами и условностями своего непостоянного положения, королевский двор погряз в разврате, прелюбодеянии, грязных сплетнях, обжорстве, интригах и наслаждениях. Дворянская честь, совесть, мораль, правда, ум — все это пустые слова для эпохи увядающего Просвещения, превратившегося из эпохи познания в эпоху самодовольного красноречия и пустословия.

Священники и шлюхи, регент и его любовница, родственники, замешанные во всяких заговорах и враги, которые честны и благородны, народ, тихо сидящий в своих грязных норах, но теперь уже начавший огрызаться на тычки и затрещины, восстающие дворяне в провинциях, подыхающих от нищеты, юный жестокий и бесполезный король, толпы продажных женщин и еще более продажных мужчин, сделки с совестью, и с Богом… Все это сплетается в один сплошной, дурно пахнущий клубок безверия, безнадежности и близкой гибели.

Скупыми, но точными и ровными мазками без излишних эмоций и особого трагизма показывает Тавернье, как некогда блестящая аристократия, прогнившая у самого своего основания, доживала свои последние дни в атмосфере всеобщей ненависти и междоусобных конфликтов. Близящаяся революция чувствуется в воздухе ленты Тавернье, хотя, кажется, лишь один финальный кадр с горящей дворянской каретой и пророческие слова бедной женщины «мы еще много таких карет пережгем!» может сказать что-то внятное о грядущих великих переменах. Но нет, во всей картине чувствуется какое-то вулканическое, временное затишье, спокойствие, которое должно вот-вот обернуться бурей.

Тавернье не драматизирует и не иронизирует над положением аристократов — кто-то из них еще сохраняет лицо, кто-то пускается во все тяжкие, не чувствуя никакой ответственности за свои поступки. Но главное — он спокойно и безо всяких терзаний рисует тусклую и беспросветную картину существования знати, которая обычно изображается роскошной и блестящей. Нет, нету уже блеска в этих поношенных, пошлых людях, роскошные дворцы кажутся склепами, а бегающие по золоченому паркету королевских покоев крысы создают картину просто апокалептическую, хот, повторяю, все это додумываешь позже — Тавернье чужд любым внешним эффектам. Нищета Бретони, утопающий в грязи Париж, унылый Прованс, пасмурная погода, невеселые пиры и скучные оргии… Это — быт. Режиссер рисует историю такой, какая она, возможно, должна была быть. Очень показательны в этом плане сцены маскарада в доме регента. Такого озлобленно-унылого и пошлого зрелища нужно поискать.

Но самое страшное в том, что в руках у этих почти не вылезающих из борделей деятелей судьба Франции — великой страны, от которой во многом зависит и судьба Европы. И вот тут выступает с особой силой нарисованный великим актером Филиппом Нуаре образ регента короля. Достойный муж королевских кровей, он личность очень интересная и глубокая. С одной стороны, Филипп Орлеанский — воспитанник и представитель этой мерзкой эпохи и своего времени. Он также пошл, развратен, чужд высоким чувствам, падок до легких женщин и даже с удовольствием «оприходовал» бы собственную 15-летнюю крестницу, если б она не отправилась в монастырь. С другой, он человек большого ума и далеко не такой одиозный, как другие люди в его положении. Сложную гамму чувств передает актер в этой роли. Постепенно все осмысленней становится взгляд его героя, все явственнее сквозят в нем нечеловеческая мука и смятение. Он видит и прекрасно понимает, что казнятся невинные, что ведомая им и другими богачами страна на грани катастрофы, но сделать он может немногое. В нем идет постоянная внутренняя борьба — ему хочется чувствовать себя в блаженстве и безопасности, отдаваясь утехам с любимой куртизанкой, но на нем лежит венец, которым он должен казнить и разрушать. Чувствуя к нищему повстанцу из Бретани больше добрых чувств, чем к членам своей семьи, он должен казнить первого и терпеть других. Он окружен злостью, ненавистью, ложью, и он не может уйти от этого. Блестяще разыграна сцена, когда Филиппу чудится, что его рука гниет и воняет и он просит отрубить ему руку. И правда — этот человек прогнил наполовину, в нем еще есть то, что называется человеческими качествами, но его дорога уже неразрывна с общей дорогой знати, идущей на эшафот.

Полностью оправдан Сезар Жана Рошфора, который предстает в совсем ином свете. Это одни из самых страшных фигур фильма. Выходец из низов, добившийся поста архиепископа, не верящий, ни в Бога, ни в дьявола, ни в дружбу, ни в любовь, он жаждет власти и вершит свои пакостные дела ложью, подкупом, предательством, лестью, прыгая от радости по стульям после каждого удавшегося грязного дела. Настоящий циник, подлец и сводник. Но как прекрасно играет это Рошфор.

Замыкает тройку главных персонажей Жан-Пьер Мариэль, бретонский повстанец, нищий дворянин, от которого отвернулись все, кроме 3-х гвардейцев, но который даже с ними готов идти на битву с многотысячной армией, лишь бы не продать своих убеждений.

Из женских ролей, пожалуй лишь роль прекрасной Кристины Паскаль — той самой «регентовской шлюхи», которая имеет на него большое влияние, и, прекрасно понимая свою судьбу и свое положение, оказывается хотя бы честной, не участвует в интригах и имеет доброе от природы сердце.

В фильм нет и намека на костюмные приключенческие фильмы, которыми так славилась Франция времен расцветы карьеры Жана Марэ и Жерара Филипа. Это именно драма, сложная и многозначная, полная символов и смысловых подтекстов, лишенная помпезности и внешней эффектности. Смотреть ее мне было не легко, но после нее я чувствовал себя удовлетворенным инстинктивно — хотя бы потому, что такие фильмы не дают заснуть мозгу.

10 из 10

11 июня 2008

Драма Пусть начнется праздник появился на телеэкранах в далеком 1975 году, его режиссером является Бертран Тавернье. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Альфред Адам, Жан-Роже Коссимон, Франсуа Дирек, Николь Гарсия, Тьерри Лермитт, Жаклин Паран, Жак Иллинг, Стефан Буи, Бернадетт Ле Саше, Пьер Монкорбье, Марсель Далио, Аньес Шато, Филипп Шаво, Кристиан Клавье, Yvon Cousquer.

Страна производства - Франция. Пусть начнется праздник — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.