Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ольга Сергеевна |
год: | 1975 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Прошкин |
сценарий: | Эдвард Радзинский |
видеооператоры: | Андрей Тюпкин, Александр Шапорин |
композитор: | Микаэл Таривердиев |
художник: | Александр Грачев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 октября 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Тот случай, когда большие актёры что-то играют, режиссёр что-то снимает, но что именно, определить очень трудно. Наверное, всё просто — историю становления того самого учёного, руководителя лаборатории из обычной, вполне жизнерадостной женщины. Поэтому Доронина привычна в своей манере поначалу, но неожиданно проявляются жёсткие черты решительности, несвойственные другим её ролям. Собственно, ее выбор лежит между традиционной ролью женщины, которой свойственно ждать мужчину, заниматься бытом, изводить ревностью… Таковой является Маргарита (коллега по работе) и в какой-то мере родня на Юге, где своего мужа пытается заставить прибить рейки жена, а он вместо этого пытается спасти людей (вылечить друга от пьянства, к примеру и сохранить память о войне)…
Есть даже чувство, что Ольга Сергеевна всю жизнь пытается преодолеть генетически сформированную модель женского поведения. Ведь это только в аннотации она всю жизнь любит одного человека. Но почему? А потому что выпила на вечеринке портвейна, ослабившего внутреннее оцепенение, а рядом оказался определённый человек… Вместе проведенный день и любовь на всю жизнь? Так и есть — только с прибавленным и особо по?нятым представлением о верности. Наверное, той, которая была в Трёх тополях на Плющихе.
А вот любит ли он её? В этом одна из главных интриг, которая и двигала внутреннюю драму героини — раз без любви к мужчине (замечательная роль Армена Джигарханяна), то с долгом по отношению к науке. Итогом и стало выковывание не только характера, но становление личности, которая вовлекает в свою орбиту все новых и новых персонажей.
В очередной раз задаёшься вопросом, почему именно в 70-е годы так активно внедрялась женская тема в нашем кино — фильмы с той же Дорониной, Гурченко, По семейным обстоятельствам, Москва слезам не верит… Это плач по тем временам, когда женщина ждала дома? Когда именно долг по отношению к природе (мужское-женское) и семье (матери-отцу) определял жизнь человека (наверное, для этого нужна линия племянника, который по долгу перед матерью учится в вузе)? Или, наоборот, что женщина стала обрастать индивидуальностью и становиться интересной? И это помимо науки, которая делается годами, с надеждами и разочарованиями, бюрократическим давлением и опасными для жизни испытаниями… Так или иначе, но советская версия феминизма оказывается сложнее нынешней западной, потому что сама героиня не считает свою жизнь удавшейся, а племяннику говорит об особой ответственности мужчины. И ни один советский режиссёр, включая Прошкина, так и не отвечает на поставленные выше вопросы. Типа «Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь». Кстати, музыку тоже Таривердиев написал, но почему-то вписал больше темы памяти, чем чего-то другого. Наверное, в глобальном смысле — в смысле традиции. Финал открыт, и это может быть уже другая любовь — не та, которой жила Ольга Сергеевна всю свою жизнь. Может, в этом и есть надежда.
12 сентября 2021
На одном телеканале на днях наткнулась на этот телесериал. И не могу оторваться. Но не потому, что очень нравится. А потому, что я вспомнила его и вспомнила себя. Ту, 15-летнюю которая смотрела его 46 лет назад. Особо смотреть-то и нечего было, а сериал — это уже событие. Заностальжировала, признаюсь. Но сейчас, естественно, практически всё вижу иначе.
В юности боготворила ученых, а женщина-ученый — вообще небожитель была. Сейчас испытала небольшой испанский стыд за Доронину в этой роли.
Я понимаю, что она в те годы была на пике популярности и грех было не снимать её везде, где можно. Красивые пальто (я их ещё тогда отметила), модная в те годы укладка, безупречная в любых обстоятельствах, и многозначительно опущенные «глазки долу» — это всё, что я сейчас увидела. Создается впечатление, что главное было — просто показать красивую актрису в красивых обстоятельствах. Да и в любовь к персонажу Джигарханяна как-то не верится. И не потому, что отсутствуют пикантные сцены. Это как раз большой плюс. Вялотекуще всё как-то, чего-то ждёшь-ждёшь, но не происходит… Наверное, так раньше снимали.
Хотя не могу не отметить несколько интересных в актерском плане сцен. Например, сцена, где герои Дорониной и Ефремова после визита к персонажу Броневого приходят в лабораторию, где в тот момент находится Владимир (Джигарханян). Эти двое оживленно обсуждают свой визит. Ольга Сергеевна при этом несколько раз подходит к Владимиру, но как к пустому месту. Я невольно внутренне возмутилась и напряглась, и тут — бинго! — Владимир устраивает Ольге сцену по этому же поводу! То есть сыграли, донесли! Ну а реакцию Ольги при этой разборке — ну не поняла я её вообще!
Или ещё залюбовалась Джигарханяном (хотя никогда не была его поклонницей) в сцене после его несанкционированного погружения, когда Ефремов (Курдюмов) его отчитывает. Столько уязвленности, досады, разочарования в нём, практически на каменном лице, только взгляд и сухая речь, прям шкурой почувствовала сама.
Можно посмотреть тем, кто интересуется советским телекинематографом.
7 из 10
12 августа 2021
Это в полном смысле так! Всё в этом фильме красиво: и учёные, и их дело, связанное с морем, и музыка М. Таривердиева (которой, кстати, очень много!), и, конечно же, женщина в центре всего, вокруг которой всё вертится в этом фильме. Татьяна Доронина — актриса-легенда. Талантлива, как и во всех других своих кинематографических работах. И также однообразна. Одни и те же манеры, одни и те же актёрские приёмы. Создаётся впечатление, что она играет всё время одну и ту же женщину, переходящую из фильма в фильма, из роли в роль! Почему так? Думаю, что это от необыкновенно сильной и яркой индивидуальности актрисы. Индивидуальность подавляет все её усилия создать новый образ. Так что тот, кто любит Т. Доронину, в полной мере насладится её игрой. Кого она не трогает или, даже, раздражает, возможно, быстро устанут от просмотра этого фильма. А ведь, он включает в себя 8 глав (серий). Разнообразие вносят панорамные кадры Москвы 1975-го, Каспия, южного берега Крыма, Парижа… И всё это под музыку М. Таривердиева, которой тоже очень-очень много. И довольно однообразной. Вывод, наверное, напрашивается следующий: если чего-то или кого-то очень много, то как бы это ни было красиво и «вкусно», но невольно «объедаешься» всем этим, и начинает понемножку «подташнивать»… Возможно, такую красоту нужно принимать дозировано, то есть смотреть фильм по серии — две за один раз. Но лично мне так не удаётся смотреть фильмы. Я люблю погружаться в атмосферу фильма и проживать ситуации до финала и развязки, как в театре. В отношении этой киноленты всё-таки следует, наверное, понимать, что это — сериал: с красивыми и мощными актёрами советской эпохи, великолепными видами, прекрасной музыкой! Рука не поднимается поставить отрицательный тип рецензии.
27 февраля 2020
Досмотрел «Ольгу Сергеевну». Фильм достойный для просмотра, хотя немного устаревший и сумбурный в конце.
Линия научного открытия и даже научного подвига правильная, ностальгически милая. Правда Доронина своей фактурой, мне кажется, свою героиню подпортила, она не выглядит естественной. Но Курдюмов, Ангел, Никифоров, Дубровский, Тютяев вполне себе характерны и интересны. Смотря на Тютяева в исполнении Броневого, я даже вспоминал 2 года, проведенные, относительно недавно, в бывшем советском НИИ.
Линия отношений Ольги Сергеевны — Владимира — Курдюмова сложная. Владимир сразу не вписывался в треугольник, но доминировал и продержал напряжение до последней серии. Но хорошо, что все хорошо заканчивается.
Линия Димы — Лены — Никиты очень забавная, наивная, милая. И вся эта курортная тема очень милая. Закончилось все идеалистическим порывом — Дима с Леной бросают свои институты и уезжают на большую стройку. Эта линия была призвана для противопоставления отношениям основных героев. Здесь один из узлов треугольника — Никита — вышел из игры раньше и развитие отношений пошло дальше. Неужели Ольгу Сергеевну и Курдюмова тоже ждет идеалистический порыв?!:)
Фильм особенно хорош отдельными образами и старыми добрым актерами. Некоторые фрагменты хочется вырезать, чтобы запостить в фейсбуке. Я так и сделаю попозже. Звучащие с экрана старые мысли в современных условиях звучат как-то по-новому. Ну и приятно смотреть на Ефремова, Плята, Гафта, Дурова, К. Райкина, Невинного и даже Неелову. Очень сильный актерский ансамбль.
Однозначно смотреть.
8 из 10
6 августа 2017
Это странное событие — просмотр фильма «Ольга Сергеевна». Я хорошо знала музыку и песни Таривердиева, на которые неожиданно для моего сознания наложилась картинка фильма, с Дорониной в главной роли. Бывает же. Не музыка к фильму, а наоборот — фильм к музыке.
Доронина будто не роль играет Ольги Сергеевны, ученой женщины, а играет саму себя. Она органичная и даже будто пришедшая из других своих картин: из «Мачехи», из «Еще раз про любовь», из «Старшей сестры». Вообще после этого фильма возникло ощущение, что все роли попросту писались про нее, а не для нее. Это она такая. Вроде и не малахольная, а сильная, но тут же слабая и резкая, с узнаваемой интонацией, мимикой и пальцами у лба, со слезами и плачем Татьяны.
Конечно, все серии текут вокруг нее и ее жизни. И как бы не была выделена линия несчастной любви, ярче мне увиделась тема науки и научных открытий. Из чего складываются достижения, как порой нелегко дается смелость в экспериментах, и сколько времени нужно на успех, которой вот так запросто может улизнуть у тебя из рук в самый последний момент. Что за люди такие, ученые. Профессор Никифоров, которого играет прекрасный Плятт, убегает «здоровехонький» из больницы и силой собственного научного энтузиазма пытается не думает о последних часах своей жизни. Вернее, он действительно не думает о них, ему не так интересна смерть, как дело своей жизни — наука и судьба лаборатории. А ученый с чудной фамилией Ангел в исполнении Дурова вообще появляется только в самом конце, заставляя поверить в порядочность и искренность его поступка, как поступка ученого интеллигента.
Немного оторванным показалась в фильме линия любви двух молодых людей, племянника Ольги Сергеевны и сестры ученого Курдюмова. Курортный роман и московские рвения во взрослую жизнь не увязались в общий контекст и смотрелись как легкие романтические паузы. Хотя, наверное, автор сплетал в одно рвения и мечты людей, как взрослых, так и молодых.
Так или иначе, фильм стоит того, чтобы его смотреть, но особенно слушать, слушать диалоги и музыку такого особенного Таривердиева. Не спеша. И с удовольствием.
22 января 2015