Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На всю оставшуюся жизнь |
год: | 1975 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Петр Фоменко |
сценаристы: | Петр Фоменко, Вера Панова, Борис Вахтин |
видеооператор: | Вячеслав Бабенков |
композиторы: | Вениамин Баснер, Виктор Лебедев |
художники: | Генриетта Джагизян, Николай Субботин |
монтаж: | Лидия Денисова, Лариса Нестерова |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июня 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Режиссёр подробно воспроизводит авторский текст, лишь опуская подробности, мешающие воспринять героев как единое целое, работающий на Победу коллектив. Так Супругов, в этой трактовке, подлец только в личном, Фаина не вешается всем подряд на шею, у Юлии Дмитриевны смягчены черты в сторону женственности её образа, Иван Егорыч так же мягок совсем по-отечески с подчинёнными, у начальника поезда не возникает кризиса из-за личного горя и многое другое смягченно, создавая единый посыл, атмосферу фильма. Эта атмосфера едва уловима и тут же развеивается при пристальном внимании к сюжету. А он неказистый - начинающая писатель намешала факты и свои измышления о мотивах поведения персонажей с женской непосредственностью и беспощадно-безапелляционным женским 'видением' этих мотивов. К тому же факты тоже не многочисленны и мало-эмоциональны - ведь боевой путь этого состава был, в основном, по тылу, за исключением двух первых ездок на передовую. Автору пришлось добавлять личные истории к имеющимся фактам. Неумело и субъективно, сопливо и выборочно негативно. А Фоменко с группой сумел вытянуть этот сюжет на почти эталонную историю о людях в войне. Почти, уж очень материал не ахти, если передавать его досконально. Тут, надо оговориться, что возможно, на моё мнение сильно повлияли просмотры других экранизаций, как более ранней с её выверенной точностью образов и кино-повествования, так и современная с её яркостью и сочной эмоциональностью образов при отвратительном содержании. Режиссёр использовал возможности кино и дополнил финал яркими сценами при прощании - общее фото, роспуск кур, вокал в пустом вагоне. И композиция - лейтмотив фильма, огромный плюс картине только за замечательную эту песню. Кстати, о музыке. До тошноты надоевший приём с 'погружением' зрителя в 30-е годы нашей страны и начало 40х - три-четыре песни проигрываемые на патефоне - Рио-рита, В парке Чаир, какое-то танго и конечно - Мы рождены... - опостылевший гэг, ну, что не было других песен, что ли! У той же Фаины несколько больше пластинок и всё равно звучат эти...
Теперь по персоналиям, ведь даже в лит. источнике произведение разделено по фамильно. Противоречиво выписанная в источнике Юлия Дмитриевна - одна сторона, холодный профессионал с требовательностью цербера, с другой - неопытная женщина ожидающая любви - здесь, в очередной раз, великолепно раскрыта только с одной стороны - мелодраматической. Великолепен Михаил Данилов в образе Супругова, в заданных Фоменко условиях. Стриженов слаб в образе рабочего, роль Фаины урезали до уровня остальных, ослабив её харизму, Эйбоженко слишком мягок как для комиссара, Романов - отличное попадание в типаж.
Убрав из сюжета все малосвойственные для Советского Человека на Великой Войне душевно-моральные вихляния, добавив харизматичные эпизоды и великолепную музыкальную композицию, авторы создали сагу о том КАКИМ надо быть ЧЕЛОВЕКОМ, даже в условиях войны, жаль, что лит. источник мало помогает им в этом.
7 из 10
20 мая 2022
Удивительный фильм из моего детства.
Довольно скупым пунктиром очерчены путь и жизнь санитарного поезда от начала войны почти до ее конца. Но за весь фильм кажется не прозвучало ни одного выстрела или разрыва снаряда. Люди просто ездят на поезде, просто лечат раненых, принимают роды, разводят кур и поросят, влюбляются, смеются и плачут. Ничего военного и героического.
Но на наших глазах на совершенно гражданских людей надевают шинели и посылают на передовую эвакуировать раненых. Это совершенно обычные люди, не профессиональные военные и даже не солдаты под присягой и с оружием в руках, им страшно, они не идеальные вытесанные из гранита образы, но они четыре года на своем поезде челноком курсируют между тылом и фронтом, не просто вывозя раненых, но и продолжая лечить на уровне хорошего госпитального пособия.
И кроме простого гуманизма, за организацией медицинской помощи в РККА стоит факт, что за годы войны (Бурденко) военные медики вернули после ранений в строй личного состава больше чем в полтора раза больше численности всех вооруженных сил на май 1945 года, а это уже не зеленые призывники, это обстрелянные в прямом и переносном смысле бойцы.
Но фильм не об этом, а о подвиге ежедневного изматывающего труда, изматывающего не столько физически, сколько морально, подвиге умения сохранить в себе человечность, душевное тепло, которыми нужно лечить не меньше, чем лекарствами. Можно сказать, что это тыловая изнанка войны. Я не соглашусь, это не тыл, это та же война, и не только потому, что в годы Отечественной войны не стало тыла и фронта, воевала вся страна, от передовой до дальнего Анадырьского колхоза «Все для фронта, все для победы!»
Немного наивный и не очень образованный комиссар, пытающийся быть психологом, но на самом деле душевным, такие разные доктора и сестры, калейдоскопичные нестроевые солдаты и санитары.
Действительно братья и сестры милосердия словно отражение-срез человеческих судеб того времени.
И насколько же они не смотря на то, что едва ли хоть один может претендовать на звание абсолютно положительного персонажа, не очень грамотные, простоватые, но чище и светлее нас сегодняшних.
Кто из нас сегодня смог бы так-же выдержать такой изнуряющий четырехлетний марафон…
1 мая 2015