Рейтинг фильма | |
![]() |
7.5 |
![]() |
7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Земля обетованная |
английское название: |
Ziemia obiecana |
год: | 1974 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Анджей Вайда |
сценаристы: | Анджей Вайда, Владислав Станислав Реймонт |
видеооператоры: | Вацлав Дыбовский, Эдвард Клосиньский, Витольд Собочиньский |
композитор: | Войцех Киляр |
художники: | Тадеуш Косаревич, Анджей Галински, Данута Ковнер-Халатек, Барбара Птак, Мария Осечка-Куминек, Мацей Мария Путовский |
монтаж: | Зофя Дворник, Галина Пругар-Кетлинг |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
31300000 |
Дата выхода | |
![]() |
21 февраля 1975 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
2 ч 49 мин |
Три старых товарища — прямо как из начала анекдота — немец, поляк и еврей, меряют нетвердыми от выпитого шампанского и восторга шагами болотистую поляну, размечая пространство для строительства своей ткацкой фабрики. На дворе восьмидесятые годы девятнадцатого века, Российская империя, город Лодзь, лопающийся от промышленного бума и шальных денег. Здесь польскими руками, при помощи еврейской расчетливости, германской практичности и великорусского мздоимства с нуля создается крупный промышленный центр. В мутной водице плавает разная живность, от мелкого планктона до зубастых щук и все пытаются отхватить свой кусок от идущих прямо в руки миллионов. Отдельно взятый российский Клондайк, земля обетованная для расчетливых безумцев и проходимцев всех мастей. Дороги трех друзей через какое-то время разойдутся с тем, чтобы воссоединиться вновь уже на вершине местного затхлого торгового Олимпа, гребаного высшего общества, билет в которое приобретается только в обмен на самое дорогое, будь то родовая честь, догматы религии предков или отцовское наследие.
Ирония судьбы, но Анджей Вайда, принципиальный антикоммунист, снял один из самых ярких и безжалостных социалистических памфлетов мирового кинематографа. Всего-то оказалось нужным для этого совместить чеканный текст Владислава Реймонта с фирменными режиссерскими экспрессией и символизмом. Ни публика, ни власть так и не поняли и до конца не приняли «Земли». Кинокритики недоуменно шарили моноклями по кадрам, безуспешно пытаясь найти привычные для вайдовской старины тенистые аллеи и березняки, благородных панов с задумчивыми панночками, печаль, плач и аристократизм — былинную прекрасную Польшу Сенкевича и Мицкевича. Официальные польские и советские культчиновники так же ошеломленно перерывали фильм в поисках неизбежной (ну должна же она быть у этого антисоветчика) фиги в кармане и не найдя ее удивленно-удовлетворенно хмыкали — неужто перековался, наконец. Нет, не перековался, просто и материал и художественный вкус не смогли бы снести в экранизации ничего иного.
Тема отображения первоначального накопления капитала далеко не нова, много мировой классики построено на кричащих, яростных примерах неравенства, эксплуатации, банальной человеческой жадности. Но у Драйзера читатель начинает все-таки сопереживать Каупервуду, строящему по кирпичику свою финансовую империю, как яркому человеку и самой крупной акуле в море, у Золя ясно и достаточно сочувственно изложены позиции и жерминальских шахтеров и владельцев шахт, Диккенс или Гаскелл пытаются найти человеческие нотки, взаимопонимание и согласие и у хозяев, и у работников. Здесь ничего подобного нет. Никаких сантиментов, душеспасительных разговоров, эмпатии. Камера беспощадно фиксирует с фотографической точностью непрестанную послушность и тупость одних и непреходящую алчность других. Разломы, непреодолимые пропасти идут между классами и поколениями. Мостик через них может перебросить только золотой императорский червонец, ну или две дюжины процентов барыша.
На экране адский мир кирпичных, растущих, как грибы сараев, летающих пуха, тряпок и пакли, смятения и смешения народов, религий и рас. Истинный интернационализм, когда потомственный польский аристократ, вовремя смекнувший, с какой стороны масло на бутерброде, обхаживает жену еврейского промышленника ради важной биржевой информации. Невеста-шляхтянка с десятком поколений благородных предков? К черту ее. Немец-нувориш дает за дочку сто тысяч и долю в деле. Все беседки, усадьбы и портреты важных панов-прадедов двухвековой давности могут идти лесом. Польский вишневый сад давно вырублен сметливой и практичной пани Раневской, деревца пошли на паркет, деньги за дачи вложены в заводик, а пан Лопахин, пораженный неожиданной для аристократки расчетливостью, нервно и удивленно курит в стороне.
Фильм, как и Лодзь, делится на две части — Театр и Цех. В местном театре многоязыкая торговая публика крутит дела и интрижки, бьет удовлетворенно по рукам или стреляется в укромных ложах после биржевого краха. Это салон, подмостки, ежевечерний променад, куда нужно ходить, как на работу, чтоб с гордостью прихвастнуть об очередной удачной сделке и показать, сколько ты стоишь. Цех — языческий храм. Там происходит главное — делается полотно, создается барыш. Здесь, в непрестанных пыли и шуме ткацких станков, обитает пантеон богов-машин, которым нужно приносить ежедневные жертвы потом, кровью и деньгами, ведь эти боги могут озолотить или жестоко наказать. Одна из пиковых и самых впечатляющих сцен фильма — огромный агрегат посреди машинного зала, как перекормленный библейский Молох, плюет струей человеческого мяса и кишок — это отчаявшийся работник прыгнул в машину прихватив заодно в охапку и обидчика-хозяина, чтобы наконец хоть как-то отомстить, смешавшись с врагом в горячем масле и вращающихся шестернях. Машины — боги, идолы, истуканы. Перед ними нещадно камлают, но если божок не приносит обещанной прибыли его карают, как в старину пороли деревянных чурбанов при недороде. Нет прибыли — темной ночью сжигаем и храм, и богов — страховка возместит убытки с лихвой, а потом начнем дело по новой.
Ольбрыхский своей ролью обнуляет всю череду аристократичных кавалеров, которую он создавал в своих фильмах десятилетиями. Бедняга Кмициц, наверное, вертелся бы в гробу со скоростью динамо-машины, узрев, как его дальний потомок расчетливо разменивает голубую кровь в диких мезальянсах, якшается и лебезит перед богатыми плебеями. Пан, продавший, разменявший свое панство, гонор и родовую усадьбу на штуку сукна и медь звенящую. Войцех Пшоняк, блеснувший за пару лет до этого в артхаусном «Дьяволе» Жулавского, здесь подтверждает все щедро выданные ему авансы и готовится к главным ролям своей жизни — в вайдовских же «Дантоне» и «Корчаке». Прочая пестрая череда проходимцев и негодяев, нескончаемой вереницей проходящих через кадр не стоит упоминания, благо режиссер щедро наделил их большей частью самых выпукло-отвратительных человеческих чувств.
И фильм, и книгу можно считать наглядной документальной иллюстрацией к трудам Маркса, беспощадно описавшего подобный период первобытного капитализма в Англии. Срез эпохи и конкретного места, данный без гнева и пристрастия, ну может с толикой омерзения и экспрессии. Картины перед зрителем предстают мрачные, да и оканчивается фильм многоточием — где-то на краю экрана рееет красный флаг. Бессловесные бараны-рабочие все-таки проснулись. Шум далекой толпы, встревоженные лица фабрикантов, собравшихся вместе, разбитое стекло, булыжник, влетевший с бушующей улицы в окно. Остальное додумает сам зритель. Мир меняется, но отдельно взятое десятилетие, уместившееся в три часа фильма, мы запомним.
15 июля 2014
Фильм «Земля обетованная», снят в реалистичной манере, изображая безжалостный мир индустриализации, бессмысленно стремящийся за наживой. Общество капиталистов, с хищническими наклонностями, видит в женщине «живой товар». Герой Ольбрыхского, выступая настоящим мизантропом, не любит никого, а живет ради собственной выгоды. На контрасте деревни, с ее спокойствием и зеленью, режиссер рисует город на переднем плане повествования хмурым, бедным, но и богатым, показывая рабочего человека — «мусором» и «машиной», по выработке капитала. Несчастный случай на заводе, не трогает директора, он лишь сокрушается, как много ткани попорчено кровью и командует: «К машинам»!
Режиссер, вместе со сценаристом Владиславом Реймонтом (автором произведения по которому снят фильм), развенчают капиталистов, с их презрением к рабочему классу. В картине героиня Анки, жалеет людей, проявляя человечность к ним. Фраза, брошенная паном Боровецким: «Пусть подыхают с Богом» (о людях, еле сводящих концы с концами), производит в ее душе эффект разорванной бомбы. Ради собственной наживы (возведения ткацкой фабрики), Кароль, отказывается от любви, показывая темную суть своего «я», а достижение заветных целей: ни обманом, ни лжесвидетельством на Библии не трогает его совесть. А может, ее и вовсе нет…
Театр — главный объект разврата общества, создатели картины демонстрируют его на гране китча, выводя безкультурие зрителей на высший уровень, просящих крови и зрелищ! Атмосфера, в которой замужние дамы крутят шашни с любовниками, а друзья ищут способ подзаработать, сопровождаются балетом на сцене и обсуждением, где взять денег на строительство фабрики. Эротика в фильме — противна животными инстинктами, где пьяные люди разыгрывают, оргию, возле клетки с тигром. Позднее режиссер скажет, что снимал такие сцены, как бунт против ограничений на эротику в кино.
Кароль (Даниэль Ольбрыхский), форсящий в черном пальто, шляпе и белом шелковом шарфе — настоящий пан, для которого пройти по головам людей — ничего не стоит. Он антигерой, в глазах и облике которого — презрение ко всему на свете! Мориц — «братец лис» (Войцех Пшоняк), создает образ изворотливого человека очень достоверно, а рыжая шевелюра, добавляет эффект хитринки и без того «говорящему» персонажу. А Макс, на фоне друзей — самый честный человек, поэтому менее харизматичный. Актеры отыграли бесподобные роли, доказав зрителю, на сколько могут быть убедительными в стремлении донести, что богатство — не доводит до добра никого, в итоге опустошает и приводит к деградации…
В Польше фильм ругали за то, что он числился в рубрике «История рабочего движения. Классовая борьба», а зритель привык к тому времени, воспринимать Вайду в оппозиции. И все же «Земля обетованная», прошла в кинотеатрах аншлагами. Московский фестиваль 1975 года вручил картине золотую медаль, а в 1976 году «дядюшка Оскар», номинировал фильм, как лучший, на иностранном языке.
9 из 10
27 июля 2011