Рейтинг фильма | |
![]() |
8.1 |
![]() |
7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Странные взрослые |
год: | 1974 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Аян Шахмалиева |
сценаристы: | Марина Зверева, Аркадий Минчковский |
видеооператор: | Юрий Векслер |
композитор: | Вениамин Баснер |
художники: | Марксэн Гаухман-Свердлов, Римма Наринян |
монтаж: | Зинаида Шейнеман |
жанры: | мелодрама, драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
31 декабря 1975 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 18 мин |
Показана довольно забавная ситуация, и одновременно крайне приторная со многих сторон. Понятно, что для небольшого времени кинофильма нельзя раскрыть весь возможный круг проблем и тонкостей их разрешения, поэтому показали только наиболее характерные из возможных, и лишь применительно к конкретному ребёнку с его характером. Ведь это могла оказаться девочка с совсем другой натурой, тихая, необщительная и робкая, тогда история была бы совсем другая. Короче, ситуация отчасти выдуманная, но вполне себе реальная, применительно к «среднестатистическому» советскому ребёнку – активному, любопытному и смелому.
Первое большое упрощение. Почему-то в данной квартире проживали исключительно интеллигентные соседи. Это особо подчёркнуто сюжетом. Ни одного маргинала или хотя бы простого работяги, чисто для контраста. Лишь молодая соседка, которая сразу сдружилась с ребёнком, просто в силу возраста и личной симпатии (она же критиковала соседей за чрезмерную строгость к ребёнку и вообще за сложившиеся правила местного общежития). Понятное дело, ребёнок автоматически будет любить такого человека, который проявляет к нему повышенный интерес и благожелательность.
Условная строгость к новой соседке, которая делала «всё не так», на самом деле яйца выеденного не стоит. Особенно применительно к возрасту ребёнка, которому нужно лишь вежливо и настойчиво донести нужные правила и аккуратно добиваться их исполнения. Раздражение взрослых соседей понятно, т. к. их привычный, и во многом их не устраивающий мир (по объективным «коммунальным» причинам), стал ещё менее уютным с появлением на общей кухне внезапного «буйного» персонажа. Однако это раздражение, а равно и вежливая сдержанность, показаны именно чрезмерными. По правде говоря, в реальности могло быть ещё хуже, вплоть до физического воздействия. Но всё же для здоровой психики очевидно, что в представленных ситуациях можно было обходиться с девочкой помягче. Это же касается отца, неспособного найти нужных и понятных слов, чтобы донести ребёнку свою мысль, чтобы вывести человека на необходимое откровение.
Известно, что нет учебных заведений, готовящих будущих родителей, и чтобы стать таковым, не нужны никакие дипломы, удостоверения, свидетельства или справки. Родителями чаще всего становятся без особой специальной подготовки к этому. Поэтому воспитание детей иногда имеет неправильные до уродливости формы, в результате чего вырастают психопаты различной степени выраженности.
В этой истории девочке сильно повезло, её родители оказались интеллигентными, добрыми, внимательными и выдержанными людьми. Однако и они не всегда правильно применяли воспитательное воздействие, даже в рамках этого короткого кинофильма. Но зритель остаётся твёрдо убеждённым в том, что в таком семейном окружении девочка будет расти в достаточном комфорте и в максимально возможной любви, а это последнее – главное. И данная история это показала с убедительной доходчивостью: последняя сцена получилась очень пронзительной, трудно сдержать слёзы от восторга!
Второе упрощение. Показан ребёнок абсолютно нормальный, в целом готовый к новому опыту, к восприятию новых правил жизни, и даже безболезненно реагирующий на агрессивную критику (чаще чрезмерную). С таким ребёнком легко и удобно, он практически не причиняет хлопот, не требует повышенного надзора или ухода. Неприятности, доставленные девочкой окружающим, чаще всего являлись обычным проявлением детского взросления, и поэтому никак нельзя относить произошедшее к чему-то плохому. А вот драка с соседской девочкой – это не столько неприятность, сколько проявление очень важных человеческих качеств характера, на которые маленький ребёнок способен уже в таком возрасте. Это было великолепно!
Особое. Почему-то только пожилая соседка последовательно называла ребёнка настоящим именем Джульетта, в то время как остальные обращались по кличке «Тоня», образованной от фамилии, и которая прилипла к ней с детского дома. Можно допускать небольшую степень подобного панибратства с ребёнком, но только если это очень близкий человек и делает это подчёркнуто ласково. Иначе это крайне непедагогично. Вообще странно, зачем ребёнку придумали такое необычное имя для этой истории, ведь это ничего не значащий факт, никак не влияющий на сюжет.
Внезапный «взрыв» героя Демьяненко приятен для зрительского сердца, ведь его праведный гнев абсолютно естественный и обоснованный: больше нельзя этого терпеть, нельзя так дальше жить, понарошку, на полштыка, завёрнутым в полиэтилен и засыпанным нафталином!.. Искренне жаль таких мужчин, потому что, как правило, в их жизни ничего потом не меняется. Предшествующее этому взрыву поведение становится нормой жизни, и если оно в чём-то не устраивает, то человек всё равно привыкает и смиряется. Чтобы начать двигаться в новом направлении, нужно сделать хотя бы первый шаг, а просто «прогрев мотора» ещё ничего не значит. Нужны смелость и воля, или хотя бы «положение» в семье, а герой Демьяненко в этой истории продемонстрировал только противоположные качества. На этом жизненном этапе он обречён. Но я всё равно буду в него верить, потому что его порыв правильный.
Вывод. Очень хороший и добрый фильм, заставляющий задуматься об отношении к окружающим, особенно о внимании к детям. Отчасти история во многом формальная, без настоящих острых углов и глубоких ям. Но даже так получилось весьма эмоциональное кино, задевающее за живое.
2 декабря 2024
Посмотрела этот фильм только 20 августа — в день смерти талантливого актера Льва Дурова. Случайно увидела этот фильм на одном из каналов и уже не смогла оторваться.
Это необыкновенно трогательный, добрый фильм, отражающий реалии того времени.
Джульетта, которая выбрала сама именно этого папу и соответственно именно эту семью.
»- Везучая ты, Тоня! Тебя раз, и нашли.
— Нет, девочки, не так. Что мы грибы что ли, чтобы нас искали? Найдут, не найдут…
Взрослые ведь странные. Вот мой папа, например, подарил мне тогда цветы, застеснялся и больше не подходил… А я знаю, если бы я сама его не искала, сама за ним не ходила, он бы не догадался. Честное слово, девочки. А вы говорите, везучая.»
Вообще все персонажи в этом фильме очень запоминающиеся, у каждого свой характер и своя роль в этой истории. Отношение и любовь, которое родители давали Тоне. Эта любовь чувствовалась в мелочах. Было видно, как серьезно они отнеслись к ее удочерению и как аккуратно они ей пытались все донести. И эта малышка, которая старалась для всех сделать только лучше в силу своей детской непосредственности и неприспособленности к этому большому миру взрослых и детей, за пределами детского дома. И в итоге она принимает самостоятельное решение вернуться в детский дом.
«Я Джульетта, а чтобы скорей — Тоня»
Финальный момент, когда Тоня и ее папа (Лев Дуров) бегут навстречу друг другу, на мой взгляд, не может оставить равнодушными никого.
Трогает до глубины души. Люблю такие фильмы, после просмотра которых еще долгое время вспоминаешь эпизоды, слова. После которых остается послевкусие. Однозначно, вношу этот фильм в мою копилку любимых фильмов.
10 из 10
21 августа 2015
Один из подобных примеров — фильм «Странные взрослые». Мастер по свету одного из ленинградских театров берет на воспитание девочку из детдома. Девочка непростая, принципиальная, бойкая и пр. Поэтому у соседей по коммунальной квартире с ней масса проблем. Конечно, и новым родителям приходится туго.
В современных условиях это была бы история о сигаретах, алкоголе и наркотиках, каковой стала лента «Все умрут, а я останусь». Правда, главная героиня Джульетта (она же Тоня) помоложе будет, но тем забористее получился бы сценарий. А в советском фильме — это история о доброте, справедливости, мещанстве и даже коммунизме, которым даже в коммунальных квартирах не пахнет, потому что каждый человек — раб вещей, а девочка не может сводить других детей посмотреть на «Аврору». Конечно, в реальности дети в детдоме другие, и коммунальные квартиры не такие, несмотря на указанные в фильме недостатки, идеальные (народ все же интеллигентный), но… в фильме очень много тепла и добрых человеческих отношений. Просто блистательно сыграли Маргарита Сергеечева (Тоня) и Лев Дуров (Отец). Именно их игра придает кино такую трогательность. Смотреть всем, у кого ощущается недостаток добра и избыток цинизма.
7 из 10
23 августа 2012
Фильм необычайно добрый, светлый, исцеляющий и открытый, как сама главная героиня — Тоня-Джульетта (Рита Сергеечева). Словно из воды, в которой так неожиданно и стремительно в самом начале фильма пересекаются пути Джульетты и её «папы» (Лев Дуров), появляется радуга до самого неба, по которой Джульетта и поднимается, постепенно собирая вокруг себя всех, кто застрял где-то между небом и землёй, кто где.
Конечно, коммунальная квартира в фильме — это весь наш мир, в котором каждый живёт за своей дверью. Проводит дни, спасаясь тишиной и порядком общей кухни. Тяготится вынужденными контактами с окружающими жителями, охраняя свой далеко не просторный мир и уже не ожидая гостей в него. Здесь «ничего нельзя — такой порядок». Плохо каждому. Каждому по-своему. Но плохо настолько глубоко, так давно, такую долгую вечность, что выход видится только в ещё большем уходе в себя, в священный лабиринт своих проблем, в отделении от остального мира, в расселении и уж совершенной изоляции друг от друга. Разлука друг с другом кажется освобождением. «Богатство» жильцов этих комнат-склепов довело их до крайности индивидуализма, за порогом которого — серая беда, одна на всех. Но оно не отпускает от себя хозяев.
Исключение — родители Джульетты, прежде всего, «папа»: Джульетта ведь не случайно его «выбрала», ухватилась за него с такой детской и потому такой естественной, такой крепкой, всё преодолевающей верой. Джульетта уже не надеется — она видит и верит. Её вера не сомневается и не проверяет, не отступает и не колеблется, не грустит, а радуется и наслаждается своим же светом. Джульеттин «папа» свободен внутренне, он сам выбирает путь и служение, он чуток, его сердце умеет само поймать волну и настроиться на частоту боли другого рядом сердца. Многим людям до Джульетты нужно идти всю жизнь, но они так и не могут дойти, ходя кругами и не понимая, не слыша пути. А её «папе» оставалось только повернуть голову — и он её увидел. И только он мог услышать через весь огромный равнодушный город, какое окно её скрыло, когда её не оказалось рядом. Он СТАЛ её папой, потому что родство сердец определяется только тем, насколько они слышат друг друга. Вера Джульетты не обманула её. Такая вера не обманывает, кто бы что ни говорил.
Вот так простое (?) «стечение обстоятельств», которое всё же никогда в жизни не случайно, положило начало новой жизни обоих — Джульетты и папы, а заодно и всех остальных «жильцов», которых Джульетта повела за собой.
Нельзя, наверное, сказать, что она бросила лучик света в это тёмное царство: она сама не знает, как «быть хорошей» среди этих «странных взрослых». И действительно часто обижает их, ломая устои их жизни, вернее, помогая тем упасть, как, например, бесконечным лыжам около двери в ванную или реликтовому «чудовищу», стерегущему в коридоре. Джульетта — ребёнок, и она сама этот лучик. Она тоже слышит, сердцем чувствует правильное направление даже в дебрях закрытых дверей и чужих, нелепых, неуместных, большей частью бесполезных в таком их состоянии вещей — не только и, наверное, не столько материальных, между которыми едва можно пробраться. Но в этом и спасение. Здесь требуется операционное вмешательство, здесь недостаточно деликатно починить соседям часы, как это делает Джульеттин папа. Или даже начистить общий пол до такого же блеска, как в соседней шикарной квартире сбывшихся надежд и осуществлённой мечты, отдельной и независимой… тюрьме, в которой после всех перестроек и модернизаций «можно» едва ли не меньше, чем в этой общей. Пустыня осталась пустыней. Дело ведь не в вещах. Сюда надо пустить время. Новое время, приходящее на смену тишине и болезненному, застойному покою, которое исцелит всех своим СВЕТОМ.
В фильмах А. Шахмалиевой, таких как «Дети как дети», «Свет в окне» дети всегда приходят на помощь взрослым, дети зачастую оказываются сильнее и мудрее взрослых, как бы меняясь местами с ними в этом. Явление древнее, как мир, удивительное и даже во многом драматичное: в жизни, пожалуй, нет таких бед и проблем, в которых взрослые становятся в тупик или делают неверный выбор, но в которых не мог бы помочь ребёнок. В этом фильме это проводится особенно наглядно. Даже имя у ребёнка рассказывает нам об этом: по метрикам она Джульетта, но в мире — просто Тоня. Вот и сам фильм получился прекрасным и возвышенным, как Джульетта, и в то же время доступным и «своим», родным, как Тоня.
Конечно, «коммуналку» всё равно расселят, и каждый останется один на один с самим собой, как и за каждым из нас в своё время закроется дверь от света. Джульетта покидает нас, возвращаясь в свой мир из нашего театра, где бескорыстные осветители, хотя и стараются, ставя свет, но где всё равно темно в закоулках. Но фильм не об этом, иначе не было бы «повести печальнее на свете». Этот фильм о Любви. Джульетте-Любви. Я думаю, вот третье, подлинное имя этого сокровища, маленького, но бесконечно великого, милого и ценного. Фильм о том, что мы можем её возвратить! Всё оставив, не оглядываясь и не сомневаясь, мы вернём её к себе. Как это сделал Джульеттин папа, полюбивший её больше всего на свете. И она вернётся, чтобы остаться уже навсегда.
10 из 10
10 июля 2010