| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.7 |
IMDb
|
8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Мы так любили друг друга |
| английское название: |
C'eravamo tanto amati |
| год: | 1974 |
| страна: |
Италия
|
| слоган: | «A many splendored thing.» |
| режиссер: | Этторе Скола |
| сценаристы: | Адженоре Инкроччи, Этторе Скола, Фурио Скарпелли |
| продюсеры: | Пио Анджелетти, Адриано Де Микели |
| видеооператор: | Клаудио Чирилло |
| композитор: | Армандо Тровайоли |
| художник: | Лучиано Риччери |
| монтаж: | Раймондо Крочани |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
21 декабря 1974 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
2 ч 4 мин |
Третья заметная работа Скола демонстрирует целую галерею намеренно огрубленных, гиперболизированных образов (как например, тесть Джанни), стиснутых идеологическими рамками. Герои «Мы так любили друг друга» по ходу фильма обнажают свои левые политические пристрастия, в итоге предавая их. Нет ничего удивительного, что картина понравилась в Союзе и даже получила главный приз на Московском кинофестивале (и в отличие от триумфа Феллини там же с «8 1/2 » это не вызвало скандала на этот раз). У Сколы получилась очень тенденциозная лента, в сравнении с «Террасой», вышедшей несколько лет спустя, все здесь одномернее, площе, плакатнее. Да, конечно, зрителя трогает история трех друзей, влюбленных в одну женщину, тем более, что Сандрелли как всегда пленяет своим чисто женским и при этом скромно-сексуальным очарованием не только героев, но и зрителей-мужчин.
На протяжении сюжета «Мы так любили друг друга» то и дело возникает кинематографические ассоциации, режиссеры, актеры и фильмы, и надо всем витает романтика неореализма, что, безусловно, сообщает этой работе Скола ностальгии и горечи по утраченным временам еще не растоптанных идеалов. Не знаю, может быть, актеры советского дубляжа, ходящего сейчас в Рунете, постарались, но фильм кажется будто снятым у нас, а не в Италии, столь все в нем идеологически огрублено, схематично: здесь и внешне отвратительные богачи, и их не менее гнусные речи, и лобовая подача темы конформизма и приспособленчества (что, заметим, касается лишь одного героя), и актеры играют внутри узких типажей, явно не раскрывая диапазона своих профессиональных возможностей (это характерно и для Гассмана в драматическом образе, и для Манфреди, еще далекого от шедевральной игры в «Отвратительных, грязных и злых»). Что и говорить, Этторе Скола еще не приблизился здесь к своему акмэ, оставаясь пока режиссером второго эшелона (он это и сам понимает, снимая Феллини и Де Сика в ролях самих себя, как небожителей, которым заслуженно поклоняется). Зрителя, решившегося пересмотреть хронологически фильмографию Скола, ждут, впрочем, художественные открытия, хотя и разочарования тоже, одним из которых, к сожалению, и становятся «Мы так любили друг друга».
7 сентября 2025
Есть фильмы, которые не стареют — они живут вместе со временем, меняясь и открываясь с новой стороны каждому поколению. Картина итальянца Этторе Сколы «Мы так любили друг друга» — как раз из этой породы. Снятая в 1974 году, она одновременно и итог трех бурных десятилетий итальянской истории, и личная хроника разочарований, надежд, дружбы и любви.
Три героя — Антонио, Джанни, Никола — бывшие партизаны, победившие фашизм, но не сумевшие победить собственные слабости. Их дружба испытывается временем, политикой, карьерой, женщиной. И в этой истории нет злодеев — есть люди, которые, каждый по-своему, предают свою мечту. Скола делает не обвинение, а исповедь поколения: всё было честно, всё было искренне, но мир оказался сильнее их надежд.
Режиссура Сколы — филигранная работа мастера, который умеет соединять личное и историческое, трагическое и комическое. Его фильм — это путешествие сквозь жанры: здесь и сатира, и драма, и ностальгическая лирика, и даже кинематографическая игра в цитаты. Камео Витторио де Сика, аллюзии на Феллини и неореализм не выглядят дешевой данью моде — это живая память о том, откуда выросло послевоенное итальянское кино.
Актёрские работы — без слабых звеньев. Нино Манфреди даёт Антонио трогательную прямоту, Витторио Гассман делает Джанни обаятельным и циничным одновременно, а Стефано Сатта Флорес в роли Николы — это сама неудобная правда, горькая и прекрасная. Стефания Сандрелли как Лючана становится не просто женщиной между мужчинами, а образом Италии — уязвимой, желанной, непостоянной.
В истории итальянского кино эта лента занимает особое место — она подводит черту под эпохой неореализма и открывает дорогу более сложному, самоироничному взгляду на себя. Если фильмы режиссеров Росселлини и Де Сика были манифестами веры в человека, то Этторе Скола добавил туда иронии и сомнения, но сохранил главное — любовь к своим героям и веру в кинематограф как зеркало истории.
Для фильма «Мы так любили друг друга» я придумал такую метафору: это письмо режиссера людям его поколения, написанное через тридцать лет, с благодарностью и горечью. И, как любое хорошее письмо, его хочется перечитывать.
Фильм — великая человеческая комедия с горьким привкусом жестокой правды о том, что люди нередко предают свои мечты и идеалы молодости. С годами пылкое стремление изменить мир уступает место прагматизму, компромиссам и тихому смирению перед обстоятельствами. Но именно в этих изменениях — вся человеческая драма: мы взрослеем, мы теряем, мы учимся жить без того, что когда-то казалось смыслом всего. Скола показывает это не с осуждением, а с нежной иронией, напоминая, что даже предав мечту, можно сохранить в сердце её тёплый отблеск.
9 из 10
8 августа 2025
Сильная волна ностальгии. Жизнь катится как Колобок и укатывает и от бабки с дедкой и от папки с мамкой и от мальчика с девочкой. Это и есть основное качество жизни- «и от вас укачусь».
Прерванные дружбы и любови — основная сюжетная линия фильма.
Автор (Этторе Скола) приводит свою повесть к более менее благополучному финалу «Мы» — снова все вместе!
Но ностальгия с ее горьким привкусом остаётся на губах — только не слизывай эту горечь, отравишься…
но кто знает, может и надо почувствовать её до конца вопреки автору- и пережить катарсис: пусть жизнь укатывает — мы пока живы — и нам не о чем плакать… и прошлое наше не прошлое, просто оно пока ещё не наступило.
Фильм свой Скола посвящает неореалисту Де Сика, кино он вплетает в фильм благодаря тому, что один из трёх друзей киноман.
Особое мое переживание от первого сцены-кадра фильма. Война, партизаны в снегу в засаде. Крупные планы — мужские лица, ожидающих колонну нацистов. Это наверно какие-то особенные лица. Лица воинов красной армии вызывают, точнее пробуждают страх — мне страшно оказаться на войне, я почти в панике — я хочу жить, очень, — этот воображаемый страх так велик, что я готов сдаться, дезертировать или закрыв глаза броситься в атаку — все равно погибать так лучше сразу. Реакция на эти лица итальянцев у меня другая — вдруг я это воспринимаю как долг, и долг этот может оказаться сильнее моего страха…
А итальянцы в фильме очень итальянские — кажется даже, что это автор принудил их быть такими безмерно говорливыми.
Мои итальянцы не такие итальянские, как эти — в фильме Этторе. Но все равно, смотрю на этот бурный поток слов тепло и почти счастлив словно чего-то предвкушаю…
Ещё в этом фильме Рим — места узнаваемые — и ещё волна ностальгии по Риму; я не люблю Рим, так что за чувство я испытываю, зачем останавливаю просмотр, перематываю и снова вглядываюсь- да, вот фонтан — лодка и это конечно испанская лестница; наверно это часть той большой волны ностальгии — отворилась от целого и пробуждает во мне любовь к жизни- к моему римскому близкому прошлому, «которое ещё не наступило».
8 из 10
17 июля 2020
Прощание с иллюзиями — вот о чем это кино. О компромиссах, которые облегчают жизнь, но способны разрушить любовь и дружбу. О принципиальности, которая мешает достижению цели. Об одиночестве, — главной беде и несчастье современных людей.
Три товарища — Джанни, Никола и Антонио — вместе сражаются в отряде сопротивления, вместе мечтают о будущем. Но, когда заканчивается война, друзья всё дальше расходятся в своих политических взглядах, устремлениях, жизненных целях. Джанни ради карьеры предают свою настоящую любовь и женится на дочери богача. Никола тонет в иллюзиях неореализма и по жизни мечет бисер перед свиньями. Скромный Антонио работает врачом на скорой помощи и терпеливо ждет свою большую любовь по имени Лючиана, которая и является последним связующим звеном между тремя товарищами.
Всегда больно вспоминать о мечтах и надеждах молодости, которые год за годом рассыпаются в прах под натиском реальности. «Мы хотели переделать мир, а мир переделал нас!», — звучит как эпитафия.
В небольших эпизодах в роли самих себя отметились Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни. А один из основателей неореализма Витторио Де Сика в этом фильме в последний раз появился на большом экране.
8 из 10
16 марта 2015
Как-то вечером прогуливался я по улицам родного Ташкента. И вдруг обнаружил я, что инстинктивно начел идти в сторону Музея кино. Смотрю — афиша: «Дни итальянского кино. Вход свободный». Обрадовалась душа моя киноманская: во-первых — итальянская классика, а во-вторых — на халяву.
Взял программку и прочитал, что будут показывать «Мы так любили друг друга», фильм о судьбе трех друзей, влюбленных в одну женщину. Картина получила одну из трех главных золотых призов IX Московского Международного кинофестиваля.
Ответить однозначно на вопрос, к какому жанру принадлежит этот фильм, весьма нелегко. По существу, «Мы так любили друг друга» — «комедия по-итальянски», произведение того гибридного жанра, в котором смешное переплетается с серьезным, комическое с трагическим и который точнее было бы назвать трагикомедией. В целом же фильм — комедия характеров и вместе с тем комедия нравов.
Название фильма взято из слов старой итальянской песенки. Это фильм-воспоминание, фильм-раздумье о прожитой жизни. Фильм добрый, ироничный, жизнеутверждающий, в котором славное боевое прошлое трех друзей — итальянских партизан — не оплакивается, не превращается в торжественный монумент. Это воспоминание и раздумье, критическое и самокритическое. Это групповой портрет поколения — тех, чью молодость опалило пламя войны, закалили трудности первых послевоенных лет.
«Мы хотели переделать мир, а мир переделал нас!», — с горечью восклицает один из героев картины. Но, к счастью, безжалостный мир, общество потребления сумело интегрировать не всех. В жизненной борьбе сдались только менее стойкие. Более мужественных, более сознательных прошедшие годы лишь закалили. Острые социальные конфликты общества опустошили души одних, но не отняли веры в лучшее, справедливое будущее у других.
Трое героев фильма «Мы так любили друг друга» далеки от какой-либо схемы, у каждого свои достоинства и недостатки. Но вместе с тем каждый олицетворяет определенную часть итальянского общества, а все вместе — общество в целом.
Один из бывших партизан, Джанни, — молодой юрист без работы. Беспринципный и легкомысленный, он становится адвокатом и доверенным лицом строительного подрядчика, богача, невежественного и циничного, в прошлом нажившего капитал благодаря связям с фашистами, а ныне поддерживающего отношения с политиканами из правящей христианско-демократической партии. Женившись на его дочери Элиде, Джанни вскоре сам превращается в босса и отходит от прежних друзей.
Другой, Никола — провинциальный интеллигент, школьный учитель, страстно любящий кино и мечтающий стать кинокритиком. Его конек — история итальянского неореализма, он знает все про итальянское кино поры его расцвета, особенно про творчество Витторио Де Сика, своего любимого режиссера.
Однажды на телевизионном конкурсе «Оставь прежнюю сумму или удвой» он даже чуть было не выигрывает первый приз — целый капитал, но бурный темперамент и переполняющие его сведения подводят Никола: он погружается в детали и не может четко сформулировать ответ, которого ждет от него жюри. Никола зарабатывает на жизнь газетными рецензиями; фантазер, мечтатель, он ничего не умеет довести до конца из-за излишней горячности.
И, наконец, третий — он-то, по нашему убеждению, и является центральным, хотя и не столь ярким, как Джанни, образом фильма — простодушный и честный Антонио. Он не идет на жизненные компромиссы. Он куда менее образован и красноречив, чем оба его друга, он всего лишь санитар в одной из римских больниц, к тому же и там ему не дают хода заправляющие делами католические монахини из-за того, что он коммунист. Но Антонио из всех троих наиболее последователен в своих рассуждениях и поступках, он наиболее серьезен, добр, великодушен.
Жизненные пути трех друзей за долгие годы расходятся все дальше, но иногда они встречаются, чтобы поспорить, пошуметь, вспомнить прошлое, в траттории — всегда одной и той же скромной, типично римской траттории, которую они шутя прозвали «У короля половинной порции» (на целую у них часто не хватало денег). Там за стаканом вина они спорят о политике, об искусстве, о жизни с итальянской горячностью и страстью, пуская порой в ход вместо аргументов кулаки. Их тесно связывает не только партизанская молодость и ненависть к фашизму, старому и новому, но и общая любовь: один за другим они влюбляются в одну и ту же женщину, искреннюю, добрую, но ветреную Лючану. Она оставляет Антонио ради блестящего Джанни, а когда он из-за денег женится на дочери богача, ищет утешения в любви Никола, с тем чтобы потом возвратиться, на этот раз навсегда, к Антонио.
Выдержавшей все испытания дружбе, однако, приходит конец, когда Антонио и Никола случайно узнают, что Джанни скрывал от них свое грехопадение. Они с Лючаной видят его роскошную виллу, с изумлением наблюдают, как он, еще по-юношески стройный и спортивный, прыгает с вышки в бассейн. Этим стоп-кадром начинается и кончается фильм. Это не прыжок, а падение. Пусть картинное и плавное, но именно падение.
Джанни приобрел огромное богатство, влияние, но потерял друзей, любимую, из-за его бездушия, черствости покончила с собой жена, ушли из дома подросшие дети. И Джанни остался вдвоем с ненавистным стариком тестем, таким же неистребимым, как жажда денег, которую он олицетворяет…
К середине фильма на экране появляются собственной персоной Федерико Феллини с Марчелло Мастрояни и, наконец, кумир Никола — один из отцов неореализма Витторио Де Сика. Это было последнее появление на экране прославленного режиссера и актера: Де Сика умер как раз в то время, когда монтировался фильм «Мы так любили друг друга», и Этторе Скола посвятил свою ленту его памяти. Посвящение не случайное и не формальное: режиссер считал себя учеником и продолжателем Витторио Де Сика.
3 августа 2008