Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Клещ |
английское название: |
Il saprofita |
год: | 1974 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Серджо Наска |
сценарий: | Серджо Наска |
продюсеры: | Гленн Саксон, Николас Де Уитт, Ринальдо Марсили, Энцо Джульоли |
видеооператор: | Джузеппе Акуари |
композитор: | Санте Мария Ромителли |
художники: | Джорджо Луппи, Фьямма Бедендо, Марио Джорзи |
монтаж: | Ерминия Марани, Джузеппе Джакобино |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 октября 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Серджио Наска снял всего семь фильмов, «Клещ» - его первая картина. Надо сказать, в этой работе он предстал зрелым мастеров, проявив неординарный талант. Более того, он при этом замахнулся на устои итальянского общества, в котором католицизм имел в то время огромное влияние. Здесь надо отметить, что последующие фильмы мастера оказались значительно слабее.
Главный герой фильма – немой семинарист с туманной перспективой, ведь по окончании семинарии ему проблематично устроится куда-либо, церковники должны уметь не просто разговаривать, а очень хорошо говорить, убеждать, внушать. Все это достигается красноречием. Поскольку это проблема не только его, то наставник пристраивает семинариста в богатую семью ухаживать за мальчиком, прикованным к инвалидной коляске.
Начало вроде бы ничего особенного не предвещает. Юноша аккуратен, внимателен, услужлив. Но дело в том, что семья, в которую он устроился не только не благополучная, но и подвержена порокам загнивающего дворянства. Однако это не смущает нашего героя. Местами он ведет себя как бравый солдат Швейк, но ничего комичного в этом нет.
Фильм после своего появления на экранах был запрещен католической церковью и некоторое время пролежал «на полке». Так что не у нас одних. Корыстолюбие, показуха, прикрывающая тотальное отсутствие веры, отсутствие каких-либо моральных устоев, беспринципность, бесчеловечное отношение к пастве, мошенничество со святыми мощами и исцелениями – все, что мы слышали отрицательного о церкви, режиссер здесь показал наглядно и красочно.
Осуждать главного героя не хочется. Моралисты, конечно, будут непримиримы. Но есть в его поведении положительные моменты. Баронессе, еще не старой женщине, нужен мужчина – пожалуйста. Ведь надо учесть, что и семинарист «мужчина в полном расцвете сил». А то, что после трагедии в конце фильма он заговорил, так это знак божий – все было сделано верно. Так это можно трактовать.
В этой скромной картине снялись довольно известные артисты. Наверное, наиболее популярной являются шведская звезда Джанет Агрен и Эл Клайвер (это псевдоним итальянского актера Пьерлуиджи Конти), который уже на следующий год после «Клеща» исполнил одну из главных ролей в «Волне желания». Надо отметить, насколько Эл за этот год изменился внешне, как возмужал.
Хотелось бы еще отметить, что фильм необыкновенно красив. Это действительно картина, иначе не назовешь. Поэтому этот фильм не для единичного просмотра. Его можно пересматривать довольно часто.
10 из 10
11 ноября 2023
Пронизанная едким сарказмом и сочащаяся откровенной и неприкрытой ненавистью (иначе это чувство и не назовешь) к католической церкви антиклерикальная драма Серджио Наска в свое время с огромным трудом получила прокатный сертификат в Италии… После чего оказалась прочно и надолго забыта. В конце концов, в разных концах света практически каждый год появляются фильмы, с которыми христианские церкви разных конфессий считают нужным бороться (равно как и фильмы, считающие нужным бороться с христианскими церквями) — на все никаких инквизиций не хватит. Так что долгие годы о «Клеще» никто не вспоминал, пока пару лет назад фильм неожиданно не был извлечен из запасников, отреставрирован и выпущен на DVD. Впрочем, второе рождение этого вредного насекомого прошло тихо и незаметно, оставшись востребовано разве что немногими коллекционерами старого кино да отдельными любопытствующими, заглядывающими в самые пыльные закоулки истории европейского кинематографа.
А между тем «Il Saprofita» — явление для своего времени незаурядное. Для молодого на тот момент режиссера Серджио Наска он стал дебютом в кино, и дебютант со всем пылом нерастраченных сил обрушился в нем на основы основ итальянского общества, которые, в-общем, не так уж сильно отличались от пресловутых российских «православие, самодержавие, народность». Если «самодержавие» (т. е. политику и власть предержащих) фильм особо не затрагивал, то церковь и «народную» (сиречь, обывательскую) мораль разносил в пух и прах, убеждая зрителя, что эти краеугольные камни общества давно сгнили изнутри и, стало быть, никак не могут служить для него опорой. Впрочем, об идеологической подоплеке фильма распространяться особо долго смысла нет — достаточно прочитать любой пост из интернет-сообщества «Антирелигия», чтобы представить себе все, что хотели сказать авторы «Клеща»: все, в чем обвиняют церковь ее современные критики, показано в картине Серджио Наска. Мздоимство, показное благочестие, прикрывающее тотальное отсутствие веры, повальный гомосексуализм и педерастия, отсутствие каких-либо моральных тормозов, хамское отношение к пастве, откровенное мошенничество со святыми мощами и исцелениями и т. д., и т. п. — все, что вы слышали плохого о церкви, синьор Наска здесь наглядно проиллюстрировал.
Главный герой фильма (первая главная роль в карьере «звезды» итальянского трэша Эла Кливера) заканчивает семинарию, но будучи немым от рождения не может рассчитывать на рукоположение в священники. Тем временем баронесса Клотильда Бецци, женщина богобоязненная и богатая, просит епархиальные власти подобрать ей личного секретаря из числа студентов покрепче. Ее муж находится в преклонных летах, а сын с детства прикован к инвалидной коляске и ему требуется опекун и помощник. Вот эту вакансию и предлагается занять герою Эла Кливера, благо его мать с двумя другими своими дочерьми живет в деревне неподалеку от поместья Бецци.
Впрочем, насколько синьору Клотильду действительно волновала судьба ее сына, осталось неизвестно, поскольку в первую очередь от бывшего семинариста ей требовались услуги несколько другого порядка. Тому ведь грех замолить — дело пустяковое. К тому же муж тут как раз из окна очень удачно выпал: то ли финансовые дела в конец запутались, то ли на молодую жёнушку смотреть совсем уж тошно стало… Так или иначе, но Клещ вцепился в свой шанс всеми своими челюстями и жвалами. Ведь что такое возможность вырваться из нищеты по сравнению с какой-то там моралью? Тем более, что семинарские порядки, которые флэш-ретроспекциями всплывают в памяти главного героя, ни о какой такой морали даже и не заикались. Правда, настырный тинейджер в инвалидном кресле, все время назойливо напоминал о себе, требуя опеки и мужского сопереживания, но ради цели можно ведь и потерпеть. Вот только соблазны… Клотильда — вдова хоть и молодая, но все же не очень, а кругом столько всего… доступного для сексуально одаренного юноши. Особенно если сойтись во мнении относительно любимых святых во время паломничества в Лурд.
В конце концов, раздвоение личности Клеща, стремящегося, как и любой священник (тот же, например, дон Вито — духовник баронессы) к получению максимальной выгоды от жизни без приложения к тому каких-либо усилий, но из-за дефекта речи лишенного такой возможности, приведет к трагедии. Вот только глубоко укоренившийся в нем поп даже убийство, им самим совершенное, способен вывернуть наизнанку и обратить к собственной пользе. Ведь присосавшегося к жертве клеща нельзя оторвать до тех пор, пока он не насытится.
При том, что история, рассказанная Серджио Наска, полна драматизма, в ней нашлось место для огромного количества сатирических ноток. Настолько много, что порой фильм напоминает антирелигиозный памфлет, особенно, когда речь заходит о тех или иных церковных обрядах. Здесь режиссер высмеивает все, не останавливаясь даже перед откровенным глумлением над погребальным ритуалом. Похороны разбившегося барона, которым рады все без исключения их участники (семья, потому что избавилась от обузы, священники и плакальщицы — потому что появилась возможность подзаработать, многочисленные бедные родственники — просто поесть нахаляву), превращаются в череду нелепых и смешных происшествий, в конце которой от смеха воздерживаться становиться уже невозможно. Подобными мизансценами: проводы паломничества в Лурд, превращающиеся в скотский штурм поезда в стремлении занять лучшие места; молитва в дормитории семинарии, переходящая в гомосексуальные игры — Наска откровенно дает понять, что главной, а может и единственной его целью во время съемок, было нарваться на скандал. Что он, в конце концов, и получил. За этим скандалом рассмотреть насколько удался фильм сам по себе, к сожалению, довольно сложно. Да, собственно говоря, и не нужно: Наска ведь снимал антиклерикальный лубок и вряд ли что-то большее. А с этой задачей начинающий в те годы режиссер вполне уверенно справился.
12 апреля 2011