Электра, любовь моя
Szerelmem, Elektra
7.2
7
1974, драма
Венгрия, 1 ч 10 мин
В ролях: Дьёрдь Черхальми, Йожеф Мадараш, Мария Байчаи, Лайош Балажович, Йожеф Биге
и другие
Минуло 15 лет, как убили Агамемнона. Его убийца Эгист отмечает очередную годовщину правления. В устроенный по такому случаю День Правды каждый может сказать Эгисту все, что о нем думает. Но народ безмолвствует. Эгист приказывает говорить правду, а в ответ слышит лишь похвальбы. Бунтовать пытается только Электра, дочь Агамемнона.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Электра, любовь моя

английское название:

Szerelmem, Elektra

год: 1974
страна:
Венгрия
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Янош Кенде
композитор:
художники: Тамаш Банович, Жужа Вице, Андрашне Кишш
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 декабря 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 10 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Электра, любовь моя», 1974

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Электра, любовь моя», 1974

Малопопулярное новаторство

Любому синефилу с большим зрительским опытом очень хочется иногда посмотреть что-нибудь такое, чего он не видел никогда, что очень сложно, учитывая огромное количество просмотренного материала. Однако, смотря впервые картину Миклоша Янчо «Любовь моя, Электра», и не имея ранее возможности познакомиться с творчеством этого постановщика (когда-то смотрел лишь «Без надежды», но из-за проблем со звуком ничего не понял), могу сказать, что кинематографический стиль Янчо – это нечто действительно новое, хоть и знакомое опосредованно через фильмы Ангелопулоса, Звягинцева и Германа-младшего. В ленте «Любовь моя, Электра», которую многие критики считают лучшей у него, режиссер попытался создать визуально-акустический аналог поэзии, мало связанный с конкретикой и наполненный абстрактными символами.

Подчеркнутая вневременность происходящего (вроде бы древняя Греция, но одежды, музыка и танцы – венгерские народные, при этом присутствуют и нарочитые анахронизмы вроде вертолета и револьверов) призвана обозначить главную тему – политическая тирания и сопротивление ей. Свержение тирана у Янчо не оборачивается, однако, еще больше тиранией, хотя постановщик не раз подчеркивает фанатичную нетерпимость бунтовщиков. Танцы большой массовки, обнаженная натура, трудноуловимое, но при этом ощутимое присутствие поэзии в каждом невероятно продолжительном плане-эпизоде не обременяют зрителя своей длительностью, хотя он и смотрит на часы, ведь вторая половина фильма скучнее и менее символически насыщенна, чем первая.

«Любовь моя, Электра» длится с титрами всего лишь 70 минут, и это идет фильму на пользу: зритель не успевает заскучать от стиля Янчо, хотя он делает все возможное, чтобы его картина была ни на что не похожа, делая ее максимально не зрительской. И сейчас на Кинопоиске фильмы Янчо оценивают от двухсот до четырехсот человек, его аудитория мала, но преданна, ибо посмотрев один его фильм, хочется еще раз погрузиться в причудливую абстрактность его поэзии. Какую-то, хоть и минимальную нарративность этой картине придает то, что снята она по мотивам пьесы Ласло Дюрко: отсюда проникновенные и обличительные монологи Электры. Фильм заканчивается коллективным танцем и гимном революции, полетом в красном вертолете под рассказ и возрождающейся жар-птице.

Можно сказать, что в своей ленте Янчо воплощает идею Замятина о том, что то, что было ересью вчера, становится истиной сегодня, а то, что является ересью сегодня, станет истиной завтра. Это немного видоизмененная диалектика истории Гегеля, потому подход Янчо к материалу вполне можно назвать диалектическим. Он показывает, как свободолюбие и бунтарство, выходя из подполья, меняет власть, становясь из ереси истиной. Трудно не предположить, что в будущем сами Электра и Орест станут тиранами, которых также будут смещать уже другие бунтовщики. Вне всякого сомнения, что фильмы Миклоша Янчо, особенно его ранняя трилогия («Без надежды», «Звезды и солдаты», «Тишина и крик»), а также данный фильм – это серьезное, новаторское слово в кинематографе, куда более обновляющее его язык, чем творчество последующих эпигонов Янчо вроде Ангелопулоса.

В то же время, несмотря на всю прогрессивность киноязыка и содержания «Любовь моя, Электра» - фильм неровный и плохо структурированный, почти начисто лишенный композиции. Это, как и фильмы Годара, набор интуитивных ощущений без начала, конца и середины. При этом его вдохновенная, пронзительная поэтичность и символическая насыщенность, пусть и абстрактная (особенно первые полчаса, когда зритель вообще на смотрит на часы), способность постановщика совладать с гигантской массовкой, пластически и хореографически ею управляя, не могут не очаровать зрителя, тем более пресыщенного синефила, уставшего от воспроизведения в кино одних и тех же схем и образов. Для такого уставшего зрителя фильмы Янчо – настоящая находка, способная приободрить и нацелить на дальнейший поиск новаторских и оттого малопопулярных фильмов.

1 декабря 2022

Пока народ ещё косит

Минуло 15 лет, как убили Агамемнона. Его убийца Эгист отмечает очередную годовщину своего правления. В традиционно устраиваемый по такому случаю День Правды каждый может сказать Эгисту всё, что о нём думает. Однако народ безмолвствует. Тогда Эгист приказывает говорить правду, но в ответ слышит в свой адрес лишь похвальбы. Бунтовать пытается только Электра, дочь Агамемнона. Тут инкогнито появляется Орест, брат Электры. Электра и Орест встают на путь мщения и уже не находят сил остановиться. Как не находят и общего мнения, какие именно применять методы борьбы — насильственные или демократические…

Янчо обратился к одноименной пьесе своего соотечественника Ласло Дюрко (интерпретировавшего не столько трагедию Софокла, сколько древнегреческий миф), чтобы на её основе предаться размышлениям о тирании и свободе. В фильме «полемизируются» в основном две темы: а) народ привязывает к тирану только страх; б) если народу даётся свобода, то он не знает, что с нею делать.

Szerelmem, Elektra — одно из главных творений венгерского реформатора, соединяющий идеологические иносказания и хореографическую символику: декламации, вложенные в уста героев, всякий раз сопровождаются активным передвижением в кадре человеческой массы. Вместо психологического «кино переживания» режиссёр явил «антитеатр представления». Но находящаяся в постоянном движении камера избавляет фильмы Янчо от сопоставлений со смежным — сценическим — искусством, где взгляд зрителя статичен и всегда исходит из одной точки (с определённого места в конкретном ряду).

Янчо впадает в иную крайность: не даёт камере остановиться ни на секунду, порой заставляя её совершать рискованные эскапады в самой гуще тщательно организованных натурщиков. С точки зрения хореографии — это добросовестно исполняемые «полупрофессиональные подтанцовки», не более. С точки зрения кино — это высший пилотаж конструктивного и пространственного мышления. Так развести массовку и сложные концептуальные па, которые приходится одновременно выписывать на «венгерском ковчеге» камере оператора Яноша Кенде, мог только настоящий режиссёр-диктатор.

Янчо — любитель мистифицировать историю и бесконечно переделывать сценарии. На съёмках своих декларативно-изобразительных шедевров он вынужден был стать тираном, поскольку столь сложные перемещения в кадре уже не допускали никаких импровизаций, ибо запросто могли обратить всё в хаос. Так что антитоталитарная по сути «Электра» в то же время пример режиссёрской тирании на съёмочной площадке.

Так опыт деспотичной власти сублимировался в манипулирование кордебалетом статистов, где танцы и хороводы народных масс есть не что иное, как выражение коллективного бессознательного. Здесь любое физическое перемещение персонажей в кадре — чистая аллегория, поскольку выражается не в бытовом виде, а является фигурой речи — носителем специально разработанной семантики. Даже «обнажёнка» — изысканная, но при этом абсолютно неэротичная, — играет в его венгерских картинах чисто функциональную и знаковую роль.

В «Электре» Янчо манипулирует не душами исполнителей, а именно плотью, что, однако, не мешало его ведущим актёрам всякий раз проявлять свои харизмы. Черхалми, Мадараш, Балажович не только звёзды «made in Янчо», но они ещё и сами по себе главные лица национального кино. Здесь вместо героев на первый план выходит структура, которая подчиняет себе всё — и сюжет, и характеры, и психологию, и, наконец, чувства зрителей. Слёзы на фильмах Янчо такой же нонсенс, как и катарсис. Зато взамен даётся нечто не менее ценное — уникальная языковая суггестия.

Янчо отважно смешивает здесь разрозненные символы: стилизованные рубища актёров соседствуют с языческой наготой, архаичные кинжалы и кнуты с огнестрельным оружием и лакированной гитарой Тамаша Че, исполняющего свои политические зонги. А венчает всю эту образную эклектику красный вертолёт — «птица победившей революции». Такая «злонамеренная» условность делает всё происходящее абстрактным, но в то же время и максимально универсальным для восприятия.

«Электра» вполне может считаться квинтэссенцией и визиткой творчества Янчо, поскольку к этому моменту он уже выработал свой индивидуальный стиль, который узнаётся на второй секунде демонстрации. Неожиданное появление этого фильма в советском прокате в 1990-м было красивым и в то же время крайне наивным демократическим жестом последних революционеров от кино, рожденных Пятым съездом кинематографистов. Тогда команда реформаторов под руководством Элема Климова не только реабилитировала собственно полочное кино, но и попыталась вытащить на свет божий запретные и ранее недоступные зарубежные фильмы.

Но ренессанс кино как искусства не состоялся: прокатная система рухнула, а вместе с нею все надежды приобщить «стерилизованного советского зрителя» к мировым шедеврам. К тем достижениям кино, которые следовало смотреть только на большом экране. Они были вытеснены в резервацию экрана малого, и продвинутый зритель вынужден был знакомиться с классикой посредством home-видео.

Приходится признать, что за истекшие годы фамилия Янчо не стала брэндом даже для киногурманов. Гениальный мадьяр относится к тем радикалам экранного языка, чей «эстетский формализм» предстал откровением лишь для немногих избранных. Вокруг его картин образовался очень узкий культовый круг поклонников, которые, подсев однажды на Янчо, с течением лет уже не смогли соскочить с этой иглы, так и не соблазнившись другими модными веяниями.

29 декабря 2013

Драма Электра, любовь моя появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Миклош Янчо. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Дьёрдь Черхальми, Йожеф Мадараш, Мария Байчаи, Лайош Балажович, Йожеф Биге, Тамаш Чех, Дьёрдь Делианис, Балаж Галько, Габи Йобба, Тамаш Йордан, Янош Ловаш, Шандор Ловаш, Чаба Оскаи, Ласло Пельшёци, Янош Райман.

Страна производства - Венгрия. Электра, любовь моя — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.