Рейтинг фильма | |
![]() |
7.9 |
![]() |
8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эдвард Мунк |
английское название: |
Edvard Munch |
год: | 1974 |
страны: |
Швеция,
Норвегия
|
режиссер: | Питер Уоткинс |
сценарий: | Питер Уоткинс |
видеооператор: | Одд-Гейр Сатер |
художники: | Ада Сколмен, Грета Хейер |
монтаж: | Питер Уоткинс |
жанры: | фэнтези, драма, детектив, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
$43 539 |
![]() |
$43 539 |
Дата выхода | |
![]() |
12 ноября 1974 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
3 ч 30 мин |
Начну с того, что это лучший из тех фильмов о художниках, которые мне удалось посмотреть. Совершенно непонятно, как данный шедевр мог оставаться незамеченным долгие годы. Фильм был отвергнут Каннским фестивалем в 1976 году, после чего долгие годы ждал своего воскрешения уже в 21 веке.
Я был искренне удивлён, когда прочитал, что в фильме задействованы сплошь непрофессиональные актёры. Впрочем актёрство здесь было бы лишним. Люди в кадре — ожившие картины Мунка. Мрачные, с болезненными тёмными мешками под глазами. Те саме люди, что так старательно прячут глаза на полотнах художника, в фильме почти в каждой сцене бегло бросают взгляд на нас с вами. Эти взгляды в камеру, наверное, то самое, что больше всего цепляет в «Эдварде Мунке» и делает фильм таким незабываемым.
Псевдодокументальная стилистика кинокартины — очень удачная находка. Порой забываешь, что это лишь старательно восстановленная атмосфера Норвегии конца 19ого века. Притом, что фильм неторопливо описывает вехи из биографии Мунка в хронологической последовательности, тем не менее снова и снова отчаянно прорываются одни и те же кадры маленького Эдварда, кашляющего кровью. Искажённые туберкулёзом лица, непонимание отца-священника и разочарование отношениями с фру Хейберг, всё это снова и снова мы видим на экране, всё это наложило отпечаток на творчество художника с вечными для него темами смерти, страха и чувств.
Картина Мунка «Крик» стала для многих символом всех мировых войн и кровопролитий, случившихся с человечеством в 20 веке. В фильме об этом ничего не сказано, зато закадровый голос Питера Уоткинса не забывает упомянуть о рождении Гитлера и Геринга. Вообще, все исторические события, упомянутые Уоткинсом, создают чуть ли не эффект радиостанции — в них чаще нет никаких параллелей с жизнью художника. Тем интереснее погружаться в тот мир, полный надрывных противоречий. Без противоречий никогда бы не родилась столь кричащая и острая живопись на грани.
Бедность детей, работающих по 10 часов и лоск богемы, гуляющей по улице Карла Юхана.
Любовь и секс.
Анархисты и буржуа.
Всё это великолепно противопоставляется в фильме. Кому-то фильм покажется затянутым, но я очень удивился, как быстро пролетели 200 с лишним минут. По силе воздействия, как я уже писал, в сравнение не могу поставить ни один фильм о художниках. Приходят на ум только письма Винсента Ван Гога. Всем любителям живописи и Скандинавии. Ингмар Бергман назвал фильм гениальным творением, с чем сложно не согласиться.
10 из 10
27 марта 2012