Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Крах инженера Гарина |
год: | 1973 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Квинихидзе |
сценаристы: | Сергей Потепалов, Алексей Толстой |
видеооператор: | Вячеслав Фастович |
композитор: | Владислав Успенский |
художники: | Борис Быков, Татьяна Кочергина, И. Мишина |
монтаж: | Александра Боровская |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 октября 1973 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Леонид Квинихидзе подарил этой ленте особый, неторопливый темп повествования. Он завораживает и очаровывает. Безумие борьбы за власть разворачивается спокойно и без особой суеты. Каждый кадр выхватывает то, с каким наслаждением инженер Гарин осуществляет свою личную борьбу за мировое господство. В конце концов, именно размеренность - привилегия правящего класса. И Гарин ровно также никуда и не собирается спешить. Он поставил себя на одну чашу весов с элитой и готов понести за это ответственность.
Квинихидзе не стал пересказывать события книги Толстого, морские сражения (а они у него вероятно вышли бы гениально), рассказы о комитете 300 и биржевые баталии. Да и сам финал у Квинихидзе не особо соответствует литературному первоисточнику (на то есть замечательная лента с Евстигнеевым). Куда важнее авторам было передать настроение борьбы и покоя, сделать крупные планы очаровательной Зои и Гарина, выделить Кайдановского. Каждая из четырех серий бедна на события, но как проработана визуальная часть ленты. Нонна Терентьева действительно походит на авантюрную даму, сбежавшую из России в Европу. Кажется, что эта киевлянка, родившаяся в Баку, действительно много лет посвятила жизни в Париже. Она и не спешит устраивать жеманную театральщину, а просто становится Зоей.
Нечто фантастическое создает и Олег Борисов. Он не стал создавать авантюрного маргинала. Кажется, в некоторой мере Олег Иванович был очарован эти персонажем. Его Гарин - безумец, ставящий на кон все. Его жизнь, будто игра в русскую рулетку - оголенный нерв на пределе возможностей. И сквозь такой напалм Борисов попытался показать нам человека ницшеанских убеждений. Берущего инициативу на себя и борющегося за власть. Этак трактовка здорово уходит от того, что предложил нам Толстой. У него Гарин мог мило улыбнуться Зое и выдать нечто воодушевляющее: 'Рад тебя видеть. Не грусти, крошка. Сорвалось - наплевать. Заварим новую кашу... Ну, чего ты повесила нос?'. У Борисова Гарин более эгоцентричен и резок.
Затянутость, недостаток интриги, остроты, а фильм несмотря на все завораживает. Как не увлечься, не пересмотреть? Просто следить за тем, как чинно и точно свои актерские работы дарят нам Нонна и Олег, Александр Белявский и Василий Корзун, Ефим Копелян и Александр Кайдановский. Будь возможность у создателей ленты пригласить французских или американских актеров, вероятно советский 'каст' был бы более аутентичен и в своей выразительности безусловен. Даже жаль, что в те вполне спокойные семидесятые этот фильм не имел особой прокатной зарубежной судьбы. Он неимоверно конкурентоспособен.
8 из 10
19 февраля 2024
Европа; конец 20-х годов XX века
Гарин /Олег Борисов/ - талантливый учёный, который изобрёл смертоносное оружие и мечтает о захвате мира
Зоя /Нонна Терентьева/ - эмигрантка из России, любовница миллионера Роллинга, который заинтересовался изобретением Гарина
Роллинг /Василий Корзун/ - миллионер, на чьи деньги рассчитывает Гарин
Шельга /Александр Белявский/ - советский милиционер, отправившийся в Европу за Гариным, чтобы остановить его планы
Я читала роман Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», который меня не сильно впечатлили, но что-то интересное в нём всё же проскальзывало. Этот же сериал является самой унылой экранизацией, которую я когда-либо видела.
Все персонажи невероятно скучны и невнятны. Какие-то потуги выдавить из себя эмоции…Доблестный советский милиционер, спасающий мир… Борисов играет хорошо, но ни с кем у него нет полноценного дуэта.
Спасает фильм разве что Нонна, исполнившая роль Зои. Актриса очень красива, видеть её на экране приятно и…не более. Её героиня в данном мини-сериале блёклая и скучная, если не считать внешней красоты. Насколько помню /могу ошибаться/ в книге Зоя была не менее тщеславна и амбициозна, чем Гарин, и поддерживала его идеи. Здесь же её сделали внезапно приличной в самый последний момент.
В общем, есть ещё экранизация с Евгением Евстигнеевым. Её я, пожалуй, когда-нибудь всё же гляну. Но этот сериал очень скучен, еле выдержала. Да ещё бесила отвратительная излишне громкая и ни капли не красивая музыка, действующая на психику угнетающе-раздражающе.
25 июля 2023
Кларнет в роли портативной версии гиперболоида и телескоп в роли боевой модели, депрессивный Вильнюс нач. 70-х в роли Парижа, и не пойми что под видом интереснейшего фантастического романа Толстого. Низкобюджетная подделка — именно такой получилась эта экранизация. Замени авторы имена и профессии героев, на скажем, мелкий шулер Иванов, сыщик Петров и т. д. получилась бы добротная психологическая драма с элементами политического детектива. Но вот это — ниразу не фантастический фильм, и ниразу не по мотивам Толстого. И титры перед началом фильма — это ложь. Если мотивы еще прослеживаются худо-бедно в 1 и 2 сериях, то начиная с 3 — это все что угодно, но не Толстой. Вопрос авторам, зачем безжалостно удалены столько интереснейших персонажей, связанных и с сюжетом и с героями — в книге, и введены новые, чужеродные и неинтересные с притянутой за уши мотивацией?
И Гарин Борисова, это разве Гарин Толстого? это только его часть, негативная часть. Этот Гарин, кто угодно но только не инженер. От него за весь фильм ничего инженерного мы не услышим и не увидим, только все почемуто твердят что он гений от техники, но упорно показывают интригана, мошенника и психопата поэтому и его разговоры о мировом господстве ничего кроме ироничной усмешки не вызывают, ибо из фильма вобще непонятно на какие средства он живет, ездит заграницу, снимает дома и гостиницы и почему так популярен. Показан эпизод жизни бездарно потерявшего все неудачника, непонятно откуда свалившегося на зрителя — а такой герой не может быть интересен, и психологически обесценивает всех остальных героев с ним связанных да и весь фильм. Но, может посмотрев эту постановку у многих возникнет желание прочесть книгу, как у меня в далеких уже 80-х — а это неплохо. Хотелось бы, очень хотелось, поставить фильму хорошую оценку, за первые две серии, неплохую музыку и замечательную игру актеров, но нужно быть обьективным.
6 из 10
21 апреля 2018
Еще одна попытка экранизации романа Алексея Толстого. Несмотря на то, что этот фильм справедливо ругают за некоторую небрежность и невнятность, именно Олегу Борисову удалось наиболее точно воплотить на экране образ безумного ученого. Те из вас, кто читал книжку, при просмотре обнаружат, что создатели фильма очень вольно обошлись с сюжетом, исказив все, что только можно было. И вот что у них получилось.
Злобный ученый доктор Фуфелшмерц более известный как инженер Петр Гарин, изобрел гиперболоид — устройство способное генерировать мощный тепловой луч огромной разрушительной силы. С помощью этого устройства Гарин намерен добыть золото из земных недр, чтобы… А вот дальше он и сам, похоже, не совсем уверен, чего хочет. Разбогатеть, обрушить мировую экономику, захватить мир. Чтобы его остановить майор Монограм отправляет на задание бесстрашного утконоса Перри, в облике сыщика уголовного розыска Василия Шельги. Он не носит модную хипстерскую шляпу, как Перри, но зато на нем, не менее модная кепка и он такой же бесстрашный борец с преступностью, а также с проклятыми буржуинами и, особенно, с безумными учеными.
Далее авторы фильма наплели такой отсебятины, что мне не хочется даже комментировать это. А ведь в четыре серии вполне можно было уместить все события романа, тем более, что он не такой уж большой. И тем не менее фильм получился веселый. Будет здесь и Кэндес в облике мадам Зои, пытающаяся прижучить, только не брата, а своего бывшего бойфренда Роллинга, будет хулиган и задира Бьюфорд и даже не один. Злодеев в фильме предостаточно, так что скучать вам не придется.
17 февраля 2017
Честно говоря, смысл создания этого, как сейчас принято говорить, ремейка остался мне не ясен. Конечно, фильм 65-го года с Евстигнеевым в главной роли не был идеален: с одной стороны, он охватывал всё содержание романа, с другой — будучи втиснутым в «прокрустово ложе» полуторачасового формата, по многим сюжетным деталям пробегал поверхностно. Так что версия на несколько серий, казалось, должна была пересказать содержание книги досконально. Однако в итоге получилось совсем обратное. Хотя в начале просмотра складывалось весьма радужное впечатление. В лучшей традиции наших телевизионных фильмов повествование развивалось с толком и расстановкой, перенося на экран все сюжетные перипетии. Однако во второй половине фильма вкус режиссёру явно изменил. Или имело место недофинансирование (всё-таки ТВ-проект). Как бы то ни было, концовка была безжалостно скомкана. Существеннейший кусок романа о Золотом острове, финансовой панике, устроенной Гариным, его (пусть и недолгом) диктаторском периоде был вовсе из фильма выброшен. Если добавить сюда ещё отсебятину сценариста в некоторых эпизодах, причём весьма значительную (все детали раскрывать не буду), то неудивительно, что впечатление моё от фильма в последних сериях резко испортилось.
Из плюсов, впрочем, не могу не выделить блистательного Олега Борисова. С удивлением узнал, что эта его роль была подвергнута критике, его Гарина считали мелким и незначительным. Мне как раз показалось обратное — образ, созданный Борисовым, идеально лёг на ещё детские представления о книжном Гарине, что-то подобное могу сказать и о Шельге-Белявском. В предыдущей экранизации мне этого как раз не хватало. В таланте Евстигнеева сомневаться не приходится, и играл он, как всегда, отлично, но для меня казался не в своей тарелке.
6 из 10
Отличные наши актёры не позволяют опустить оценку ниже, хотя при просмотре (натужном) последней серии очень хотелось.
3 октября 2012