Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.7 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тень оборотня |
английское название: |
La noche de Walpurgis |
год: | 1971 |
страны: |
Испания,
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «Things happen that have never been seen by human beings. The blood flows like vintage wine.» |
режиссер: | Леон Климовский |
сценаристы: | Пол Нэши, Hans Munkel |
продюсер: | Сальвадор Ромеро |
видеооператор: | Леопольдо Вилласеньор |
композитор: | Антон Гарсиа Абриль |
художник: | Людвиг Орни |
монтаж: | Антонио Химено |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Это кино принадлежит к тем редким случаям, когда у меня при просмотре отвлекает от откровенной скуки лишь одна единственная деталь — главная героиня. Причём не в плане её виртуозной актёрской игры, смелого перевоплощения, особой заразительной энергетики, а только лишь с позиции визуальной красоты. То есть, кроме женской привлекательности всё остальное в фильме показалось проходным и предсказуемым. Однако всё же стоит это рассмотреть более подробно, и попытаться отыскать объективные положительные моменты среди очевидных «минусов».
Во-первых, для начала удручает уровень актёрской игры. Он самый простой, сдержанный, чуть ли не сказать — роботоподобный. Эмоции зажаты даже, когда пред героями происходят явления чудищ, а в остальных моментах затишья действа — и подавно. Главный персонаж, несущий бремя своего проклятия быть оборотнем вышел настолько отдалённым от трагического образа, что невольно удивляешься насколько был честен и показательно открыто натуралистичен Лон Чейни мл. ещё в те далёкие времена чёрно-белой классики, где многое подводилось к стандартам театральности. При просмотре кроме знаменитой фразы «Не верю» остального не применить. Иного не дано, увы. Собственно ему вторят и другие лицедеи за самым редким исключением в некоторых сценах. Положительным же моментом становится упомянутая подобранность женских героинь — все, как на подбор и с неиссякаемым макияжем в любой момент. То есть, найдется, куда посмотреть с эстетической точки зрения, раз уж, игра не прельщает.
Вообще кино откровенно перефразирует идеи из упомянутой «золотой эпохи» Голливуда с её классическими монстрами, да и не забывает английскую школу студии «Hammer». Вернее особых переделок не наблюдается, лента попросту переносит в себя узнаваемые детали и образы из названных баз, не стремясь к самобытной оригинальной работе. Грим оборотня Вальдемара, одежда и его метаморфозы идентичны с сериями американских опусов 40-х о Человеке-волке, разница сугубо в цвете.
Тем не менее, что не говори, удалась готическая атмосфера истории за счёт достойного фона каменных развалин, замка, залов и убранства. Сцены действий минимальны, обрывисты, впрочем, для своих лет это вполне предсказуемо и допустимо, ведь самый недалёкий зритель будет ожидать буйство спецэффектов от творения ранних семидесятых. Доля саспенса наблюдается, порой выводя неплохую обводку кадров ночи с бушующими монстрами, такими как когтистый заросший оборотень или призрачная вампирша. Тем не менее, благодаря названной вторичности всего фильма, и «хромающей» достоверности занятых людей в постановке в апогей эмоционального зрелища это не возводится.
На западе кино шло в названии «The Werewolf Vs The Vampire Woman», дословно обещая схватку меж оборотнем и вампиршей. Конечно, она будет. Будут и их отдельные нападки на несчастных бедолаг с разливами яркой бутафорской крови. Но в не особо акцентированном ключе, поданными скоротечно без режиссёрского старания создать нечто оригинальное и дерзкое для своих лет. Это не «промах», ни в коем случае, а лишь констатация факта.
Сюжет тоже не блещет воодушевлением на новаторство, снова исследуя привычную тематику в чрезмерно ожидаемых действиях, зачастую не изобилующих особыми логическими сценарными умозаключениями. Всё вертится вокруг развалин, где проживает хозяин Вальдемар с обременённым лицом, куда прибудет парочка девиц, дабы вклиниться в противостояние проклятых Ночью существ. Далее история не продвигается. Именно за счёт красоток будут проводиться этакие завуалированные намёки на эротизм и «обязательную» лесбийско-вампирскую тему.
Суммируя свой зрительский взгляд на картину, могу назвать фильм всё же губительно скучным даже для меня, всецело любящего классику жанра хоррор, наслаждающегося, как изысками, чёрно-белыми работами студий «Universal» и не менее где-то наивными от «Hammer». Видимо наши вкусы с режиссёром совпали, дабы он предельно следовал кумирам, отчего насаждал в своей работе легко заметные старания творить близко-близко к ним, словно по шаблону. Фильму не хватает самобытности, свежего глотка, пускай и на чужом фундаменте завязки, однако, как ещё одна готическая попытка схватки оборотня с вампиром 70-х — лента может сгодиться к просмотру определённой немногочисленной аудиторией, но вряд ли в итоге получающей оценку выше «тройки».
PS: Ах, если бы ещё режиссёр не добавлял в финальные титры весёлую радужную мелодию, словно из «Жандарм из Сен-Тропе», так нелепо идущую в контраст былому рассказу…
4 из 10
5 мая 2012
Оборотень Вальдемар Данински был, наверное, самым любимым героем Пола Нэши. Во всяком случае, к этому своему образу актер всегда относился с особым пиететом и не расставался вплоть до самой смерти. И пусть подавляющее большинство фильмов, в которых он играл главную роль, для которых писал сценарии или ставил в качестве режиссера, являются откровенным перепевом классических картин студии «Hammer», любви к которым Нэши никогда особо и не скрывал, но есть в них нечто неуловимое, что продолжает притягивать поклонников даже спустя многие годы после их выхода на экран. Скорее всего это «что-то» заключается в фигуре самого Хасинто Молины, который не просто работал в жанре фильмов ужасов, но и на самом деле любил его страстью настоящего «фэна»…. Апофеозом этой страсти, конечно, стал фильм «El aullido del diablo», снятый в конце 80-х, но ее проявления заметны практически в каждом фильме Нэши. Иногда сильнее, иногда слабее — но она так или иначе присутствует на экране. И передается зрителю.
«Вальпургиеву ночь» к лучшим работам Нэши отнести, наверное, нельзя. Откровенная слабость сценария и режиссуры заметна даже на фоне других его фильмов, никогда не отличавшихся тщательной проработкой действия. Но, в конце концов, Молина здесь выступил всего-лишь соавтором сценарии, да к тому же фильм относится к самому началу творческой деятельности испанца, когда его творческий почерк еще только начинал формироваться. Но характерная викторианская атмосфера, неизменная для подавляющего большинства фильмов Нэши, уже присутствует в полном объеме. Конечно, «викторианство» это весьма условное, с явным эротическим подтекстом, который в эпоху королевы Виктории был невозможен в принципе, ну так все-таки за окном были семидесятые — приходилось соответствовать.
Впрочем, без приведенного выше контекста история двух подруг, которые в поисках средневековых легенд оказались в гостеприимном замке Вальдемара Данински сама по себе была бы малоинтересна. И человек, не знакомый с творчеством Пола Нэши или, к примеру, не интересующийся историей такого специфического жанра, как horror-movie увидит в ней только скучноватый и не очень связный сюжет, лишь отдаленное присутствие саспенса и откровенно слабую игру актеров, в том числе и самого Нэши.
Здравого смысла в сюжете действительно маловато. Ну, представьте себе, две девицы отправляются на розыски могилы средневековой графини Вандессы Дарвулы, известной чернокнижницы и колдуньи. Останавливаются в странном замке, хозяин которого, мягко говоря, загадочен. Во время раскопок могилы в заброшенном аббатстве натыкаются на бродящего по окрестностям зомби — и на все это ноль эмоций. Пустяки — дело житейское… Графиня, само собой оживает, быстренько загрызает одну из девиц и точит зубы на другую, которая упорно продолжает докапываться до древних тайн в компании загадочного хозяина… Понятно, что зрители, знакомые с Вольдемаром Данински по иным фильмам и комиксам, знают, что тот благороден и отважен, но… Зато какой простор для прокатчиков — «Оборотень против вампира!» — готовый слоган, который в некоторых странах заменил собой официальное название ленты. И вот уже зритель все полтора часа ждет финальной битвы между двумя монстрами, один из которых «наш», а другой — бяка нехорошая. И все это в псевдоготических интерьерах, живописных развалинах, под аккомпанемент криков симпатичной блондинки… Весь джентльменский набор, с которым Нэши не расставался практически никогда, но которым позднее научился пользоваться куда увереннее. «Вальпургиева ночь» же остается в истории как типичный образец дешевого евро-хоррора рубежа 60—70-х годов. Не лучший, конечно, образец, но и не опускающий планку ниже нулевой отметки.
6 декабря 2010