Олеся
7.2
6.6
1971, драма
СССР, 1 ч 27 мин
12+

В ролях: Геннадий Воропаев, Анатолий Барчук, Мария Капнист, Владимир Волков, Лев Перфилов
и другие
Однажды, бродя по лесу, Иван Тимофеевич обнаружил на краю лесного болота покосившийся домик. В нем, прячась от людей, жили старуха и ее внучка Олеся. Много лет назад крестьяне изгнали их из села, посчитав ведьмами. Поначалу для Ивана Тимофеевича эта встреча в провинциальной глуши с живой «колдуньей» была просто любопытной, интригующе забавной, но вскоре его покорила красота Олеси, незаурядная сила ее чувств, чистота и открытость ее души. И хотя девушка предвидела скорую разлуку, понимала и предчувствовала ее, она вверила и себя, и свою судьбу полюбившемуся «панычу».
Дополнительные данные
оригинальное название:

Олеся

год: 1971
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Николай Кульчицкий
композитор:
художники: Валерий Новаков, Т. Глинкова, Я. Каневская
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 15 декабря 1971 г.
на DVD: 3 августа 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Олеся», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Олеся», 1971

Таинственный лес

Сложно найти в раннем творчестве Куприна вещь более заметную и очаровательную, чем «Олеся». Сюжет не отличается оригинальностью: молодой «паныч», приехав в глухие места, знакомится с местной «ведьмакой» — красавицей девушкой. Она живёт в лесу вместе с бабкой, чурается местных. Разумеется, между молодыми людьми возникает чувство. В повести остро звучит социальный подтекст: косность и тупое суеверие полесских аборигенов, их желание свалить все свои неудачи на некие тёмные силы, т. е. на вышеупомянутых «колдуний», не приводит ни к чему хорошему. Но не это, конечно, главное. Куприну удалось создать умопомрачительной мощи женский образ — само воплощение совершенной любви. Образ этот нарочно фантастичен, но чувство, возникающее между слабохарактерным мечтателем-барином и таинственной лесной девой, описано во всей своей расцветающей силе, во всех подробностях и с точностью натуралиста. Что делает небольшую по размерам повесть своего рода эталоном — разумеется, одним из — кристально чистой духовной близости.

Советская постановка Бориса Ивченко замечательна в своей простоте. Без излишеств и изощрений, никого не желая удивить или шокировать — не принято это тогда было! — среди заболоченных берёзовых рощ белорусского Полесья разыгрывается содержание повести. Аккуратно, близко к тексту, стараясь не расплескать ни капли авторского замысла. Арсенал оператора небогат, но эффективен. Естественные декорации — праздник: весенний лес, просыпаясь, радуется солнышку. Стоят красавицы-берёзки, мокнут в талой воде. Ну вот в кадр вторгается паныч, сам по пояс в воде. «Ярмола-а!» — кличет он своего слугу. И вскоре ни с чем покидает пространство кадра, оставив рощу наедине с собой. Природа медитативна, она торжествует. Суетливые людишки-охотники теряются на её фоне, и лишь Олеся, эта лесная хозяйка, скачет по оврагам, лазает по деревьям, приручает осиротевших зябликов — своя в этом мире. В тексте Куприна описания природы терялись: не ими силён автор. Фильму же ничего не оставалось как развернуть её во всём великолепии, сделать даже не действующим лицом — тканью истории. Лишь малая часть экранного времени отведена затхлым избушкам, где пьяный Ярмола играет на пиле что-то заунывное. Это безысходный мир местных, здесь нет любви. Чтобы испытать её, нужно заблудиться среди одноликих деревьев, отыскать неведомую избушку, практически на курьих ножках, познакомиться с нелюдимой бабулей. Чудо вот-вот случится.

Актёры — ещё одно богатство этой ленты. С такими исполнителями каждый крупный план лица — а здесь их очень много — становится великим удовольствием. Надо видеть глаза с прищуром Брондукова-Ярмолы, полные исконно русской тоски, словно говорящие: «всё понимаю! но ничего не могу сделать…» Заслуживают упоминания и востроглазая «бабуся» Мануйлиха, и сам паныч: добрый, но слабый. Но всё мгновенно меркнет, отходит на второй план, когда на экране в очередной раз появляется Олеся. Куприн описывает её внешность как ни на что не похожую красоту, которую «нельзя позабыть и трудно описать», «глаза с неуловимым оттенком лукавства, властности и наивности». И сложно представить кого-то, более подходящего на эту роль, чем Людмила Чурсина. Да, ей чуть больше двадцати пяти, и глаза её не тёмные, а голубые, и волосы тоже не тёмные, а светлые, и вообще, цвет их почему-то меняется от сцены к сцене, и откуда взялись в глухом лесу конца 19-го века тени для век и другая косметика — тоже непонятно, но все эти мелочи можно и нужно простить, когда схвачено главное. Олеся не просто прекрасна — её чистота тождественна природе, она очень органична в естественных декорациях. На фоне зелени травы и стрекотания кузнечиков она — словно лесная нимфа, олицетворение журчания ручья, роста деревьев; её широкое лицо с ровными чертами, надломленные брови, своевольный изгиб губ, рыжие локоны — не человеческое, оно словно возвышается над нами. И, конечно, наблюдая это божественное создание, пребываешь в абсолютной уверенности, что его любовь — высший дар, который только может снизойти человеку.

Бережно перенеся повесть на экран, создатели фильма, сами того не желая, направили её в немного другое русло. Александр Иванович Куприн исследовал внутренний мир своих героев непосредственным погружением, подробным описанием чувств. Кино, располагающее другими средствами изобразительности, пошло по иному пути — сокровенные чувства были переданы через визуальные образы. Чистота любви — это прозрачность талой весенней воды, всепроникающие лучи солнца. Фильм увеличивает масштаб философии, заставляет смотреть на историю с гораздо большей высоты. Но издержки неизбежны: с такой высоты становятся неразличимы тончайшие детали переживаний, химия отношений любящих душ. Всю полноту источника передать не удалось, да это и невозможно было это сделать. Ведь каждому — своё.

19 октября 2014

От книги к фильму

Фильм очаровывает красотой природы: её необъятностью и величием. Актриса прекрасно передала эмоциональность образа Олеси: точный, прямой взгляд, готовый к обороне; свобода и непринуждённость в движениях.

Однако, меня удивила её внешность, в книге Олеся: тёмноволосая, тёмноглазая девушка, напоминающая цыганку, что совершенно не было выдержанно в фильме. Отсюда пошли изменения в рапликах, некоторые сцены были выкинуты, взамен которым добавили иные (По-моему мнению, совершенно лишние).

Последняя сцена не даёт столько эмоций, сколько передаётся в книге. Коралловые бусы были найдены героем в лесу на ветке дерева, вместо окна в избушке. У Куприна всё внимание было направленно на эти бусы, как на символ искренней и чистой любви, а в фильме они потерялись на фоне прекрасно живого леса и не оставили тонкого Купринского послевкусия.

Впрочем, если не знать произведения «Олеся», то фильм передаст вам драматичную историю любови паныча и лесной девушки на фоне чарующей живой природы. Как-никак, фильму не удалось превзойти книгу!

28 сентября 2014

«Олеся»

«Олеся» — это несомненно одно из самых лучших произведений Куприна. Образно и ярко автор показывает дикую, полную жестокости и суеверий жизнь глухого села, где люди готовы изгнать и оттолкнуть каждого, кто хоть чем-то не похож на них. Этому грубому и лицемерному миру противопоставлен мир природы, в котором царят вольность, гармония и красота. Образ таинственной лесной девушки, история её бескорыстной любви, её недолгого, так трагически оборвавшегося счастья никого не оставят равнодушным.

А вот фильм во многом уступает книге. Авторы сценария изменили оригинальный сюжет, добавили лишние и бессмысленные эпизоды. Во-первых, в повести ничего не сказано о матери Олеси(Ермола вскользь упоминает, что старая ведьма пришла к ним на село с маленькой внучкой), а по фильму её зверски убили крестьяне. И после этого бабушка с Олесей всё равно остались жить в тех местех, рядом с этими людьми. Никогда не поверю.

Повесть целиком посвящена развитию отношений между Иваном и Олесей. И величественную красоту полесского бора автор не случайно сравнивает с драгоценной оправой, украшающей любовь молодых героев, защищающей их от посторонних взглядов. Здесь зачем-то придумали ещё одного поклонника Олеси, который якобы долго и безуспешно добивался взаимности, а потом, желая отомстить, спровоцировал нападение у церкви. А вскоре выяснится, что и Ярмола, который по книге относился к колдуньям с ненавистью и суеверным страхом, также неравнодушен к лесной красавице. Более того — он пытается предупредить девушку об опасности, бескорыстно заботится о ней, молится за неё. Эти сюжетные линии мне кажутся совершенно ненужными и бессмысленными, искажающими всю суть книги.

Сцена у церкви показана с излишней жестокостью. Но нет очень важного момента, когда Олеся, обезумев от стыда и отчаяния, проклинает этих людей, обещает отомстить за себя.

Хочу также отметить плюсы этой экранизации. Людмила Чурсина хоть и не похожа внешне на книжную Олесю, которую Куприн описывает как высокую темноглазую брюнетку, но играет очень талантливо и проникновенно.

Очень красивые символичные эпизоды — девушка отпускает на волю ручных птиц; падает в воду разорванная нить красных коралловых бус; словно предвещая беду и разлуку идёт холодный осенний дождь…

Но в общем фильму

6 из 10

18 ноября 2012

«Олеся»

Прочитав повесть Куприна и посмотрев фильм, в глаза сразу же бросается масса отличий между Олесей «книжной» и «киношной.

Начну с того, что внешность героини, которую Куприн описал в книге, совершенно не совпадает с внешностью Олеси из фильма. К сожалению, вся многогранность и сложность характера «ведьмаки» также не раскрыта полностью. Совершенно не понравилось то, что в фильмме к Олесе приставили двух обожателей, одним из которых был Ярмола, весьма неплохой человек, однако Олеся им играла, смеялась над ним, хотя тот не желал ей ничего плохого, и даже помог ей.

К Олесе из книги я сразу прониклась симпатией. Куприн создал образ доброй девушки, умной и мудрой, с чистым сердцем и прекрасной душой. Увы, в фильме я такого образа не увидела.

4 из 10

19 сентября 2012

От Куприна оставили немного…

Из всех наших классиков больше всего я люблю Куприна. Правда, в ранних его произведениях, на мой взгляд, маловато истинной эмпатии и знания людей, зато многовато пафоса, там постоянно кто-нибудь картинно кончает жизнь самоубийством, обычно из-за всякой ерунды. Впрочем, «Олеся» — вещь довольно интересная для ранней, хотя и несколько многословная. Если история любви как таковая там и не самая интересная, вариация на тему любви к прекрасной туземке, то уж тема колдовства и образ Олеси вполне самобытны.

А вот фильм как-то… отошел от того, что выделяет творчество Куприна из других. Куприн обожает резать правду-матку, не лишен любви к чернухе, но вместе с этим он большой гуманист. В фильме же многие острые вопросы стыдливо оставлены за кадром. Боги с ней, с любовной сценой, но вот острый конфликт дремучих суеверий Олеси с бабкой с не менее дремучим христианством местных крестьян, и беспомощность материализма главного героя перед ними показаны как-то вяло. Сцена охоты на ведьму слишком постановочна и не вызывает живого сочувствия. И личность Олеси в режиссерском видении ближе к усредненной сентиментальной «прекрасной туземке», чем к сложному характеру книжной «ведьмаки» — одновременно грубоватой и нежной, необразованной, но умной от природы, очень и очень своевольной, но при этом не смеющей возмутиться против своих суеверий, мол, она проклята и отдана дьяволу. Причем, насколько я знаю, в славянских суевериях отличаются ведьмы прирожденные от продавшихся сатане, причем первые вполне могут ходить в церковь и так далее — а ведь Олеся явно прирожденная ведьма. Диалогов с ней могло быть больше.

Непонятно зачем в фильм добавили еще пару «поклонников» Олеси, видимо, в тщетной попытке добавить остроты конфликту.

Вообще, повесть не очень кинематографична по сути своей, и фильм вышел ожидаемо неярким. Игра на пиле довольно занятна, и физиономия бабки Олеси запоминающаяся, но в целом фильм проигрывает оригиналу.

15 сентября 2012

И величественная зеленая прелесть бора, как драгоценная оправа, украшала нашу безмятежную любовь.

Разлука для любви, как ветер для огня — маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильнее.

«Олеся»… знаете, я слышала о таком произведении Куприна, и, если бы не его шикарнейший «Гранатовый браслет», то я его так бы и не прочитала… я ждала чего-то обычного — а получила нереальность, невесомость, получила любовь.

Когда я читала «Олесю», то в уме рисовался какой-то образ и самой девушки, и бабушки, и главного героя, и Ермолы.. всех-всех. И только первый раз я увидела актеров, которые полностью подошли под мои мысли. Я видела именно такую Олесю. Именно такую бабушку, такого Ивана, Ермолу. И в этом заключалась вся фишка — я видела то, что хотела увидеть.

Эта история пронзает вашу душу, как стрела Купидона. Она разорвала мои чувства на две половинки, оставила шрам и заставила плакать. Это история невероятной любви, чистой и искренней, такой, какую хочется видеть каждый день. Это история про ведьму, которую не приняли. Про молодую девушку, про которую забыли, и не помнили, что она, вообще-то, тоже человек. Я смотрела фильм, я испытывала те же чувства, что и при прочтении книги. Сценарий написан очень близко к Куприну, очень многие фразы — цитаты, и это прекрасно.

Смотря такие фильмы, как «Олеся», ты начинаешь задумываться о своей жизни, о любви, о том, как могло так произойти, что люди, казавшиеся великим творением Бога, превратились в животных, готовых истерзать и убить лишь за их неправильное видение мира…

Людмила Чурсина просто великолепна. Шикарная Олеся. Я даже никого другого на ее месте представить не могу. Она вжилась в роль этой ведьмы, она передала все ее чувства и эмоции. Когда я смотрела на нее, то забывала, что это фильм, и перед ее лицом, на котором блестят слезы — стоит камера. Невероятный легкий образ красивой интересной девушки вышел у нее великолепным сложным многосторонним произведением искусства.

Лев Перфилов тоже мне понравился. Я даже молчанию его верила. Этот фильм отличается изысканно подобранными актерами, которые невероятно точно передали нам образы Купринских героев.

Фильм просто потрясает. До сих пор не могу отойти. Смотрите и учитесь, нынешние режиссеры России 21 века — вот, как надо снимать!

1 октября 2010

Единение с природой

Вот побольше бы таких фильмов — замечательных! Умели же раньше снимать по книгам! Можно и, правда, книгу не читать — все в точности — с подробностями!

Актеры просто восхитительны. Олеся в особенности — я ее себе именно такой представляла.

Природа просто замечательная — если бы в 1971 году была бы еще и техника как в наше время, то пейзажами можно бы было залюбоваться. Поля, ручейки, птицы, горсть земли — все так трогательно.

Очень запомнилась сцена, когда Олеся идет в церковь и ее избивает толпа обывателей. Я и когда книгу читала, ужасалась этому моменту, но в фильме это передано еще чувствительнее. Начиная с момента, когда Олеся заходит в церковь и заканчивая ее побоями, сидишь напряженно, мурашки волнами пробегают по коже, хочется вскочить и избить их всех за черствость и не понимание.

Концовка замечательна: висящие бусы на дереве, герой — скачущий по просторам полей на коне, крича: «Олеся», этот крик пронзает насквозь.

Вот так раньше фильмы снимали… Учиться надо на этом! и возрождать традиции! Ведь недаром говорят, что все новое — это хорошо забытое старое!

26 марта 2009

О фильме «Олеся»

Эта картина — мировой шедевр. Прежде всего я хочу сказать о природе, нет слов, одни эмоции и восхищение, чтобы передать все впечатление. Этот заболоченный лес, небо, воздух — все узнаваемо и чувственно. Никаких спецэффектов, никаких, все естественно и живо, играют порой не актёры, а взгляды, все подчинено общей идее — передать настроение влюблённости и страдания. Это фильм из ряда тех, смотря которые кажется, что снимает все происходящее скрытая видеокамера.

Людмила Чурсина! Как угадан образ! В простеньких одеждах она лесная царевна! Я не очень люблю Украину, но обычаи села показаны мастерски. Все снято в меру, никакого перебора ни в чём. А какая мощная детализация: взгляды, бусы, падающий в воду, горсть земли в руках измученной Олеси, тонкое звучание пилы — символ такой же тонкой любви и жизни. Спасибо всем за такой фильм.

11 ноября 2008

Драма Олеся появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Борис Ивченко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Геннадий Воропаев, Анатолий Барчук, Мария Капнист, Владимир Волков, Лев Перфилов, Юрий Гаврилюк, Нина Реус, В. Пушкаренко, Анатолий Иванов, Федор Гладков, Анатолий Моторный, Е. Харченко, Владимир Ефимов, С. Цорих, Анатолий Юрченко.

Страна производства - СССР. Олеся — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.