Дорога на Рюбецаль
6.8
1971, драма, военный
СССР, 1 ч 34 мин
12+

В ролях: Любовь Румянцева, Ауримас Бабкаускас, Алексей Эйбоженко, Елена Королёва, Валентин Гафт
и другие
Фильм-воспоминание о событиях второй мировой войны. История немецкого антифашиста Макса, эмигрировавшего в 1939 году в СССР и сражавшегося в годы второй мировой войны в партизанском отряде. Выполняя ответственное задание по проникновению в тыл врага, он погиб. Людмила, его соратница по партизанской борьбе, много лет спустя после войны, смогла осуществить их давнишнюю мечту — подняться на вершину Рюбецаль.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Дорога на Рюбецаль

год: 1971
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Олег Куховаренко
композитор:
художник: Виктор Волин
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 июля 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 34 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Дорога на Рюбецаль», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дорога на Рюбецаль», 1971

Дорога на Рюбецаль

Одна из многочисленных историй о противодействии фашистам на оккупированных территориях. Авторы выводят на первое место историю мужчины и женщины. Ауримас Бабкаускас убедительно показывает нам портрет немца по происхождению, который ненавидит фашистов. Его национальность позволяет пользоваться безусловным доверием у оккупантов. Но в идеологическом плане между ними - пропасть.

Ну а среди партизан он не становится безусловно своим, несмотря на ту громадную пользу, которую приносит. Есть недоверие. И авторы это показывают прежде всего через напряженные беседы с персонажем Валентина Смирнитского.

Поэтому одной из ключевых сцен ленты будет весьма нетактичная по сути, но верная по духу, просьба генерала о том, чтобы Людмила Чернова отнеслась к нашему герою со всей теплотой и заботой - 'ты женщина, значит должна быть помягче'. Любовь Румянцева отменно показала субординацию и в то же время настороженное отношение к возникшей ситуации. Но как раз в силу этого она будет внимательно изучать нашего Николая Петрова, Колю, который как выяснится, даже отказался от своего немецкого имени ради внутреннего спокойствия. Оказывается в этом, хрупком на вид мужчине, скрывается нечто возвышенное. Авторы проводят параллель с немецким романтизмом. Рюбецаль - это не только горный хребет, но еще и горный дух из многочисленных немецких преданий. Этот дух имеет много обличий и имен, но чаще всего был представлен в виде рыцаря.

Так мы получаем весьма неожиданно смелый, тем более для советских времен, идеологический ход. Авторы фильма олицетворяют с немецким романтизмом как раз главного героя. Он как раз и есть тот самый рыцарь, заслуживающий восхищения. Герой, способный пожертвовать собой, готовый к глубоким чувствам. И такой подход еще больше фиксирует ненависть как раз к фашизму, не имеющему национальности.

Как раз именно для того, чтобы закрепить этот момент и избежать ненужных двусмысленностей в ленте появляется экспрессивная Людмила Гурченко. Ее монолог обличающий фашизм идет от самого сердца - сколько смертей и несчастий, сколько бед...

Но это все вопросы смысловые. Повествование, к большому сожалению, будет лишено особой остроты. Большая часть сцен с Румянцевой именно поэтому будут лишены особого напряжения. И актриса статична, и разворачивающиеся сцены не несут в себе ожидаемой непредсказуемости. Поэтому фильм с большим отрывом уступает снятым несколькими годами ранее 'Сильными духом'.

Ну и еще в одной компоненте авторы, как мне показалось, несколько заплутали. Нам показывают партизан - девушек, которые проводят время с немцами. И это все часть важных и неимоверно опасных заданий. Это непростая тема. Тут нужно или очень откровенно, как много позже в 'Черной книге', или лишь полунамеками. В противном случае, и уединение мужчины с женщиной, и шлепок, могут быть расценены куда более взыскательно... В этом аспекте баланс в фильме не выдержан. Авторы тему то подняли, но не раскрыли, осторожно обозначив.

Вроде бы номинально у фильма было все, чтобы стать чем-то выдающимся. Но многие вещи определяют как раз низкая динамика, отсутствие остроты, актерская игра (в адрес Румянцевой нельзя сказать ни одного плохого слова, но она 'живет' в мелодраме в то время как вокруг происходит нечто стремительное). Всему этому противостоит Бабкаускас, выдающий признание о том, что 'сейчас трудно быть немцем'.

6 из 10

30 марта 2024

Очень советский, правильный фильм. Фильм о межгосударственных границах, границах национальностей и о том, где и как они на самом деле проходят. Макс и Черныш принадлежат к одному народу, а Анне-Мари - к другому, как бы ни хотелось Максу верить в то, что она – единственное, что у него осталось от Германии.

Хотелось бы ещё отметить, что очень хорошо видно, что автор экранизируемого произведения женщина, и это одно из главных достоинств фильма. Здесь действительно много разных и интересных женских персонажей со своими непростыми военными судьбами. Самая яркая, пожалуй, героиня Людмилы Гурченко - может, за счёт таланта актрисы, может, за счёт неоднозначности сыгранного образа по сравнению с остальными очевидно положительными и героическими девушками. И между этими девчонками есть и дружба, и товарищество. Они разговаривают друг с другом - и о парнях (ну молоды они все, очень-очень молоды!), и о деле. Нет одного только - анекдотичного мизогиничного террариума - как нет его зачастую и в жизни. При этом если зачастую в мужских произведениях есть куча персонажей-мужчин и один женский (она же- подруга главного героя) - ну вот такая особенность интересная у этого персонажа, - то здесь и герои мужчины тоже представлены и к роли мебели не сведены.

Автор-женщина рисует и нестандартную любовную линию. Собственно, отношения Черныша и Макса можно интерпретировать и как хорошую дружбу - что тоже не так часто в культуре встречается - но в любом случае есть ли меж ними романтическая составляющая, нет ли её, а дружба и доверие есть точно и лежат в основе их романтики.

5 февраля 2024

Коля — немец

В основе сюжета лежит одноимённый роман Ирины Гуро. Ирина Гуро — это псевдоним советской писательницы и сотрудницы спецслужб Раисы Романовны Соболь. В 22 года она уже работала в органах ОГПУ, сначала в Экономическом управлении, затем — в Иностранном отделе. В 1938 году арестована по показаниям её мужа М. Е. Ревзина, с которым прожила 13 лет. На следствии вину не признала, осуждена на 8 лет по подозрению в шпионаже. В сентябре 1941 была освобождена с прекращением дела. С октября 1941 по июль 1942 — оперуполномоченный в Особом отделе Юго-Западного фронта. С августа 1942 — инструктор разведывательного отряда штаба Северной группы партизан. Роман «Дорога на Рюбецаль» написан в 1966 году, и через пять лет экранизирован Адольфом Соломоновичем Бергункером.

Название для своего романа писательница выбрала не случайно, потому что Рюбенцаль в германской низшей мифологии — это горный дух, воплощение горной непогоды и обвалов. Являлся людям в образе серого монаха, хорошим помогал, плохих сбивал с пути, заманивал в пропасть. А для двух главных героев Людмилы Черновой (Черныш) (Любовь Румянцева) и Николая Петрова (Макс) (Ауримас Бабкаускас) Рюбенцаль — это ещё и своеобразная недостижимая в условиях война мечта, к которой можно лишь стремиться, но достичь её — пока мир лежит под пятой фашизма — невозможно. Людмила с Николаем выглядят на экране очень гармонично. Она, «вроде как не свободна», а он носит в душе светлый образ Анне-Мари, однако опасная совместная работа постепенно сближает их.

Происходит это постепенно, почти незаметно, выплёскиваясь искренним чувством лишь в момент расставания. Фильм неторопливый с плавным развитием сюжета. Много отлично сыгранных эпизодических ролей. Это Валентин Гафт в роли командира партизанского отряда. Персонаж обрисован всего несколькими сценами, но с семейными тайнами, оставшимися за кадром. Это и Георгий Штиль в роли немецкого солдата Теодора Гильгера, питающего слабость к русским женщинам. Это и Людмила Гурченко, очень ярко и эмоционально сыгравшая «пассию» Теодора Гильгера — Шуру Соловьёву. «Негромкий» фильм несколько буднично рассказывающий о службе разведчиков в тылу врага. Но это вовсе не недостаток, а достоинство — говорить о Великом без пафоса.

«Как хорошо, что есть на свете дом вдали от мест печальных и суровых. Там наклонилась ива над прудом и ждут меня в краю лесов сосновых. Теперь мы научилися ценить, что есть места, где так чисты криницы, где можно воду без опаски пить и без нагана ночью спать ложиться. Как хорошо, что есть одна душа, которой слово дорого простое. Как встретимся мы с нею, — не спеша ей расскажу в боях пережитое…» («Домой» Виссарион Саянов, 1945)

23 апреля 2016

Драма Дорога на Рюбецаль появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Адольф Бергункер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Любовь Румянцева, Ауримас Бабкаускас, Алексей Эйбоженко, Елена Королёва, Валентин Гафт, Наталия Четверикова, Виктор Семёновский, Павел Кормунин, Ингрид Андриня, Иосиф Конопацкий, Петр Шелохонов, Сергей Массарский, Анда Зайце, Ирина Каморная, Николай Муравьев.

Страна производства - СССР. Дорога на Рюбецаль — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.