Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дорога на Рюбецаль |
год: | 1971 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Адольф Бергункер |
сценаристы: | Иосиф Ольшанский, Нина Руднева, Ирина Гуро |
продюсер: | Борис Гринер |
видеооператор: | Олег Куховаренко |
композитор: | Владислав Кладницкий |
художник: | Виктор Волин |
монтаж: | Елена Верещагина |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 июля 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Одна из многочисленных историй о противодействии фашистам на оккупированных территориях. Авторы выводят на первое место историю мужчины и женщины. Ауримас Бабкаускас убедительно показывает нам портрет немца по происхождению, который ненавидит фашистов. Его национальность позволяет пользоваться безусловным доверием у оккупантов. Но в идеологическом плане между ними - пропасть.
Ну а среди партизан он не становится безусловно своим, несмотря на ту громадную пользу, которую приносит. Есть недоверие. И авторы это показывают прежде всего через напряженные беседы с персонажем Валентина Смирнитского.
Поэтому одной из ключевых сцен ленты будет весьма нетактичная по сути, но верная по духу, просьба генерала о том, чтобы Людмила Чернова отнеслась к нашему герою со всей теплотой и заботой - 'ты женщина, значит должна быть помягче'. Любовь Румянцева отменно показала субординацию и в то же время настороженное отношение к возникшей ситуации. Но как раз в силу этого она будет внимательно изучать нашего Николая Петрова, Колю, который как выяснится, даже отказался от своего немецкого имени ради внутреннего спокойствия. Оказывается в этом, хрупком на вид мужчине, скрывается нечто возвышенное. Авторы проводят параллель с немецким романтизмом. Рюбецаль - это не только горный хребет, но еще и горный дух из многочисленных немецких преданий. Этот дух имеет много обличий и имен, но чаще всего был представлен в виде рыцаря.
Так мы получаем весьма неожиданно смелый, тем более для советских времен, идеологический ход. Авторы фильма олицетворяют с немецким романтизмом как раз главного героя. Он как раз и есть тот самый рыцарь, заслуживающий восхищения. Герой, способный пожертвовать собой, готовый к глубоким чувствам. И такой подход еще больше фиксирует ненависть как раз к фашизму, не имеющему национальности.
Как раз именно для того, чтобы закрепить этот момент и избежать ненужных двусмысленностей в ленте появляется экспрессивная Людмила Гурченко. Ее монолог обличающий фашизм идет от самого сердца - сколько смертей и несчастий, сколько бед...
Но это все вопросы смысловые. Повествование, к большому сожалению, будет лишено особой остроты. Большая часть сцен с Румянцевой именно поэтому будут лишены особого напряжения. И актриса статична, и разворачивающиеся сцены не несут в себе ожидаемой непредсказуемости. Поэтому фильм с большим отрывом уступает снятым несколькими годами ранее 'Сильными духом'.
Ну и еще в одной компоненте авторы, как мне показалось, несколько заплутали. Нам показывают партизан - девушек, которые проводят время с немцами. И это все часть важных и неимоверно опасных заданий. Это непростая тема. Тут нужно или очень откровенно, как много позже в 'Черной книге', или лишь полунамеками. В противном случае, и уединение мужчины с женщиной, и шлепок, могут быть расценены куда более взыскательно... В этом аспекте баланс в фильме не выдержан. Авторы тему то подняли, но не раскрыли, осторожно обозначив.
Вроде бы номинально у фильма было все, чтобы стать чем-то выдающимся. Но многие вещи определяют как раз низкая динамика, отсутствие остроты, актерская игра (в адрес Румянцевой нельзя сказать ни одного плохого слова, но она 'живет' в мелодраме в то время как вокруг происходит нечто стремительное). Всему этому противостоит Бабкаускас, выдающий признание о том, что 'сейчас трудно быть немцем'.
6 из 10
30 марта 2024
Очень советский, правильный фильм. Фильм о межгосударственных границах, границах национальностей и о том, где и как они на самом деле проходят. Макс и Черныш принадлежат к одному народу, а Анне-Мари - к другому, как бы ни хотелось Максу верить в то, что она – единственное, что у него осталось от Германии.
Хотелось бы ещё отметить, что очень хорошо видно, что автор экранизируемого произведения женщина, и это одно из главных достоинств фильма. Здесь действительно много разных и интересных женских персонажей со своими непростыми военными судьбами. Самая яркая, пожалуй, героиня Людмилы Гурченко - может, за счёт таланта актрисы, может, за счёт неоднозначности сыгранного образа по сравнению с остальными очевидно положительными и героическими девушками. И между этими девчонками есть и дружба, и товарищество. Они разговаривают друг с другом - и о парнях (ну молоды они все, очень-очень молоды!), и о деле. Нет одного только - анекдотичного мизогиничного террариума - как нет его зачастую и в жизни. При этом если зачастую в мужских произведениях есть куча персонажей-мужчин и один женский (она же- подруга главного героя) - ну вот такая особенность интересная у этого персонажа, - то здесь и герои мужчины тоже представлены и к роли мебели не сведены.
Автор-женщина рисует и нестандартную любовную линию. Собственно, отношения Черныша и Макса можно интерпретировать и как хорошую дружбу - что тоже не так часто в культуре встречается - но в любом случае есть ли меж ними романтическая составляющая, нет ли её, а дружба и доверие есть точно и лежат в основе их романтики.
5 февраля 2024
В основе сюжета лежит одноимённый роман Ирины Гуро. Ирина Гуро — это псевдоним советской писательницы и сотрудницы спецслужб Раисы Романовны Соболь. В 22 года она уже работала в органах ОГПУ, сначала в Экономическом управлении, затем — в Иностранном отделе. В 1938 году арестована по показаниям её мужа М. Е. Ревзина, с которым прожила 13 лет. На следствии вину не признала, осуждена на 8 лет по подозрению в шпионаже. В сентябре 1941 была освобождена с прекращением дела. С октября 1941 по июль 1942 — оперуполномоченный в Особом отделе Юго-Западного фронта. С августа 1942 — инструктор разведывательного отряда штаба Северной группы партизан. Роман «Дорога на Рюбецаль» написан в 1966 году, и через пять лет экранизирован Адольфом Соломоновичем Бергункером.
Название для своего романа писательница выбрала не случайно, потому что Рюбенцаль в германской низшей мифологии — это горный дух, воплощение горной непогоды и обвалов. Являлся людям в образе серого монаха, хорошим помогал, плохих сбивал с пути, заманивал в пропасть. А для двух главных героев Людмилы Черновой (Черныш) (Любовь Румянцева) и Николая Петрова (Макс) (Ауримас Бабкаускас) Рюбенцаль — это ещё и своеобразная недостижимая в условиях война мечта, к которой можно лишь стремиться, но достичь её — пока мир лежит под пятой фашизма — невозможно. Людмила с Николаем выглядят на экране очень гармонично. Она, «вроде как не свободна», а он носит в душе светлый образ Анне-Мари, однако опасная совместная работа постепенно сближает их.
Происходит это постепенно, почти незаметно, выплёскиваясь искренним чувством лишь в момент расставания. Фильм неторопливый с плавным развитием сюжета. Много отлично сыгранных эпизодических ролей. Это Валентин Гафт в роли командира партизанского отряда. Персонаж обрисован всего несколькими сценами, но с семейными тайнами, оставшимися за кадром. Это и Георгий Штиль в роли немецкого солдата Теодора Гильгера, питающего слабость к русским женщинам. Это и Людмила Гурченко, очень ярко и эмоционально сыгравшая «пассию» Теодора Гильгера — Шуру Соловьёву. «Негромкий» фильм несколько буднично рассказывающий о службе разведчиков в тылу врага. Но это вовсе не недостаток, а достоинство — говорить о Великом без пафоса.
«Как хорошо, что есть на свете дом вдали от мест печальных и суровых. Там наклонилась ива над прудом и ждут меня в краю лесов сосновых. Теперь мы научилися ценить, что есть места, где так чисты криницы, где можно воду без опаски пить и без нагана ночью спать ложиться. Как хорошо, что есть одна душа, которой слово дорого простое. Как встретимся мы с нею, — не спеша ей расскажу в боях пережитое…» («Домой» Виссарион Саянов, 1945)
23 апреля 2016