Даурия
7.5
7
1971, боевик, мелодрама, драма
СССР, 2 ч 52 мин
6+

В ролях: Василий Шукшин, Светлана Головина, Аркадий Трусов, Петр Шелохонов, Вера Кузнецова
и другие
Хроника жизни небольшого поселка в Забайкалье накануне первой мировой войны и в годы Октябрьской революции. Рушатся вековые устои, происходит расслоение масс, в результате которого одни идут воевать за революцию, другие - против нее. Главный герой - молодой казак Роман Улыбин. Поначалу этот беззаботный сорвиголова занят только одним вопросом: выйдет за него замуж любимая девушка Дашутка или ее отдадут за купеческого сына Алешку. Однако постепенно парень замечает, что мир вокруг изменился, люди воюют за равенство и социальную справедливость, и он, бравый казак, не может остаться в стороне…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Даурия

год: 1971
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Евгений Мезенцев
композитор:
художники: Грачя Мекинян, Галина Деева, Елизавета Урлина, В. Скрадоль
монтаж:
жанры: боевик, мелодрама, драма, приключения, вестерн, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 мая 1972 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 2 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, мелодрама, драма, приключения, вестерн, военный, история

Постеры фильма «Даурия», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Даурия», 1971

Казаки строили!

Вполне понимаю негативные оценки сегодняшнего зрителя, сегодня фильм смотреть трудно, нет современного динамизма, нет таких уж ярких и жестких конфликтов, но…

Есть такой народ казаки и это не шутка. Только вот про казаков в нашей культуре как-то до обидного мало. Казаки не мужички-селяне и в «крепости» не были, это служилые люди на земле. И если Донцы и Запорожцы это уже глубокий тыл и служить нужно ездить, то забайкальские и дальневосточные казаки живут прямо на границе, которую стерегут с оружием. И если не поленитесь посмотреть на карту, то увидите что Даурия это Борзинский край, это стык трех границ и место весьма неспокойное даже сейчас.

Именно про эти места в столкнувшихся лбами двух романах «Забайкальцы» Василия Балябина и «Даурия» Константина Седых похожих друг на друга как близнецы. Честно, совершенно не интересно кто у кого списал, только конфликт вышел не маленький, что тоже наложило свой отпечаток на фильм, который по названию вроде как экранизация романа Седых, а по многим моментам точнее с «Забайкальцами». И очень грустно, что фильм очень болезненно шел к зрителю, хотя советский зритель принял его на «ура».

К тому не стоит забывать, что казаки, мягко говоря, весьма не почитаемая в СССР категория населения, ведь своевольные, непокорные, истовоправославные, дорожащие своим укладом и традициями, которые плохо стыковались с революционными вихрями и нововведениями. Поэтому показывать очень позитивно образ казачества КПСС бы не позволила, именно поэтому выпячена бедная семья и конфликт с кулаком-мироедом, чего в казачьих деревнях на самом деле было очень мало. Ведь казак служит, и главное дело его — это головушку за Отчизну если придется сложить. А коль так, то одна из главных задач станичного атамана это сделать так, чтобы казак не боялся, что в случае его смерти семья пострадает. Именно это критиковали в этих романах старые казаки, что казаки описаны как обычная мужицкая деревня, а особенно в приграничье это не деревня, это, прежде всего, гарнизон.

С другой стороны это Сибирь, которая в глазах москвичей начинается сразу за Уралом и там как пригородные Подольск и Железнодорожный натыканы кучкой города вроде Читы, Якутска с Иркутском (которые к тому даже не все различают), Красноярск — столица края в длину больше тысячи км (когда путь из Питера в Москву 600 км идет по четырем областям), Хакасский Абакан (который большинство относят к республикам Северного Кавказа), Новосибирск, Омск, Томск и это лишь малая часть столиц сибирских субъектов федерации без замаха на Приуралье и Дальний восток. И революция в Сибири была совсем не такая, как в центре. Хотя бы то, что по Транссибу уже в 1916 году возникло несколько революционных республик, с которыми не всегда успешно воевали местные гарнизоны и положившие начало первым партизанам. Края глухие, оружие есть в каждой избе и не по одному стволу, в городах и станицах пакгаузы с арсеналами, так, что если хочется пострелять, то есть из чего. Это реальный фон для действия романов и фильма.

Еще один маленький штрих. Я как-то разговаривала с сибирскими стариками, что они про войну и революцию помнят. В гражданскую прятались от КАРАТЕЛЕЙ, сначала белых, потом красных. В тайге не повоюешь, поэтому зло вымещали на местных жителях, вешали, расстреливали, к воротам гвоздями живыми приколачивали, звезды на спине и груди живьем вырезали (почему-то все, белые как коммунистам, красные как свою фирменную метку)… А Великую Отечественную запомнили вывозом всего урожая под метелку и реквизициями скота и тягла, на весь колхоз к концу войны оставили две коровы и одну клячу, бык был один на район. Про сталинградскую битву узнали только в конце сорок третьего, про победу только когда начали возвращаться солдаты уже с востока после разгрома Японии. Радиоточка одна в районе и та в райцентре, и как я понимаю не шибко работала. А это еще и не очень глухомань, по прямой чуть больше 30 км от Транссиба, чего же хотеть от Даурии, которая от Читы километров 400 по прямой за Кручинским перевалом?!

Вот с учетом всего этого считала и считаю этот фильм почти подвигом кинематографистов, которые сумели показать все таки живых настоящих казаков, а не клоунов с лампасами при нагайках. Немного удался казачий дух и специфика. Почти пародийно выглядят одни и те же персонажи охраняющие красных, потом белых, но это тоже местная специфика.

С любовью сложенная поленница в кадре, дрова поленце к поленцу для бани, жаркие, быстрые, духмяные, потому, что зимние дрова для отопления из лиственницы никто так меленько колоть не станет, пересохнет до зимы и весь жар растеряет.

И с каким уважением и даже почтением звучит фраза арестованного белого офицера другому, который пытается стены простукивать «Не пытайтесь даже! Это ведь казаки строили!», то есть на века и добротно…

Как и непонятное отношение к белым и красным, для казаков они все чужие, все пришлые, и что бы там на Западе не происходило, какая бы власть не пришла, казаки свою пограничную работу выполняют и будут выполнять, на этом держится уверенность в своей правоте атамана (Ефима Копеляна) и именно в этом главное оскорбление его честной и верной службы! Высекли не его, не казачество, высекли верность и долг перед Родиной, как бы пафосно это не звучало! И слезы не унижения и не обиды, слезы ужаса перед обрушением основ и устоев…

Может поэтому с таким удовольствием ёрничает М. Кокшенов «…Гаспада Афицера! Встать!…» Да плевать на красных, на белых, на анархистов или бурых в крапинку! Они все там чужие! И кто как понимает, в этом вихре пытается найти свое место, и по своему разумению защитить свою землю, выполнить свой долг…

Вот такой общественно политический фон у этого фильма. Вот такую панораму надо в не эпическом фильме показать, но это не реально по множеству причин, и в первую очередь потому, что правда про Сибирь и казаков никому кроме создателей не нужна, наверно потому и порезали фильм нещадно, что даже основные сюжетные линии рваные.

Ведь мы же не критикуем первые фильмы с Чаплиным за плохую озвучку и отсутствие цвета! Восхищаемся шедеврами немого кинематографа и актерской игрой! Так почему же здесь так критично настроены и никакого желания учитывать время и условия?!

И уже за то, что здесь показан эпизод подлинной истории моей страны, которую следует знать и не забывать, снятый не смотря и вопреки и со всей доступной объективностью, ставлю

10 из 10

И еще добавила бы балл сверху за подаренное еще в детстве удовольствие от просмотра этого кино:)

11 сентября 2013

История одного народа

Не так давно довелось-таки прочитать великую (не побоюсь этого слова) книгу Константина Седых — «Даурия». Отчасти — из любопытства к историческому периоду, а в большей мере — из-за гордости своими предками, забайкальскими казаками. И, несмотря на откровенную патетику и идеализацию коммунизма, книга — интереснейшая, захватывающая, герои — абсолютно живые и понятные.

Неудивительно, что пересмотреть одноименный фильм стало необходимым. С детства из него запомнились только казаки на конях. А сейчас предвкушение не оправдалось. Печально.

Чудовищно урезанный Трегубовичем сюжет, вольности с перестановками героев в важных моментах, в основном неудачный подбор актеров — вот то, что вконец испортило впечатление о фильме. Я считаю, что так сокращать произведение для сценария — непозволительно. Не читавшему книги человеку вообще не понять многих линий и персонажей. А сколько интересного упущено!

Только из-за видов родного Забайкалья, народных песен, удавшейся все-таки атмосферы казацкой деревни и уважения к истории даю 4 балла.

Ощущение обиды не покидает.

8 сентября 2012

Вот всё-таки как бежит время. Помню, был молодым и юным, и вот этот фильм мне казался чем-то выдающимся. Помню, как радовался и красивым натурным съёмкам, и неплохо детализованной деревеньке, и само собой боевой части. Сейчас, пересматривая его, чувства ностальгии не дают мне поставить этому фильму мало.

Для начала соглашусь с теми критиками, которые считают, что в фильме не просто чего-то не хватает, а не хватает как минимум целой серии. Хотя я бы пошёл дальше. Мне больше по душе в данном случае ассоциации с тройным прыжком, который состоит, по сути, из четырёх элементов, два из которых чуть более важны, чем другие. Это разбег и первый прыжок (здесь важно, чтобы не было заступа, иначе всё насмарку), это серия прыжков, затем финальный толчок и приземление, которое уже следствие первых трёх этапов. Так вот в этом случае нам дали первую и, безусловно, сильную и важную часть, затем пропустили вторую серию, затем показали третью серию, которая явно напрашивала четвёртую. Ан-нет. Не было так. В итоге мы имеем по сути два фильма, каждый из которых вполне закончен, но создатели зачем-то их скрестили, чем здорово ухудшили ситуацию.

Фильм в итоге получился даже не с провалами, но я не могу подобрать более значительное слово в сюжете. Это просто ужасно.

Во-вторых вторая (третья?) часть мало связана с первой, то есть герои вроде те же, играют их те же актёры и место действие там же, а смотришь и «не работает».

Третья часть откровенно слабая и представляет из себя, вообще, сплошной минус, точнее продукт своего времени, когда вариации могли закончиться весьма плачевно. НО, тогда эта часть смотрелась, вполне съедобно и даже выигрышно.

Четвёртое. Любовная линия, в начале довольно грамотно начатая, свалилась в какую-то пошлость. Хотя надо отдать должное сценаристам — главный конкурент был устранён довольно-таки гибко.

Пятое. Всё-таки фильм не выдерживает испытание временем, а потому сейчас его, пожалуй, охотно посмотрят люди, которые помнят социалистические времена, молодёжь просто не поймёт и, скорее всего, я отчасти буду с ними солидарен.

Однако, память это такая штука, которая выкидывает кудеса почище кота Шрёдингера, так что воспоминания о том, что в юности для меня фильм был чуть ли не самым любимым, дают о себе знать.

Плюсовать есть смысл только первую серию. Во-первых, она откровенно красива. Начиная с пейзажей и заканчивая внешним видом деревни и самих казаков.

Как бы то ни было, а актёры, особенно старшее поколение — радовали. Молодёжи было сложнее, ибо играли, судя по всему, чуждую культуру. Из революционеров понравился Шукшин, впрочем, для него это уже было профессиональное… Среди всех остальных атаман и ещё пара тройка старичков.

Третье — внушительный саундтрек. Тут всего было навалом и в ассортименте.

Четвёртое. Оператор находил весьма удачные кадры, несколько раз уместно использовал игры с фокусировкой, особенно на мельнице.

Пятое. Атмосфера патриархальной деревни. Повторюсь, что в первую очередь это относится к первой серии, но в принципе и во второй есть неплохие моменты, которые эту атмосферу поддерживают. Хотя и не так ярко и явно.

Итог. Фильм своего времени. Сейчас изрядно устарел, впрочем, если не показывать вторую серию, то можно пару баллов и добавить.

18 июня 2010

Да ну-у

Ишь ты, думаю, какую я картину пропустил — это после рекламного ролика по ТВ. Обязательно надо поглядеть. Всё-таки «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» в «топ-списке», стало быть, все шансы на успех. Тем паче, что актеры — просто загляденье. Что не персонаж — человек-легенда. В общем, с самыми серьезными намерениями садился я смотреть это кино и с самыми, что ни на есть, ожиданиями.

Ан, не вышло. И, главное, поначалу-то всё шло более-менее. Но, увы, так никуда и не пришло. Описание быта казачьего поселка в последние предвоенные месяцы откровенно затянулось, не дав зрителю, по сути, ни шанса на интригу, не считая, разве что, свадьбы. Ну а когда началась вторая серия, я, ей богу, подумал, что это третья. Сразу. А вторую где-то потеряли. Ибо, считаю, совершенно несерьезно было «попрощаться» в 1914 и встретиться вновь в Гражданскую. Ни тебе Революции, ни военного коммунизма — ничего. Сразу в бой и без разговоров.

Откуда не возьмись тов. Шукшин (герой его, то бишь) нарисовался — вот уж, и впрямь, всколыхнуло болото эта большевистская банда. И т. д. Такая чепуха началась, что в один момент стало скучно, и пропало всякое желание дальше смотреть. Единственное, что более менее выделялось из общей безликой серой массы — это сцены с участием Ю. Соломина (всё-таки его «Адъютант» — куда как более серьезная картина, и той своей ролью он мои симпатии завоевал «всерьез и надолго») — очень героический и положительный получился персонаж — и, безусловно, Е. Копеляна. Последний, считаю, совершил просто невозможное. Если бы не он — вообще не факт, что я бы досмотрел картину до конца. Вот ведь реально талант! Что ни роль — фигура! И здесь тоже. Последние кадры (с его участием), на мой взгляд, дорогого стоят. В принципе, это вкратце причина поражения страны (а именно так мне видятся роли) в войне с большевизмом. Не те люди защищали Родину от падения в пропасть на долгие годы. Не те. И к чему это привело — все мы знаем. А вот будь побольше таких как этот его поселковый атаман — глядишь, и не пришлось бы нам в октябрятах ходить.

Вот, собственно, и всё, что мне запомнилось в этом фильме. В. Соломин не убедил — не герой, а дурачок какой-то идейный. Голь перекатная. Таких вот и набирали в «мы красные кавалеристы, и про нас…». Тьфу. М. Кокшенов тоже не пойми кого играет. То с одними, то с другими. Ни рыба, ни мясо. З. Гердт хорош, но слишком уж его мало. Кто еще? Говорю же, не запомнились даже особо. Массовка, пусть и с именем.

Оценку ставлю низкую — своим «конкурентам» картина проигрывает по всем статьям.

6 из 10

18 августа 2009

Боевик Даурия появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Виктор Трегубович. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Василий Шукшин, Светлана Головина, Аркадий Трусов, Петр Шелохонов, Вера Кузнецова, Федор Одиноков, Любовь Малиновская, Евгений Малянцев, Ефим Копелян, Борис Аракелов, Виктор Павлов, Михаил Кокшенов, Анатолий Столбов, Сергей Дворецкий, И. Мельников.

Страна производства - СССР. Даурия — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.