Даурия
7.4
7
1971, боевик, мелодрама, драма
СССР, 2 ч 52 мин
6+

В ролях: Василий Шукшин, Светлана Головина, Аркадий Трусов, Петр Шелохонов, Вера Кузнецова
и другие
Хроника жизни небольшого поселка в Забайкалье накануне первой мировой войны и в годы Октябрьской революции. Рушатся вековые устои, происходит расслоение масс, в результате которого одни идут воевать за революцию, другие - против нее. Главный герой - молодой казак Роман Улыбин. Поначалу этот беззаботный сорвиголова занят только одним вопросом: выйдет за него замуж любимая девушка Дашутка или ее отдадут за купеческого сына Алешку. Однако постепенно парень замечает, что мир вокруг изменился, люди воюют за равенство и социальную справедливость, и он, бравый казак, не может остаться в стороне…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Даурия

год: 1971
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Евгений Мезенцев
композитор:
художники: Грачя Мекинян, Галина Деева, Елизавета Урлина, В. Скрадоль
монтаж:
жанры: боевик, мелодрама, драма, приключения, вестерн, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 мая 1972 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 2 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, мелодрама, драма, приключения, вестерн, военный, история

Видео к фильму «Даурия», 1971

Видео: Трейлер (Даурия, 1971) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Даурия», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Даурия», 1971

Казаки строили!

Вполне понимаю негативные оценки сегодняшнего зрителя, сегодня фильм смотреть трудно, нет современного динамизма, нет таких уж ярких и жестких конфликтов, но…

Есть такой народ казаки и это не шутка. Только вот про казаков в нашей культуре как-то до обидного мало. Казаки не мужички-селяне и в «крепости» не были, это служилые люди на земле. И если Донцы и Запорожцы это уже глубокий тыл и служить нужно ездить, то забайкальские и дальневосточные казаки живут прямо на границе, которую стерегут с оружием. И если не поленитесь посмотреть на карту, то увидите что Даурия это Борзинский край, это стык трех границ и место весьма неспокойное даже сейчас.

Именно про эти места в столкнувшихся лбами двух романах «Забайкальцы» Василия Балябина и «Даурия» Константина Седых похожих друг на друга как близнецы. Честно, совершенно не интересно кто у кого списал, только конфликт вышел не маленький, что тоже наложило свой отпечаток на фильм, который по названию вроде как экранизация романа Седых, а по многим моментам точнее с «Забайкальцами». И очень грустно, что фильм очень болезненно шел к зрителю, хотя советский зритель принял его на «ура».

К тому не стоит забывать, что казаки, мягко говоря, весьма не почитаемая в СССР категория населения, ведь своевольные, непокорные, истовоправославные, дорожащие своим укладом и традициями, которые плохо стыковались с революционными вихрями и нововведениями. Поэтому показывать очень позитивно образ казачества КПСС бы не позволила, именно поэтому выпячена бедная семья и конфликт с кулаком-мироедом, чего в казачьих деревнях на самом деле было очень мало. Ведь казак служит, и главное дело его — это головушку за Отчизну если придется сложить. А коль так, то одна из главных задач станичного атамана это сделать так, чтобы казак не боялся, что в случае его смерти семья пострадает. Именно это критиковали в этих романах старые казаки, что казаки описаны как обычная мужицкая деревня, а особенно в приграничье это не деревня, это, прежде всего, гарнизон.

С другой стороны это Сибирь, которая в глазах москвичей начинается сразу за Уралом и там как пригородные Подольск и Железнодорожный натыканы кучкой города вроде Читы, Якутска с Иркутском (которые к тому даже не все различают), Красноярск — столица края в длину больше тысячи км (когда путь из Питера в Москву 600 км идет по четырем областям), Хакасский Абакан (который большинство относят к республикам Северного Кавказа), Новосибирск, Омск, Томск и это лишь малая часть столиц сибирских субъектов федерации без замаха на Приуралье и Дальний восток. И революция в Сибири была совсем не такая, как в центре. Хотя бы то, что по Транссибу уже в 1916 году возникло несколько революционных республик, с которыми не всегда успешно воевали местные гарнизоны и положившие начало первым партизанам. Края глухие, оружие есть в каждой избе и не по одному стволу, в городах и станицах пакгаузы с арсеналами, так, что если хочется пострелять, то есть из чего. Это реальный фон для действия романов и фильма.

Еще один маленький штрих. Я как-то разговаривала с сибирскими стариками, что они про войну и революцию помнят. В гражданскую прятались от КАРАТЕЛЕЙ, сначала белых, потом красных. В тайге не повоюешь, поэтому зло вымещали на местных жителях, вешали, расстреливали, к воротам гвоздями живыми приколачивали, звезды на спине и груди живьем вырезали (почему-то все, белые как коммунистам, красные как свою фирменную метку)… А Великую Отечественную запомнили вывозом всего урожая под метелку и реквизициями скота и тягла, на весь колхоз к концу войны оставили две коровы и одну клячу, бык был один на район. Про сталинградскую битву узнали только в конце сорок третьего, про победу только когда начали возвращаться солдаты уже с востока после разгрома Японии. Радиоточка одна в районе и та в райцентре, и как я понимаю не шибко работала. А это еще и не очень глухомань, по прямой чуть больше 30 км от Транссиба, чего же хотеть от Даурии, которая от Читы километров 400 по прямой за Кручинским перевалом?!

Вот с учетом всего этого считала и считаю этот фильм почти подвигом кинематографистов, которые сумели показать все таки живых настоящих казаков, а не клоунов с лампасами при нагайках. Немного удался казачий дух и специфика. Почти пародийно выглядят одни и те же персонажи охраняющие красных, потом белых, но это тоже местная специфика.

С любовью сложенная поленница в кадре, дрова поленце к поленцу для бани, жаркие, быстрые, духмяные, потому, что зимние дрова для отопления из лиственницы никто так меленько колоть не станет, пересохнет до зимы и весь жар растеряет.

И с каким уважением и даже почтением звучит фраза арестованного белого офицера другому, который пытается стены простукивать «Не пытайтесь даже! Это ведь казаки строили!», то есть на века и добротно…

Как и непонятное отношение к белым и красным, для казаков они все чужие, все пришлые, и что бы там на Западе не происходило, какая бы власть не пришла, казаки свою пограничную работу выполняют и будут выполнять, на этом держится уверенность в своей правоте атамана (Ефима Копеляна) и именно в этом главное оскорбление его честной и верной службы! Высекли не его, не казачество, высекли верность и долг перед Родиной, как бы пафосно это не звучало! И слезы не унижения и не обиды, слезы ужаса перед обрушением основ и устоев…

Может поэтому с таким удовольствием ёрничает М. Кокшенов «…Гаспада Афицера! Встать!…» Да плевать на красных, на белых, на анархистов или бурых в крапинку! Они все там чужие! И кто как понимает, в этом вихре пытается найти свое место, и по своему разумению защитить свою землю, выполнить свой долг…

Вот такой общественно политический фон у этого фильма. Вот такую панораму надо в не эпическом фильме показать, но это не реально по множеству причин, и в первую очередь потому, что правда про Сибирь и казаков никому кроме создателей не нужна, наверно потому и порезали фильм нещадно, что даже основные сюжетные линии рваные.

Ведь мы же не критикуем первые фильмы с Чаплиным за плохую озвучку и отсутствие цвета! Восхищаемся шедеврами немого кинематографа и актерской игрой! Так почему же здесь так критично настроены и никакого желания учитывать время и условия?!

И уже за то, что здесь показан эпизод подлинной истории моей страны, которую следует знать и не забывать, снятый не смотря и вопреки и со всей доступной объективностью, ставлю

10 из 10

И еще добавила бы балл сверху за подаренное еще в детстве удовольствие от просмотра этого кино:)

11 сентября 2013

История одного народа

Не так давно довелось-таки прочитать великую (не побоюсь этого слова) книгу Константина Седых — «Даурия». Отчасти — из любопытства к историческому периоду, а в большей мере — из-за гордости своими предками, забайкальскими казаками. И, несмотря на откровенную патетику и идеализацию коммунизма, книга — интереснейшая, захватывающая, герои — абсолютно живые и понятные.

Неудивительно, что пересмотреть одноименный фильм стало необходимым. С детства из него запомнились только казаки на конях. А сейчас предвкушение не оправдалось. Печально.

Чудовищно урезанный Трегубовичем сюжет, вольности с перестановками героев в важных моментах, в основном неудачный подбор актеров — вот то, что вконец испортило впечатление о фильме. Я считаю, что так сокращать произведение для сценария — непозволительно. Не читавшему книги человеку вообще не понять многих линий и персонажей. А сколько интересного упущено!

Только из-за видов родного Забайкалья, народных песен, удавшейся все-таки атмосферы казацкой деревни и уважения к истории даю 4 балла.

Ощущение обиды не покидает.

8 сентября 2012

Вот всё-таки как бежит время. Помню, был молодым и юным, и вот этот фильм мне казался чем-то выдающимся. Помню, как радовался и красивым натурным съёмкам, и неплохо детализованной деревеньке, и само собой боевой части. Сейчас, пересматривая его, чувства ностальгии не дают мне поставить этому фильму мало.

Для начала соглашусь с теми критиками, которые считают, что в фильме не просто чего-то не хватает, а не хватает как минимум целой серии. Хотя я бы пошёл дальше. Мне больше по душе в данном случае ассоциации с тройным прыжком, который состоит, по сути, из четырёх элементов, два из которых чуть более важны, чем другие. Это разбег и первый прыжок (здесь важно, чтобы не было заступа, иначе всё насмарку), это серия прыжков, затем финальный толчок и приземление, которое уже следствие первых трёх этапов. Так вот в этом случае нам дали первую и, безусловно, сильную и важную часть, затем пропустили вторую серию, затем показали третью серию, которая явно напрашивала четвёртую. Ан-нет. Не было так. В итоге мы имеем по сути два фильма, каждый из которых вполне закончен, но создатели зачем-то их скрестили, чем здорово ухудшили ситуацию.

Фильм в итоге получился даже не с провалами, но я не могу подобрать более значительное слово в сюжете. Это просто ужасно.

Во-вторых вторая (третья?) часть мало связана с первой, то есть герои вроде те же, играют их те же актёры и место действие там же, а смотришь и «не работает».

Третья часть откровенно слабая и представляет из себя, вообще, сплошной минус, точнее продукт своего времени, когда вариации могли закончиться весьма плачевно. НО, тогда эта часть смотрелась, вполне съедобно и даже выигрышно.

Четвёртое. Любовная линия, в начале довольно грамотно начатая, свалилась в какую-то пошлость. Хотя надо отдать должное сценаристам — главный конкурент был устранён довольно-таки гибко.

Пятое. Всё-таки фильм не выдерживает испытание временем, а потому сейчас его, пожалуй, охотно посмотрят люди, которые помнят социалистические времена, молодёжь просто не поймёт и, скорее всего, я отчасти буду с ними солидарен.

Однако, память это такая штука, которая выкидывает кудеса почище кота Шрёдингера, так что воспоминания о том, что в юности для меня фильм был чуть ли не самым любимым, дают о себе знать.

Плюсовать есть смысл только первую серию. Во-первых, она откровенно красива. Начиная с пейзажей и заканчивая внешним видом деревни и самих казаков.

Как бы то ни было, а актёры, особенно старшее поколение — радовали. Молодёжи было сложнее, ибо играли, судя по всему, чуждую культуру. Из революционеров понравился Шукшин, впрочем, для него это уже было профессиональное… Среди всех остальных атаман и ещё пара тройка старичков.

Третье — внушительный саундтрек. Тут всего было навалом и в ассортименте.

Четвёртое. Оператор находил весьма удачные кадры, несколько раз уместно использовал игры с фокусировкой, особенно на мельнице.

Пятое. Атмосфера патриархальной деревни. Повторюсь, что в первую очередь это относится к первой серии, но в принципе и во второй есть неплохие моменты, которые эту атмосферу поддерживают. Хотя и не так ярко и явно.

Итог. Фильм своего времени. Сейчас изрядно устарел, впрочем, если не показывать вторую серию, то можно пару баллов и добавить.

18 июня 2010

Да ну-у

Ишь ты, думаю, какую я картину пропустил — это после рекламного ролика по ТВ. Обязательно надо поглядеть. Всё-таки «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» в «топ-списке», стало быть, все шансы на успех. Тем паче, что актеры — просто загляденье. Что не персонаж — человек-легенда. В общем, с самыми серьезными намерениями садился я смотреть это кино и с самыми, что ни на есть, ожиданиями.

Ан, не вышло. И, главное, поначалу-то всё шло более-менее. Но, увы, так никуда и не пришло. Описание быта казачьего поселка в последние предвоенные месяцы откровенно затянулось, не дав зрителю, по сути, ни шанса на интригу, не считая, разве что, свадьбы. Ну а когда началась вторая серия, я, ей богу, подумал, что это третья. Сразу. А вторую где-то потеряли. Ибо, считаю, совершенно несерьезно было «попрощаться» в 1914 и встретиться вновь в Гражданскую. Ни тебе Революции, ни военного коммунизма — ничего. Сразу в бой и без разговоров.

Откуда не возьмись тов. Шукшин (герой его, то бишь) нарисовался — вот уж, и впрямь, всколыхнуло болото эта большевистская банда. И т. д. Такая чепуха началась, что в один момент стало скучно, и пропало всякое желание дальше смотреть. Единственное, что более менее выделялось из общей безликой серой массы — это сцены с участием Ю. Соломина (всё-таки его «Адъютант» — куда как более серьезная картина, и той своей ролью он мои симпатии завоевал «всерьез и надолго») — очень героический и положительный получился персонаж — и, безусловно, Е. Копеляна. Последний, считаю, совершил просто невозможное. Если бы не он — вообще не факт, что я бы досмотрел картину до конца. Вот ведь реально талант! Что ни роль — фигура! И здесь тоже. Последние кадры (с его участием), на мой взгляд, дорогого стоят. В принципе, это вкратце причина поражения страны (а именно так мне видятся роли) в войне с большевизмом. Не те люди защищали Родину от падения в пропасть на долгие годы. Не те. И к чему это привело — все мы знаем. А вот будь побольше таких как этот его поселковый атаман — глядишь, и не пришлось бы нам в октябрятах ходить.

Вот, собственно, и всё, что мне запомнилось в этом фильме. В. Соломин не убедил — не герой, а дурачок какой-то идейный. Голь перекатная. Таких вот и набирали в «мы красные кавалеристы, и про нас…». Тьфу. М. Кокшенов тоже не пойми кого играет. То с одними, то с другими. Ни рыба, ни мясо. З. Гердт хорош, но слишком уж его мало. Кто еще? Говорю же, не запомнились даже особо. Массовка, пусть и с именем.

Оценку ставлю низкую — своим «конкурентам» картина проигрывает по всем статьям.

6 из 10

18 августа 2009

Боевик Даурия появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Виктор Трегубович. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Василий Шукшин, Светлана Головина, Аркадий Трусов, Петр Шелохонов, Вера Кузнецова, Федор Одиноков, Любовь Малиновская, Евгений Малянцев, Ефим Копелян, Борис Аракелов, Виктор Павлов, Михаил Кокшенов, Юрий Назаров, Лидия Федосеева-Шукшина, Анатолий Столбов.

Страна производства - СССР. Даурия — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.