Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Внимание, черепаха! |
год: | 1969 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Ролан Быков |
сценаристы: | Семён Лунгин, Илья Нусинов |
видеооператор: | Анатолий Мукасей |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Александр Кузнецов, Эльвира Мутушева |
монтаж: | Елена Суражская |
жанры: | комедия, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 ноября 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Фильм мне понравился, в нём очень много увлекательного для детей, а для взрослых - это отличный стёб над реалиями того времени. Я смотрела и хохотала от души. Ролан Быков очень хорошо прочувствовал многие моменты. Ещё в детстве я задавала своей бабушке вопросы: как не стыдно девочкам ходить так, чтобы трусики были напоказ? Бабушка мне показала журналы мод тех лет (на момент выхода кино мне был только годик, поэтому я плохо помню то время), и я там увидела вот эти самые мини-юбки. Советская мода была явлением повальным, если не сказать тотальным, поэтому ничего удивительного в том, что и учительница, и первоклассницы стараются сделать юбку как можно короче, и только при подходе к школе снимают какие-то секретные верёвочки, чтобы юбка опустилась и стала длиннее. Мода цикличная, в 80-е вернулись те же мини-юбки, только уже не настолько короткие, как в этом фильме. Я была подростком и тоже заворачивала у юбки поясок, чтобы она поднималась выше колен - по моде.
Многие пишут про урок музыки, но я сама даже никогда не обращала внимания на то, что учительница играет мимо клавиш. Да и не так это важно, это же просто антураж урока пения, который почему-то, правда, проходит в спортивном зале. Возможно, это тоже стёб. Например, в моей школе был отдельный музыкальный кабинет с хоровым амфитеатром, а кроме него были и обычные классы, где стояло пианино. А у кого-то в школе вообще был бассейн для уроков физкультуры, и в программу входило плаванье. Но ведь не каждая школа в стране могла похвастаться таким богатством! Видимо, где-то режиссёр подсмотрел рояль в спортзале.
А как удачно схвачены покатушки на тележках в начале фильма! Оказывается, такие тележки для катания с горок делали в некоторых районах Москвы, где производились подшипники. Именно из них и были колёсики, всё остальное - из дерева.
А потом церквушка рядом с фешенебельными зданиями на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат). Такое вот место - встреча не то что поколений: разных веков! Тоже своего рода стёб над таким соседством. Однако же это всё долго просуществовало в столице.
Кого-то смутили мальчишки, едущие самостоятельно на 'электричке'? Это вообще не электричка, а метро, Филёвская линия, которая на большей части своего протяжения наземная. Маленькие москвичи в те годы вполне могли проехать на метро сами. Некоторые даже ездили в специализированные школы, кружки, спортивные секции.
Меня вот больше покоробило отношение учительницы, которая вначале попыталась разобраться с дерущимися девочками, и тут же ретировалась на лекцию, когда поняла, что ей не справиться с ситуацией. Но ведь это тоже вполне жизненная история. Конечно, маленькими экспериментаторами, ябедами, выдумщиками и шалунами должны заниматься в большей степени родители. Но надо понимать, что такое шестидесятые годы! Тогда действительно в семьях постоянно присутствовало старшее поколение - бабушки и дедушки, которые занимались внуками, пока родители на работе.
А дедушкам и бабушкам, хорошо помнящим тяжёлое военное время, была свойственна гиперопёка - отсюда и профессор, 'стирающий' мальчишку в ванне, и бабуля-тренерша с пышными формами, желающая закормить внука, который, видимо, по её мнению, 'ничего не ест'.
А вот это:
- Кот вы?
- Диденко и Манукян!
- А какого пола?
Тоже была странная привычка называть учеников не по именам, а по фамилиям. И так же им велели представляться.
На многих рецензентов произвела впечатление бабушка Диденко, сыгранная мужчиной. Здесь тоже Ролан Быков прибегнул к гиперболе, и неслучайно! Видимо, хотел показать, что в этой семье люди грубоватые, а может быть даже, чёрствые.
Это подтверждает и драка двух юных злоумышленников в развязке фильма. Манукян всё-таки в последний момент понял, что нельзя рисковать живым существом ради каких-то опытов, а Диденко так и не отступился. Это разница воспитания. У кого-то родители спокойно убивали мух и говорили детям, что это вредители. Значит, мух можно убивать, отрывать им лапки, крылышки... Да что там! В некоторых районах СССР детей вообще заставляли убивать сусликов как сельскохозяйственных вредителей! А там где суслик, там и черепаха.
А у кого-то просто на окно натягивали марлю, и мух в доме не было. Кому-то заводили питомца - щенка, котёнка, кролика, приучали ухаживать за ними. Неслучайно Ракету похитила девочка, у которой была своя собака.
Фильм 'Внимание, черепаха' учит детей быть добрыми по отношению к животным, быть ответственными за них.
В целом, хорошее кино для семейного просмотра, я бы обязательно показала его своим внукам, когда они у меня появятся, и сказала бы: смотрите, как мы тогда жили. Даже для современной детворы тут достаточно экшена, а для взрослых - вот этих забавных, утрированных моментов.
2 марта 2024
Очень понравился этот детский комедийный фильм, он подходит для просмотра всей семьёй. Простое доброе кино для отдыха. Возвращает в детство, создаёт ностальгическую атмосферу. Есть много приятных юмористических моментов, которые мы цитируем в повседневной жизни. А ещё замечательные песни, одна из них: 'Главное ребята сердцем не стареть'.
В фильме показана детская психология взаимоотношений. Именно демократичность отношений между взрослыми и детьми делает этот фильм особенно притягательным.
Сюжет завязан на заботе о черепахе из живого уголка. Ответственный за него оказался на лечении в институте питания. Найдётся ли ему достойная замена? Поскольку за детьми никто не следил, дети разделились: для одних черепаха была другом, они её любили и хотели спасти, а другие ради развлечения затеяли поставить над ней жестокий эксперимент.
Дети не рождаются со способностью отличать добро от зла, у них есть совесть, её нужно воспитывать, чтобы ребёнок вырос ответственным человеком. Библейская мудрость гласит: 'Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится' книга Притч 22 глава 6 стих.
Главный герой, Вова-Фунтик, 'стоял горой' за своих подопечных животных, и его доброе сердце побудило не оставить в беде черепаху. Очень интересная история, а выводы каждый должен сделать сам.
-Ну, а что ты любишь?
-Кролика, черепаху.
-Кролика мы можем тебе приготовить. Сегодня к обеду под белым соусом. С черепахой сложнее. Ну, и черепаху достанем. Черепаховый суп очень питателен.
-Я живых люблю.
-Живых? А что ты с ними делаешь?
-Я их кормлю.
6 февраля 2022
Сюжет разворачивается вокруг «живого уголка» в школе, где обитает в том числе и черепаха. После того, как ответственный за этот уголок мальчик отправляется на лечение в больницу (бабушка беспокоится, что он мало ест), ответственными назначают двух мальчиков, надеясь на их исправление, однако отчаянные экспериментаторы решили сравнить черепаху ни много ни мало с танком. Важное уточнение: дело происходит во втором классе.
Первый фильм про детей Ролана Быкова в качестве режиссёра. И режиссёра уникального. В другом фильме (про школу, но вечернюю) он утверждал, что его призвание — это педагогика. Истинно так. Сохранив в себе ребёнка, Ролан Антонович смотрит на мир их глазами, а это отнюдь не умиление, и не ужас, и уж тем более не философия. Его герои — это, хоть и фантазёры, но реалисты, которым чуждо сомнение. Ловишь себя на двух мыслях: 1) какие же сволочи бывают дети! (конечно, не все, но..) и 2) как Быкову удается подсмотреть это как будто изнутри?!
А вот удаётся, и осуждения тут никакого нет — скорее, рассуждение, что целесообразность всегда ограничена моралью и ответственностью за жизнь других существ. В этом и задача взрослых — эту ответственность показать. И что важно — не сверху вниз, а как бы и на равных. Не зря ведь показана бабушка, которая пытается лишь накормить внука, но не понимает, почему у него именно такие пристрастия в пище. Ну и взрослым, конечно, требуется, помимо понимания, ещё и терпение.
Нельзя сказать, что фильм совершенен: многовато ляпов и недоделок, слишком хорошо видны склейки, все равно возникают, несмотря на эксцентрику подачи, провисания в действии. Но, пожалуй, именно Быков внёс диалектику в детское кино (не подростковое, кстати), разделив миры взрослых и детей, а заодно поделив и мир детей на потенциальных циников-экспериментаторов и гуманистов. Приятно, что мальчик-армянин черепаху всё-таки защищал.
4 августа 2020
А вот за такой добрый, весёлый, очень милый фильм для детей Ролану Антоновичу безмерное спасибо! Это был один из самых ранних фильмов, который я посмотрел и кое-что понял. Пересматривал потом много раз.
Фильм о детях, об их любви к животным, об их ошибках и о том, как на этих ошибках учатся. Детки здесь такие живые, настоящие, никто не переигрывает. Тане Самохиной жалко кораблик, ведь море такое большое, а кораблик такой маленький. Вова Васильев не любит еду, а любит животных. А хулиганы Диденко и Манукян постоянно встревают в какие-то приключения, то с макулатурой, то с рубашкой, то порох изобрели. Но всё началось с черепахи. А эти маленькие шерочка с машерочкой Элла и Бэлла — скорее для красоты, то влюбляются в Манукяна, то дразнят Диденко.
Детская глупость не знает границ. Признаться, я тоже в 7 лет очень призрачно знал, как устроен мир. Основное, конечно, знал, в школе учился хорошо, кстати говоря. Но сам никогда бы не додумался положить черепаху под танк.
Но это добрая, невинная глупость, которая, тем не менее иногда плохо кончается. Здесь… а впрочем, вы и так знаете, чем закончились приключения ребят и черепахи!
Сейчас, конечно, смотрится немного странно, что это за учительница в первом «Б», почему Анна Сергеевна такая чересчур мягкая и демократичная? Почему доктор наук любит гигиену до такой степени, что от этого безобидного хобби не увернулся и Вовка Диденко? Почему девочки носят такие короткие платья? Почему учительница по пению безголосая? А дети — чересчур самостоятельные!
Очень рассмешила сцена с бабушкой Вовы-фунтика, как она устроила физкультминутку во время урока Анны Сергеевны.
А сцена с черепахой, танком, Вовой-фунтиком в платье Тани Самохиной наоборот, очень драматичная.
В общем, все кто не смотрел — смотрите! Не пожалеете ни разу!
10 из 10
18 июня 2017
- Про «кругозор» мы будем проходить во втором классе!
- А про «крещёный мир»?
- В третьем…
…….
- «Я б для батюшки-царя родила богатыря»… Никаких вопросов!
- Это мы будем проходить в восьмом классе.
….
- Так… Порох изобрели.(С)
Много лет назад, учась в университете на «мировой экономике», я ради интереса посещала лекции Драгунской Людмилы Самуиловны по прикладному психоанализу. Она рассказывала вещи, взрывающие мою картину мира, и вопиющие по своей циничности. Например, о том, что любви нет. На самом деле мы любим только отражение самого себя в другом человеке. Или о том, что любовь к детям возможна, но это нарциссическая любовь. Если мы не увидим в ребёнке самого себя или того, каким мы хотели бы стать, то любовь за минуту испарится.
Когда я начала смотреть этот фильм, пронизанный светлой любовью к детям, я сразу вспомнила все эти жестокие слова. И надо смотреть такое кино, чтобы понять мудрость того, что жизнь продолжается, надежда есть, вера всегда с нами, любовь вокруг нас.
Всё хорошо, но как же жалко черепаху! Её просто отдали на растерзание толпе шаловливых первоклассников. Что эти маленькие монстры с ней только не делали! И учебники на неё накладывали, даже стол переворачивали — проверяли, выдержит ли панцирь…
Вся картина похожа на маленький дурдом. Куча семилетних детей носится, хулиганит, самостоятельно ездит на электричках, сбегает из больницы… Родителей не видно. В США по закону нельзя оставлять детей до 12 лет без присмотра. Сейчас, спустя 45 лет после съёмок, фильм не смотрится. Лично меня смутило обилие маленьких девочек в трусиках, постоянные съёмки их голеньких ножек, то, что герой Баталова раздевает чужого семилетнего мальчика и начинает купать в ванной… Всё невинно, но сейчас как-то дико смотрится. Учительница младших классов то в миниюбке — и 4 минуты фильма отдано наблюдением за её ногами, то играет в бадминтон в шортах-трусах и опять камера следит за её ногами. Непривычно. В общем, в наше время Быкова бы распяли за такое кино.
Дети потрясающие. Естественные, непосредственные, смелые.
Ради них стоит посмотреть этот добрый фильм.
30 марта 2015
Смешанные чувства после просмотра фильма. Задумка не плохая, совершенно отличнейшие диалоги детей. Начало положено просто замечательное. Но при дальнейшем развитии событий всплывают недочеты сценария, а так же тех же диалогов детей. В классе, когда учительница читают сказку, они спрашивают что такое «кругозор», а позже, когда одноклассники ищут черепаху, придя к девочке Тане всплывает такой «не детский лексикон», что диву даешься-«диверсант», «вторичное сырье», «инициаторы».
Также очень порадовала «бабушка» мальчика Диденко — то ли это переодетый папа, то ли у бабули повышенный уровень тестостерона. А вот бабушку мальчика, ответственного за живой уголок, нужно отправить в каждую школу для разряда обстановки, учиться стало бы веселее. У ее внука прозвище «Фунтик», но оно больше подходит именно ей. В общей сложности, фильм, конечно, далеко не идеален(взять бы даже учительницу пения, которая играет на пианино, не касаясь клавиш-Кашпировский отдыхает и поет хуже, чем ученики), но вместе с тем он очень забавный, игра детей дает фору любому ребенку нашего времени. Ну и, надеюсь, при съемках этого фильма ни одной черепахи не пострадало.
7 из 10
4 марта 2014
Заведовал мальчик в классе живым уголком. Но когда его отправили на лечение и живой уголок остался без присмотра, его одноклассники решили проводить с черепахой эксперименты. Бедняжка не выдержала и сбежала с максимальной скоростью, на которую была способна.
О приключениях бедной черепахи Ролан Быков снял фильм. Конечно, у него дети играют на таком уровне, что остальным создателям детского кино и не снилось. Ну и букет из метров свое дело знает, те эпизоды в которых они появляются можно использовать как мастер-класс. А вот сценаристы подкачали. Линия сюжета постоянно куда-то проваливается и отвлекается. Выходит смешно, но не целостно. Как ностальгия по ушедшему кинематографу, как забота о братьях наших меньших — милый забавный фильм.
7 из 10
6 октября 2013
Ну и фантазия у Быкова! Мальчик с анорексией, переодевшись в девочку, пытается спасти черепашку по кличке Ракета из-под гусениц танков. Чтобы снять про это фильм, да еще такой забавный, нужно быть неординарным человеком.
Небрежность в постановке даже придает фильму определенное очарование нелогичности. Например, танки — откуда танки? Если это учения, то почему туда может попасть любой желающий? Или какие-то соревнования пожарников, или не менее странный институт питания (черепаший суп! я бы не отказалась там полежать)… или то, что учительница пения не умеет играть на пианино, и этак помавает руками над клавиатурой… все эти странности возвращают к детскому восприятию, и фильм воспринимается не как цельная история, а как вереница реприз.
Кстати, это причина его относительной непопулярности. Пересматривая его на днях, я поняла, что когда-то смотрела его… но не запомнила вообще. Помню разве что, да и то смутно — отвязную бабушку на мотоцикле.
Но посмотреть есть на что. Неопытная учительница, не знающая, как объяснить детям, что такое «крещеный мир», главный герой Вова, любитель живой природы, мальчик с тончайшими чертами лица, его аномально энергичная бабушка, суровый Вовик-джан Манукян, хулиганчик-Диденко, девчонки: мечтательная Таня и кокетливая Элла; Баталов в роли профессора, который дрался в детстве с девочками, Рина Зеленая в роли ученого секретаря… почти у каждого героя целый набор потрясающе смешных реприз.
Кое-что меня в фильме, правда, удивило. Какое-то обилие, м-м, двусмысленностей. Учительница, вне школы рассекающая в мини, но наотрез отказывающаяся комментировать строчку «и роди богатыря мне к исходу сентября». Моложавый дедушка-профессор, считающий себя вправе купать чужого ребенка шести лет без его согласия. Плюс все эти шашни девочек с Манукяном и, на закуску, переодевание главного героя в платьице (впрочем, популярный в позднесоветском искусстве трюк). Все это забавно, но как-то не по-советски. Хотя с другой стороны, может быть, именно по-советски, крайне невинно. Мне иногда кажется, что крайняя невинность в чем-то круче искушенности…
При должном настрое над фильмом можно просто ухохотаться. И преисполниться гордостью за советских танкистов, способных виртуозно объехать на танке черепаху.
23 октября 2010
Вообще, Ролан Быков — мастер, гений, неповторимый художник детского кинематографа. Вот как мы говорим, что такого актёра как Андрей Миронов у нас больше не будет — это разовое, уникальное чудо в искусстве, так и такого создателя кино для детей и о детях, как Ролан Быков, у нас тоже больше не будет. А будет только Германика =Р. Ладно, я отвлеклась.
Фильм о буднях первого класса. Дети — как дети. Весёлые, озорные, скучающие на уроках, копирующие любимую молоденькую учительницу, а также дружные, по-детски влюбчивые, заносчивые.
«Смотри, как Джеррик тебя любит!
-А меня все любят.
- И Манукян?…»
Разговор двух подружек-первоклассниц, маленьких взрослых личностей. Работала вожатой в лагере, как раз с возрастом первых-вторых классов, утверждаю, что девочки в этом возрасте очень любят такие разговоры Приятна реалистичность.
Сплоченное спасение черепахи- искренняя дружба, желание помочь любимому животному и другу, попавшему в больницу — все это приковывает к экрану и не позволяет выключать телевизор до самого конца.
«Вот скажите, дрались ли вы когда-нибудь с девочками?
-С девочками? Дрался. И впоследствии одна из них стала Таниной бабушкой».
Ну, снимите, пожалуйста, ещё один такой добрый фильм о первоклассниках! Хотя бы один.
10 из 10.
p/s/ Вова- джан, не рви кинзу!
18 июля 2010