| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.5 |
IMDb
|
5.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
В тринадцатом часу ночи |
| год: | 1969 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Лариса Шепитько |
| сценаристы: | Семён Лунгин, Илья Нусинов |
| видеооператор: | Павел Лебешев |
| композитор: | Роман Леденев |
| художники: | Михаил Карякин, Александр Бойм |
| монтаж: | А. Соболева |
| жанры: | фэнтези, комедия |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 10 мин |
Увы и ах, при всём моём уважительном отношении к советскому кинематографу в целом, я не могу не признать и того, что и «проходных» картин там хватало с лихвой. Хотя казалось бы актёрская школа, советская режиссура, цензура, отношение к зрителям - всё то, чего нам так недостаёт в современном российском кино здесь и всё было там. Но вот оказалось, что ни звёздный актёрский состав, ни благородная тематика, ни громкое имя режиссёра не сумели гарантировать хорошее настроение, которое хотелось бы получить от просмотра «В тринадцатом часу ночи» - новогоднего фильма-капустника, созданного под влиянием «голубых огоньков».
Нужно сказать, что помимо привычных «огоньков» (съёмок телекафе с ведущими и гостями) на телевидении пытались снимать свои фильмы с эстрадными и музыкальными номерами на новогоднюю тематику. И «В тринадцатом часу ночи», премьера которого состоялась 1 января 1969 года, как раз был одним из таких самостоятельных проектов, отдалённо напоминающих «голубые огоньки» своим форматом.
Для режиссёра Ларисы Шепитько, ещё не снявшей «Восхождение», но уже поставившей «Зной» и «Крылья» данный фильм стал первым в кинокарьере в таком жанре. К тому же он стал первым цветным в её короткой фильмографии. Вот только из всех её работ эта картина явно выбивается, как инородное тело.
Если попытаться кратенько пробежаться по сюжету, то он довольно простой: в избушке Бабы-Яги собралась вся сказочная нечисть, в гости к которой пришёл маленький гном (герой зарубежной сказки о Белоснежке и семи гномах), но после того, как скучающий иностранный гость сбежал от нечисти в экран советского телевидения, герои сами отправились за ним в телеящик. Фильм идёт всего 70 минут, но при этом смотреть его непросто (и даже тяжело).
Во-первых, сюжет развивается медленно. Музыкальные номера то есть, то нет. Даже иной раз приходила мысль, что лучше их было вовсе вырезать и вставить в какой-нибудь «голубой огонёк». Не то чтобы они мешали просмотру, или портили. Но вместо основной функции (развлекать зрителя, разбавляя такой паузой основное действие фильма) они попросту тянули хронометраж и без того скучного зрелища.
Во-вторых, знаменитым советским актёрам, таким как Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Спартак Мишулин, Зиновий Гердт и др. не обязательно было наряжаться в костюмы - их речь настолько обыденная, что нет ощущения, будто они играют роли сказочных персонажей. Им вполне можно было бы остаться обыкновенными советскими гражданами, проводящими свой досуг у телевизора - суть бы не поменялась особо в сюжетном плане. Хотя неожиданно было увидеть среди этих профессионалов своего дела юного Славу Царёва (тот самый мальчик с сачком и вопросом «А чё это вы тут делаете, а?» из фильма мужа Шепитько Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён»). Во всяком случае, данная работа стала последней в кинокарьере Царёва, который судя по всему не стал после окончания школы становиться профессиональным актёром.
В-третьих, без 100 грамм (или пояснительной бригады) трудно понять для чего сняли это кино, намеренно ли авторы высмеивают всё иностранное, или это просто так сегодня смотрится дико. В любом случае, без понимания контекста трудно смотреть. А значит фильм морально устарел и возможно был хорош только для своего времени.
Если не посмотрите, то ничего не потеряете.
4 из 10
13 января 2025
Для тех, кто.
Собрались как-то раз за праздничным столом форумчане кинопоисковые, и знамениты они были своей безудержной активностью и любовью к нарушению правил раздела конкурсного. Косплеили ребята по-черному: за Бабу-Ягу — Caory, Lehmr — водяной, лешим Fevermind, Fenolftalein — домовой, Viktory_0209 нацепила хвост русалки, Il Brutto — анчутка, Кот — овинный. Собрались они, и давай совет держать: быть ли дальше конкурсам на форуме или сгинуть навсегда!? А коли быть, то в каком формате: черно-белый архаизм надоел, даешь разноцветное будущее, да чтобы всем по заслугам и каждому по возможностям! И вот сидят они за столом, час сидят, второй пошел. Вспоминают, что было за минувший год, да понимают, что не так уж все и плохо. Веселья — ведрами черпай, шалости то тут, то там. И стало ясно ребятам, что не нужно ничего менять: они и так свои на этом празднике жизни. Ведь какой же это мир волшебства и острых ощущений без домовых, водяных и прочих леших?!
Для всех.
Для режиссера «Восхождения» Ларисы Шепитько телевизионный фильм-попурри «В тринадцатом часу ночи», этакий фильм тире «голубой огонек», — что-то сродни фильму «1941» для снявшего позже «Список Шиндлера» Спилберга. Аллюзия не стопроцентно точная, но пропасть между вышеупомянутыми парами кинопроизведений совершенно очевидна. Балаган со звездами советского кино, микс танцевально-песенных номеров и игрового кино, нечто, весьма далекое от образчиков цельного кинематографа, оставляющих после ознакомления с ними законченное и более-менее однозначное впечатление. Как отнестись к увиденному, каждый, если досмотрит до конца, не сойдя с рельс здравого смысла, решит для себя сам, но тут однозначно есть за что зацепиться пытливому или же, наоборот, «праздношатающемуся» уму.
По сюжету, косвенно перечисленная в первом абзаце нечисть, в числе семи единиц, зависает в канун наступающего 1970 года на хате у бабы Яги, смотрит новогоднее шоу по телевизору и ждет высокого зарубежного гостя, которым хохмы ради оказывается маленький гном из диснеевской Белоснежки. На шестерых его собратьев в смете средств, очевидно, не хватило. Гость пребывает, принимающая сторона развлекает его, как может, но, в конце концов, гномик дает деру в телестудию, так как там весело, а здесь boring. Нечисть намеков не понимает и отправляется вслед за гостем, рассчитывая вернуть малыша обратно. Телестудийный люд в натуральном ауте, не в последнюю очередь потому, что их одного за другим начинают превращать в животных, но в итоге все, разумеется, разрешится в позитивном ключе, и нам покажут действительно замечательный финальный выход занятых в постановке артистов и титры на фоне задников с сюжетами из славянских сказок.
Чтобы верно интерпретировать авторский замысел, наверное, надо быть лет на сорок постарше, или более-менее интересоваться новейшей историей нашего государства. Тут то ли сатира на западную поп-культуру, то ли, наоборот, оммаж этой самой культуре, то ли, что маловероятно, сатира на телевидение тех лет, которое активно заимствует у коллег-буржуев. В общем, без ста грамм никуда. В развлекательной программе: цыганский хор, танцы на льду, балалаечник-виртуоз и прочее-прочее. Из экстраординарного: колоритное исполнение с кавказским акцентом песни про диснеевского Бэмби, пародии на Хиля и Пьеху, визуально выполненный в необычной манере и выпадающий из контекста романс в декорациях Петродворца. В титрах заявлен Арутюн Акопян, который здесь крут неимоверно: его так и не удалось увидеть на экране.
Весьма затейливо загримированные Гердт (Баба-Яга), Мишулин (Леший), Папанов (Овинный), Вицин (Водяной) радуют своими известнейшими лицами, но вместе с тем не показывают чего-то гениального. Плосковато шутят про «слабый пол» и «жесткую для сидения на ней костяную ногу», много гримасничают и апофеозом всего действа вытанцовывают под Луи Армстронга. Вячеслав Царев (тот самый парень с сачком из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен») играет тут свою последнюю кинороль: бесенка-анчутку. Возможно, парень просто разочаровался в профессии после участия в этом проекте. Также весьма примечательна Русалка в своей ванне на колесиках.
Если вы еще не смотрели «Лоуренса Аравийского» или «Сладкую жизнь», то вам явно стоит подумать о своем поведении. Про фильм Шепитько «В тринадцатом часу ночи» такого сказать не получится. Один из многих, необязательный и малопримечательный. Не посмотришь — живи спокойно дальше и радуйся. Но что-то, и про это вкратце написано выше, здесь все-таки есть. Да и когда бы вы еще получили повод узнать, кто же такие эти овинный и анчутка?
3 января 2013