Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Боги чумы |
английское название: |
Götter der Pest |
год: | 1969 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
продюсер: | Михаэль Фенглер |
видеооператор: | Дитрих Ломанн |
композитор: | Пер Рабен |
художник: | Курт Рааб |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 180000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 апреля 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Освободившийся из заключения, Франц не спешит социально адаптироваться к вольной жизни. Он просто плывёт по течению. Едва заселившись в гостиницу, он сбегает из неё через пару дней, как только хозяин попросил предъявить документы и оплатить проживание. Франц переселяется сначала к одной подруге, а затем к другой, ведя жизнь альфонса и даже не помышляя о работе. Лишь когда у Маргарет совсем заканчиваются деньги, парень вместе со своим другом решают ограбить супермаркет.
Францу (Харри Баэр) нет ещё и 25, а в его образе сквозит полная апатия. Он лишён эмоций даже занимаясь сексом, как будто уже успел утратить интерес к жизни. Ему ничего не нужно, кроме любви. Деньги его интересуют только, как средство для выживания. Мы ничего не знаем о прошлом героя, кроме того, что оно было преступным, а хочется понять причину его апатии. При всей его бесцветности, Франц почему-то пользуется невероятным успехом у женщин и каждая норовит затащить его к себе в постель, при том, что сам он не прилагает к этому никаких усилий. Помня о его былых «подвигах» полиция сразу же устанавливает за ним жёсткий контроль, зная о каждом его шаге.
Ханна Шигула сыграла Джоан Райхер подругу главного героя. Она работает певичкой в ночном клубе. Когда Франц ушёл от неё, то она пускается на его поиски, но не из-за большой любви, а потому что другая увела его.
Эту другую звали Маргарет (Маргаретте Фон Тротте), она даже бросила свою работу, чтобы всегда быть с Францем. Некоторое время спустя в их пару входит лучший друг Гюнтер и они мирно живут и любят друг друга, что было нормально во времена так называемой «сексуальной революции».
Важная роль в фильме отведена Карле Аулаулу — торговке порножурналами. Цена её журналов весьма высока. Ответ на вопрос «почему так дорого?», как в старом еврейском анекдоте «потому что очень деньги нужны», или как говорит она сама, «мне нужно жить, мне нужно красиво выглядеть, мне нужны деньги». Но главный её товар — информация. Она продаёт её всем, включая полицию, которая закрывает за это глаза на её противозаконную коммерцию.
Райнер Вернер Фассбиндер снял свой фильм в стиле нуар, хотя здесь и нет чёткого деления персонажей на чёрных и белых, то есть, однозначно положительных и столь же однозначно отрицательных. Он в чём-то похож на фильмы французской новой волны и прежде всего Годара, особенно на его «Банду аутсайдеров», а финал столь же трагикомичен.
Юмор здесь весьма специфичен. Вызвала улыбку песенка звучащая с пластинки. Она напомнила мне детские стихи Корнея Чуковского.
В целом, картина интересна, хотя и в несколько непривычной стилистике, но это лишь первый фильм с которого я начал знакомство с творчеством Фассбиндера и думаю его продолжить. Время было потрачено не зря.
7 из 10
20 ноября 2012
«Боги чумы» — одна из лучших и самых сложных черно-белых нуар стилизаций Райнера Вернера Фассбиндера, является вторым фильмом в своеобразной гангстерской трилогии, начало которой положила «Любовь холоднее смерти», а завершил «Американский солдат».
Любимый персонаж режиссера, Франц Вальш присутствует здесь в роли молодого человека, только что вышедшего из мюнхенской тюрьмы. Прошлое удручающе, но «и на свободе не лучше». Неясные перспективы прозябания и вытягивания денег у любовниц не устраивают Франца, и он решает пойти на «настоящее дело» вроде ограбления супермаркета.
Классическая троица Фассбиндера — два молодых человека слегка нетрадиционной ориентации и девушка — словно чумой, заболевают особой болезнью — гангстероманией, игрой в гангстеров. Их игра может окончиться трагически и быстро — но пока что они колесят по знакомым дорогам Баварии, подобно «мудозвонам» из «Вальсирующих», промышляя мелким воровством и хулиганством и мечтая о беззаботной жизни на острове в океане.
Существенные отличия от других фильмов трилогии — наличие мелодраматической линии и сложный, многогранный характер главного героя. Он, конечно, и есть самый настоящий роковой мужчина, тихий соблазнитель, сексуально притягивающий как женщин, так и мужчин — это не всегда явно, но витает в воздухе. Приносит он им в лучшем случае несчастье, а в худшем — смерть. Но его самого, в общем, одолевают сомнения и неуверенность, заставляющая покручивать усики, чтобы лучше выглядеть или зачарованно слушать дурацкую пластинку.
Особенностью «Богов чумы» также является черный и довольно странный юмор, вроде бы должный разряжать атмосферу черного фильма, но на деле создающий тяжелый эффект, точно просчитанный Фассбиндером.
Снятое сразу после суперминималистического «Катцельмахера», это кино, очевидно благодаря работе арт-директора картины Курта Рааба, впечатляет черно-белой эстетикой и отточенными деталями. Богатый визуально, фильм приковывает взгляд своей холодной красотой и использует решения, к которым режиссер вернется в своих более поздних работах, например, огромный фотопортрет Маргарет над постелью, где происходит часть действия картины.
8,5 из 10
7 марта 2010