Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хладнокровный Люк |
английское название: |
Cool Hand Luke |
год: | 1967 |
страна: |
США
|
слоган: | «What we've got here is failure to communicate.» |
режиссер: | Стюарт Розенберг |
сценаристы: | Донн Пирс, Хэл Дреснер, Фрэнк Пирсон |
продюсеры: | Гордон Кэрролл, Картер ДеХэвен мл. |
видеооператор: | Конрад Л. Холл |
композитор: | Лало Шифрин |
художники: | Кэри Оделл, Ховард Шоуп, Фред Прайс |
монтаж: | Сэм О’Стин |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3200000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 ноября 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 6 мин |
Я смотрел разные плёнки о жизни в застенках и побегах из них. Скажем, это замечательнейший 'Побег из Шоушенка', или душещипательная 'Зелёная миля', отличные 'Три дня на побег'. Можно ещё вспомнить 'Мотылька', 'Полуночный экспресс', 'Во имя отца', 'Скованных одной цепью', 'План побега', 'Урагана', даже 'Тюрягу'. И все они выигрывают у 'Хладнокровного Люка'.
Начнём с того, что в драматургии есть такое не то что бы правило, но, можно сказать, первооснова - читатель/зритель должен понимать и сочувствовать главному деелицу. А вот с этим у 'Хладнокровного Люка' прегромадная беда. И как бы Ньюман не играл замечательно, ну никак нельзя найти смысл в действиях его Люка.
Начиная даже с того, что попал он в неволю по совершенно наиглупейшей причине. Он сворачивал стояночные счётчики без какого-либо смысла. Вот просто от делать нечего. И если это ещё можно как-то попытаться объяснить тем, что его всё достало и по пьяни захотелось побуянить, то дальнейшие действия не менее бессмысленны. Если сравнивать эту плёнку с перечисленными мною выше, то есть разительная разница - в большинстве из них людей несправедливо обвиняли, то есть это не было по глупости - так получилось. Ну или они шли на противозаконные деяния ради хоть какого-то смысла - денег или ещё чего-то.
Или вот поедание 50 яиц - зачем это нужно было? Чтобы доказать что? Что человек на это способен? Ну не знаю, будь он учёным, который захотел выяснить возможности тела, то тогда хоть какой-то смысл был бы, так же - ну полнейшее безумие, от такого люди и умирали (это правда), а смысла в этом не было никакого.
Ну или стремление сбежать на волю. Опять же если возвратиться всё к тому же 'Побегу из Шоушенка' или 'Полуночному экспрессу'. В них главный участник сбегал именно потому, что иного выбора не было - они получили пожизненное, а законных способов сбежать не было. Здесь же мужику дали 2 года. Это немного, тем более, что ну не сказать, что там невозможная каторга. Да, нужно на жаре работать, но есть возможность пить холодную воду (а вечерами и отдыхать, пить пиво) и отдыхать в обед. То есть опять всё упирается в извечный вопрос - ЗАЧЕМ? Чтобы продлить себе срок?
Если брать сцены с побегом и дальнейшими действиями, то опять же 'Три дня на побег', 'Скованные одной цепью', 'Седьмой крест' или даже 'Большой побег' куда как лучше. По сути действия после побега нам почти не показываются, хитрость, смекалка и находчивость явлены лишь в одной сцене. И крайне волнительные сцены задержания вообще вырезаны. Ну кто так снимает?
Идём дальше. Есть такие плёнки, которые не про побег (как таковой), а про жизнь в застенках. Ну то есть про то, как серый камень влияет на человека, как ломает его или, напротив, как надежда позволяет слышать Моцарта в душе и не сломаться. Тут же с этим - опять мимо. Хотя на какой-то миг можно подумать, что это тут есть, но опять же это ложное ощущение. Не видно, что ему даёт сил, что влечёт его на свободу, а потому его стойкость лишена всякой убедительности. И даже небольшая сцена свидания с матерью Люка не добавляет какой-либо глубины ему. Он не сожалеет о содеянном, не пытается утешить мать, как-то прочувствовать семейные узы. Так, болтовня ни о чём.
По итогу совершенно бессмысленное и бездарное кино. Разве что единственный польза - показать, что только в плёнках (других) побеги удачно проходят, на самом деле это редко удаётся, и в этом нет никакого смысла, особенно если тебе дали 2 года.
4 из 10
15 июня 2024
Этот замечательный фильм из разряда древних, но по-прежнему свежих картин. От блестящей работы операторов, монтажеров ect., до ловкой сценарной проработки.
На первый взгляд, я бы связал этот фильм с лентами вроде 'Бунтарь без причины' и 'Пролетая над гнездом кукушки'. Причем, они могли бы быть напрямую связаны. Сперва главный герой - подросток, который находит себя вне сверстников и принятых норм, тут протагонист средних лет попадает в тюрьму, чьи порядки не выходит соблюдать, потом наш герой улетает в лечебницу, где и бунтует с пациентами на местный лад. Это даже ощущается как единый лейтмотив, рассказанный изящно по-разному.
Меня очень зацепили операторские решения Конрада Холла. Кадры из этого фильма популярны настолько, что часть из них я успел увидеть через оммажи в ранних сезонах 'Симпсонов'. Даже если выключить звук, можно все равно ухватить всю суть происходящего через выверенные ракурсы.
Также увлекает обилие подсюжетов, которые разворачиваются внутри изолированной группы людей: то у них соревнованиях по боксу, то спор на съедение 50 яиц (за которых действительно интересно следить), то заключенные на спор выполняют дневную работу за несколько часов, а потом вообще череда гениальных схем побега - в общем, два часа улетают незаметно.
Актерская игра стоит на особом месте. Лично меня пробивает коротенькая сцена на пару секунд, когда крепкий мужчина средних лет беспомощно рыдает от осознания, что ему придется провести ночь в холодном ящике. Да и сцена-то эта показывается под бодрый монтаж тюремных будней, но до чего же она трогательная. И будь то маленькие дети из ближайшей деревушки или многолетние сидельцы, каждый актер попадает в характер своего персонажа.
Крайне рекомендую к просмотру.
6 января 2024
«Хладнокровный Люк» — это экранизация одноименного романа Донна Пирса. Некто Люк попадает на два года в тюрьму за порчу парковочных автоматов в состоянии алкогольного опьянения. Люк — ветеран Второй Мировой войны. Его сильный характер, чувство юмора и независимость помогают ему завоевать уважение коллег по тюремному несчастью. Из-за несправедливого отношения к себе со стороны надзирателей Хладнокровный Люк (так прозвали его другие заключенные) решает совершить побег. Впрочем, на свободе он пробыл недолго. На Люка надевают кандалы, однако он умудряется сбежать и во второй раз. После поимки Люка действия надзирателей становятся сверхжестокими. Кажется, что Хладнокровный Люк окончательно сломлен. Но при первом удобном случае он сбегает вновь — в последний раз.
Фильм Стюарта Розенберга точно отразил настроение Америки 1960-х годов. Это время бунтарей-одиночек, это время протеста против системы. Обезглавливание парковочных автоматов в начале фильма — уже символ этого протеста. Прошлое Люка, о котором мы узнаем между делом, и его жизнь в тюрьме — сплошная череда вопросов «Зачем?» и «Почему?». Современному зрителю трудно понять, отчего этот молодой человек, который имеет огромный потенциал, вредит сам себе. Люк, безусловно, родной брат Макмёрфи из «Пролетая над гнездом кукушки» (книги Пирса и Кизи вышли почти одновременно). В фильме много сильных сцен: свидание с матерью, поедание на спор яиц, боксерский поединок с сокамерником, общение с богом в церкви и многие другие.
Пол Ньюман, сыгравший главную роль, — безусловно, один из лучших актеров своего поколения. Здесь он не просто красавчик, крутой парень или мечта женщин. Очень трудно как-то охарактеризовать Люка несколькими словами. Это не просто бунтарь, это не просто герой, это не просто сильный человек. Это в какой-то степени человек-загадка, человек-легенда (по крайней мере, для заключенных, которые его знали). Ньюман справился со своей задачей великолепно. На экране как будто нет актера, есть только Хладнокровный Люк. То есть при просмотре фильма нет ощущения, что Ньюман хорошо играет, о нем вообще не думаешь. Просто с упоением следишь за действиями Люка. И только фирменная ньюмановская улыбка порой напоминает нам о том, что это все же фильм.
В 1968 году «Хладнокровный Люк» номинировался на «Оскар» в четырех номинациях: Лучшая мужская роль, Лучшая мужская роль второго плана, Лучший адаптированный сценарий и Лучший саундтрек (музыка фильма вам надолго запомнится). Заветную статуэтку (вполне заслуженно) взял только Джордж Кеннеди за роль Дрэглайна — сокамерника Люка. Отмечу великолепный актерский состав фильма. Академики незаслуженно обделили вниманием режиссера Стюарта Розенберга (по крайней мере номинацию он заслуживал). На мой взгляд, этот не хватавший звезд с неба режиссер ни до, ни после «Люка» не снял ничего лучше. Но главная несправедливость церемонии 1968 года — неполучение «Оскара» Ньюманом. При всем моем уважении к Роду Стайгеру и «Полуночной жаре» Ньюман заслуживал статуэтку больше. Впрочем, Ньюман долгое время считался одним из главных неудачников Голливуда. Вы не поверите, к 1986 году у него было семь (шесть актерских) номинаций на «Оскар» и ни одной победы. В 1986 году он получил «Почетный Оскар», а это практически всегда означает, что академики поставили на нем крест. Однако уже в следующем году в возрасте 62 лет Ньюман все же получает «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме «Цвет денег».
14 марта 2017
Есть определённые сомнения, что владельцы и меценаты от компании «Warner Brothers» делали большую ставку на картину в жанре криминальной драме «Cool Hand Luke», название которой было адаптировано у нас как «Хладнокровный Люк» и вышедшей в мировой прокат в уже далёком 1967-ом году. Дело всё в том, что главным постановщиком картины стал Стюарт Розенберг. В 1961-ом году он снял фильм «Седьмой вопрос», который был удостоен нескольких престижных премий, но дальше кинофорумов картина не пошла. Вторым шансом для Розенберга стал фильм «Корпорация «Убийство»', и даже получил он номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль второго плана», но опять же отклика у массового зрителя и этот фильм не обрёл. И львиную долю своего времени Розенберг уделял работе на телевидении. В общем, несмотря на некоторую известность у жюри кинофестивалей, то у аудитории Розенберг был не на слуху.
И, тем не менее, Розенберг был назначен в качестве главного постановщика фильма, основанного на романе Донна Пирса, а адаптацией его занимался Фрэнк Пирсон. Он тоже был номинантом на «Оскар» за работу над сценарием ленты «Кошка Балу», но опыта в любом случае у него было очень мало. Некоторые могут сказать, что после всего выше сказанного, что и режиссёр неплохой, да и сценарист вполне себе подающий надежды, как тогда «Warner Brothers» особо не рассчитывали на успех? А всё дело в том, что была определённая доля риска: режиссёр — больше телевизионный, сценарист — без должного опыта. Но в любом случае низкий поклон кинокомпании, которая даже этот риск учла и наняла для исполнения главной роли не абы кого, а самого Пола Ньюмана! 42-летний к тому времени актёр стал иконой Голливуда и зритель шёл на него штурмуя кассы, и если бы даже «Хладнокровный Люк» не получил бы зрительских оваций, то трёхмиллионное капиталовлажение в создание фильма оправдалось только бы именем исполнителя главной роли.
И великий и непревзойдённый Пол Ньюман (это было сказано с совершенной уверенностью) полностью оправдал своё реноме. Это именно его героя зовут Люк и в тюрьме он получает своё прозвище «Хладнокровный». Кто же такой этот Люк? Это бунтарь, это человек, который бросает вызов всем, но в первую очередь себе, это тот, кто не пожалеет ни себя, ни кого другого, особенно если этот «другой» встанет на его пути. Понять его невозможно, он сам себе на уме и если надо, то он съест сто варёных яиц, даже если это будет грозить его жизни, он всё равно не остановится. Сломать его — это всё равно, что биться головой об бетонную стену, он никогда не признает того, что однажды дрогнул. Это не принцип жизнь, это не стиль жизни, это и есть жизнь такие как Люк. И всё это в своём обраще уместил Пол Ньюман. Он не получил «Оскар» за эту роль, вместо него статуэтку унёс Род Стайгер за роль в фильме «Полуночная жара», но если бы Ньюман сыграл своего Люка сейчас, то всенепременно он стал бы победителем (да простят меня ярые поклонники Леонардо ДиКаприо).
И можно сколько угодно рассыпаться в искренних и заслуженных комплиментах игре Пола Ньюмана, но нельзя ни в коем случае пройти мимо того и тех, кто также сделал фильм «Хладнокровный Люк» классикой кинематографа. Да-да, именно классикой. Во-первых, операторская работа Конрада Л. Холла восхищает: фрагменты с загорелыми спинами узников тюрьмы, когда они опять работают ломами, а замедленный эпизод с девушкой, моющей машиной, каков? И, конечно, не только эти моменты, а возможно совсем другие плотно осядут в вашей памяти, если всё-таки решитесь на просмотр картины «Хладнокровный Люк». И не обращайте внимание на его год выхода, ведь классика никогда не стареет. Во-вторых, фильм надо смотреть ещё из-за одного актёра — из-за Джорджа Кеннеди, который блистательно исполнил роль вожака заключённый и друга Люка, в которого он поверил, что только ему возможно стать предвестником всех бунтарей… Но герой Кеннеди помог стать Люку легендой, а легенды, как известно, живут недолго и живут вечно (надеюсь, метафора будет Вам понятной). И куда же без молчаливого охранника…
Безусловно, что «Хладнокровный Люк» — это классика кинематографа и любому уважающему себя любителю кино необходимо посмотреть этот фильм, ставший праотцом тех гениальных картин, когда один человек бросает вызов всем, он смеётся над препятствиями, он жаждет их, и такого, как Люк, которого гениально сыграл Пол Ньюман, никогда не получится приручить. «Хладнокровный Люк» — один из ярчайших фильмов про бунтарей и про нахождение вне воли.
9 из 10
14 апреля 2016
Мне верится, что в каждом человеке живет немного бунтаря. Однако это бунташество проявляется по-разному в зависимости от ситуации и самого человека. Есть люди, которые бунтуют против навязываемой им системы, есть, которые противятся только на бытовом уровне. А есть такие, которые включают в себе бунтаря, чтобы спровоцировать мир против себя, т. к. только таким образом они видят выход из бессмысленного состояния. Похожая идея была положена в основу драмы «Хладнокровный Люк».
Синопсис Обычный парень Люк забавы ради срезает дюжину парковочных счетчиков, за что получает два года ремонтно-строительных работ. Однако даже в тюрьме Люк не намерен подчиняться правилам, за что вскоре завоевывает популярность среди сокамерников. Но однажды у Люка умирает мать, и ему срочно нужно попасть к ней на похороны, и Люк решается на побег.
Игра актёров На самом деле, фильм отличает сильный актерский состав, представленный в лице Пола Ньюмана, Джорджа Кеннеди, Джо Ван Флит и так далее. Прежде всего, хотелось бы отметить великолепную игру Пола Ньюмана. Кому-то может показаться, что здесь сыграл самоуверенного грубого персонажа, схожим по свои характеристикам с героем из фильма «Хад». Однако Люк Пола Ньюмана — это порядочный герой, который просто не желает жить по навязываемым правилам. Джордж Кеннеди исполнил роль сокамерника Драглина, который первый увидел в Люке настоящего героя.
Режиссура Хотелось бы отметить режиссуру Стюарта Розенберга, который снял не тривиальную драму, а классический независимый фильм, в котором на первый план выдвигаются человеческие поведение, инстинкты в нестандартной ситуации. Главный герой Люк — это не просто бунтарь. Для нас это человек-загадка, и режиссер это неоднократно подчеркивает при помощи продолжительный безмолвных планов с Люком. Этот герой нам симпатичен, он в меру порядочен, но мы чувствуем, что тут что-то не так, что у героя есть какая-то тайна, которую он, однако, уносит с собой.
Сценарий Сюжет фильма своей структурой чем-то может напомнить «Пролетая над гнездом кукушки», но тут главный герой не пытается изменить тюремный мир к лучшему, а старается жить так, как ему это удобно. Зрителю может показаться, что Люк специально провоцирует ситуации, чтобы навредить себе. Лично мне показалось, что это как-то связано с его прошлым, ведь он ветеран Второй мировой. Нам также известно, что он не оправдал ожиданий своей матери, которая все равно его любит, несмотря на то что оставляет наследство полностью младшему брату Люка. Так или иначе, Люй — герой-загадка, который не боится пойти против системы, т. к. только там может достичь желаемого.
Итог Честно говоря, еще перед просмотром я опасался, что вновь увижу Пола Ньюмана в знакомом образе дерзкого самоуверенного парня, которому все сходит с рук. Однако был приятно удивлен, когда увидел, что смысл фильма лежит гораздо глубже, чем кажется, и что им просто стоит проникнуть, чтобы понять. Вообще хочу посоветовать кино к просмотру.
8 из 10
27 ноября 2015
Ты живеш в обществе. Общество живет по определенным правилам и нормам, основанных на традициях целых народов и этике отдельно взятого человека. Эти правила и нормы придумали не звери и не инопланетяне, эти правила создали люди, то есть само же общество. Если тебе не нравятся правила, по которым живет общество, то следовательно, тебе не нравится само общество.
У героя фильма мощный заряд внутренней энергии, подкрепленный железной силой воли. Но он не тратит свою силу, что бы сделать чью то жизнь (например, жизнь своей мамы) лучше, он не тратит ее даже на то, что бы сделать свою жизнь лучше. Для этого он то ли ленив, то ли труслив, то ли безразличен. Единственное, на что у него хватило силы и смелости, так это хулиганить и пить пиво. Он сидит, облокотившись на монетоприемник, весь такой обаятельный, сильный и независимый, мило улыбаясь приехавшему наряду полиции, будто говоря: «привет, ребята! а я тут подурковать малехо решил)'
Ему дали два года трудовых работ. Отпахал-выходи на волю. Два года, это не так уж и много. Да, дисциплина жестка, но зато работаеш на свежем воздухе; по вечерам можно отдохнуть, например покатать мяч или перекинуться в карты; есть деньги, значит есть черный рынок, можно купить пару сигарет, или пару вареных яиц, если не наелся; cуществуют выходные и праздники. В любом случае лучше два года косить бурьян вдоль дороги, чем полгода рубить лес в Сибири.
Но Хладнокровному Люку нужно бежать. Не важно куда, главное бежать. Для него тюрьма, это все го лишь очередное сборище жалких ничтожных (по сравнению с ним) личностей, окруженных сеткой. И тюремщики решают сначала сломать его, а потом, пользуясь моментом, нейтрализировать навсегда. И правильно делают. Что будет, если каждый будет бежать когда ему вздумается, если каждый будет открыто держать охранников за идиотов? Охранников перестанут боятся, уважать, а потом слушатся. И тогда тюрьма превратится в цирк-шапито.
Люк неадекватен. По фильм он, как бы, идеализирован, но в жизни такие люди очень своеобразны. Сегодня он сломал монетоприемнык, а завтра разобьет чье то окно. Вы уверенны, что он этого не сделает? Я не уверен. То, что ему «тесно в этом мире», это на самом деле лично его проблемы, ведь никто в этом не виноват. Он взрослый человек, все, что он делал, он делал сознательно. Поэтому во всем виноват только он сам, а не «система». И заметное стремление режиссера «выдавить слезу» упирается в стену бессмыслия и виновности во всем самой жертвы, потому что никакого социального подтекста (во всяк случае ярко выраженного подтекста) я не увидел.
Думаете, у меня нет чувств, жалости? Есть. Образ Ньюмана действительно очень сильный, интересный. Этот Люк вызывает большое сочувствие и уважение. А наглая улыбка, и опущенные в пол глаза, это вообще самое душераздирающее и сильное зрелище в мировом драматическом кино. И именно за это, и только за это я ставлю
4 из 10
P.S. К сожалению, такие люди, как он, всегда, и во всех фильмах обречены, и это факт, жалься-нежалься.
21 октября 2012
All-in — игровой термин из покера. Обозначает желание игрока поставить все свои деньги, пойти ва-банк, либо заведомо блефуя, либо с целью выиграть у соперника максимально возможное количество денег. Часто ставка all-in оказывается блефом, однако это не так-то просто проверить, если учесть тот факт, что игрок, выигравший кон, не обязан раскрывать карт. Иногда пойти all-in — единственный способ победить противника. И чем бесстрастнее лицо и увереннее взгляд, с которым вы идете all-in, тем больше вероятность того, что соперник сдастся раньше времени.
Испокон веков основные усилия человека были направлены на то, чтобы создать идеальную систему, с железной иерархией и непоколебимым сводом законов, позволяющих подчинить отдельную личность воле тех, кто стоит у истоков власти. И окружающая нас действительность — прямое доказательство того, что такую систему удалось создать и имя ей — современное государство. И если в тоталитарном государстве шаг влево и шаг вправо карается расстрелом, то в демократическом — тюрьмой.
Пол Ньюман, ставший воплощением бунтарского духа 60-х годов XX века, как нельзя лучше подходил для роли Хладнокровного Люка — молчаливого, уравновешенного и независимого героя, чье отчаянное упорство в любом деле и стойкость характера всегда позволяли ему держаться в стороне от того спектакля, который мы называем карьерой, браком, социумом, общественным порядком и прочими словами.
Люк живет в своем собственном мире. Он обладает хорошим чувством юмора, демонстрирует недюжинную выносливость, а его тяга к самоутверждению не может не вызывать восхищения. Товарищи Люка по несчастью вряд ли забудут его подвиги: как он умудрился съесть за раз 50 яиц и рискнул сразиться в боксерском поединке с громилой Драглайном, заведомо зная, что проиграет бой. Да, Люк — это самый настоящий герой. Именно такие герои не дают нам опускать руки и терять надежду на лучшие времена.
Сцена, когда к Люку приезжает мать, пораженная смертельной болезнью, рисует перед нами историю жизни главного героя. С самого рождения он не желал соблюдать те законы, которые придумало общество. Целью его жизни всегда была свобода и полная независимость — именно то, чего так боится любая власть. Люк всегда находил приключения на свою голову, никогда не думал о последствиях и, можно сказать, испытывал судьбу на прочность. И взяли-то его под арест за сущую глупость: порча муниципального имущества. Но глупости частенько оборачиваются трагедией…
Один из самых драматичных эпизодов в фильме — когда герой Пола Ньюмана вдруг ломается под давлением стражей порядка: он больше не в силах терпеть побои и унижения и превращается в этакого мальчика на побегушках у коменданта тюрьмы. Честно признаюсь: я до сих пор не могу точно сказать, был ли это качественный блеф или же Люк действительно стал жертвой собственной слабости и потерял веру на спасение. Так или иначе, это заставляет зрителя задуматься и придает фильму особый смысл.
И, конечно же, как не упомянуть о сцене, когда Люк получает письмо, в котором сообщается о смерти его матери. Он тихо садится на свою кровать и начинает беззвучно плакать… Картину заполняет трогательная музыка Лало Шифрина. Мы видим, что единственное, чем он дорожил в своей жизни, вдруг исчезло безвозвратно. Люк потерял свое прошлое, порвалась последняя нить, связывавшая его с детством. Со временем, когда он еще был свободным, как духовно, так и физически. Но этому больше не суждено сбыться.
Вообще, этот фильм — великолепный рассказ о том, что бывает с людьми, которые не готовы жертвовать своими принципами ради благополучия. Это фильм о невероятно сильной личности, выбравшей путь наибольшего сопротивления — сопротивления системе, построенной на угнетении любого проявления воли и инициативы. Это фильм — о несовершенстве мира, который мы придумали, о трагичности жизни и о том, что у каждого — свое счастье. Для кого-то оно заключается в благополучии, для кого-то — в демонстрации собственной власти, а для кого-то — в постоянной и убежденной борьбе за абсолютную свободу.
Завершая рецензию, нельзя не отметить замечательную игру Денниса Хоппера, Дина Стэнтона, и, разумеется, здоровяка Джорджа Кеннеди, который удостоился премии «Оскар» в номинации «Лучший актёр второго плана».
За идею, сюжет и актерский состав —
10 из 10
11 октября 2012
Голубоглазый Люк с ослепительной белозубой улыбкой. Не боящийся никого и ничего. Ни на этом, ни на том свете. Вместо креста носящий на груди ключ для открывания пивных бутылок. Неподражаемый, невероятный, неугомонный Люк. Пол Ньюмен. Хладнокровный Люк, Лукас Джексон, свободный и бесшабашный. С детской улыбкой срезающий головы у парковочных счётчиков и получивший за это два года тюрьмы за порчу муниципального имущества. Зачем срезал? Да скучно было…
bq. — Серебряная звезда, бронзовая звезда и парочка пурпурных сердец. Вы дослужились до сержанта, а вернулись, как и пришли — простым рядовым. — Я просто проводил время, капитан.
И что теперь? Тюрьма. Нужно помнить свой номер. Забудешь его — карцер. Потеряешь ложку — карцер. Закурил в постели — карцер. Спустил ноги с кровати после отбоя — карцер. На каждый шаг, каждое движение нужно спрашивать разрешение. Иначе — карцер.
bq. У них свои правила и мы ничего не сможем с этим поделать.
Устроил драку — тоже карцер. Драться можно только по субботам, вымещая в этом всё, что накопилось за неделю. Проиграл тот, кто не смог подняться после удара.
Но упрямого Люка уложить невозможно. Уже ничего не видящий и не соображающий, он упорно встаёт и машет перед собой руками, даже не видя противника. И пусть все кричат вокруг: «Ложись, Люк!», «Не вставай, Люк!» Он встанет всё равно. Потому что действительно не важно, сколько раз ты упал. Важно, сколько раз ты поднялся. bq. — Дай ему ударить по носу, Люк! Пусть пойдёт кровь. — Я не хочу его пугать.
И он снова встаёт и встаёт навстречу новым ударам. Вот уже противник просит его: bq. — Не вставай, лежи, Люк! — Тебе придётся меня убить!
И он снова поднялся. Поднялся и остался стоять победителем. Его противник ушёл с поля сам. Невозможно победить того, кто поднимается и идет в бой, даже если у него не осталось сил для ударов.
А если он сказал, что съест за час 50 варёных яиц, то значит он это сделает. И пусть все вокруг говорят, что это невозможно, что человеческие кишки этого не выдержат. Это всё не важно. Он съест их и останется лежать на столе полумёртвый, в позе распятого Христа, среди яичной скорлупы. К чему все эти жертвы? Да просто было скучно. bq.
-Это мой Люк. Он улыбается как ребёнок. А кусает как крокодил.
Разве могут тюремные цепи и решётки удержать того, кого манит свобода? И неважно, что бежать в общем-то некуда. Мать только что умерла а невеста давно вышла замуж за другого. Если жизнь стоит того, чтобы жить, то свобода стоит того, чтобы ради неё рискнуть этой самой жизнью. И тем самым избавится от тюремной скуки. Пусть всего лишь на несколько дней. Но ты снова выиграл. Ты снова смог подняться.
Вообще Люк очень сильно напоминает одновременно и Рэмбо и Макмерфи. По стилистике, по духу «Хладнокровный Люк» очень похож на фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Настолько похож, что воспринимается как предтеча Макмерфи. Просто ловишь себя на мысли, что именно неукротимый хладнокровный Люк мог бы быть самым настоящим вдохновляющим примером для неукротимого бунтаря Макмерфи. Как и для несгибаемого и несдающегося Рэмбо.
Люк не привык к скучной жизни. Он просто проводил время. И проводил его весело. С ним никогда и никому не было скучно — ни друзьям, ни врагам. Хладнокровный Люк. Номер 37. Он мог отдать фотографу недельную зарплату, чтобы послать друзьям поддельную фотографию. Ту самую, где он на свободе, в баре, с двумя сногсшибательными красотками.
Он будет бежать и бежать навстречу свободе, где его никто не ждал и он никому не был нужен. Просто потому что привык подниматься снова и снова. Он умел только побеждать. Он победил даже смерть.
А его фальшивая фотография стала самой настоящей иконой. Там, в тюрьме, где никакие цепи и кандалы не смогли удержать голубоглазого Люка с улыбкой ребёнка и хваткой крокодила, который никогда и ничего в жизни не планировал.
Улыбкой невероятно обаятельного голубоглазого Пола Ньюмена. На мой взгляд Люк — это одна из самых сильных его ролей.
10 из 10
15 апреля 2012
Фильм действительно потрясающ. Картин о преступниках, находящихся в тюрьме, много, но такого уровня не более трех.
Для меня самое главное в фильме — это наличие души. У данной работы Стюарта Розенберга она есть. Она вольная, свободолюбивая, бунтарская, мятежная. Такая же, впрочем, как и у главного героя. С его собственных слов он пытается жить свободно, но не может найти опору. Люку чуждо все, что дорого остальному социуму: погоня за деньгами, собственная репутация и респектабельность. Попадает в тюрьму он именно из-за противопоставления себя установленным в обществе нормам.
Наш бунтарь чист душой, несмотря на то, что убивал на войне, напивался, портил муниципальную собственность. В нем нет ни капли зла. Душа поэта, нестандартное мышление и незнание куда все это направить и привели его в тюрьму. И, именно, это и очаровывает людей и притягивает к себе, как заключенных, так и часть охранников, за исключением откровенно социопатических личностей.
Хочу еще отметить две сцены, которые произвели на меня особое впечатление.
Первая — это беседа с матерью Люка, прибывшей на свидание с сыном. Вторая — монолог в конце, где герой Пола Ньюмана общается с богом. Обе сцены раскрывают характер главного героя и его внутреннюю драму, причем Ньюман делает это так блестяще, что зритель буквально чувствует надрыв его героя.
Сценарий продуман до мелочей.
Режиссерская работа вне всяких похвал.
Ну и, конечно же, Пол Ньюман талантливый актер, обаятельный мужчина.
А так же Джордж Кеннеди, который заслуженно получил свой оскар.
10 из 10
P.S. люди, охраняющие осужденных, так же отбывают наказание как и те, кого они охраняют
14 декабря 2011
Вот как мне кажется идеальный образец классического американского фильма, который должен быть просмотрен каждым.
Здесь совершенно абсолютно все — поначалу может казаться, что фильм боится чрезвычайной жестокости, но это только первое впечатление. Сценарий — неглуп и актуален по сегодняшний день. Операторская работа, саундтрек — без нареканий.
Вне всяких сомнений, самое сильное место картины — актерские таланты. Безоговорочным королем является Пол Ньюмен — его потрясающая игра имеет лишь несколько аналогов во всем мировом кинематографе. Всегда сам себе на уме, с железной силой воли — он будет улыбаться до самого конца, как бы тяжело не было. Он — истинный победитель, делающий невозможное возможным. Великолепен также Джордж Кеннди — «Оскар» за лучшую роль второго плана он заслужил, ничего не скажешь.
К тому же даже сейчас я могу себе представить, какое впечатление «Хладнокровный Люк» произвел в год выхода — чего стоит хотя-бы сцена помывки машины! Конечно в том году у данного кинопроизведения были мощные конкуренты(вспомним про «Полуночную жару»), но я вижу лучшим фильмом года именно творение Стюарта Розенберга. Впрочем народная любовь куда важнее наград сухих академиков.
10 из 10
23 ноября 2011
«Ну что, старик, ты сегодня дома? Может, уделишь мне минутку? Нам давно пора поговорить. Я знаю, за мной много грехов, на войне я убивал людей, потом напивался и портил муниципальную собственность. Я понимаю, что не вправе о многом просить, но признай, ты сам давно не сдавал мне козырей. Мне кажется, ты всё сделал так, чтобы я всегда оставался в проигрыше. Повсюду куча правил, законов… начальники, боссы, а ты создал меня совсем другим! И куда же мне теперь деваться? Должен признаться, начинал я бодро и весело, а сейчас у меня завод на исходе. Когда всё это кончится?.. Чего мне от тебя ждать? Что мне сейчас делать? Да, так я и думал… Со мной нельзя договориться, я неисправим?..» (с) «Хладнокровный Люк»
История героя фильма «Хладнокровный Люк» печальна. Даже не потому, что она тюремная и такие истории не бывают весёлыми в принципе. А потому, что она является иллюстрацией фразы «за что боролся, на то и напоролся». Наравне с главным героем фильма в той тюрьме сидели люди, заслуживавшие того, что получили, с двадцатилетними сроками, даже с пожизненными. Но среди них не было никого, равного ему. Разнокалиберных отбросов общества много, а Хладнокровный Люк — один.
Это было уважительным прозвищем, которое арестанту Лукасу Джексону дали за его характер, которого никто не смог раскусить сразу. Этот человек стоически вставал, хотя его в драке превращали в отбивную, глотал на спор пятьдесят яиц в течение часа, выигрывал деньги без козырей… а началось всё с того, что он, подвыпив, начал ломать парковочные счётчики. Хулиган. Бунтарь-нонконформист с железным характером, стальной целеустремлённостью — очень гремучая смесь.
Он сорвался, когда умерла его мать, и сбежал.
Этот человек не отличался богобоязненностью, и страха перед Всевышним в нём не было, что красноречиво подтвердилось в одной из сцен, когда во время ливня он требовал от Господа, чтобы Он доказал, что Он есть. А потом сказал: «Наверное, я просто мокну под дождём и разговариваю с собой…» Тем более интересна сцена в церкви. Режиссёра картины можно сравнить со строителем: сначала он закладывает фундамент характера героя, а потом, в финальной сцене, «достраивает» его, сполна раскрывая Люка зрителю. Монолог беглеца в церкви очень впечатляющ по эмоциональному накалу.
Среди заключённых, знавших его, Люк становится полулегендарным персонажем, и про него говорят, что он родился, чтобы потрясти мир. И наверное, если кто и способен хорошенько тряхнуть затхлое болото мироздания, то именно такие люди. Люк импонирует зрителю своим сильным характером, вызывает если не восхищение, то уважение. К нему нельзя относиться равнодушно. Кто-то осудит его за этот мятеж, кто-то посочувствует, кто-то горячо одобрит. И всё бы было слава богу, если бы он сам не причинил себе зла. Такие люди незаменимы. С ними не глядя идут в разведку, со спокойной совестью берут на рисковые опасные работы, их либо обожают всем сердцем, либо так же ненавидят — третьего не дано. Ненависти от своих тюремщиков Люк хлебнул полной пригоршней.
Эта история неординарна именно своим главным героем, у которого несгибаемо сильная воля, и который стал жертвой своего неуёмного характера. И вместе с тем «Хладнокровный Люк» — нечто большее, чем просто фильм об арестанте с бурным нравом. Он заставляет задуматься. Ну какой смысл был для этого парня рвать на себе рубаху на портянки и идти против всех? Это как-то по детски, скандал ради скандала, мятеж ради мятежа. Институт государства не с Марса прилетел и не изнасиловал общество. Все люди живут по определённым правилам… И вполне неплохо живут.
Но не стоит упускать мысли, что люди просто чересчур привыкли к ежедневным издержкам, что не обращают на них внимания. Поэтому их потихоньку и ущемляют в разных местах. А они к этому привычные. И подобных парней общественное мнение награждает скептичным диагнозом «а на черта?». Так делают первый, второй, третий, пятый, десятый, сотый граждане… И в итоге вся страна приходит к неутешительному выводу, что нет причин бороться и действовать так, как считаешь нужным. И именно поэтому столь популярно выражение «страна рабов, страна господ». Рабу не понять свободного человека. Особенно такого свободного человека, который самоотверженно дерётся и готов во имя свободы терпеть лишения и жить на хлебе с водой.
И зрителю, которого эта история затронула за живое, ещё долго будет вспоминаться лицо голубоглазого красавца с пронзительным дерзким взглядом, который, начав с ломки счётчиков, пришёл к совсем не хорошему для себя исходу и только лишний раз продемонстрировал, к чему приводят подобные поиски иной системы ценностей, когда в ослепляющей, дурманящей жажде свободы можно свернуть на такую дорожку, которая никого ещё не сделала счастливее. Такие люди, не боящиеся назвать вещи своими именами и сделать так, как считают нужным, не переведутся никогда, и они всегда будут злейшими врагами любых форм косности, закабаления и рабства. И наверное, понятие свободы не будет обесцененным, пока на свете будут парни, подобные Хладнокровному Люку, которых нельзя сломить и подчинить.
Это — своеобразное объяснение в любви подобным людям. Хотя бы за мужество и сильный характер они заслужили капельку уважения и понимания. Аминь.
4 июля 2011
В каких только картинах мы только не видели Пола Ньюмона — одного из самых величайших актеров в истории кинематографа. Он был то разбойником на пару с Робертом Редфордом, то искусным бильярдистом, то алкоголиком, заливающим свое горе пинтами горячительных напитков, но о самом главном его образе, о самой главной его работе за всю его продолжительную карьеру знают не так уж и много. Да, возможно, «Хладнокровный Люк» не самая известная, самая раскрученная картина Ньюмана, но то, что эта чуть ли не самая его лучшая работа — это неоспоримо.
Вообще, когда говоришь о Поле Ньюмане, нельзя обойти стороной его 10 номинаций на «Оскар», 9 из которых актерские. Одной из девяти и является его персонаж — Люк. Люк — бунтарь от природы. Он не следует правилам, они ему чужды, он не верит ни чьим словам — он привык все делать так, как считает нужным. И однажды, подобная «дорожка» привела его в исправительную колонию, в которой благодаря своему упертому и несгибаемому характеру, благодаря своей воле и жажде к свободе, завоевывает самый настоящий авторитет и находит в тюрьме друзей и соратников, прозвавших его за его же качества «хладнокровным Люком».
«Хладнокровный Люк» — картина, которая учит зрителя жить и не сдаваться даже в самым сложных и, казалось бы, безвыходных ситуациях. На протяжении двух часов Ньюман и Розенберг демонстрируют нам самое настоящее желание жить свободно, независимо от кого-либо. Люк не хочет играть под чью-либо дудку. Ему не по нраву тюремный режим и традиции, которые там сложились. Немудрено конечно, что герой через некоторое время сбежал из тюрмы, пускай не слишком то и удачно. Не получилось в первый раз, получится во второй, не во второй, так в третий. Этого героя не сломать, он верен себе, верен тому, кто всеми руками за него. Люк — олицетворение свободы, олицетворение настоящего характера и стойкости.
Люк на протяжении всей картины — один и тот же. В любой другой картине это, возможно, было бы огромным минусом, но только не здесь. Что на воле герой не считался с правилами, отрывая монетоприемники у парковочных счетчиков, что и в «местах не столь отдаленных» от не стал мирится с обычаями, которые го коренным образом не устраивали. Плюс ко всему, герой не один. В лице Кеннеди он находит хорошего соратника. Ну а по скольку тот является главным авторитетом, то у Люка компания союзником, мягко говоря в тюрьме получилась внушительная.
Эту картину можно сравнить разве что с Формановской «Кукушкой». И там, и здесь герои не желают мирится с отсутствием свободы. Однако картины совершенно разные. Вроде бы они и одинаковые, идейные составляющие походят друг на друга, но все же они разные.
«Хладнокровный Люк» — кино по большому счету актерское. Несмотря на то, что «междустрочие» у картины, мягко говоря, внушительное, держится все на персонажах, да еще и каких. Пол Ньюман — что же можно сказать об этом актере. Как по мне, так здесь он сыграл свою главную роль. Люк в его исполнении — герой конечно чрезвычайно эффектный. И эпизод с поеданием яиц, и вокальная сцена, и эпизод с крайним измождением героя — во всех тих эпизодах от игры Ньюмана глаз оторвать невозможно. Да, в плане эмоций и безумия героя — это коненчо не Николсон, но где-то близко. Я лично до сих пор не понимаю, как Ньюман не получил за эту работу своего по праву засуженного «Оскара», мало того, при всей молей любви к «Полуночной жаре», картина даже в пятерку лучших на «Academy Award» не попала, хотя, на мой взгляд, должна была лучшей стать именно работа Розенберга. Ньюману должны были, как минимум, дать за его карьеру двух «Оскаров» — за «Бильярдиста» (хоть Шелл и был хорош) и как раз за «Люка» (у Стайгера же по сути роль вообще второплановая). Но не судьба. Ньюман здесь сыграл так, как не играл никогда. Фактическое отсутсвие эмоций на лице и лишь милая фирменная ньюмановская улыбочка — вот визитная карточка как самой картины, так и главного героя и актера, сыгравшего его. Ньюману «БРАВО», Академии нет. Безусловно, запомнился и Кеннеди, который безупречно сыграл Дрэглайна. Актер, к слову, за эту роль получил своего «Оскара» — тут уж без вопросов к Академии, хорош Кеннеди, и с этим не поспоришь.
После просмотра этой картины, стало очевидно, что не «Побег из Шоушенка», ни «Зеленая миля» не могут по праву считаться лучшими картинами о тюрьме, «Хладнокровный Люк» наголову выше этих работ, именно работу Розенберга можно без преувеличения называть лучшей тюремной картиной в истории кино.
Картина, несмотря даже на 44-летнюю выдержку смотрится как новенькая и на одном дыхании. Несмотря на драматизм, нашлось здесь место и легкой сатире. Вспомнить хотя бы эпизод с Люси, который без смеха ну никак не смотрится, вышеупомянутый эпизод с поеданием пятидесяти яиц, ну и еще парочку эпизод, вспомнить, о которых, честно говоря, мне так и не удалось. Ну и не лишним будет упомянуть и драматическую составляющую, будь то разговоры с Богом, эпизод с кончиной матери героя, эпизоды тяжелой работы, обливающиеся потом заключенные, от которых усталость будто передается зрителю — много чего примечательного есть в этой картине, но это все нужно видеть своими глазами, ибо оно того, черт возьми, стоит.
«Хладнокровный Люк» — лучшая картина 1967 года, картина, которая не была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший фильм», картина, за которую Пол Ньюман не получил своего заслуженного «Оскара» (уже в те годы к Академии были вопросы). Возможно тогда, общественность не волновали подобные проблемы и данная тематика, в нашу бытность, подобное очень и очень актуально, ну а игра Ньюмана всегда была изумительной, что тогда, что сейчас.
10 из 10
8 марта 2011
Фильмы про бунтарей-одиночек, несогласных, или точнее не желающих жить по уставам современного общества, были популярны еще за долго до выхода «Хладнокровного Люка». Достаточно вспомнить нашумевшие ленты с Джеймсом Дином и Марлоном Брандо. Но, безусловно, самой яркой и общепризнанной картиной на подобную тематику стал «Cool Hand Luke», где одну из лучших своих ролей сыграл великолепный Пол Ньюман. Более того, у большинства зрителей именно образ прирожденного бунтаря Люка ассоциируется с типажом самого актера.
Что двигало им в ту ночь, когда в стельку пьяный, Люк «поотрезал головы» у парковочных счетчиков? Об этом мы можем лишь догадываться. Возможно, таким образом, он сводил с кем-то давние счеты, а может, просто хотел заявить о себе, продемонстрировать крутой нрав. Так или иначе — за порчу государственной собственности Люк приговаривается к двум годам тюремного заключения.
Но о содеянном наш герой, на мой взгляд, нисколько не жалеет. Авторы фильма изначально преподносят его как «бунтаря без причины», которому скучно «жить как все», скованными дюжинами тем, что называется «общественной системой». Для Люка «система» это всего лишь чья-то неудачная шутка, над которой можно легко посмеяться, смачно плюнув ее же создателям в лицо. Иначе как воспринимать тот факт, что человек отправившись на войну (какую именно нам не говорят) и дослужившись до сержанта, пускает все на самотек и уходит из армии, как пришел, простым рядовым. Это его нежелание быть героем и отрицание всякого иерархического порядка — первооснова в понимании образа Люка.
Надо сказать, что и в тюрьме он проделывает тот же путь. Сокамерники сразу замечают дерзкий нрав новичка, всегда держащегося особняком с гордо поднятой головой и еле уловимой ухмылкой на лице. Больше всего это бесит Дреглайна (в потрясающем исполнении удостоенного за эту роль Оскара Джорджа Кеннеди) — неофициального лидера заключенных, грозного здоровяка, который на самом деле прост и наивен как ребенок. Он решает сбить с главного героя снобизм и показать «кто в доме хозяин». Но быстро организованный кулачный поединок превращается в насмешку над ним же самим. Значительно превосходящий в весе Дреглайн мутузит худосочного Люка почем зря, но тот не сдается, демонстрируя оппоненту невероятную стойкость, когда, уступая во всем противнику, можно уповать лишь на собственную настырность и силу духа.
Следующий момент, где Люк одерживает победу в карты, не имея ни одного козыря на руках, еще больше доказывает то, что этот персонаж умеет сохранять «хорошую мину при плохой игре» («Иногда ничего может быть хорошим подспорьем»). Апофеозом в раскрытии образа Люка становится легендарная сцена с поеданием яиц — Люк на спор соглашается проглотить за 60 минут 50 вареных яиц. И при этом его не волнует, что существует опасность погибнуть от заворота кишечника — пари есть пари.
Хладнокровие Люка, его невероятная дерзость и умение повести за собой постепенно вызывают восхищение у остальных заключенных, и вот уже сам Дреглайн отходит на второй план — лидером зэков становится Люк. Казалось бы, идеальная ситуация: авторитет заработан, остался год с лишним, отсиживай и выходи — однако ж, нет, герой Ньюмана и тут находит неприятности на свою голову, а с известиями о смерти матери и вовсе «сходит с катушек», решаясь на свой первый тюремный побег…
К чести постановщика фильма Стюарта Розенберга, не ограничившегося одним лишь повествовательным механизмом, в картине находится место и для других не менее важных вопросов. В частности довольно любопытным образом затрагивается тема проникновения божественного гнева в судьбу главного героя. Не стесняясь в выражениях, Люк проклинает Всевышнего, называя того Тяжелым Случаем, и просит наслать на себя его кару. В ответ, естественно, получает лишь молчание, но в том, что Господь услышал его, не приходиться сомневаться — одна из финальных сцен тому доказательство («Все, что мы имеем здесь, так это непонимание»).
Однако первостепенной задачей Розенберга, конечно, было показать независимую личность, всеми силами стремящуюся к свободе во всех ее проявлениях, с чем, надо отдать должное, режиссер идеально справился. Образ Люка — это своеобразный гимн триумфу несгибаемой человеческой воли, и в тоже время наглядная демонстрация того, к чему, порой, это самое необузданное стремление к воле может привести.
9 из 10
14 января 2010
Недавно вернувшийся с войны Люк, напившись, решил отвинтить дюжину манетоприемников и был обнаружен полицейскими, за что получил 2 года исправительных работ. Там то и начинается его борьба против коррупционной системы, подавляющей любое проявление протеста или неординарности. А что еще ему остается, ведь в этом весь он, он рожден протестовать, бросать вызов и побеждать, всегда без исключений, в этом смысл его жизни.
В картине присутствуют много инновационных фишек, как например сцена с соблазнительной Люси. Так же этот фильм наверняка повлиял на многие другие шедевры подобного рода, о бунтующих против системы свободных личностях, такие как например «Пролетая над гнездом кукушки». Еще в картине имеется огромное количество крылатых фраз, которые на столько известны что их знают многие из тех, кто даже не слышал о фильме. Например знаменитая фраза: «Что мы здесь имеем, это не способность общаться» которую AFI внес в свой знаменитый список 100 самых запоминающихся киноцитат.
Пол Ньюман и Джордж Кеннеди создали просто культовые образы. Которые являются визитной карточкой, для обоих актеров. Очень яркие и живые, что кажется они были рождены именно для этих ролей. В 2003 году Американский Институт Киноискусства (все тот же AFI) поставил «Хлоднокровного» Люка на 30 место лучших героев в истории американского кино.
Что касается Джорджа Кеннеди, он получил свой заслуженный Оскар, за роль харизматичного, болтливого здоровяка, который, сразу отпечатывается в памяти и кажется что где то я уже встречал этот образ, например во многих советских фильмах 70—80-х годов.
Жалко что фильм не был даже номинирован в категории лучший фильм, а Пол Ньюман сыгравший одну из своих самых лучших ролей, получил всего лишь номинацию, уступив Роду Стайгеру сыгравшему в «Полуночной Жаре».
12 декабря 2009
Хотите универсальный рецепт отличного психологического фильма? Берем обладающего бойцовским Характером главного героя — харизматического неординарного парня с глазами младенца и незабываемой улыбкой до ушей, помещаем его в кастрюлю лечебного/пиницетарного/любого учреждения закрытого типа, добавляем по вкусу хитрого/алчного/бесчеловечного или все-это-в-одном-флаконе начальника и кипятим на медленном огне около двух часов. В процессе кипения Человек (с большой буквы) сталкивается с Системой с ее многочисленными держимордами/санитарами, давно утратившими право именоваться человеком — в итоге происходит то же, что и при попадании искры в пороховой погреб. Море удовольствия. Невероятный всплеск эмоций. И главное — борьба. Из скрытой переходящая в беспощадную и бескомпромиссную борьба. Здесь уже не может быть полутонов и договоренностей. Только «или-или». Человек побеждает, ломая систему либо покидая душные тюремные стены («Побег из Шоушенка», «Эксперимент» Оливера Хиршбигеля), становясь при этом живой легендой, передаваемой из уст в уста своим соратниками (фактически — апостолами) следующим поколениям. Система побеждает только при одном условии — морально ломая человека, потому что даже физическое его уничтожение является для нее проигрышным («Полет над кукушкиным гнездом» Милоша Формана, «Хладнокровный Люк»). Ибо за ним цепной реакцией непременно возникнет следующий желающий потягаться с Системой.
Рецепт не новый — пользуйтесь. В чем же ценность «Хладнокровного Люка»? В том, что его можно без малейшего угрызения совести назвать дедушкой многих последующих киношедевров, названных выше. Конечно, более прожженный кинокритик, может быть, способен найти и ту «кино-обезьяну», от которой ведет свой род фильм Стюарта Розенберга, но мне о таких далеких корнях неизвестно. Поэтому буду считать «Люка» пионером этого жанра.
Насчет реализации отличной идеи… не без слабых мест, но с учетом года выпуска и революционных решений (чего стоила сцена с помывкой «Люсиль» машины для 67-го!) фильму можно простить и не такое.
10 баллов.
4 ноября 2009
Он просто напился и с улыбкой срезал газовым ключом стояночные монетоприёмники. Он дышал свободой, собственной гордостью и хладнокровным спокойствием. Он не боялся начать войну с любым обществом, в котором мог бы оказаться. Но он не чувствовал себя по настоящему свободным…
Хладнокровный люк — всемирно-известная драма, о бунтовщике против режима, о непрогибаемом человеке, которого с огромным трудом раздавили.
Одним из откровений фильма является атмосфера американской тюрьмы, в которой происходило основное действие. Работники-тюремщики стали настоящими гангстерами для заключённых уголовников. Роли людей поменялись местами. И особенно горько видеть, как в преступниках всячески унижают и убивают всё человеческое, что в них оставалось на воле.
Пол Ньюмен сыграл одну из самых лучших ролей в своей кинокарьере, а хладнокровный Люк обрёл неповторимую улыбку и неестественно ярко-голубые глаза.
9 из 10
12 апреля 2009
Люк — бунтарь. Так однажды он ночью портит муниципальную собственность, а именно срезает «головы» парковочным счетчикам. За свою выходку Люк получает 2 года тюрьмы.
Тюрьма в которую попадает Люк, с виду кажется простым «трудовым лагерем». Однако в пеницитарном заведении действуют «свои» порядки. Первый побег и кандалы с ног не слезут до конца срока, при этом срок прибавляется уже к имеющемуся. К тому же заключенные должны следовать строгим правилам, каждый кто не выполнит хотя бы минимальное правило попадет в карцер.
Ну и как всегда в таких заведениях есть свои авторитеты. Когда Люк попал в тюрьму негласным лидером являлся Дрэглайн.
Вскоре Люк благодаря своим качествам, стойкости и принципам завоевывает уважение и авторитет среди заключенных и даже среди некоторых служителей тюремного лагеря.
Этот фильм показывает нам свободолюбивую личность, которая не привыкла подчиняться и живет по своим принципам.
Фильм стал визитной карточкой Пола Ньюмана именно он в большинстве случаев всплывет в памяти при упоминании Пола Ньюмана, несмотря на множество отличных киноработ у него. Неудивительно, что Люка часто цитируют в различных фильмах.
Удивительно, что в свое время Американская киноакадемия наградила Оскаром только Джорджа Кеннеди как актера 2-го плана и номинировав фильм в номинациях за актера; адаптированный и музыку, но не номинировав за лучший фильм.
9 из 10
1 ноября 2008