О торжестве и гостях
O slavnosti a hostech
7.2
7.1
1966, комедия, драма
Чехословакия, 1 ч 11 мин
В ролях: Иван Выскочил, Ян Клусак, Иржи Немец, Павел Бошек, Карел Мареш
и другие
Группа из семи человек приглашена на праздник к одному неназванному высокопоставленному лицу. По дороге в лесу на них нападает отряд охраны, которым командует дерзкий и коварный Рудольф. Гости поразительно легко принимают унижения, а потом со льстивой вежливостью соглашаются с тем, что это была всего лишь шутка…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

О торжестве и гостях

английское название:

O slavnosti a hostech

год: 1966
страна:
Чехословакия
слоган: «Maybe One Day the Czechs Will See This Picture Again»
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Яромир Шофр
композитор:
художники: Ольдржих Босак, Эстер Крумбахова, Владимир Маша, Jaroslav Ciboch, Jir Sirok
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 декабря 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 11 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постер фильма «О торжестве и гостях», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «О торжестве и гостях», 1966

Жизнь без хозяина — возможна !

Ян Немец — пожалуй, один из самых ярких режиссеров новой чехословацкой волны. Как и остальные студенты FAMU, он критикует коммунистический режим при помощи единственного доступного ему средства — искусства.

О торжестве и гостях — это яркая политическая сатира, которая затрагивает множество тем, начиная от культуры потребления заканчивая поклонением и примыканием перед более властными членами нашего общества.

Фильм целенаправленно критикует исторический период времени, когда общество под гнётом тоталитаризма и беззакония царившего во властной верхушке, терпит явные унижения и плевки в свою сторону со стыдливо опущенной головой. Режиссер показывает насколько комично и стыдливо это может выглядеть, не зря данный фильм был раскритикован тогдашней властью, чей политический лидер оскорбился увидев себя в главном «хулигане» картины, выставляющим все действия своих подчинённых, как простую шутку. Более того, учитывая какие темы были затронуты в фильме можно смело утверждать, что он актуален до сих пор, но обо всём я расскажу ниже.

Драматургическое построение заключается не только лишь в сценарии, диалогах, актерской игры и структурном повествовании, что характерно для любого фильма новой волны.

Начинается фильм очень легко, плавная и живая камера сменяют друг-друга, многократные сцены крупным планом и довольно откровенные моменты дают нам знать довольно дружественную атмосферу и приятную химию созданную между героями картины. Однако, резкое нападение сменяет весь ритм повествования, камера становится статичной накаляя нарастающею напряженность. Режиссер выделяет хозяина сего балагана средним планом говоря о его лёгкости и властности перед остальными персонажа, а в минуты его ярости — крупным, накаляя обстановку. Также резкие и довольно частые монтажные склейки подчёркивают сцены неловкости и нарастающего напряжения между всеми персонажами.

В фильме можно разглядеть огромную тучу смыслов, начиная от того, о чём я говорил выше, заканчивая конечной иммиграцией одного из героев и беспомощности тирана перед этим.

Итог: Как бы то не было, но Ян Немец снял именно политическую картину и сделал это чертовски хорошо! Всем рекомендую!

18 мая 2021

Придет хозяин — всё объяснит

Абсурдная драма о манипуляции обществом и мнимой свободе, лишенная примет места и времени — актуальная и сегодня.

На праздник к некой высокопоставленной особе собираются гости. В том числе — и семь буржуа неопределенного возраста. На лесной тропинке их останавливает группа мужчин во главе с улыбчивым молодым человеком Рудольфом. Задержанные гости сами разделяются на мужчин и женщин, становятся по алфавиту, боятся выйти за проведенную на земле черту. Они делают вид, что вполне довольны происходящим, стараются адаптироваться к социальным требованиям, лишь бы не случилось худшего. Когда же появляется хозяин праздника, оказывается, что всё это — безответственная шутка Рудольфа. По странному лесу гостей провожают на застолье, но и в торжестве есть свои правила. Но, приняв абсурд за должное, уже никто ничему не удивляется. Лишь один из гостей отказывается участвовать в неведомой ему игре. И тогда на него начинается охота.

Но одежды сюрреализма не смогли спрятать от цензоров суть истории: мнимой свободы индивидуума в тоталитарном обществе. Они даже рассмотрели, что актер, игравший хозяина праздника, похож на Ленина. Так не пытаются ли создатели фильма высмеять принципы ленинизма? В мае следующего года «О торжестве и гостях» в паре с «Маргаритками» Веры Хитиловой был заклеймен как продукт, чуждый идеалам коммунизма.

Яну Немецу запретили работать в кино. А после 1968 года — в профессии. В 1974 он нелегально покинуть страну. С подобными проблемами столкнулась и соавтор сценария Эстер Крумбахова, которую называли «серым кардиналом чехословацкой новой волны».

Но в том и прелесть фильма Яна Немеца, что он не столько и не только о коммунистическом режиме Чехословакии или СССР. Он об обществе, которое манипулирует каждым конкретным человеком. И об индивидуумах, которые сами себя уговаривают принять тотальный контроль за свободу выбора. Легко управлять тем, кто сам готов к подчинению.

8 из 10

7 ноября 2016

Скромное обаяние буржуазии

Чехословацкая «новая волна» 1960-х. — феномен мало изученный, пожалуй, даже, во всём мире. Между тем, по мастерству, по глобальности задач, которые ставили перед собой режиссеры этого направления — даже французы «новой» и всемирно признанной волны, и лучшие из них, как Годар или Трюффо- в общем-то- неразумные дети по сравнению с даже таким, мало кому известным сегодня режиссером, как Ян Немец.

Глупее всего было бы сводить «чешскую волну» лишь к борьбе с ненавистным коммунистическим режимом. Это есть, но это далеко не самое главное.

Истоки этого явления гораздо глубже. Это от Ярослава Гашека, Карела Чапека, недоумевавших над природой тупейших и постыднейших людских поступков. Но им хватило мужества не впасть в депрессию от увиденного, а просто высмеять человеческую тупость и одни из самых отвратительных людских грехов — раболепие, низкопоклонство перед начальством. Но авторы «волны» пошли еще дальше — они стали смеяться над человеческим несовершенством в принципе!.

Прекрасный фильм Яна Немеца (на счету которого уже был один шедевр- «Алмазы ночи») показывает, как легко оказаться быдлом, полным ничтожеством, если нет никаких моральных принципов, никакой идеологии, кроме как жрать и потреблять.

И совершенно не важно, какие злые силы взяли вас в оборот и издеваются над вами — сегодня это может быть какой-нибудь Team building в родной офисной конторе или просто дедовщина в армии.

Конечно, отчасти фильм Немеца — это и гротеск, и театр абсурда, (вспомним выдающегося драматурга и будущего Президента Чехии Вацлава Гавела, приложившего свой талант к этому направлению в искусстве), но мощнейшего воздействия на хоть сколько-нибудь, обладающего мозгами зрителя, он не потерял.

Уверен, что Луис Бунюэль видел это кино.

13 июня 2013

Год 1966. Сюрреализм от Яна Немеца

Если в фильме Иржи Менцеля «Поезда под пристальным наблюдением», сюрреализм происходящего только просматривался, то работу Яна Немеца вполне можно назвать сюрреалистической историей. И действительно, есть ли логика в том, что: несколько человек собираются в лес, где встречают помощника влиятельного человека. Он унижает их без всякой причины, а после извиняется. Теперь им предстоит пир в лесу…

Ян Немец снял просто потрясающую работу, которая по стилю очень сильно перекликается с многочисленными короткометражками Романа Полански. Ну, а заключительная часть фильма напоминает «Бал пожарных» Милоша Формана.

Можно конечно долго обсуждать о смысле фильма и о символах, которые режиссер вкладывал в сюжет. Ведь мотивы унижения и бегства (эмиграции?) имеют скорее всего политический подтекст. Но нужно понимать, что это все вопрос интерпретации — режиссер создал весьма интересное произведение, при просмотре которого вспоминаются два известнейших автора современности — писатель Франц Кафка и режиссер Роман Полански.

Кстати, после просмотра работы Немеца всерьез задумался о том, что на ее фоне «Тупик» Романа Полански (равно как и многие его другие фильмы) не выглядят уже такими оригинальными и стильными. Картина Немеца вполне могла бы составить им конкуренцию.

В итоге: фильм Яна Немеца, сделанный в стилистике сюрреализма.

7 из 10

28 августа 2012

Третий по счету фильм Чехословацкого режиссера Яна Немеца был снят во времена Хрущевской оттепели и ослабления давления со стороны правительства Чехословакии. Эту ленту можно назвать предвестником Пражской весны 1968 года. Именно в этом году картину недолго показывали в республике, спустя два года после завершения съемок. Она очень не пришлась по вкусу тогдашнему политическому лидеру, который увидел себя в лице безымянного высокопоставленного лица, к которому семь буржуа приехали на праздник. В фильме главное — детали, которые нужно уметь увидеть, распознать и интерпретировать. Винтовка, которая превращается из обычной в снайперскую, герои, которые бояться переступить через воображаемую стену нарисованного на песке дома, лай овчарок в за кадром, мимика безымянного высокопоставленного лица, схожая с мимикой Муссолини.

Сюжет является лишь основой, каркасом для немыслимого количества деталей, которые и создают многослойность картины, несколько уровней восприятия. От бессмысленности буржуазной жизни до мнимой свободы человека при тоталитарном режиме. Много общего с «Обыкновенным Фашизмом» Рома, но с более личностной, человечной окраской. Свобода, выбор каждого человека, слабость большинства перед властью. Все это представлено в форме безудержного абсурда. Человек, нарисовавший на песке прямоугольник, загнал туда людей и разрешает выходить только через воображаемую дверь. Пир, на котором буржуа забывают об унижениях и обсуждают бытовые темы. Овчарку, которую пускают по следу человека, ушедшего с вечеринки после унижения, и то рвение, с которым, бросилась пьяная толпа его искать. Но даже такой символизм не спас картину от цензуры и полок в архивах, где она оставалась долгие годы. Актуальна она и в современном мире, в особенности тема с пиром, где людям подают свободу выбора между идеально поджаренной курицей и десятков наименований йогуртов вместо свободы мысли и настоящих духовных ценностей.

8 из 10

21 октября 2010

Комедия О торжестве и гостях появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссером является Ян Немец. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Иван Выскочил, Ян Клусак, Иржи Немец, Павел Бошек, Карел Мареш, Эвальд Шорм, Jana Pracharová, Zdena Skvorecka, Милон Новотны, Helena Pejsková, Антонин Пражак, Йозеф Шкворецкий, Adolf Siroký, Jitka Bodláková, Otakar Bohata.

Страна производства - Чехословакия. О торжестве и гостях — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.