Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Молодой Тёрлесс |
английское название: |
Der Junge Törless |
год: | 1966 |
страны: |
Франция,
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Фолькер Шлёндорф |
сценаристы: | Фолькер Шлёндорф, Роберт Музиль, Герберт Азмоди |
продюсеры: | Луи Маль, Франц Зайц |
видеооператор: | Франц Рат |
композитор: | Ханс Вернер Хенце |
художник: | Мален Паша |
монтаж: | Клаус фон Боро |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 мая 1966 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
Фильм похож на старательный ученический чертеж, который схематично пытается передать строение архитектурного шедевра. Из фильма с ученой немецкой добросовестностью выпотрошена вся душа романа и все то темное нерациональное, что пытался выговорить Музиль. Сюжет передан достаточно добросовестно, но тупо. Тупо, потому что главный сюжетный каркас - Терлесс пытается стать писателем и ухватить сложнейшую еще непосильную для него суть творческого процесса, вырван почти полностью, а без него повествование лишается смысла.
Вместо этого Терлесс выглядит этаким странным малым, который в конце то ли свихнулся, то ли чуть не свихнулся, но все же стал на путь истинный и сохранил достоинство. Но все-таки книжка не про то, как сохранить моральную целостность в нечеловеческих условиях. Все-таки это не 'Листопад' Иоселиани. Популярная интерпретиция гласит, что в Терлессе Музиль напророчил тоталитаризм (в частности фашизм). Следовать этой интепретации, в независмости от ее верности, после того как тоталитаризм уже случился достаточно глупо. Нет никакого смысла повторять пророчество. Ведь пророчество говорит о еще не случившемся, а не повторяет.
Готовность с которой Базини поддается на издевательства, отдает себя в руки подонкам, испытывая тайное мазохисткое удовольствие, сам являясь по сути таким же подонком, несомненно уловлена Музилем, как грядущее социальное явление, суть которого в том, что мелкие подонки и мазохисты пойдут вслед за чокнутыми садистами. Однако, в этой интерпретации совершенно теряется важнейший факт, что Базини отдается и в руки Терлессу. Точнее в его мысль. Обычный маленький человек, вверяет себя во власть разных сил - политико-эротических(Райтинг), религиозно-манипулятивных(Байнеберг) и эстетически-психологических(Терлесс). Находясь на дистанции зарождающегося эстетического Терлесс созерцает треугольник, в котором объект его познания, его персонаж находится во власти иных сил. С помощью ситуации этого мрачного треугольника Терлесс в конце концов пытается схватить и описать себя и главные по его мнению неиследованные еще области человеческого. Темные, нерациональные. Треугольник провоцирует ощущение и робкие неудачные попытки воплощения Терлесом этих смутных сил. Об этом роман. По сути один из главнейших гениальнейших романов за всю историю литературы. О чем фильм я затрудняюсь сказать. Плюс фильма в том, что несмотря на крайнюю упрощенность и упорную умственную отсталость кинематографа, сохранился некий сухой абрис великого романа. Авторам, хотя бы хватило ума не напихать в фильм собственных сюжетных линий и фантазий, как это частенько бывает в кино и театре.
27 января 2022
Детская школа с полным пансионом. несколько юношей решают «проучить» своего одноклассника, пойманного на воровстве. Шантажируя его разглашением информации о краже они заходят в своих издевательствах слишком далеко. Посвященный в детали их плана Тёрлесс старается осмыслить происходящее и задумывается о роли насилии в жизни…
В сущности — это типичное кино о взрослении юношей и юношеском насилии. Другое дело, что в фильме достаточно прямо говорится о вещах, которые ранее в кино не освещались. Получается целый комплекс насильственных действий — насилие физическое, моральное, сексуальное. Причем, жертва принимает навязываемые ей условия игры.
Мне кажется, что Шлёндорф сделал сюжет слишком контрастным. Достаточно было просто детально показать только психологическое насилие чтобы рассказать данную историю. Углубляясь в показе издевательств режиссер, мне кажется, не слишком жалеет зрителя и уклоняется от темы. Именно в силу этого, кино представляется мне слишком мрачным, почти на грани «чернухи» российского кино начала 90-х.
Полученный картиной приз Каннского фестиваля, мне кажется — в большей степени аванс режиссеру, нежели признание реальных заслуг, тем более что в 66-м в программе Каннского фестиваля были весьма достойные фильмы.
Нужно положительно оценить молодого актера — сыгравшего роль Тёрлесса — Матьё Карьера. Карьер играет просто замечательно, напоминая лучшие актерские работы Райана Филиппа и Гаспара Улье.
В итоге: социальная драма о насилии между юношами в школе (полный пансион), Мрачный фильм, который, как мне кажется недотягивает до уровня философской притчи.
4 из 10
14 августа 2012
Много ли мы знаем случаев, когда дебютный фильм оказывается лучшим у режиссера, когда в последующих работах теряется свежесть? Кому-то из всего Линча нравится только Голова-ластик, кому-то из всего Формана — только Черный Петр… У меня так случилось с Фолькером Шлендорфом.
Этот режиссер брался экранизировать Пруста, Грасса, Белля, Толстого, Турнье… (в этом ряду мог оказаться, кстати, Эдуард Лимонов со своим Это я — Эдичка).
Но все фильмы, последовавшие за Молодым Терлессом, все эти Жестяные барабаны и Лесные цари выглядят как-то невыразительно, как-то правильно и дотошно, как сомнительные иллюстрации к книгам, а не самостоятельные произведения.
По сравнению с другими режиссерами Нового немецкого кино (Клюге, Фассбиндером, Шретером, Херцогом, Вендерсом, фон Троттой) Шлендорф кажется самым сухим и вторичным. Во всех фильмах, кроме первого.
Экранизация Музиля, известного в основном своим монументальным романом Человек без свойств, словно вобрала в себя все эстетическое наследие немецких классиков от Шиллера до Грюневальда, поражая чувством стиля и холода.
Главный вопрос ХХ века — как просвещенные европейцы смогли участвовать в уничтожении людей в промышленных масштабах ради каких-то отвлеченных идей? когда мир идей успел настолько затмить материальный мир? — не раз поднимался в послевоенном кинематографе — как в явном, так и в метафорическом смысле (Конформист Бертолуччи, Ночной портье Кавани, Любовь в Германии Вайды, Мефисто Сабо, Гибель богов Висконти, Сад Финци-Контини де Сика, Жизнь прекрасна Бениньи, Чай с Муссолини Дзефирелли, Белая лента Ханеке, Сало или 120 дней Содома Пазолини, Европа фон Триера…)
Молодой Терлесс, главный герой фильма, пытается понять: где предел человеческого унижения? А режиссер задается другим вопросом: откуда у людей с рациональным мышлением столько бесчеловечности?
10 из 10
23 сентября 2010