Полуночные колокола
Campanadas a medianoche
7.2
7.6
1965, комедия, драма, военный
Франция, Испания, Швейцария, 1 ч 59 мин
В ролях: Орсон Уэллс, Жанна Моро, Маргарет Разерфорд, Джон Гилгуд, Вальтер Кьяри
и другие
В фильме показана Англия времен феодальных междоусобиц в правление Генриха IV. В центре повествования – веселый похабник, выпивоха и хвастун Джон Фальстаф, попадающий в истории и совращающий с пути истинного наследника престола.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Полуночные колокола

английское название:

Campanadas a medianoche

год: 1965
страны:
Франция, Испания, Швейцария
слоган: «A Distinguished Company Breathes Life Into Shakespeare's Lusty Age of FALSTAFF»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Эдмон Ришар
композитор:
художники: Орсон Уэллс, Хосе Антонио де ла Герра, Мариано Эрдоиса
монтаж: , ,
жанры: комедия, драма, военный, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 800000
Дата выхода
Мировая премьера: 23 декабря 1965 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 59 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, военный, история

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Полуночные колокола», 1965

Видео: Трейлер ре-релиза (Полуночные колокола, 1965) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер ре-релиза
Видео: Трейлер (Полуночные колокола, 1965) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Полуночные колокола», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Полуночные колокола», 1965

Фальстаф Уэллса

«Полуночные колокола» — третья и последняя экранизация Шекспира, осуществленная Уэллсом, на этот раз материалом послужили четыре пьесы: «Генрих IV», «Генрих V», «Ричард II» и «Виндзорские насмешницы». Режиссер снимает, наверное, свой самый веселый фильм, полный шуток и невероятной витальной энергии.

Картина сразу же оглушает зрителя многообразием персонажей, непрерывно перемещающихся при движущейся камере (густонаселенность, визуальная плотность изображения этой ленты, видимо, сильно повлияла на А. Германа в его последней работе «Трудно быть Богом»). Режиссер чередует острый монтаж сцен, снятых короткими планами, как калейдоскоп проносящихся перед глазами зрителя, и длительные планы-эпизоды, снятые почти без склеек, единым куском.

Скоростной темп произносимых диалогов и монологов становится молниеносным при описании битвы. В этой кульминационной сцене Уэллс делает свое мастерство практически недосягаемым: резко смонтированные почти в клиповой манере короткие планы, как вспышки, передают состояние агонизирующего сознания. Война предстает лишенной героики и патетики кровавой бойней, комический эффект этому отвратительному зрелищу придает мечущийся в страхе по полю Фальстаф.

Именно ради этого героя режиссер и затеял свой фильм: будучи человеком веселого нрава, большим выдумщиком и жизнелюбом, Уэллс, снимая трагедии и драмы, мечтал воплотить на экране образ, одновременно исполненный жизненной конкретики и символически обобщенный. Фальстаф — сама жизнь, неистощимая на выдумку, добродушный весельчак, больше всего ценящий многоцветие существования.

Картина построена на противопоставлении величественных сцен с участием короля (в исполнении Д. Гилгуда) и его свиты в роскошном готическом замке и комически сниженных, раблезианских эпизодов в доме Фальстафа, где до поры до времени находит радость общения молодой принц Хэл. Чудачества и смешные ситуации, в которые попадают Фальстаф и его друзья, овеяны ностальгией по утраченной гармонии, которую озвучивает постаревшие герои в начале и финале, закольцовывающие композицию.

Уэллс играет в «Полуночных колоколах», без сомнения, свою лучшую роль с сочным, искрящимся лукавством взглядом, с подвижной мимикой, обаятельной неповоротливостью чрезмерно тучного персонажа, интонационно очаровывающим баритоном (особенно милыми кажутся его слова о том, что ему еще рано умирать, произнесенные накануне битвы).

Тем не менее, во всем подчеркивая свою любовь к персонажу, не скрывая удовольствия при исполнении роли, захватывая все предоставленное пространство и перетягивая зрительское внимание на себя, Уэллс как актер демонстрирует чрезвычайную деликатность в работе с коллегами, позволяя в полной мере проявиться их таланту, особенно это касается Кита Бэкстера в роли принца, с которым они образуют запоминающийся дуэт.

В эпизодах с участием Гилгуда Уэллс практически не появляется, предусмотрительно решив, что двум титанам в кадре будет тесно. Действительно, Гилгуд исполняет полноценную роль из классического репертуара, исполненную с по-британски оточенной выразительностью в психологическом рисунке роли.

Как и прежде, режиссер создает картину столь богатую художественными достоинствами, щедро рассыпанными по всему пространству фильма, делает изображение столь семантически и энергетически насыщенным, что это вызывает аналогии с творческими манерами Бунюэля и Феллини.

В каждой своей новой ленте, в деталях сохраняя эстетические особенности своего стиля (что касается монтажа, операторской работы и актерского существования в кадре), Уэллс как будто пересоздает его заново, добавляя все новые и новые компоненты (в данном случае подвижную мизансцену, густонаселенную и витально мощную).

Как экранизация, «Полуночные колокола» — еще один шаг вперед по сравнению с «Макбетом» и «Отелло», в направлении отрицания иллюстративности и более свободного обращения с материалом: умело тасуя эпизоды из четырех пьес Шекспира, режиссер будто без труда организует их в целостное двухчасовое повествование, которое буквально распирает от избытка событий, эмоций и эстетических новаций.

Наконец, решающим достоинством фильма в деле покорения зрителя становится почти незаметная смена тональности с комической на трагическую в финале: Уэллс прекрасен в своей безмолвной, почти мгновенной мимической трансформации, лишающей героя «крыльев». Смотря картину, зритель не устает поражаться неистощимой на творческие открытия и озарения режиссерской фантазии, которая при символической многослойности содержания рождает чудо полноценного и законченного шедевра.

1 января 2016

«Полуночные колокола» Орсона Уэллса.

Я сейчас читаю книгу интервью Орсона Уэллса, и поэтому решила посмотреть какой-нибудь его фильм, а то, кроме «Гражданина Кейна», я ничего и не видела. К тому же, читая его интервью я поняла, как он огорчался, что большая часть людей кроме «Кейна» никаких его фильмов и не видела. Многие воспринимали (и воспринимают) Уэллса как режиссёра одной картины. При том, что сам он многие другие свои ленты считал более удачными. В общем, мне стало стыдно перед Орсоном и я решила исправиться. Свой выбор я остановила на картине «Фальстаф или Полуночные колокола», потому что сам режиссёр несколько раз назвал именно её своей лучшей работой.

«Колокола» сняты по нескольким пьесам У. Шекспира («Генрих IV», «Генрих V», «Виндзорские насмешницы» и ещё, кажется, «Ричард II») и объединённых общим героем — Фальстафом.

Орсон Уэллс, вообще, очень любил У. Шекспира. Он снял несколько фильмов по его пьесам, он ставил его пьесы в театре, он играл в его пьесах. Он очень хорошо знал этот материал, поэтому, лично я решила довериться его восприятию бессмертной классики. Потому что из названных выше исторических хроник английского барда я читала, кажется, «Генриха IV» и «Ричарда II», но, сказать по правде, память сохранила о них весьма смутное воспоминание.

Это немного мешало мне в начале, когда я некоторое время, не могла разобраться, кто из героев есть кто.

Фильм же великолепный! Сам Уэллс играет Фальстафа и мне кажется, что это немного символично. Не подумайте, что я увлекаюсь каким-нибудь глубокомысленным психоанализом, просто мне кажется, что многие современники воспринимали самого Орсона как такого весельчака, массовика — затейника и не очень-то интересовались, какой он на самом деле.

Мне особенно понравились несколько сцен с копьями. В начале битвы молодой принц проходит через строй копейщиков, как будто проходит через лес. Позднее, через строй флагоносцев (есть такое слово?) он проходит во время церемонии собственной коронации в финале. Очень впечатляющий эффект.

Вообще, честно говоря, мне интереснее было наблюдать за развитием темы власти, что ли (не знаю, как иначе её назвать), чем за трагедией Фальстафа, хотя, он мне кажется настоящим трагическим персонажем. Хотя, наверное, принц Гарри тоже пережил трагедию, когда сделал выбор в пользу власти и государства, а не старой дружбы (какой бы она не была).

А ещё в фильме чудесная музыка, абсолютно попадающая в общее настроение картины.

P. S. Прошу прощения за большое количество скобок.

21 декабря 2015

Фальстаф против Гражданина Кейна

Орсон Уэллс экранизирует Шекспира, держа в уме формулу Григория Козинцева- «Шекспир — наш современник». Режиссер не модернизирует классика, не переносит действие в наше время, напротив он точен в деталях, вплоть до пара изо рта персонажей во время королевского приема в замке (замки в то время невозможно было протопить), костюмах и интерьерах. Но «Полночные колокола» самое современное прочтение Шекспира. Объединив в одном сценарии исторические хроники Шекспира и его комедию «Виндзорские проказницы», Уэллс выводит на авансцену сэра Фальстафа — «толстого рыцаря», комедийного персонажа хроник, ставшего в Англии времен Шекспира всенародным любимцем и именем нарицательным, но от жизнеутверждающей комедии здесь не остается ни следа. Уэллс сам сыграл Фальстафа, как собственную автобиографию, подарив ему не только свою внешность, но и свой характер.

Наставник будущего короля Генриха V, сбивает принца с пути истинного, но именно этот путь и есть настоящий. Правильная же и праведная дорога ведет к Власти, а всякая Власть разрушительна. Власть — это предательство друзей «ради блага государства», это война, показанная здесь без всяких гламурных приукрашиваний, как грязь и кровь. Эволюция Принца Гарри сродни эволюции другого персонажа Орсона Уэллса — гражданина Кейна. Но если Кейна Уэллс пытался понять, то принца Гарри он осуждает. Ему ближе и дороже сэр Фальстаф — похабник, выпивоха и хвастун. « Но ворюга мне милей, чем кровопийца…».

9 из 10

23 октября 2013

Давным-давно, давным-давно…

Почти пятьдесят лет назад небезызвестный актер, сценарист и режиссер Орсон Уэллс («Гражданин Кейн») обратился к творчеству Вильяма Шекспира и снял фильм «Полуночные колокола» (или «Фальстафф»).

Что у него получилось? Не смотря на черно-белый цвет, получилась очень яркая и интересная постановка. Сам режиссер сыграл в заглавной роли и сыграл заглавного героя Фальстаффа, старого, обрюзгшего и трусоватого толстяка, который водит дружбу с королевским отпрыском, отошедшим от свиты короля Генриха IV, и проводит свое время в праздности и веселых забавах на постоялом дворе вне отцовского замка.

А вот брат принца Хотспер как раз не прочь завладеть троном у доживающего последние дни Генри. Начинается междоусобная война, в которой и Фальстаффу и истинному претенденту на трон придется поучаствовать.

На самом деле фильм очень хорош. Классическая английская постановка с интернациональным составом. Начинаясь неспешно, он потом завладевает вниманием и не отпускает до последних кадров. Операторская работа филигранная, просто изумительная, сложная, интересная. Она позволяет создать атмосферу истинного средневековья, будь то холодная пустота и отстраненность замка или тесная пирушка у камина на постоялом дворе.

В фильме есть и интереснейшая батальная сцена, жестокая, брутальная, без прикрас и пафоса. Видно, что создатели подошли ко всему с ответственностью.

Особо стоит отметить актерские работы — сам Уэллс и актер, сыгравший юного принца, его друга, просто шикарно справились. Они — драматический стержень постановки с психологически нюансированным развитием своих характеров.

Минус единственный — одноголосый любительский перевод постановки. Иногда не было понятно, кто что сказал, а такой фильм вообще стоит смотреть на оригинальном языке с субтитрами, чтобы оценить всю красоту классического произношения актеров.

В общем, рекомендую всем, можете даже показать своим братьям пятнадцати лет, увлекающимся рыцарями и батальным кино, в этом плане фильм впечатляет. Большой хронометраж вовсе не чувствуется.

9 из 10

2 апреля 2013

Комедия Полуночные колокола появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Орсон Уэллс. Кто играл в фильме: Орсон Уэллс, Жанна Моро, Маргарет Разерфорд, Джон Гилгуд, Вальтер Кьяри, Хулио Пенья, Андрес Мехуто, Кит Пайотт, Джереми Роу, Кит Бакстер, Хосе Ньето, Чарльз Фаррелл, Беатрис Уэллс, Хуан Эстерлич, Гойо Лебреро.

Расходы на кино составляют примерно 800000. Производство стран Франция, Испания и Швейцария. Полуночные колокола — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.