Чёрный ветер
Viento negro
7.9
1965, драма, приключения
Мексика, 2 ч 7 мин
В ролях: Давид Рейносо, Хосе Элиас Морено, Элеасар Гарсиа, Энрике Агилар, Роберто Кобо
и другие
Мануэль Иглесиас назначен директором строительства южной ветки железной дороги, идущей через пустыню Алтар. Настоящий трудоголик, новый директор с энтузиазмом принимается за дело, не обращая внимания на то, что новое назначение означает окончательный разрыв с женой, которая не может простить Мануэлю его страсть к работе, ради которой он забывает даже о семье. Однако его сын Хорхе, стремясь заслужить уважение отца, вскоре подписывает контракт и приезжает в строительный лагерь как новый инженер-геодезист. Вскоре он в составе геодезической партии отправляется на разведку в глубь пустыни. Через несколько дней связь с группой Хорхе пропадает.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Чёрный ветер

английское название:

Viento negro

год: 1965
страна:
Мексика
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператоры: Агустин Хименес, Алекс Филлипс
композитор:
художник: Мануэль Фонтанальс
монтаж:
жанры: драма, приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 декабря 1965 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 7 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения

Постеры фильма «Чёрный ветер», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Чёрный ветер», 1965

Павка Корчагин и мексиканские боги

Если бы Сервандо Гонсалес родился в Советском Союзе, то наверняка был бы обласкан государственными и прочими премиями за выдающийся вклад в развитие социалистического реализма и строительство коммунизма со всеми вытекающими. Но поскольку жил и творил режиссер в далекой от страны трудящихся насквозь капиталистической Мексике, то его зубодробительные производственные драмы о трудовом подвиге простых индейских рабочих и самоотверженного инженерно-технического персонала, готового пожертвовать своими жизнями ради общего дела, остались без заслуженных партийных наград.

Впрочем, вторая картина о грандиозных стройках капитализма, снятая сеньором Гонсалесом в начале 80-х («Большая вода»), действительно оказалась скучной жвачкой на заданную тему, да еще и отягощенной изрядной долей латиноамериканской мелодрамы, дабы домохозяйки не заскучали. Но в 1965-м году режиссер находился в самом расцвете сил и был окрылен успехом своего дебютного фильма «Янко» — пронзительной драмы о судьбе талантливого мальчика, родившегося не в свое время и не в своем месте. Поэтому, результат получился совсем иным.

Собственно, «Черный ветер» тоже рассказывает о гение. Только о гении признанном, занимающимся делом, которому посвятил жизнь, умеющем повести за собой людей и… растоптать тех, кто этому делу мешает. Не желая зла, не замечая трагедий, не обращая внимания на любящих и ненавидящих.

Инженер Мануэль Иглесиас — идеальная кандидатура для руководства в экстремальных условиях. Там, где не выдерживает техника; там, где плавится металл; там, где падают без сознания люди — он идет вперед и заражает своим упрямством всех, кто оказался рядом. Вот только выдерживать этот ритм жизни, эту целеустремленность, эту самоотверженность долго невозможно, если, конечно, вас зовут не Павка Корчагин. От Мануэля уходит жена и забирает сына; отворачиваются друзья, называя его не иначе, как «Майор». Вот только означает это слово вовсе не воинское звание, а начало фразы «Главный Сукин Сын», после которой солидный инженер немедленно лезет в драку. Но начальство готово терпеть от своего лучшего сотрудника даже оглушительные оплеухи и выбитые зубы. А подчиненные — про них вообще лучше не говорить. Уже после недели совместной работы они готовы идти за своим «хефе» в огонь и воду. Потому что, не давая спуску другим, Иглесиас не жалеет себя.

И вот уже стройка в нечеловеческих условиях безводной пустыни идет опережающими темпами. Замедлить ее не в силах даже аварии и трагические инциденты — ведь люди, глядя на Мануэля, готовы жертвовать здоровьем и даже жизнью, ради победы над природой (нет, Сервандо Гонсалес определенно читал «Как закалялась сталь»!). И редкие рефлексии героя по поводу несложившейся личной жизни и разлуки с сыном можно было бы считать данью автора развитию сюжета и созданию хоть какого-то конфликта. Но где вы видели производственную драму (пусть даже и советскую) без пафосного катарсиса! А уж после переворачивающего душу финала «Янко» ждать от режиссера благостного гимна трудовому подвигу было бы слишком наивно.

Естественно, этот катарсис будет. И главный герой окажется поставлен в ситуацию тяжелейшего выбора, и, сделав этот выбор, в любом случае проиграет. Гонсалес безжалостен к своему герою. Фанатизм Мануэля в отношении порученного ему дела никогда не даст ему жить нормальной жизнью. И стремление подражать Герою, который в своей одержимости становится похож на олимпийских богов, неизбежно уничтожит простого смертного. Поэтому, когда сын Иглесиаса в тайне от родителей приезжает на стройку, чтобы быть «как отец» — это сдвигет с места каменную громаду рока. Если бы фильм снимал не Гонсалес, можно было бы ждать сахарной ваты на тему примирения родных, преемственности поколений и красивого финала. Но после «Янко» ничего этого быть просто не могло. Режиссер откровенно вошел во вкус древнегреческих трагедий и уже примерял на себя хитон нового Еврипида.

Фраза Мануэля после того, как ему сообщили об исчезновении геодезической партии, в которой был его сын, является ключевой для всего фильма, для образа главного героя, для самой сути конфликта гения и окружающего его мира. Она сродни легендарному высказыванию Сталина о своем сыне Якове: «Я маршалов на рядовых не меняю». Иглесиас отказывается создавать поисковую партию до окончания намеченного этапа работ. Люди, оставшиеся в пустыне без воды могут подождать, а работа ждать не может. Возможная гибель сына — ничто по сравнению с остановкой стройки, которая только и есть настоящая жизнь для Мануэля. Все остальное — просто мираж.

В этом, конечно, принципиальное отличие производственной драмы Сервандо Гонсалеса от подобных ей произведений соцреализма. Все-таки трудовой подвиг, красочно показанный мексиканским режиссером, оставался для него на втором плане. А на передний выдвигался вечный конфликт мощной личности и окружающего ее социума, который эта личность отчаянно пытается переделать под себя. Но это невозможно. Даже Аттила, Чингиз-хан, Наполеон и Гитлер добивались лишь временных успехов, в конечном счете уступая неизбежному Року. Мануэль Иглесиас тоже обречен в своем противостоянии с пустыней, железной дорогой, брошенной супругой и даже своими рабочими, готовыми за него перегрызть глотку любому. Потому что, став Героем, ты неизбежно бросаешь вызов богам, а боги этого не прощают. Даже если этот вызов облачен в форму производственной драмы. Но дух от этого противостояния захватывает так, что от экрана невозможно отвести взгляд. Преподнесенный в виде могучего эпика небольшой эпизод из истории строительства локальной железнодорожной магистрали стараниями гениального режиссера (а ранние фильмы Гонсалеса действительно гениальны) превращается в настоящий гимн Героям, бросившим вызов року. А правы они или нет — решать не нам.

7 октября 2018

Драма Чёрный ветер появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Сервандо Гонсалес. Кто играл в фильме: Давид Рейносо, Хосе Элиас Морено, Элеасар Гарсиа, Энрике Агилар, Роберто Кобо, Аарон Эрнан, Родольфо Ланда, Энрике Лисальде, Фернандо Лухан, Марианела Пенья, Хосе Карлос Руис, Мигель Суарес, Хосе Тровей, Гильермо Альварес Бьянчи, Мануэль Донде.

Страна производства - Мексика.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.