Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Меч |
английское название: |
Ken |
год: | 1964 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Кэндзи Мисуми |
сценаристы: | Кадзуо Фунабаси, Юкио Мисима |
продюсер: | Хироаки Фудзии |
видеооператор: | Тикаси Макиура |
композитор: | Сэи Икэно |
художник: | Акира Наито |
монтаж: | Кандзи Суганума |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 марта 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Фильм Кэндзи Мисуми по одноименной повести Юкио Мисимы «Меч».
Фильм о чести, достоинстве и истинном самурайском духе.
Токио. Университет, /не сказано какой/, при университете клуб кэндо.
Один из лучших учеников класса, /команды/, Дзиро Кокубу, /Рейдзо Китикава/, стремящийся к совершенству тела и духа. В связи с предстоящим национальным чемпионатом по кэндо его назначают старшим.
Ещё один ученик Кагава, /Хисая Морисигэ/, почти равен по мастерству Кокубе. И дабы стать в своём деле лучшим уговаривает свою подругу Юки, /Норико Сэнгоку/, соблазнить Кагава. В результате авантюры Юки в сама влюбилась в Кагава.
Перед самым чемпионатом ученики под руководством Кагавы отправляются на отдалённый остров…
Не буду раскрывать интригу, скажу только, что меч будет обагрён кровью. Не бутафорской, настоящей, человеческой.
Нам, воспитанным немного в других исторических реалиях и культурных традициях кажется немного несерьёзной восточная жизненная философия. Ну ещё как вид спорта, /фехтование на мечах/, можно понять, или как экзотику, /каратэ/, но, когда заходит дальше, да ещё и как образ жизни, дико. Дико, по нашим, /европейским понятиям/, в наше цивилизованное время, резать себе живот, /харакири/, чтоб доказать свою правоту. И даже не потому, что мучительно больно, а потому, что вопросы можно и нужно решать по-другому. Да и проявление силы ли в лишении себя жизни, ещё вопрос, возможно, как раз проявление слабости. Пусть не физической, моральной, /этот вопрос затрагивается среди прочих в фильме/.
Так слабость, или сила? Попробуем разобраться с точки зрения обыкновенного человека, в своё время немного интересовавшегося культурой, как запада, так и востока.
Человек живёт на свете, вначале играючи, потом стаёт старше, пытается найти своё место в мире, назначает себе цели, движется к этим целям, отметает ненужное, ошибается, разочаровывается, собирается силами подымается и движется дальше. После скажут, он нашёл свой смысл жизни, он прожил свою жизнь со смыслом.
Но человек может поставить себе и ложные цели, он может всю жизнь работать, как каторжный, но при этом двигаться по ложному направлению, /в никуда/, в бессмысленность. При этом его действия будет влиять и на окружающих. Может после его смерти никто ничего хорошего не скажет, /может кто пожалеет чисто по-человечески/, но жизнь будет потеряна.
Жизнью надо ещё уметь правильно распорядиться. Это то ещё искусство.
Жизнь движется быстро, это только кажется, что вся жизнь впереди, только начал всерьёз задумываться и поймал себя на том, что большей частью позади.
Это я написал о человеке, неважно где живущем в Европе, или Азии, в прошлые времена, или в настоящие, есть некоторые вещи, которые в любом месте земли в любые времена неизменны. Но это не всё. Человек живёт в обществе. В обществе себе подобных. По законам этого общества. По законам моральным в том числе. По законам, чести, достоинства, где слова совесть и любовь не должны быть пустыми словами. Не должны быть.
Так вот, каковы твои жизненные цели, хочешь скажу с ходу, заработать денег. Не скажу, что цель благородная, /благородные люди в миллионеры редко выбиваются/, хлопотная да. Но предположим, ты сумел, сохранив свою честь и не поступившись совестью, /хотя такое в принципе невозможно/, заработать миллион.
Что дальше? Ах, да это был только первый миллион. Заработал второй, третий, миллиард.
Что дальше? С чем дальше? Ты собрался с этим идти по жизни. Я имею ввиду не материальное, а духовное. От слова душа. То во что ты душу вложил. В деньги? Так это не вложил, а наоборот заложил. Именно заложил душу.
Почему я говорю деньги, ну ладно предположим у тебя другие цели, ну к примеру живопись, или музыка, или спорт, /спорт дело денежное, если правильно подойти/. Да и жить на что-то надо.
А хорошо жить ещё лучше.
Вот только хорошо жить и правильно, /честно/, жить не одно и то же.
Я не скажу, что у нас нет честных людей, как и не скажу, что в Японии все живут по закону чести. Иногда в Японии честные, порядочные люди делают харакири, /по-ихнему сэппуку/. У нас тоже бывает, /редко, но бывает/, что свою правоту доказывают самоубийством, /другие способы, результат тот же/.
Это конечно не та тема для разговора, которую, /по этическим соображениям/, хотелось бы затрагивать. Но уж коль о том зашло. Что толкает на радикальное решение, видимо в первую очередь в разочаровании теми, кому верил, в крушении идеалов, в осознании бессмысленности того, что считал самым важным в жизни, ну и немного в желании доказать самому себе, что так жить нельзя.
Что до всего этого люди, они всегда такие, не зависимо от того есть ты, или тебя нет. Они по большей части зациклены в себе, им не интересно, что ты хочешь им сказать, они мстительны по пустякам, завистливы, мелки в мыслях и желаниях.
Идеалы и того хуже, тот кого ты считаешь идеалом, обычный человек, со всеми присущими человеку слабостями и недостатками. Лучше считай его обычным человеком, если получится другом.
Понял бессмысленность того, что считал важным, ну и что с того, считай теперь это неважным, вот и все дела.
Хочешь доказать самому себе, так докажи так, чтоб самому приятно было. А если тебя не будет, то зачем тебе нужны твои доказательства.
1 ноября 2021
Фильм по Мисиме. Молодежный максимализм пост-самурайской эпохи. Вдобавок близкое наследие феодализма-милитаризма, кендо, а также наивность, гиперответственность, суицидальность и прочие загадки непонятной японской души. Ю. Мисима пришел в мир слишком поздно.
Конечно, невозможно принять идею, что из-за ослушания воспитанников сэнсея (пошли купаться в сильную жару) стоит делать себе харакири. Однако само стремление следовать своим принципам вызывает некоторое уважение. Но в 1960-е годов еще были какие-то идеалы, потом они были один за другим дискредитированы и опошлены массовой культурой. Традиционные добродетели стали смешны, Мисима с его утверждением кодекса бусидо — трагикомичная фигура. Его призыв к восстановлению традиционных ценностей не было поддержано, а прощальное самоубийство воспринимается скорее, как литературный образ, нежели как поступок самурая.
Самоубийство героя фильма, а потом и самого японского гения — это трагедия, превратившаяся в фарс. Но из-за этого она не перестает быть трагедией.
29 марта 2015
Замечательная экранизация романа: глубокая, пронзительная… Впрочем, всё творчество Мисимы таково.
Данный фильм — из разряда «классика» самурайской тематики, кодекса Бусидо.
Нет смысла пересказывать сюжет — это уже сделано. Просто надо смотреть, чтобы понять.
Этот фильм — малая толика вклада (автора, режиссёра, команды, работавшей над данным фильмом), сохранившаяся и дошедшая до нас.
26 ноября 2009