Рейтинг фильма | |
![]() |
7.2 |
![]() |
6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мать и мачеха |
год: | 1964 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Пчелкин |
сценарий: | Георгий Радов |
видеооператор: | Эрнст Яковлев |
композитор: | Вениамин Баснер |
художник: | Николай Суворов |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
5 июля 1965 г. |
![]() |
29 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 22 мин |
Этот фильм — очевидный жанровый гибрид. Само название вроде бы манифестирует принципы семейно-психологической драмы, и в начале так оно и обстоит: после 12-летнего отсутствия мать настоящая решает наведать свою дочь, давным-давно живущую у матери приемной, но не знающую о своем удочерении. Однако минут через 15 фильм начинает разворачиваться к социальной проблематике, ведь настоящая мать — ненастоящий советский человек, даже не потому, что «гулящая» в прошлом, а потому, что не ищет себе достойной работы (а работать в кафе тогда выглядит подозрительно легким и не очень честным занятием, поэтому данный мотив не спасает, а усугубляет общественную вину героини). Приемная мать, напротив, колхозница, герой труда, моральный авторитет, которая для других в лепешку расшибется, а для себя ничего не потребует. Вообще становится как-то слишком много эпизодов колхозной жизни с конфликтом просто передового председателя колхоза и вообще передового агронома, кандидата наук, разговорами о механизации и оптимизации производства и т. п. Так и ждешь, что в какой-то момент все свалится в очередного «Кавалера золотой звезды».
Снимайся фильм лет на десять ранее, так бы он браво и подошел бы к высшей степени предсказуемому нравоучительному финалу, оставив значение завязки на уровне рамочной значимости. но на самом деле разворачивается лента поинтереснее (не значит, по-настоящему оригинальнее). Ко второй половине в ленте начинают звучать нотки эмансипации. Оказывается, героиня не сознательный вредитель, а женщина слабая, неразумная, грехи своей молодости понимающая, но до сих пор подпадающая под влияние «плохих» людей. Плохие, кстати, выписаны смачно и сочно, как злодеи в стиле сталинского соцреализма с совсем каким-то мерзким в этом фильме Папановым впереди на лихом автомобильном коне (умел же этот актер любой характер сыграть). Посему линия «злодеев» фильм откровенно портит, на той стороне сплошные шаржи и карикатуры.
А вот образы двух главных героинь все же вышли если и не удачными, то любопытными. Феминизм в советском духе объясняет нам, что судьбы обеих по-своему несовершенны, да и вообще женское сердце оно мудрое и всегда найдет правильное решение, особенно если это сердце русское (в фильме в том числе угадываются очень слабые мотивы нарождающегося «деревенского» искусства). То есть в фильме очень неровно скрещивается производственная эстетика с мелодраматической. Вторая не побеждает первую, но выглядит весьма неплохим спарринг-партнером в этом соцсоревновании.
23 марта 2016