Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бекет |
английское название: |
Becket |
год: | 1964 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «An age of rampant lusts, abandon, runaway passions. An age brought bristling to life by two of the most exciting stars of our time!» |
режиссер: | Питер Гленвилл |
сценаристы: | Жан Ануй, Люсьенн Хилл, Эдвард Энхалт |
продюсеры: | Джозеф Х. Хазен, Питер О’Тул, Хэл Б. Уоллис |
видеооператор: | Джеффри Ансуорт |
композитор: | Лоуренс Розенталь |
художники: | Джон Брайан, Маргарет Ферс, Роберт Картрайт, Патрик Маклафлин, Морис Картер |
монтаж: | Энн В. Коутс |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3000000 |
Сборы в США: | $9 164 370 |
Мировые сборы: | $9 164 370 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 марта 1964 г. |
на DVD: | 24 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 28 мин |
В анналах истории любого государства можно обнаружить биографию той или иной личности, ставшей одной из ключевых фигур не только своей стран, но и целого мира. В истории Великобритании в почётном пьедестале подобное место занимал архиепископ Кентерберийский Томас Бекет, чей многолетний конфликт с бывшим другом королем Генрихом II Плантагенетом лёг в основу сюжета исторической драмы «Бекет».
Синопсис 1154 год. Король Англии Генрих II Плантагенет, только вступивший на престол, пытается укрепить свою власть, полагаясь на помощь и поддержку своего давнего друга и соратника Томаса Бекета. Серьезной помехой в планах Генриха остается Католическая церковь, отказывающаяся принимать участие в планах новоиспеченного монарха. Дабы обуздать местное духовенство, Генрих назначает Томаса новым архиепископом Кентерберийским, надеясь при помощи друга подчинить церковь короне. Однако к неожиданности короля Томас оказывается целеустремленным политиком, жаждущим укрепить авторитет церкви, чем вызывает раскол в стране и провоцирует многолетний конфликт с Генрихом.
Игра актёров Говоря об актёрской игре, во время просмотра чувствуется профессионализм и талант, с которыми исполнители подошли к делу. В первую очередь, хотелось бы отметить Питера О’Тула в роли Генриха II, властолюбивого правителя и просто тщеславного и эгоистичного человека, который привык подчинять своей воле всех, включая друзей, а посему и воспринял действия Томаса как личное предательство. Также понравилось исполнение Ричарда Бёртона в роли Томаса Бекета, человека, некогда кутежника, внезапно осознавшего свою ответственность не только перед подданными, но и Богом. Нельзя не упомянуть Джона Гилгуда в роли французского короля Людовика VII, обладающего прозорливым умом и чувством юмора, позволившими ему найти общий язык с Томасом.
Режиссура Режиссёр Питер Гленвилл снял масштабную историческую драму, однако, без документального подтекста, в которой пытался воссоздать события того времени, и показать их не с научной точки зрения, монотонно пересказывая их ход и разбирая причинно-следственные связи, а с точки зрения непростых взаимоотношений Генриха и Томаса. Режиссер рисует нам необычную картину мировосприятия того времени, когда личная дружба и любовь были тесно переплетены с политикой и судьбами миллионов простых обывателей. Единственное, режиссер довольно однобоко рисует образ Томаса Бекета, который из кутежника и интригана внезапно стал верным слугой Господа, до последних минут жизни не отвернувшихся от веры и принципов.
Сценарий Действие сюжета начинается с посещения Генрихом могилы Томаса, у которой король ехидно сообщает бывшему другу, что с монархом произошло то, о чем предупреждал Томас, который всю жизнь играл значимую роль в судьбе Генриха II не только как правителя, но и человека. Действие переносится на двадцать лет назад, и мы видим двух закадычных друзей, которые устраивают кутежи, развлекаются в деревенскими красавицами, а между тем занимаются утверждением власти недавно взошедшего на престол Генриха. Генрих по всем полагается на советы Томаса и даже назначает его канцлером и хранителем печати Англии, что вызывает гнев нормандского духовенства и рыцарства (поскольку сам он приходится саксонцем) и саксонцев, считающих его предателем своего народа. Однако такое положение вещей не останавливает Томаса от амбиций и, нехотя, он принимает предложение Генриха стать новым архиепископом Кентерберийским, так как тот надеется при помощи друга, возглавившим католическую церковь в Англии, централизовать управление и утвердить власть по всему королевству. Однако жестокое и безнаказанное убийство монаха одним из королевских подданных стало яблоком раздора между лучшими друзьями и становится отправной точкой затяжного конфликта между монархией и имеющей такое же влияние католической церковью. В то же время здесь возникает противостояние между явлением дружбы как таковой и безжалостной политикой, итогом которого по тем временам могла быть только смерть.
Итог «Бекет» являет собой мощную костюмированную историческую драму, в которой переплелись тема одной из важнейших вех в истории Великобритании и проблема того, как политика порой влияет на дружбу. Фильм интересно смотреть за счёт того, что в нем была продемонстрирована попытка показать двух исторических персон не как политических личностей, а как простых смертных, чьи амбиции слишком тесно были переплетены с их личными взаимоотношениями. Поэтому рекомендуется к просмотру.
9 из 10
22 апреля 2020
Сложно сказать, понравился мне этот фильм или нет. Чтобы более-менее врубаться в происходящее, прочитала про Генриха, про его завоевания и свершения и оказалась в диком смятении: кто этот человек в фильме, который носит корону? На него даже смотреть было неприятно: нытик, хлюпик, бабник, да еще и тщеславный завистливый самодур.
Окей, все пьесы того времени отличаются бурно реагирующими мужчинами, но, господи, как вообще можно воспринимать чувства короля к Бекету, как дружеские?
Также мне показалось плохим раскрытие самого Бекета. Может, сыграла моя невнимательность или неявность сего объяснения, но мне показалось, что как-то быстро человек «без чести» решил ее все-таки завести, особенно после монолога про «где я останусь в живых, там я и буду служить».
Декорации неплохие, актерская игра тоже, но вот персонажи вызывают своими поступками слишком много вопросов.
4 из 10
12 сентября 2018
Фильм неоднозначный. Свою неоднозначность он унаследовал от пьесы, поэтому все претензии по части исторической достоверности и схематичности повествования нужно задавать Жану Аннуйю. Некоторые детали настолько бросаются в глаза, что сильно портят восприятие фильма как исторического полотна. Например, использование вилок в XII в. было распространено только в Византии и частично в Италии. Во Франции их внедрение при дворе датируется лишь 1574 годом, а на английском языке первое описание относится только к 1611. Генрих II представлен истеричным, а Элеонора Аквитанская глупой. Кларендонские конституции, ограничивающие привилегии церкви, из-за которых и разгорелся конфликт между королем и архиепископом, почти не упомянуты.
Однако если подходить к фильму как к художественному произведению, то его можно смело рекомендовать к просмотру. В нем достоверно отражено противостояние светской и церковной власти, интересны чувства и мотивы героев, их диалоги в духе классического театра. Питер О`Тул и Ричард Бартон прекрасны, особенно если в их дуэте видеть прежде всего историю условного короля и его друга-канцлера, а потом архиепископа, а не исторических Генриха II и Бекета. Также это хорошее начало, чтобы, наконец, разобраться в их истории по другим источникам.
7 из 10
22 июля 2017
То, что у нас с этим фильмом не сложится, стало понятно с первых секунд, когда Генрих II подъехал при полном параде к Кентерберийскому собору, дабы там пафосно стащить с себя королевские одежды и задушевно поболтать с гробницей бывшего друга. Все. Видимо, эту сцену создатели намеренно поставили первой, чтобы зритель не питал надежд насчет бережного перенесения образов и сохранения какой-никакой достоверности. Потому что даже такому плохонькому знатоку Плантагенетов, как я, прекрасно известно, что в Кентерберийский собор Генрих не приехал, а пришел пешком, преодолев довольно большое расстояние. Босой и в рубище. Это был акт публичного покаяния, а создатели данной ленты одним взмахом пера убили весь смысл поступка короля. Но ок. Просто из упрямства (и из любви к Бертону) я продолжила просмотр. Взгляд то и дело цеплялся за костюмы и за декорации. Ощущения Англии раннего Средневековья у меня так и не появилось, как бы я ни старалась. Год создания фильма оправданием не является, поскольку даже в «Анне на тысячу дней» эпоха передана куда как правдоподобнее.
И десяти минут просмотра вполне достаточно, чтобы предугадать последующий конфликт между испорченным королем и душкой Бекетом. Излишняя гуманизация главного героя была в рамках уместности в «Человеке на все времена», потому что речь шла о Томасе Море, но выставлять одуванчиком Бекета — мягко говоря, странно. Странно, если не сказать больше, как говорила героиня Мордюковой. Но даже близко меня не возмутил так этот Бекет, как возмутил меня Генрих. Опустим полное отсутствие внешнего сходства, но что с характером? Вы могли показать таким Ричарда II и я бы не пикнула. Но вот за Генриха обидно. Уже эпизод в крестьянском доме, где Бекет не хочет показывать королю окровавленную руку, мотивируя это тем, что «вы же не выносите вида крови», вызывает недоумение. Ведь мы все еще говорим о Генрихе, который еще до двадцати участвовал в сражениях и который воевал до конца жизни? Думаю, окровавленную руку он бы как-нибудь пережил. Это был сильный и умный мужчина, харизматический лидер, ветеран войн, а не тот, кем его выставили в фильме.
В общем в итоге таких вот «но» стало слишком много. Могу посоветовать этот фильм, если вы ничего не знаете о Плантагенетах либо способны отстраниться от реальных личностей. Я вот, к сожалению, оказалась не способна, поэтому только 3 из 10
24 февраля 2016
Не было у молодого английского короля Генриха II Плантагенета, вступившего на трон в 1154 году, друга вернее, преданнее, умнее и влиятельнее нежели Томас Бекет, назначенный канцлером и держателем королевской печати. И не было у Генриха II врага злее, нежели католическая церковь, представители которой отказывались помогать королю деньгами и влиянием. И в тот момент, когда Генрих II решил назначить своего друга Томаса на пост архиепископа Кентерберийского, то есть сделать его главой английской церкви, сам король считал, что это блестящая идея. Кто же знал, что Бекет поступится дружбой с Генрихом, по-настоящему уверовав в Господа Бога?
История дружбы и последующей войны между колоритным Генрихом II и Томасом Бекетом так и просится на страницы романов и широкие экраны. Этот поучительный, невероятно интригующий и драматически выверенный сюжет дошёл до наших дней из глубины времён, но по-прежнему волнует чувства людей, интересующихся средними веками: жестокой, кровавой эпохой неистовых королей, отважных рыцарей и влиятельных священников. Вообще, Генрих II — одна из самых неоднозначных и интересных фигур того времени, что доказывает огромное количество посвящённых ему книг, фильмов и театральных постановок. А история его взаимоотношений с Томасом Бекетом — один из ключевых эпизодов становления его личности. Что режиссёру Питеру Гленвиллу и удалось с блеском продемонстрировать в этой картине.
Фильм «Бекет» получил 12 номинаций на премию Оскар. Выиграть правда удалось только в одной, в категории «Лучший адаптированный сценарий». Тут я согласен, сценарий — это действительно сильная сторона этой ленты. Вся история рассказана в достаточно бодром темпе, несмотря на более чем 2-часовой хронометраж, следить за событиями невероятно интересно, диалоги прописаны на самом высоком уровне и страдания обоих главных персонажей показаны с невероятной точностью и экспрессией. Стоит также отметить актёрскую работу Питера О`Тула, который блестяще воплотил на экране противоречивый образ молодого, но уже такого могущественного короля, злейшим врагом которого неожиданно стал его лучший друг. Ричард Бёртон, сыгравший Бекета, понравился чуть поменьше. На мой взгляд, слишком уж сильно он налегал на скорбное выражение лица, особенно во второй части фильма.
Одним словом, «Бекет» — это отличная историческая драма, поставленная по одной из самых известных историй родом из средневековой Англии. Всем, кому интересна не только история, но и тонкий, чувственный, британский кинематограф — смотреть просто обязательно.
9 из 10
25 декабря 2015
«Бекет» Гленвилла и снятый позднее «Лев зимой» Энтони Харви (1968) составляют своеобразную дилогию о короле Генрихе II Плантагенете и его окружении. В обоих Генриха играет Питер О`Тул. Оба фильма опираются на солидную драматургическую базу. Особенно интересно, что молодой Питер О`Тул через 4 года после «Бекета», где он играет молодого, экспансивного и страстного короля, сыграет в «Льве зимой» того же монарха в старости, умудренного и сдержанного среди раскаленных амбиций своих сыновей, враждующих из-за того, кому быть наследником. Партнершей в «Льве зимой» у Питера О`Тула будет действительно уже немолодая Кэтрин Хепберн, а сам актер сыграет стареющего Генриха II так убедительно, что трудно будет поверить, что это тридцатилетний актер.
Но есть и разница. В фильме Гленвилла интрига и композиция одинаково держатся на взаимоотношениях персонажей О`Тула и Ричарда Бертона. Оба они, как бы ни был противопоставлен порывистому и эмоциональному короля сдержанный и меланхолический Бекет, достигают вершин экспрессии, которые ведь иногда безмолвны. Мать-королева, жена, дети, епископы, бароны служат только для интермеццо между встречами короля и его друга-канцлера, которого он однажды поставил во главе английской церкви. Французский король и папа — персонажи эпизодические. В фильме Харви сложный и блистательный ансамбль, в котором участвуют не только О`Тул и Хепберн, но и молодые Энтони Хопкинс (в роли Ричарда, будущего Львиного Сердца) и Тимоти Далтон (в роли французского короля Филиппа Августа, которого связали с Ричардом сложные, любовно-враждебные отношения). Эта любовь-противостояние, любовь-предательство как будто дублирует поединок между Генрихом и его супругой Алиенорой Аквитанской, сильной и насмешливой женщиной, совсем не похожей на ту Алиенору, которую показал в «Бекете» Гленвилл, простоватую, разряженную до гротеска, вечно не поспевающую со своим ядовитым языком за ядовитым языком королевы-матери и уж конечно сражаемую резкими ответами Генриха.
Но есть и еще одно, что все-таки объединяет фильмы. И «Бекет», и «Лев зимой» — фильмы об одиноком короле. Только один человек, канцлер и архидьякон Томас Бекет кажется ему равным и достойным его привязанности. Но, сделав Бекета архиепископом Кентерберрийским, король превратил своего слугу в слугу Господа, а Бекет привык исполнять возложенные на него обязанности хорошо, отдаваясь им без остатка. Единственный человек, которому Генрих доверял и которого слушал, стал архипастырем, не склоняющим головы перед мирской властью, и, подобно тому как Св. Амвросий Медиоланский угрозой анафемы заставлял жестокого императора Феодосия считаться с высшим судом, нежели суд человеческий, Томас Бекет отказывается от всякого потакания мирским властителям. Что им движет? Забота о величии церкви, которое может быть брошено в грязь недостойным первосвященником, лакействующим при Кесаре? Или тщеславие и гордыня? А может быть, то, что он саксонец в стране, завоеванной норманнами, представитель порабощенного народа, которому дружба короля, а затем и освободившая его от обязательств перед этой дружбой митра архиепископа позволили стать выше и могущественнее завоевателей? Своей игрой Ричард Бертон словно передает скрытое сомнение Бекета в собственных мотивах, показывает человека, ведущего упорную и изнуряющую борьбу с чем-то в себе самом. Возможно, с голосом совести, называющим его «неблагодарным благодетелю другом», «мстительным саксонцем» или как-то еще.
Из персонажей второго плана никто, конечно, не поднимается до уровня внутреннего спора с собой у Бекета и болезненных выплесков отвергнутой любви, сменяющих коварную холодность или унылое разочарование у короля. Джон Гилгуд хорошо сыграл достаточно простую и однослойную роль ханжи и завистника архиепископа Лондонского.
Возвращаясь ко «Льву зимой», мы найдем там искрометные диалоги, отблескивающие вольнодумством и цинизмом — то, чего не так уж и много в «Бекете», и снова преграду вражды между Генрихом и тем, кто один достоин его: на этот раз Алиенорой, — а еще авантюризм и сотни оттенков лицемерия, но одно уйдет — острая, как кинжалы заговорщиков, страсть, человеческая страсть, на кого бы ни была она обращена — на друга или на Бога.
9 из 10
28 июня 2014
Неподвижная камера не отрываясь следит за завораживающей игрой чувств в выразительных глазах Питера О`Тула. Внутреннее напряжение длящегося кадра захватывает и держит, а перед зрителем разворачивается сцена, где голос, жесты и мимика актера становятся единственно реальными «действующими лицами». И величественный собор со скорбным надгробием лучшего друга, врага, а ныне великого святого саксов постепенно отходит на второй план. Генрих без плаща, он наг, бесконечно одинок, и ему холодно — ох, как холодно в этом промозглом и теперь уже пустом мире. Но он привык, давно привык так жить. И необходимость сегодняшнего наказания должна, наконец, примирить его с этим человеком, а боль от рассеченной спины — заглушить уже привычные страдания. Ведь все это ради Англии, не так ли? А он пока еще ее король, черт бы всех побрал!
Оскароносный «Бекет» был снят известным театральным режиссером Питером Гленвиллом по пьесе знаменитого французского драматурга Жана Ануя. Интересно, однако, что этот неизбежный отпечаток «сценичности», хотя и придает действию фильма определенный колорит и значительность, тем не менее в итоге не склоняет его в сторону сугубой театральности. Гленвилл искусно изменил многие сцены, диалоги и даже события пьесы. Но подарив таким образом картине динамику и полнокровие кинематографического жанра, он практически не тронул идейной сути основного конфликта. Режиссерская трактовка отчетливо видна лишь в заметном изменении образов главных героев драмы, их актерской интерпретации.
Томас Бекет — безродный потомок плененных саксов. Богатство, власть и дружба короля не могут заглушить тоску по отнятой у его народа чести. Но Бекет привык. Шлюхи, оргии и азарт кровавых сражений успешно заполняют его душевную пустоту. Интересно, что в исполнении Ричарда Бёртона от легкого, обаятельного, словно искрящегося ануевского героя не остается и следа. Перед зрителем образ усмиренного зверя, с вечно тлеющими угольками протеста в глубине полуприкрытых глаз. Это послушный слуга, мудрый царедворец, преданный, но, увы, не любящий друг. Он и сам не желает ничьей любви, закрывается от мира глубоких чувств и как бы постоянно ожидает чего-то. И вот трагическая ошибка короля неожиданно оказываются ответом на это его тайное внутреннее вопрошание. В принятии на себя сана и ответственности за английскую церковь Бекет неожиданно встречается со своим истинным «я», обретает, наконец, человеческое достоинство и ту самую доселе неведомую «честь». Он будто просыпается от глубокого сна своей прежней жизни. И эта в вере рожденная новая личность становится для него теперь той единственной ценностью, которую он не может променять ни на что… Через несколько лет Бёртон, не прилагая особых усилий, в другом фильме с успехом сыграет Генриха VIII. Здесь же отчетливо видно, как тесно необузданному темпераменту актера в узких и непонятных для него рамках святости. И только в пламенных речах и молитвах обратившегося Бекета эта затаенная страсть вырывается наружу, гранича порой с неистовым фанатизмом. Но именно такая парадоксально заостренная трактовка характера героя и придает всему фильму особую глубину трагизма.
Ну а что же Генрих? Этот родовитый отпрыск норманнов с детства имел все, кроме любви. И теперь он тянется к ней — эгоистично, жадно, зло. Он буквально вбирает в себя Бекета, «питаясь» его умом, благородством и силой, а заодно порой жестоко испытывает преданность саксонца. Поэтому неожиданный отказ теперь уже могущественного церковного иерарха повиноваться королевской власти воспринимается им как личное предательство. И в этой обиде попранной любви Генрих готов идти до конца. Но игра Питера О`Тула тоже вносит свои немаловажные нюансы в оригинальный образ короля. Актер полностью вживается в амплуа героя-неврастеника, и превращает несколько грубоватого, часто раздающего пинки человека в глубоко страдающую и утонченную личность. Это ребенок, у которого отняли любимую игрушку, и он искренне не понимает, зачем его обидели. Томас был для него всем: матерью, отцом, другом, наставником. Он «научил его думать», «приподнял над общей тупой массой», а потом вдруг покинул, променяв на Бога. В фильме Генриху дается возможность любить — безнадежно, тоскливо, но искренне. И такой взгляд заметно расширяет смысл конфликта, делая фигуры Бекета и Генриха практически равнозначными.
Интеллектуальный театр Жана Ануя глубоко пессимистичен. Беря за основу своих пьес классические сюжеты, драматург переосмысляет их в современном ключе. Поэтому в «Бекете» внешнее противостояние церковной и государственной власти — лишь фон, на котором разворачивается драма одиночества человеческих душ. Это мир, где духовное самоопределение противопоставлено любви, а любовь превращена в богоборчество. Действительность жестока и несправедлива, она искажает чувства и разрушает отношения между людьми, поэтому Бекет, как и ануевская Жанна Д`Арк, выбирает не жизнь, но верность себе и Богу. А Питер О`Тул в фильме «Лев зимой» вскоре опять сыграет Генриха II. Но те ростки искренности и любви, что были заметны в молодом короле, уже бесследно исчезли. Теперь он циничен и жесток, и одиночество по-прежнему тяготеет над ним… Но интересно однако было бы узнать, что думал о нем святой Томас — там, наверху? Или мы все же не ответственны за тех, кого приручили?
20 марта 2014
Сцена театра. Свет гаснет. Шторы поднимаются. На сцену выходят актёры. Опускается табличка. На ней надпись. Это название спектакля, на который пришли зрители.
Бекет
Стародавняя Англия 12 века. Период правления Генриха II. Король воюет с Францией за земли родной страны. Генрих никому не доверяет кроме своего друга Томаса Бекета. С ним, король всегда откровенен, видит в нём брата. Помимо воли Бекета, делает его канцлером, а позже архиепископом Англии. И с этого момента их дружба проходит. Обиженный король начинает преследовать свои цели, не связанных с государственными делами. Бекет, тем временем, преследует свои. К чему это приведёт, знало лишь проведение ибо одному она подарила ум, другому тщеславие и гордыню.
Бекет был представлен в 1964 году и сейчас смотрится всё ещё молодо, свежо и с большим интересом. Пьеса была написана Жаком Ануем. В своей пьесе, автор пытался показать дружбу монарха с простолюдином и к чему привела в итоге их дружба.
Изюминка пьесы, как и в истории является отношение главных героев. Как обычный простолюдин смог стать чуть ли не первым человеком в государстве? Как такой человек смог стать другом монарха, в конце то концов?
Я немного лукавлю, ответ прост. Томас Бекет был попросту хитрым и умным. По своему стратег и тактик, дипломат и политик, который мог всегда прийти к компромиссу.
В это же время нам показывают короля. Он не может контролировать свои эмоции, ведёт себя как маленький ребёнок, упивается своей гордостью. Но, что же он находил в Бекете такого, что сделал его таким влиятельным в государстве?
«Ради тебя я готов был начать войну»
Так звучит фраза короля из фильма. Генрих искал в Бекета брата, отца. Любил его. И в то же время мучил. Был с ним весел и был на него зол. Ставил во главе своего совета и унижал когда они оставались наедине. Сделал его доверенным лицом. Да и вообще пользовался им как игрушкой.
Бекет, с другой стороны, личность неординарная. Замкнутый, практически всю пьесу на своей войне. Томас ведёт свою игру и выжимает из неё все выгоды, что она ему предоставляет. Сначала он может показаться весьма разговорчивым, позже тихим. Как подданный короля, он исполняет любую его просьбу и делает свою работу чертовски хорошо.
И вот в момент, когда Бекет смог наконец хоть как-то освободиться от влияния короля став архиепископом начинается весь смак истории. Став церковным деятелем Томас начинает свою игру. Обретает веру и с психологической точки зрения, начинает давить и унижать самого короля, хотя на самом деле он всё ещё любит его.
Сыграли двух друзей, врагов, известных личностей — Ричард Бёртон и Питер ОТул. Судя по названию, зритель начинает думать, что действо принадлежит Ричарду Бёртону. Он тут вроде как главное лицо и история посвящено ему. Ха! Не тут то было. Питер ОТул ничем не желает уступать своему коллеге и как в пьесе, в которую они играют ведёт собственный бой за зрителя.
Поистине восхитительные два с половиной часа действа. Этот моральный бой за власть так пробудил азарт, что не замечаешь как быстро пролетело время.
Зал аплодирует. На сцене цветы, в зале овации. Прекрасный вечер. Свет включают, зритель уходит…
20 ноября 2012
Вчера под наплывом эмоций от «Льва зимой» посмотрела «Бекета». Фильм хороший, но породил во мне массу сомнений относительно личности самого Бекета. В фильме его выставляют каким-то уж слишком положительным персонажем и это вызывает некоторое недоверие и, я бы даже сказала, неприязнь.
Несмотря на участие во всех похождениях короля — пьянки, охота, женщины — Бекет предстаёт этаким страдальцем за судьбы народа, чуть ли не Робин Гудом, помогающим бедным и сочувствующим судьбе каждого простого крестьянина. Из документальных хроник нам известно, что Бекет любил вкусно поесть и испытывал слабость к богатой одежде. Разумеется, это не мешает ему быть хорошим человеком и меняться со временем в лучшую сторону. Но мне вот что интересно, он был с королём только потому что это был единственный способ для него пробиться на верх и достичь чего-то или действительно испытывал к Генриху дружеские чувства? Соответственно интересно и то почему со временем он восстал против короля, из веры или из гордыни, ведь Бекет был честолюбив, это очевидно.
Без сомнения это был глубоко мыслящий, может быть даже опережающий своё время, человек, но всё же, идеализируя образ, создатели фильма несколько перестарались, на мой взгляд. Я поняла одно, Бекет не так-то прост, он из тех про кого говорят «себе на уме». Вот привязанность короля не вызывает сомнений, он действительно доверял Бекету и считал его своим другом.
Кстати, как изобразили короля, мне тоже не очень понравилось. Генрих был великим воином и политиком, а не просто капризным изнеженным любителем всяческих удовольствий. В своей жизни он не только развлекался, и талантами своими обязан далеко не одному Бекету. Что же касается Бекета, думаю, он преследовал определённые цели, ради этого ему приходилось порой идти на компромиссы и даже терпеть унижения, но добившись своего, он заставил короля заплатить за всё. При этом возможно судьбы Англии и церкви, а также спасение собственной души ему тоже были не безразличны.
Вот ведь интересно, жил себе человек не тужил, любил жизнь, наслаждался её радостями, грешил, как и все, а потом вдруг что-то произошло, он почувствовал себя призванным Богом и всё изменилось.
Как обидно наверно было королю, когда самый близкий человек, которому он верил безоговорочно пошёл против него. Ведь он считал его своим преданным другом, а Генрих ко всему ещё человек властный и самолюбивый. Думаю, для него это был страшный удар и очень болезненный. Видно, что король любит Бекета, но совсем не знает его и видит лишь то, что хочет видеть, а не то что есть на самом деле. Но у каждого есть свой предел. Бекет мог притворяться до определённого момента, но когда речь зашла об архиепископстве он понял, что не сможет и в этот раз пойти на сделку с совесть, поэтому он испугался, и даже пытался отказаться от такой большой чести и ответственности. Видимо всё же король был ему не безразличен, и он понимал, что теперь потеряет его, а может просто предвидел, чем для него самого всё это закончится.
Но основанная моя претензия — это чудовищная ложь в отношении Алиеноры! Об их с Генрихом страстной любви известно наверно всем, кто хоть немного увлекается историей. Да и о том, что Алиенора была выдающейся женщиной своего времени тоже. Я понимаю, что всё окружение Генриха выставляется в самом неприглядном свете ради усиления эффекта, создаётся ощущение, что все кругом сплошь дураки и мерзавцы, а Бекет один достойнейший человек на всю Англию. Но именно это утрирование несколько отвратило меня от полного погружения в сюжет фильма. Да ещё костюмы и декорации какие-то театральные, уже во Льве зимой, спустя всего каких-нибудь четыре года, они выглядят гораздо более правдоподобными.
8 из 10
12 августа 2011
Великолепный, нестареющий фильм, если закрыть глаза на некоторые вольности, как исторического, так и драматургического характера.
История двух друзей: короля Англии, норманна Генриха II, и чистокровного саксонца, выходца практически из народа (хотя и не сына свиновода, как говорится в фильме) Томаса Бекета, всего достигшего своим умом и силой духа. Поначалу мы видим беззаботную жизнь обоих: пьянки, охота, женщины.. Впрочем, понятно, чем привлек Бекет короля: «самый умный человек Англии» говорит тот о нем. Фильм (который поставлен по прекрасной пьесе Ануя, Оскар — за сценарий) блестяще передает этот ум. Но мы также видим, как суровеет Бекет, глядя на страдания бесправных и порабощенных норманнами саксонцев. Король подтрунивает над своим «маленьким саксонцем», для него это игра, но Бекет не играет, он выживает во враждебном мире завоевателей. Несмотря на то что Генрих осыпает его почестями и титулами (дворянство, титул канцлера, титул архиепископа Кентерберийского), Бекет находит себе нового «друга» — Господа Бога. И понимает, что король предательства не простит…
Чем так восхищает фильм? Во-1, сюжетом. В Англии, думаю, каждый школьник знает историю «убийства в соборе», однако нам она знакома куда хуже. Между тем это истинно шекспировская трагедия — тем удивительнее, что она произошла в действительности и аж в 12 веке. Но и сегодня она впечатляет и волнует.
Во-2, актерами. Ричарду Бертону досталась сложная задача: за 2,5 часа экранного времени показать, как повеса превращается в святого, как друг становится врагом, как сын своего времени оказывается тем, кто намного опередил его. Это действительно так: Бекет всего несколькими фразами демонстрирует нам, насколько он понимает эпоху, в которой живет, законы, которые ею правят, людей, которые являются ее рабами: от простолюдина до короля. И он страдает прежде всего от того, что ему нет равных. Поистине ренессансная фигура!
Но и Питер О`Тул не подкачал. Если на лице Бекета почти всегда или каменное выражение, или ироническая усмешка, то Генрих испытывает широчайшую гамму переживаний: любовь, ненависть, радость, подлость, досаду, отчаяние, надежду… Вот он как раз истинное дитя своего времени: хитрое, беспощадное, но и легко ранимое, по-детски наивное…
Дуэт этих двух актеров и делает фильм — почти так же, как в недавнем «Царе» Лунгина (кстати, не вдохновлялся ли наш режиссер, помимо прочего, и «Бекетом»?)
Напоследок о досадных исторических неточностях. Крайней дурой показана жена Генриха, Элеонора Аквитанская, на самом деле одна из образованнейших и интереснейших женщин того времени. В фильме, впрочем, ее даже по имени не называют ни разу — по-видимому, режиссер сам стыдится столь возмутительного попрания исторической достоверности. Врагом Бекета выставлен и его предшественник, архиепископ Кентерберийский Теобальд, на самом деле бывший его покровителем. Но самое досадное: никак не отражено то, что после убийства Бекета на его теле нашли грубую власяницу, кишмя кишащую вшами! Впоследствии стало известно, что эту власяницу он носил уже много лет, умерщвляя свою плоть во славу Господа. Какое мужество! И какой блестящий кинематографический факт пропущен: всего двумя-тремя кадрами можно было бы внести еще больше драматизма, еще выпуклее раскрыть фигуру Бекета и мощь его преображения…
12 февраля 2010
Приквел «Льва зимой». Генрих II — Питер О`Тул, Томас Беккет — Ричард Бартон. Отличный фильм, но «Лев…» лучше. «Беккет» — скорее исторический фильм, чем драма, поэтому немалую часть фильма занимает бытописание, одна церемония рукоположения архиепископа Кентерберийского занимает минут десять, с заунывными песнопениями и хождениями. Исторической правды фильму добавляет, да. Актерский состав послабее, чем во «Льве…», хотя Беккет, Генрих и эпизод с Луи VII отыграны блестяще. Вот второстепенные роли — баронов, королевы-матери, князей церкви — подкачали, да и костюмы как-то слишком утрироваными показались, хотя в Англии XII века не живал, признаю. Особо расстроила Элеонора Аквитанская, в сравнении с Кэтрин Хепберн просто карикатурная. И с хронологией как-то не того, можно было бы и писать: «прошло нцать лет». Проходит 8 лет, внешность не меняется, нам не сообщается, только дети вдруг вырастают до неприличия. Но в целом — очень на высоте.
Еще раз восхищаюсь Питером О`Тулом. В 32 года он сыграл 20-и и 37-илетнего Генриха. В 36 сыграл его же 56-и летнего. Не соврал ни разу.
«Слава божья, господа, — хорошая вещь. Особенно, когда склоняет чашу весов
в вашу сторону.»
«Открытость — часть политической стратегии. Но если все играют в откытую,
игра становится слишком запутанной.»
«Вы уже видите себя регентшей, мадам? Поэтому меня и не прельщает ваша
постель — мне противно спать со своей вдовой.»
8 из 10
19 мая 2009