Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ад |
английское название: |
L'enfer |
год: | 1964 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Анри-Жорж Клузо |
сценаристы: | Жан Ферри, Жозе-Андре Лакур, Анри-Жорж Клузо |
видеооператор: | Андреас Виндинг |
художник: | Жак Фонтере |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 февраля 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Дисклеймер:
Тут я буду рассматривать этот фильм исключительно в сравнении с неснятым оригиналом Анри-Жоржа Клузо, и, потому, ругать, но это не отменяет факта, что Шаброль все же снял очень хороший фильм по сценарию Клузо, с которым стоит ознакомится, поэтому рецензия будет положительной, несмотря на содержание.
Рецензия:
В своем интервью Клузо говорил: «относительно легко рассказать зрителям об одержимости героя, но нельзя за 2 часа заставить их сопереживать ему, ведь у него ушло 10 лет, чтобы стать таким». И это именно та ошибка, которую допускает Шаброль. Его фильм воспринимается, как сухая экранизация сценария, и как бы хорош этот сценарий не был (а он великолепен), донести ощущения и эмоции главного героя лишь с его помощью нельзя. Клузо это прекрасно понимал, потому основным козырем его картины должен был стать нестандартный визуальный язык, изображавший деформацию восприятия главного героя во время вспышек ревности и нестабильность его мироощущения. Шаброль отказался идти тем же путем, не найдя должной замены идеям Клузо, из-за чего при всех достоинствах его картины сопереживать ее герою очень сложно.
Там где Клузо собирался раскрыть саму пучину безумия и дать заглянуть в нее нам, Шаброль же просто говорит о том, что такая вот пучина где то есть и указывает пальцем в ее направлении. Тут стоит отметить, что темы взаимоотношений мужчин и женщин, ревности, подчинении мужчин женщинам и женщин мужчинам, страсти и любви красной нитью проходят через все творчество Клузо и «Ад» должен был свести все нити воедино. «Ад» Шаброля такой многогранностью не блещет, ибо оригинальный режиссерский сценарий Клузо, по всей видимости, был сильно урезан и переработан.
Отсюда вытекает еще одна проблема «Ада» Шаброля — это темп повествования. Сразу бросается в глаза длительность картины — всего 100 минут, в то время как оригинал должен был длится по меньшей мере 150 минут, а то и все 180, учитывая объем сценария Клузо, свойственный его фильмам темп и внимание режиссера к деталям. Если вы смотрели фильмы Клузо, то вы уже знаете, как он выстраивает темп своих фильмов. Это тягучее и растянутое повествование, которое тем не менее не проседает ни на минуту, как не старайся, а вычеркивать там не чего, иначе фильм сразу же станет скомканным и как будто бы ускоренным. Отчего и страдает «Ад» Шаброля, фильм скачет галопом через сюжет, не выделяя должного времени второстепенным персонажам и их линиям. Кажется, будто супружеская пара престарелых жильцов отеля занимают больше экранного времени, чем персонажи Марка Лавуана и Натали Кардон, хоть их роль в сюжете значительно больше. И даже при том, что фильм Шаброля почти в половину короче, чем фильм Клузо, смотрится он довольно тяжело и местами проседает.
Немного остановлюсь на актерах, главный дуэт Франсуа Клюзе и Эманюэль Беар играют отлично. Но естественно ни в какое сравнение с Сержем Реджани и Роми Шнайдер они не идут. Пусть Клузо и пытался найти замену Реджани, когда тот покинул проект, но с его уходом фильм был уже обречен. Сценарий писался как будто под них, и естественно, что новая «счастливая супружеская пара» выглядит бледно на фоне оригинального каста. О второстепенных персонажах нового «Ада» говорить не приходится, экранного времени у них почти нет, просто живые декорации.
Итог:
У Шаброля получилось снять хороший психологический триллер, но снять «Ад» у него не вышло.
16 января 2019
Рабочие материалы фильма можно увидеть в документальной ленте Сержа Бромбера «Ад Анри-Жоржа Клузо». Фактически получилась своеобразная реконструкция незавершённого шедевра.
Вроде бы банальная история: муж-владелец отеля (Серж Реждани) начинает испытывать приступы ревности к своей супруге (Роми Шнайдер). Под влиянием страсти постепенно деформируется его видение окружающего мира. И вот это фантастически искажённое видение мира, визуальное и звуковое представление образов в сознании сходящего с ума человека и стало одной из главных тем картины. Она снималась и в чёрно-белом изображении (сцены повседневной жизни) и в цветном (видения ревнивца). Клузо хотел снять очень чувственный фильм и передать напряжённость страстей, скрытую за внешне беззаботной и приятной жизнью обитателей отеля на берегу озера.
К сожалению, режиссёрский диктат сломал исполнителя главной роли Сержа Реджани, и он покинул съёмки, когда существенная часть работы уже была сделана, а затем сердечный приступ пережил сам режиссёр, упрямо продолжавший снимать, хотя было ясно, что проект зашёл в тупик. Фильм так и не был завершён (однако финал фильма понятен даже по рабочим материалам). Тем не менее попытка создать яркие и запоминающиеся образы, спецэффекты, основанные на игре со светом, гримом, кинетическими скульптурами производят впечатление и в наши дни. Образы врезаются в память. Часть визуальных наработок Клузо позже использовал в своём последнем фильме «Пленница».
При просмотре возникает масса ассоциаций с более поздними работами Стэнли Кубрика, Дэвида Линча, Антониони, и даже с видеоклипами 80-х — можно лишь догадываться, доводилось ли их авторам каким-то образом видеть заготовки Клузо, или идеи носились в воздухе 60-х.
22 ноября 2015
Анри-Жорж Клузо вновь после «Манон» обращается к теме супружеской неверности. Как и в «Манон» мы встречаемся с ситуацией, когда главный герой теряет рассудок по причине того, что жена не может в полной мере прояснить ситуацию с одним ее ухажером.
В силу непроясненности отношений конфликт разрастается и становится для героя — настоящим наваждением, которое переходит в безумие.
Именно таким должен был стать этот фильм. Но, к сожалению, он так и не вышел на экраны.
Об этой неснятой картине можно судить по двум источникам: документальному фильму «Ад Анри-Жоржа Клузо» и картине Клода Шаброля «Ад».
Документальный фильм содержит множество отснятого рабочего материала, по которому можно сделать предварительные выводы режиссерской стилистике, уровне игры актеров и общей парадигме картины. А все сценарные нюансы мы можем оценить по картине Шаброля.
Актерская игра — выше всяких похвал. Судя по небольшим отнсятым кадрам — этот фильм лучший для Роми Шнайдер (на период съемок) и Сержа Реджиани. Пожалуй, лишь в «Бассейне» Роми постаралась приблизиться к сыгранному ей образу у Клузо.
Очевидно, что Клузо стремился удивить зрителя техническими новациями и прекрасным визуальным рядом. Все это очевидно.
Уровень игры актеров наиболее очевиден при просмотре картины Шаброля. Красивая, эффектная и техничная в лицедействе Эманюэль Беар, по всем статьям проигрывает Роми Шнайдер. Точно также происходит и с актером, игравшим роль Сержа Реджиани.
Просматривая обе картины, я сделал вывод о том, что разработки Клузо немного опередили «Сияние» и в особенности «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика. Фильм, я полагаю, должен был быть просто пропитанным напряжением, которое должно было нарастать.
В итоге: я не думаю, что получился бы шедевр. Но, картина точно входила бы в двадцатку лучших фильмов года.
Для Клузо этот фильм действительно стал бы прорывом — на фоне модной в то время «новой волны», реализовав те технические новации, которые он планировал, Клузо смотрелся бы так, как Скорсезе смотрится в наши дни.
Думаю, что именно осознавая значимость этого фильма для своей карьеры, Клузо потерял самообладание, «пережал» конфликт с Реджиани и, в итоге, тяжело заболел
8 из 10
29 декабря 2012
…и ад для меня — это я сам!
В 1960 году трагически погибает Вера Клузо — жена великого французского режиссера Анри-Жоржа Клузо, после чего он впадает в глубокую депрессию… Эта депрессия в итоге выливается в 300-страничный сценарий, под названием «Ад». Он повествует о мужчине, страдающем патологической ревностью. Это не просто чувство, которому подвержен практически каждый живой человек, но самая настоящая болезнь, вызывающая у главного героя приступы безумия и галлюцинаций. Он постоянно подозревает свою красавицу-жену Одетт в измене, причем ревнует ее абсолютно ко всем, включая ее лучших подруг и даже обычных прохожих, невзначай столкнувшихся с ней.
Клузо не собирался снимать обычный фильм, он хотел сделать абсолютно революционное кино, и если бы ему все-таки удалось реализовать все свои идеи, уверен, фильм сейчас стоял бы в одном ряду с шедеврами того времени. Уже на подготовительном периоде режиссер стал маниакальным перфекционистом, требующим от всех членов своей команды полной отдачи и контролировавшим все производство фильма. По словам очевидцев, до этой картины он не был столь амбициозным и требовательным и относился к съемкам гораздо проще — видимо данный фильм действительно был чрезвычайно важен для Клузо. Режиссер отрицал импровизацию, пропагандируемую в то время молодыми авторами французской новой волны и хотел, чтобы фильм был на 100% продуман заранее. Для готовящеся картины был создан подробнейший режиссерский сценарий и каждая сцена из него была воплощена на детальной раскадровке, что было в те времена не таким уж частым явлением. Более того режиссер даже требовал еще в студии подобрать нужные объективы для определенных сцен, дабы не терять время на съемках и заранее знать, как все будет выглядеть на экране.
Фильм задумывался двухцветным, то есть обычные эпизоды должны были сниматься на черно-белую пленку, в то время как эпизоды приступов ревности на пленку цветную. Для их визуализации Клузо хотел использовать нечто кардинально новое в киноискусстве, поэтому была создана команда из лучших кинематографистов, для различных экспериментов с пленкой, объективами, светом и т. д. В итоге несколько недель, отведенные для создания спецэффектов превратились в несколько месяцев. Надо отметить, что изначально «Ад» задумывался как маленький фильм, но в итоге разросся до эпических масштабов — к проекту подключилась американская киностудия. Как раз во время визуальных экспериментов из США приехала группа экспертов, дабы оценить, как продвигается производство фильма. Увидев результаты, они были ошарашены и предоставили для производства неограниченный бюджет, что открыло Клузо еще больше возможностей. Фильм планировался не только революционным в визуальном плане, но и предельно точным в плане психологическом — режиссер сверял сценарий и раскадровку с самыми авторитетными психологами, чтобы добиться абсолютной достоверности в показе патологии главного героя.
И вот наступило время съемок. Они проводились в Канталь на берегу искусственного озера, которое должны были осушить через 20 дней, поэтому нужно было все закончить как можно быстрее. Для этого у фильма было аж 3 группы операторов, чтобы например снимая одну сцену с первой группой, вторая у же готовилась к съемкам следующей сцены и т. д. Но Клузо будто бы специально тормозил съемки по сотне раз переснимая каждый кадр, по целому дню готовясь к каждой сцене. Кроме того, режиссер страдал бессоницей и даже по ночам работал над фильмом. И если вдруг ему в голову приходила интересная идея, он прямо посреди ночи мог разбудить своего помошника и половину съемочной группы дабы обсудить с ними это. От бесконечных пересъемок естественно страдали и актеры, в особенности Серж Реджани — они изначально не сошлись характерами с Клузо и по мере производства фильма недовольство друг другом только росло. В итоге, не выдержав темпа съемок, с картины уходит один из основных помшников режиссера. А несколько дней спустя и основной актер Серж Реджани, страдавший от болей и как в итоге выяснилось заболевший мальтийской лихорадкой. Клузо не отчаивался и даже попытался найти на роль другого актера, помимо этого он продолжил снимать какие-то сцены — именно во время одной из таких съемок с ним и случился инфаркт… Все эти события поставили крест на дальнейшем производстве фильма и группа была распущена.
Очевидно, что одержимость Клузо собственным фильмом в какой-то мере стала похожа на одержимость главного героя ревностью — и в том и в другом случае это привело к плачевным результатам. Но исследования и наработки сделанные во время съемок «Ада» не пропали даром и в будущем все-таки были использованы режиссером в его последнем фильме «Пленница». Это тоже была история об одержимости, но в этот раз не ревностью, а страстью и влечением. Главная героиня стала пленницей своего влечения к одному успешному фотографу. К сожалению фильм не стал чем-то революционным или знаковым в мире кино и сейчас известен лишь самым продвинутым любителям кинематографа.
30 мая 2011