| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
5.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Португальские каникулы |
| английское название: |
Vacances portugaises |
| год: | 1963 |
| страны: |
Франция,
Португалия
|
| режиссер: | Пьер Каст |
| сценаристы: | Пьер Каст, Ален Аптекман, Жак Дониоль-Валькроз, Robert Scipion |
| продюсеры: | Clara Dovar, Peter Oser, Антониу да Кунья Телеш |
| видеооператор: | Рауль Кутар |
| композитор: | Жорж Делерю |
| монтаж: | Янник Беллон |
| жанры: | мелодрама, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
9 октября 1963 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 37 мин |
Глубокое, порой безжалостное исследование природы человека, любви и отчуждения, пронизанное социальным и политическим подтекстом. Картина предлагает зрителю погрузиться в мир, где эмоциональная близость кажется недостижимой роскошью, а подлинные чувства замещаются интеллектуальной игрой. Картина заставляет задуматься о цене искренности и попытках контроля над неуправляемой человеческой душой. Действие разворачивается в Португалии, в атмосфере закрытой диктатуры Салазара. Её экзотика для французских буржуа становится лишь красивой, но тревожной ширмой.
Герои не просто действующие лица, а архетипы, каждый из которых отражает определённую грань человеческой природы, запертой в ловушке своих амбиций, страхов и заблуждений. Их диалоги, наполненные колкостями и болезненными откровениями, служат инструментом для раскрытия центральных тем фильма, а окружающие локации усиливают их внутреннее состояние.
Этот контраст проявляется не только в характерах героев, но и в окружающей их среде. Солнечные террасы аэропорта Портела, где пассажиры ещё могли провожать взглядом самолёты с открытой веранды, контрастируют с галереями святилища Nossa Senhora do Cabo на мысе Эшпишел. Туда герои приходят словно на ритуальное паломничество. Ветер с Атлантики здесь выдувает из их слов всякий смысл, оставляя только пустую форму. На вилле Quinta das Torres в Азейтау, среди апельсиновых деревьев и фонтанов, они разыгрывают светские ритуалы, но даже на золотистом пляже Меко, где вода прозрачна, не могут смыть с себя ощущение фальши.
Мишель — самый цельный и, возможно, самый провидческий персонаж. Он не просто пережил личную и политическую трагедию (тюрьма, потеря матери Катрин в борьбе, разрыв с партией), но и смог переосмыслить свой опыт. Его интерес к научной фантастике и абстрактному искусству, а также непримиримая позиция против расизма, символизируют поиск нового смысла и гуманистических идеалов за пределами устаревших идеологий. Он единственный, кто пережил любовь, основанную на глубоком уважении, что стало его опорой и позволило сохранить человечность. Когда Мишель произносит свой монолог о 'двухчасовой рабочей неделе' у Santuario do Cabo, кажется, что он обращается не к Матильде, а к океану — единственному слушателю, способному поглотить его слова без осуждения. Здесь, на краю мыса, где скалы обрываются в пустоту, даже самые радикальные идеи кажутся естественными — как крик чайки в ветре.
Фильм — это «вилка» восприятия, где Новая волна встречается с непониманием. Его «холодный ад» — не огненные муки, а эмоциональная пустота — провидчески отражает отчуждение 60-х. Политический подтекст через Мишеля, отвергшего традиционные идеологии ради гуманизма, мог быть не принят как буржуазией, так и левыми (предполагаемое предательство классовой борьбы). Для молодёжи сложный экзистенциальный тон мог быть трудным, а скрытые реалии диктаторской Португалии лишь усиливали ощущение двойственности и фальши. Это непонимание стало его силой, сделав фильм предвосхищающим постмодернистские эксперименты.
Как представитель Новой волны, фильм заслуживает 9/10. Его смелость в разрыве с традицией, глубокие персонажи и пророческие элементы (робототехника, двухчасовая неделя) делают его недооценённым шедевром. Однако избыточная меланхолия в диалогах может отпугнуть массового зрителя, что объясняет его прохладный приём.
16 июля 2025