Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Карьера Сюзанны |
английское название: |
La carrière de Suzanne |
год: | 1963 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Эрик Ромер |
сценарий: | Эрик Ромер |
продюсер: | Барбет Шрёдер |
видеооператор: | Даниэль Лакамбр |
монтаж: | Эрик Ромер, Жаки Рейналь |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 июня 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 55 мин |
Вторая короткометражная лента из концептуального цикла Эрика Ромера «Карьера Сюзанны» — вновь повествует о любовных переживаниях молодых людей. Два друга, робкий Бертран и наглый, самоуверенный донжуан Гийом — знакомятся в кафе с симпатичной студенткой Сюзанной. Бертран знает непостоянную и порочную натуру своего друга и понимает, что, Сюзанна для него, лишь очередная мелкая победа на любовном фронте, которую он постоянно унижает и пользуется её деньгами.
В картине как мне кажется немаловажен мотив дружбы главных героев. Бертран — будучи довольно мягкотелым и преданным своему другу, не способен никак повлиять на ужасное поведение Гийома, чем тот постоянно пользуется, делая первого постоянным участником своих любовных авантюр. Гийом во многом похож на главного героя первого фильма цикла, такой же отталкивающий от себя циничный сноб, для которого люди вокруг лишь инструмент для закалки собственного эгоизма. Желание самоутвердиться за счёт другого и показать своё превосходство, он успешно прячет под личною дружбы, чем и сбивает с толку доверчивого Бертрана. Полагаю, это и есть одна из мыслей ленты: порой дружба превращается в эксплуатацию человека человеком, и, если признаки подобного хоть на секунду дали о себе знать, следует немедля прекращать такую дружбу. Ну, вполне жизненно.
Хотя это и не главная мораль фильма. Прежде всего это история о женщине что, столкнувшись с не самыми лучшими людьми и фальшивыми чувствами, получила своеобразный жизненный опыт и научилась смотреть на жизнь и любовь по-новому. Совершенно неспроста картина называется «Карьера» Сюзаны», ибо именно о карьере героине на любовном поприще и идёт речь, сначала карьерная лестница довольно кривая, но в последствии всё вполне состыковывается. Во всяком случае так бы мне хотелось трактовать сюжет. Хотя, учитывая, что весь фильм подаётся через монолог главного героя вполне возможно, что всё это лишь его взгляд на события и его выводы, а не самого автора. Всё возможно.
Снят фильм достаточно обычно, поэтому говорить об этом смысла не вижу. Скажу лишь пару слов вот о чём. Уже второй фильм этого режиссёра, в котором у меня сильная антипатия к персонажам. Что в «Булочнице из Монсо» — главного героя хотелось придушить, что здесь. Все, даже Гийом получились какими-то жестокими снобами, проникнуться к которым очень и очень трудно. Конечно, это не та история и не тот жанр, в котором к героям нужно относиться хорошо или плохо, всё зависит исключительно от вашего взгляда на жизнь. Но если режиссёр через подобные жестокие порочные и достаточно апатичные образы хотел без прикрас показать реальных людей, то я (как бы это идеализированно не звучало) хочу верить, что люди бывают гораздо лучше.
13 сентября 2021
Следующим шагом в разработке нравственных тем становится для Ромера «Карьера Сюзанны», в которой парадоксальность его художественного мышления предстает во всем своем блеске: на первый взгляд жертва мужского донжуанизма сама становится охотницей за мужчинами. Пока в первых своих картинах режиссер уделяет много внимания закадровому комментарию, отдавая ему предпочтение перед диалогами (в зрелых его лентах будет наоборот), что помогает раскрыть внутреннюю суть главных героев и их отношение к своему окружению. В «Карьере Сюзанны» женское обаяние Катрин Си, на первый взгляд бесхитростность ее героини, скрывающая жесткую хватку светской львицы, контрастирует с осознанно продуманной постановщиком одномерностью мужских персонажей.
Однако, «Карьера Сюзанны» — вовсе не сексистский фильм, он показывает перерождение женщины от чисто функционального существования игрушки мужчин к волчьему эгоизму самки — блуд сделал Сюзанну такой, обращение мужчин с ней, как с вещью, не имеющей своего голоса, превратил ее в хитрую и расчетливую стерву, делающую «карьеру» на любовном фронте. Как впоследствии в «Моей ночи у Мод» и «Любви после полудня», где Ромер создает блестящие портреты «бывалых» женщин, искушающих добродетельных мужчин, в данной ленте Сюзанна искушает «маменькиного сынка» Бертрана, ибо видит в нем одновременно и легкую добычу, и моральную защищенность от греха.
Нравственный смысл второго фильма ромеровского цикла представляется мне следующим: объекты амурных похождений рано или поздно сами становятся субъектами плотского совращения, ибо блуд, по Ромеру, сеет в душах семена, восход которых часто не понятен и не очевиден, как для его субъектов, так и для объектов. Огромная сила ромеровских фильмов, и уже первые две ленты его цикла «Шесть нравоучительных историй» это показывают в полной мере, — в том, что постановщик никого не осуждает, в его картинах действуют не схемы, а живые люди со своими страстями, пороками и добродетелями, но самое главное — в них, как нигде больше в кино, препарируется французская национальная душа во всем ее лукавстве и прославленной на весь мир привязанности к амурным приключениям. Трудно не осудить свой народ, будучи, как Ромер, ревностным католиком, но он находит в себе для этого мужество и мудрость.
23 апреля 2021
Два студента, Бертран и Гийом, знакомятся в кафе с молодой девушкой Сюзанной, которая также готовится к экзаменам. Очень скоро Гийом соблазняет новую знакомую. Бертран это понимает и считает Сюзанну жертвой. Сам того не замечая, он привязывается к девушке душой, хотя сам встречается с ее подругой Софии.
Несмотря на сюжет, в этом фильме нет как такового любовного треугольника или иной фигуры. Скорее, мы становимся свидетелями моральных размышлений молодого Бертрана, который делится с нами своими наблюдениями и выводами. Закадровым монологом Эрик Ромер старается избавить фильм от театральности, но постоянные подсказки скорее мешают восприятию истории, чем помогают. Хотя, конечно, это дело вкуса.
Герои фильма сосредоточены на себе, своем индивидуализме. А потому, ни один из них не может предсказать поступки и мотивацию других персонажей, хотя им этого очень бы хотелось. Бертран путается в чувствах, пытается отличить любовь и влюбленности, получая, по его собственным словам, урок взаимоотношений.
6 из 10
31 мая 2014