Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Каин XVIII |
год: | 1963 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро |
сценаристы: | Николай Эрдман, Евгений Шварц |
видеооператор: | Эдуард Розовский |
композитор: | Антонио Спадавеккиа |
художники: | Валерий Доррер, Абрам Векслер, Марина Азизян |
монтаж: | Изольда Головко |
жанры: | фэнтези, мелодрама, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 августа 1963 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
Однако, привествую. Принцесса Милада влюбилась в уличного музыканта Яна. Чтобы избежать скандала, королева решает выдать дочку замуж за короля соседнего госуартсва, Каина Восемнадцатого.
Королю демонстрируют атомного комара – он садится на голову брата монарха, Авеля (тоже Восемнадцатого, вестимо), тот комара прихлопывает, и происходит ядерный взрыв! Каин решает использовать таких комаров, чтобы покончить с войнами и нетерпимостью, ведь если убить всех иностранцев, то никто на вас не нападёт, и если убить всех инакомыслящих, то и несогласных не будет. Учёный не разделяет миролюбивых планов государя, и отправляется за решетку, а у Каина остаётся только один атомный комар.
Тем временем Ян, не сумев проникнуть во дворец, решает передать Миладе план побега. Чтоб бумажка долетела до окна, музыкант завернул её в камень. Но парень промахнулся, и камень не влетел в спальню принцессы, а разбил и соседнее окно, и графин с атомным комаром.
Кстати, в роли Яна снялся Александр Демьяненко, а в финале в роли палача появился Георгий Вицин. Хм, эти двое в фильме, где брюнетку со стрижкой каре хотят выдать замуж за нелюбимого мужчину старше её… нет, определённо, никаких ассоциаций.
В общем, под видом сказки выдали политическую сатиру. Монти Пайтон какой-то! Просто череда гэгов! Буквально каждую минуту происходит какой-то ад!
22 мая 2023
Принцесса хочет выйти замуж за бедного музыканта, но родители нашли ей другого жениха, старого короля, который не дурак, чтобы отказаться от молоденькой, хорошенькой жены, да еще и принцессы. Но ведь у нас сказка! Конечно, влюбленные обманывают старика и соединяются.
На избитый и примитивный сюжет сказки режиссер, снявший уже несколько шедевров, составивших золотой фонд советского кино, ставит фильм. Конечно, и режиссер, и великолепные актеры свое дело знают – выложились на все сто, но главное в фильме, что из ничем непримечательной истории сделали политический памфлет. Каждая фраза метко бьет по тоталитарному режиму, намекая на лучший в мире строй, который железной рукой загонял людей к счастью.
Достойный пример сатиры снятый в период оттепели.
8 из 10
15 декабря 2021
О существовании этого фильма я узнала очень странным образом: его хвалил персонаж «Детской книги» Акунина, пионер 1960-х («Зыконское кино!») В моем детстве его почему-то не показывали, хотя запрещенным он, насколько знаю, не был. Наверное, просто забыли.
И очень жаль, что я не видела его в детстве, тогда бы он мне понравился еще больше.
Это интересная, забавная, ироничная сказка для взрослых про условное волшебное королевство с аллюзиями на современность. Шварц написал ее «очень по мотивам» сказок Андересна и добавил туда актуальности на тот момент (к примеру, Гитлер и ядерное оружие).
История о бродячих музыкантах Яне и Жане. Ян влюбляется в принцессу Миладу, которая, несмотря на то, что принцесса, совсем простая девушка (как сказал бы тот самый акунинский пионер, «Зыконская девчонка, не воображала».)) Королева-мать, чтобы выбить из дочери глупости вроде любви, решила выдать ее замуж за изрядно потасканного короля соседнего государства. А у того свои заботы — сумрачный гений, очень похожий на Эйнштейна, изобрел супероружие — комара, который взрывается, стоит его прихлопнуть… Сюжет развивается стремительно, с огромным количеством приключений, погонь и забавных переодеваний.
Сценарий очень остроумный (Евгений Шварц!), цитировать и цитировать. «Как только ты выйдешь замуж, ты забудешь о всякой любви. — Я не хочу идти замуж! — И не надо. Тебя отвезут.», «Каждый входящий фотографируется анфас, в профиль, на добрую память.», «Чем будете встречать?- Выстрелом, детьми, цветами и песнями. — И побольше бантиков! Девушки очень любят бантики.»
Актерский состав великолепен! От гениального Эраста Гарина в заглавной роли до эпизодического Георгия Вицина в роли палача. А как хороша влюбленная пара! Ян-Александр Демьяненко, который еще не застрял в роли Шурика и продемонстрировал тут широкий актерский диапазон (его персонаж изображает нескольких людей, включая очаровательную девицу легкого поведения). И принцесса-малоизвестная актриса Светлана Лощинина — просто воплощение девушки 1960-х.
Фильм прелестен — легкий, смешной, неглупый и увлекательный.
22 августа 2020
«Каин XVIII» стал десятым полнометражным фильмом Надежды Кошеверовой, фильмы-сказки которой в СССР были очень любимы и детьми, и взрослыми. И третьим, последним, снятым совместно с Михаилом Шапиро. Как и предыдущая их сказка, «Золушка», «Каин XVIII» был снят по пьесе Евгения Шварца «Голый король», запрещенной еще до войны. Шварц начал для Кошеверовой переделывать её в сценарий «Два друга», но умер, так и не закончив работу. Закончить сценарий предложили Николаю Эрдману, который основательно его отредактировал. В результате история о любви принцессы Милады и бродячего музыканта Яна ушла на второй план и оказалась вплетена в остросатирический антивоенный памфлет о страшном «атомном комаре» — символе ядерного оружия, выведенного профессором. Не зря, видимо, говорят, что бы ученые не изобретали, у них все равно в итоге получается бомба. В результате основная смысловая и драматическая нагрузка легла на линию Каина XVIII в исполнении Эраста Гарина и его придворных: военного министра (Михаил Жаров), начальника тайной полиции (Бруно Фрейндлих) и премьер-министра (Юрий Любимов).
Фильм поставлен в театрализованном стиле среди театральных же декораций, с элементами буффонады и скетча. Для пьес Шварца свойственен во многом афористичный язык персонажей, позволяющий разбирать произведение на цитаты. «Каин XVIII» в этом отношении из тех редких фильмов, диалоги и выражения из которого состоят из афоризмов в большой концентрации, и достойны того, чтобы разойтись в народе крылатыми фразами. Вот лишь некоторые из них:
- Голубь в нашем государстве нецензурная птица. Голубь такого наделал! Он наделал на статую короля! Теперь у нас запрещено говорить о голубях.
- Полиция и палачи должны приезжать как скорая помощь — только по вызову.
— Где моя Каинова печать? Я говорю о газетчиках.
Тоталитарное королевство диктатора переполнено агентами и агентессами тайной полиции, шпиками и шпикухами, которые слушают, подслушивают, доносят и выслеживают. Тут не только у стен есть уши, они есть везде и у всего. Стоит сказать неосторожное слово, как тут же тебя берут под локоток и делают предложение, от которого невозможно отказаться — «Пройдемте!». Каждого входящего в королевство автоматически фотографируют фас и профиль, на добрую память начальнику тайной полиции. Все и всё под контролем.
Цветовая гамма дворца Каина XVIII в черной, белой, серой, фиолетовой и красной палитре. Выглядит очень строго и мрачно. Эти же цвета преобладают и в одежде придворных, даже парики на балу у дам красные и сиреневые. Сами танцы странные, представляют из себя смесь менуэта с рок-н-роллом и еще чем-то уродливым, исполняются под какофоническую музыку, написанную к фильму композитором Антонио Спадавеккиа. Тлетворное влияние всяких там заграничных буги — вуги налицо, в отличии от простых и веселых песенок друзей — музыкантов. Как и задорная песня о любимой работе палача-передвижника в исполнении Георгия Вицина, которая продолжается своей веселой мелодией в сцене выхода священника и служек, ведущих принцессу на эшафот.
Удивительно, насколько современной и даже провидческой временами оказалась политическая сатира, написанная на реалии международной обстановки начала шестидесятых годов. Даже не говоря о той сцене, когда Каин XVIII, со словами: «За такое решение я бы сделал Вас министром обороны, если бы Вы им уже не были, к сожалению» — смачно целует министра в губы. Но политические параллели, сделанные авторами сценария тогда, протянулись в наше время, сделав фильм абсолютно созвучным ему. В политике и в людях с годами и веками действительно мало что меняется. И то, что теперь Каин может убить брата своего, Авеля, на расстоянии, стерев и Авеля, и замок его с лица земли, разве что-то меняет по сути своей?
Образ Каина XVIII писался с явным намеком на Гитлера, с его стремлением к здоровому образу жизни, ежедневной гимнастикой, отказом от курения. И при этом с легкостью планирующим убить миллионы человек, да и чего их жалеть, они же все иностранцы! А женщины с младенцами — это вообще военный объект, потому что они растят будущих вражеских солдат. Когда король произносит истеричную речь, стилизованную под немецкий язык, молодой, стройный и вполне адекватный лакей у двери вдруг сгибается, как питекантроп, и с перекошенным от злобы и ненависти лицом бежит записываться в добровольцы. Речь фюрера вдохновляет.
Теперь аллюзии соотносятся уже с другими правителями, как будто написаны о сегодняшнем дне. Например, мудрый обычай дарить будущему союзнику пушку для защиты от врагов, и не важно, что врагов нет. Будет пушка — появятся и враги. А вместе с пушкой отправлять роту солдат, уже для охраны пушки. Ничего не напоминает? Или план атомным взрывом уничтожить множество врагов, а тех, кто выживет и оцепенеет от страха, можно будет брать голыми руками. За горло. И держать так, пока они не поймут, что находятся в надёжных руках. А когда они это поймут, внедрить в них свою культуру и каинский образ жизни, как единственно правильный. Земля превратится в Рай, и в этом Раю будут богаты все, кроме бедных, и будет один Бог — Каин. Ну и еще Всевышний, с которым Каин будет править сообща. Он так и обращается к нему:
- Коллега, благослови меня на комариный подвиг!
Помню, рассказывал тут недавно один (да уже и не один) про исключительную нацию.
Когда смотришь фильм, иногда недоумеваешь, как такую острую сатиру пропустили в прокат. Во время съемок у авторов тоже возникали подобные опасения, потому сценарий правили не раз. Но беда пришла откуда не ждали. В фильме есть эпизод, когда Ян (А. Демьяненко) переодевается в проститутку, чтобы сдать друга Жана в полицию и получить обещанный за преступника выкуп. Присутствовавший на премьере Хрущев вполне спокойно смотрел, как обличают капиталистов и западную военщину, но в эпизоде с переодеванием он углядел, не поверите, пропаганду гомосексуализма, и устроил грандиозный разнос всем. Картина получила ограниченный прокат, а съемочную группу уволили с Ленфильма. Но даже с таким прокатом «Каин XVIII» вошел в число самых кассовых фильмов СССР. Но потом уехал в Америку Александр Бениаминов, сыгравший ученого, создавшего убийственного комара. И фильм, как часто бывало в подобных случаях, положили на полку. Именно поэтому такая замечательная сказка для взрослых какое-то время была незаслуженно обойдена вниманием зрителей.
8 из 10
17 сентября 2017
Наступил XXI век. Страна вернулась к капитализму, причём к худшему её варианту. Скоро начнём запускать атомных комаров на Украину. Бродячие музыканты, говорящие правду, сидят в тюрьме. Каинова печать- Первый канал, НТВ, журналы, газеты, кино. И с грустью начинаешь понимать, как были правы Оруэлл, Носов и Шварц. В особенности последний.
«Каин XVIII»-гениальнейшее произведение советского кинематографа. Тут есть любовь, искромётный юмор и сатира. Атмосфера старых сказок о королях, принцессах, и историях «из грязи-в князи» приобретает неожиданно остросоциальную окраску, особенно актуальную сейчас. Привычного сейчас постмодерна здесь немного (запомнилось разве что «у министра финансов звонок не работает»), но это было бы излишне. Юмор очень мягкий, но местами смешной до колик:
«Тиранам скидка», «500 — обожаемому, 300 — уважаемому», но особенно понравилось: «Всё, что стремится освободиться, мне не годится». Много известных артистов: будущий Шурик Демьяненко, Эраст Гарин, чей мягкий уникальный голос очень нравился мне в детстве, Жаров, Вицин и многие другие доставят вам несомненное удовольствие!
Под конец скажу: лучше всего смотреть это сейчас, потому что у вас возникнут (если вы хорошо разбираетесь в политике) ассоциации: Каин-Путин, Авель-Украина, Власта-Меркель, бродячие музыканты… хм, Пусси Райот. После фильма так и хочется сделать что-нибудь такое, что принесёт людям радость, а это случается не после каждого фильма!
10 из 10
20 мая 2014
Как эпиграф:
Эта сказка без затей,
Но она не для детей!
Служит пусть она примером
По неведомым краям
Разным канцлерам-премьерам,
Генералам-изуверам,
Экс- и просто королям.
Вообще король Каин — это обобщённый образ любого диктатора, стремящегося завоевать мир. Чем-то на него похож Аденоид Хинкель из бессмертного фильма Чаплина. Остальные составляющие оттуда же, из диктаторского образа: в том числе тайная полиция.
Сейчас меня забросают тухлыми яйцами, а возможно, моя рецензия не пройдёт модерацию, но так скажу, что при просмотре вспоминаешь не КГБ, а нечто другое. Во-первых, гитлеровскую Германию (как и у Чаплина). Во-вторых, царскую Россию, где «охранка» была чем-то самим собой разумеющимся, и на всех подозрительных велась «книга живота». Слежка была потрясающая. Начиная с Николая I и вплоть до «святого» Николая II.
В-третьих… Дорогие россияне! Приглядитесь к королевству Каина XVIII. Неужели оно вам ничего не напоминает? А сам Каин — разве никого? Мы его знаем. И к чему кивать на советское время… Ну а начальник тайной полиции в исполнении Фрейндлиха, к нему так и хочется прицепить табличку «Отдел Э». А журналисты и газетчики, «наша каинова печать»? Я не говорю уже про священника, который пришёл освящать процедуру выпуска взрывчатого комара из колбы. Честное слово, прямо заглянули в будущее…
Содержимое зловещее — оболочка светлая, сказочная. Всю эту королевскую камарилью легко, весело выставляют полными дураками два бродячих музыканта: Жан и Ян (А. Демьяненко). Есть ещё красавица принцесса Милада, её иностранная гувернантка (Рина Зелёная), хамоватая королева Власта (Лидия Сухаревская). Полным-полно забавных полуабсурдных ситуаций, в которые герои попадают. Чего стоит сцена, когда Жан, скрываясь от полиции, прыгнул в окно к жене Гениального Профессора, и она его укрыла: находчивый юноша сказался, что он звезда — певец Марципано Марципини, а за ним гонятся поклонницы, которые хотят автограф (на самом деле это были шпикессы тайной полиции).
А поэтому фильм оставляет такое же послевкусие — лёгкое, радостное. И ты веришь, что зло можно победить! Его царство не вечно.
Как я отношусь к этому фильму? Он вне всяких похвал.
17 мая 2012
Слушайте, я приятно удивлён. Я совершенно не ожидал такой плотности сатиры и юмора в этом фильме. Я вообще удивлён, что этот фильм жив, а не, в лучшем случае, положен гнить на полку, или, в худшем, вовсе уничтожен. Каким образом его провели мимо цензоров? Или фильм представили как сатиру на капиталистический строй и поэтому он самый что ни на есть полезный для советского народа?
Хотя полицейские и их агенты, скрывающиеся в каждой статуе; наводящий ужас фраза «пройдёмте»; хитрый начальник тайной полиции, — разве всё это не является каким-то кивком головы в сторону советской действительности? Или же, создавая аллюзию на Гитлера, всё подалось под видом показа европейского государства? В любом случае, фильм вышел очень острым, а учитывая год своего появления, это заслуживает, как минимум, удивления и, как максимум, восхищения.
Тихонько хохотнуть мне пришлось не один раз. Больше всего понравились шутки о том, что королю звонить один раз, премьер-министру — два, у министра финансов звонок не работает. И ещё про сорок лет работы, и про отпуск, и про «да я их ненавидел!», и про вооружённых солдат, и про пушку, и про речь короля, своим накалом явно кого-то напоминающую. Перечислять все шутки и перлы данной кинокартины — это всё равно что из комедий с Лесли Нильсеном все смешные моменты пересказывать. Их много, это раз. И лучше посмотреть самому, это два. Повторюсь, фильм меня очень приятно удивил.
9 из 10
15 августа 2011
Вот мне совершенно непонятно КАК этот фильм сняли и выпустили в советское время! Там же крамола на крамоле! «Быстро мы сегодня отликовались!…» «Кормить надо только тех солдат, что без пушек, остальные сами себя прокормят!» «500 — обожаемому, 300 — уважаемому».
Бродячий музыкант (Демьяненко), в самом деле, влюбляется в принцессу. Матушка ее, узнав о нежных чувствах молодых, стремительно спешит выдать дочку замуж за соседнего короля преклонных лет (Эраст Гарин) — самодура, деспота и разжигателя войн. Музыкант с другом скачут принцессу вырывать из цепких лап, а параллельно развивается интрига с ученым в области нанотехнологий и его изобретением — вроде бы в мирных целях комар был напичкан взрывчатым веществом несметного количества в тротиловом эквиваленте…
В этом фильме настолько важен эпизод! Как иначе могли создатели передать все намёки и полунамёки?
Обидно, что почти совсем не показывают по ТВ, может опять цензура?!
15 сентября 2009