Жюль и Джим
Jules et Jim
7.7
7.7
1962, мелодрама, драма
Франция, 1 ч 44 мин
16+

В ролях: Жанна Моро, Оскар Вернер, Ванна Урбино, Борис Басяк, Анни Нельсен
и другие
В начале ХХ века в Париже дружили два товарища - австриец Жюль и француз Джим. Гуляли, разговаривали, разминались в спортзале, обсуждали знакомых девушек, с которыми сентиментальному белокурому Жюлю везло меньше, чем Джиму, а счастья хотелось обоим. А потом в их жизнь вошла роковая женщина - Катрин. Жюль влюбляется и просит Джима не быть помехой его роману с девушкой. Но не все так просто. Катрин ведет себя так, будто в ее груди бьются два сердца, и одним она пламенно любит Жюля, а вторым - с не меньшей страстью Джима.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Жюль и Джим

английское название:

Jules et Jim

год: 1962
страна:
Франция
слоган: «A Hymn to Life and Love»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Рауль Кутар
композиторы: ,
художник: Фред Капель
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $25 228
Мировые сборы: $251 407
Дата выхода
Мировая премьера: 23 января 1962 г.
на DVD: 20 августа 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 44 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Жюль и Джим», 1962

Видео: Трейлер (Жюль и Джим, 1962) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Трейлер ре-релиза (Жюль и Джим, 1962) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер ре-релиза

Постеры фильма «Жюль и Джим», 1962

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Жюль и Джим», 1962

Про дурную «Королеву» и двух влюблённых в неё глупцов

'Вы не много знали женщин, а я, в отличие от вас, знала много мужчин. Возможно, из нас получится порядочная пара!' - говорит главная героиня фильма, Катрин, в исполнении блистательной Жанны Моро.

Данная фраза весьма ярко, в достаточной степени полно и, можно сказать, предельно точно иллюстрирует характер донельзя свободолюбивой девушки, которая то любит одного, то всех сразу, но понемногу, то никого и точка. Вот в такую непредсказуемую натуру и влюбляются два закадычных друга, будто бы и не пытаясь вести хоть сколько-нибудь видимую конкуренцию между собой за завоевание её горячего, но ветреного сердца...

Действия Катрин просто не поддаются никакой здравой логике. Она водит за нос всех, запутывая в том числе и саму себя. Всё это приводит к тому, что у самого зрителя начинает кружиться голова, ощущая безумность главной героини, которая никогда с уверенностью не может сказать, чего она действительно хочет от собственной жизни. Хаотичное повествование о романтической вседозволенности и любовной распущенности ведёт к слегка ожидаемому, но всё равно ошарашивающему финалу, который, кажется, наказывает виновных, освобождая истинно безгрешного (или же всё-таки не очень). В любом случае интерпретировать задумку автора - дело индивидуальное, поэтому милости просим!

Режиссёр картины - Франсуа Трюффо - создал поистине непростое для понимания кинопроизведение, которое в глубине своей содержит гораздо больше, чем может показаться на тривиальный взгляд простого обывателя, не привыкшего к просмотру умного авторского кино. Именно в связи с этим, такие фильмы и называют впоследствии настоящими шедеврами, ибо они в прямом смысле и выражают такое понятие, как киноискусство.

Безусловно, стоит выделить восхитительное трио основных артистов, а именно Оскара Вернера, Анри Серра и, естественно, Жанну Моро, которая, пожалуй, наиболее выделяется из прочих, что, собственно, и логично, ибо её героиня, несмотря на своё поведение, чрезвычайно притягательна. Также нельзя не упомянуть Рауля Кутара, оператора фильма, изумительно визуализировавшего эту безудержную историю о 'третьем лишнем'. Подвижность камеры, которая то находится в руках оператора, то крепится на велосипеде, то устанавливается прямо в вертолёте современного зрителя уже нисколечко не удивят, однако в 1962-ом году Рауль Кутар по-настоящему восхитил как технических специалистов, так и широкую публику феноменальной мобильностью камеры, произведя своего рода революцию в операторском деле, задав новую, чрезвычайно высокую планку в этой области кинематографического искусства.

Таким образом, 'Жюль и Джим' - это потрясающий представитель французской 'Новой Волны', удивляющий бесцеремонностью главной героини, жонглирующей чувствами простосердечных глупцов в неё влюблённых. Третий лишний - это даже не факт, а закон! И никакая 'свободная любовь', плавно перетекающая в душевно больную 'шведскую семью', ни к чему хорошему для отдельно взятого индивида по итогу не приведёт...

30 января 2023

Нежно-дерзкая, но слишком литературоцентричная мелодрама о внеморальности, иррациональности страсти и мужской терпимости к женской ветрености. Избыток слов и музыки делает картину тяжеловесной, утомляющей. Персонажи не вызывают особой симпатии, а потому трагический финал воспринимается довольно отстраненно, равнодушно. Полигамность, часто приписываемая мужчинам, становится основной характеристикой женщины — героини Жанны Моро, которой тесно в традиционных рамках и хочется быть свободной в выборе партнера, не только одновременно состоять в отношениях с Жюлем и Джимом, чья дружба трещит по швам, но и иметь под боком несколько запасных вариантов.

Вкрапление хроники, военная тема (Жюль — австриец, Джим — француз), разрушенный мост и так далее, — всё это намекает на значение истории в жизни героев. Можно сказать, что в их взаимодействии отражается нервозность, неустойчивость эпохи. Катрин также можно счесть персонификацией Судьбы, которая благоволит то одному, то другому. Было бы содержательно интересней, символичнее, если бы она самоустранилась единолично, не прихватив с собой один из объектов своего пристального внимания.

15 мая 2022

Псевдоумное кино о псевдолюбви

«Жюль и Джим» 1962 года носит статус культового кино. Возможно, если вы не смотрели ничего из 20х, вам действительно покажется необычным и прорывным в плане операторской работы. Вот только та же субъективная камера была у Эйзенштейна в «Броненосце Потёмкине» в 1925, а монтажные склейки города и полупрозрачные образы можно было увидеть в «Человеке с киноаппаратом» Дзиги Вертова 1929. Поэтому я не буду особо добавлять баллы за новаторство. Мало того, некоторые операторские решения сомнительны: затянуто показывать одну сцену, рвано обрывать другую далеко не всегда удаётся удачно. Ну а про атмосферу эпох.. . у многих фильмов получалось раскрыть 10е и 20е лучше. Да, тут пара забавных шляпок, пара аутентичных машин и старомодные костюмы для бокса. И всё. 7 из 10, не более.

Теперь перейдём к актёрам. Они играют.. . нормально. Тут нет никаких особых перфомансов. Иногда актёры говорят слишком монотонно. Впрочем, от смеха главной героини вам может стать не хорошо. Но это уже придирки. В целом — 6 из 10 (без «Жуля» было бы меньше).

И так, на очереди сюжет, который, по сути, является «Санта-Барбарой». Герои совершают те же ошибки снова и снова на любовном фронте. И если с Катриной понятно всё сразу — в голове пустота, то понять глупость Джима я так и не смогла. Начитанный, осознавший суть Катрины, тем не менее наивно пробует опять играть в её игры. Самый интересный герой, на мой взгляд, это Жюль. Я поверила, что он старается быть с той, кого нарёк женой, кто стал матерью его дочери. Будучи человеком твёрдых принципов, как истинный носитель немецкой культуры, он не может идти против своей возлюбленной. Ну а французская натура Катрины и Джима — это просто красивые громоздкие слова и с отсутствием смысла. Одним словом — сюжет похож на графоманскую работу, усердно пытающуюся выглядеть умнее, чем он есть. 6 из 10.

Отдельным пунктом отмечу неровность в жанровой принадлежности. И это не как у Уэса Андеросна или Тайки Вайтити, где трагикомедия неожиданно, но оправдано перерастает в драму Нет, тут комичность кажется очень туго вклеенной, а момент со слезами Катрины — смехотворным. Финал сопровождает весёлая музыка. Ну вот, ещё и конец подпортили! Кстати, юмористические любовные похождения в начале можно было спокойно немного сократить. Но зачем это нужно — что сняли, то и показали. Нам намекают, что те, кто не понял — дурачки.

Вот такой не радушный итог. Признанная классика — далеко не всегда такая уж великая. Были фильмы про сложные любвеобильные натуры лучше как и задолго до 60х, так и после «свингующего» десятилетия. Но если хотите хвалить Трюффо за то, что его.. . все хвалят, то, пожалуйста, ваше дело.

6 из 10

12 ноября 2020

Кинематографический эквивалент литературы «потерянного поколения»

«Жюль и Джим» — один из самых увлекательных фильмов в истории кино, захватывающий зрителя с первых кадров и не дающий ему опомниться до самого финала, срежиссированный и смонтированный без пауз и лакун, он и сейчас удивляет его обилием событий на минуту экранного времени. Кинематограф Трюффо максимально лишен элитарности, — это зрительское искусство по самой своей сути, синефильский мастер-класс режиссуры, который, тем не менее, всегда ставит форму на вспомогательное по отношению к содержанию место.

«Жюль и Джим» намеренно лишен символики, туманных образов, все в нем проговорено, обнажено, вывернуто в своей откровенности до последней стадии, психологические мотивы поступков персонажей осмыслены и обозначены ими самими, что родним их с литературными героями. В фильме Трюффо заметен не только кинематографический след (прежде всего, Хичкока, что позволяет рассказать мелодраматическую историю языком саспенса, превратив ее почти в триллер), но и литературный — книги писателей «потерянного поколения», ибо у Трюффо, как и у Ремарка и у Хемингуэя, очевидно разочарование в традиционных ценностях, обанкротившихся в ходе Первой Мировой, и попытка найти опору в амурной фривольности и свободе нравов.

Тем не менее, режиссер «Жюля и Джима» достаточно мудр для того, чтобы, передавая радость бытия, игривость, легкомыслие своих персонажей, не показать, какой трагедией может обернуться поиск новых ощущений, по сути создавая антитезис к своей тетралогии об Антуане Дуанеле, прославляющий ценности сексуальной революции, за десять лет до «Последнего танго в Париже», изображая духовную катастрофу полигамии без морализаторства и занудства, доводя до логического конца мотивы и поступки своих героев.

Катрин очень напоминает Бред Эшли из «Фиесты» Хемингуэя»: она воплощает женское начало, ищущее себя в идеальном мужчине, проблема в том, что он разделен надвое — на Жюля и Джима, чья дружба превращает их в единое целое, грани совершенной личности, как было это с Робертом, Кестером и Ленцем в «Трех товарищах» Ремарка — книги также, видимо, вдохновлявшей Трюффо при создании фильма на основе романа Роше, современника писателей «потерянного поколения». Путешествие из постели в постель, тогда могущее шокировать публику, всего через пять лет станет нормой жизни для бэби-буммеров, чье саморазрушение в беспорядочной полигамии изобразят Эсташ в «Мамочке и шлюхе», а спустя 20 лет Гаррель в «Рождении любви» и «Я больше не слышу гитару», показав закат этого поколения.

Трюффо снял во многом знаковый фильм для своего времени, с одной стороны чрезвычайно точно воплощая воздушную эстетику «новой волны», очарование молодости, ее игривое обаяние, с другой стороны показывая до чего доводит «невыносимая легкость бытия», какой трагедией оборачивается полигамия для ищущих себя в ней людей. Жанна Моро, исполняющая роль Катрин, создает здесь пленительный образ, в который невозможно не влюбиться, противовес фрустрированной некрасивой интеллигентке из «Ночи» Антониони, снятой за год до «Жюля и Джима». Подобно ей чрезвычайно органичен Оскар Вернер в роли мягкого, человечного Жюля, через три года воплотивший схожий образ Монтрэга в экранизации антиутопии Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», где Трюффо уже перешагивает границы «новой волны» в поисках универсальной зрительской киноэстетики.

Подводя итоги, можно смело сказать, что подобные «Жюлю и Джиму» фильмы не стареют и смотрятся с интересом по следующим причинам: во-первых, потому что они созданы синефилами-самоучками, любящими кино и знающими секрет зрительского успеха, ибо сами -зрители, во-вторых, потому что они предельно честны и последовательны в изображении жизни, не восхваляя и не осуждая своих героев, показывают, как их легкомыслие и фривольность оборачиваются трагедией, в-третьих, потому что они попадают в болевую точку своего времени, изображая конфликты с беспристрастностью и объективностью.

13 октября 2017

«Жюль и Джим» — еще один шаг, приближающий французскую новую волну к форме цунами, бьющей по оковам авторского кино и высвобождающей его индивидуальность. Это стихия, что нахлынув на мир кинематографа, наполнила его новым содержанием. Лента Франсуа Трюффо, подарившая второе рождение героям со страниц романа малоизвестного автора, так же стихийна; в беспечной безмятежности первых кадров незаметна мощь будущих ударов — война, разлука, страх, смерть — почти все четыреста.

Это альманах человеческих жизней, чью сегментарность безапелляционно определила трагедия начала двадцатого века — затишье перед бурей, бессмысленное побоище — друг идет на друга, боясь его убить, — и время сбора камней, расчищение места перед поступью грядущего. Судьбы трех приятелей и одной женщины сплетаются воедино, но это не фантом романа Ремарка, и под пристальный взгляд камеры попадает не война, продолжающаяся в сердцах потерянного поколения, а любовно-дружеские перипетии творческой интеллигенции — главных героев Жюля и Джима и их приятеля Альбера, играющего второстепенную роль.

Трюффо в ненавязчивой манере раскрывает их историю — появление в жизни друзей Катрин, которой бы больше подошло имя Эйяфьядлайёкудль — женщины-вулкана, такой же непредсказуемой и опасной. Сотканная из нежности весны, игривой улыбки лета, капризности осеннего солнца и порывистости зимнего ветра — она первозданная тайна самой природы. Очаровывающая и очаровывающаяся, способная затопить лавой чувств, что позже обречена остынуть. Реинкарнация сирены, кажущаяся способной к приручению — обманчивая надежда спасительным миражом притягивает одинокого Жюля.

Но это не бесчувственность избалованной красавицы, образ героини — воплощение женственности, ее эмоционально-чувственного компонента. Эта не Прекрасная Дама из грез, но та сердцевина женской сущности, что отделенная от наслоений морально-этических норм, воссоздана в изначальной архетипичности анимы. Поэтому столь отличны ее и мужское мировосприятие, но контакт их рождает восторг: «Королева!».

И именно поэтому подмечена ее особенность познания мира — отдаваясь ему, покоряясь своим чувствам — рациональные мотивы пробиваются в ее поведении не чаще, чем васильки на пшеничном поле. Чувства нельзя уложить в математически стройную систему, поэтому и отношения героини с объектами своих возлияний хаотичны. Краткое увлечение Альбером сменяет пылкий роман с Джимом, но и Жюль в статусе мужа Катрин не остается обделенным. Огонь страстей утихает и возгорается вновь, склоняясь в разные стороны, пока не сжигает всех дотла, обернувшись пламенем крематорной печи.

Режиссер не порицает героев: он не судия, а исполненный эмпатии наблюдатель — как врач, следящий за линией ритма сердца — за подъемами и спадами чувств, как психолог, с бережной предусмотрительностью разворачивающий свиток тайных мыслей. Губительная и созидательная сила любви и дружбы, взгляд сквозь ясное стекло объектива в бездну души и лабиринт взаимоотношений — лишь часть мотивов полифоничной тематики киноленты.

21 ноября 2015

Женщина и ее брюки

В Париже лишь бы потрепаться. Там вообще можно ничего не делать, но нужно непременно разговаривать. Что ни фраза мужчины, то афоризм о женщине. Женских фраз касаться не будем, ведь в одноименной экранизации романа Анри-Пьера Роше «Жюль и Джим», названного подчеркнуто маскулинно, болтовня главной героини Катрин не имела никакого значения. Уж очень ей хотелось действовать.

Картина Франсуа Трюффо, иконы французской новой волны, о псевдоамурном треугольнике двоих друзей и женщины, на взгляд менее твердолобых зрителей, наверняка предстает гимном той самой любовной liberte — максимально разнузданной и бесконечно запутанной. Но не надо никому льстить: сложную, глубокую, невероятно притягательную историю взаимоотношений всегда можно было сообразить и на двоих. Не без помутнений как части обязательной программы (говорят, все мы люди или что-то в этом роде), но без придания им флера очаровательных проступков метущейся души. Без утверждения бессердечности в качестве чьего-то жизненного кредо. Катрин, в ком соблазнительная женская дерзость переходила в истинно мужское безрассудство, хотела отведать и еще одно французское лакомство — egalite. Но казанова в юбке и сейчас производит однозначное впечатление, что уж говорить о первой половине ХХ века. Она примерила на себя роль свободного художника, но творцом-то ее никто не нарекал.

Чего совсем не удается разглядеть, так это обоснования названия, fraternite. Во-первых, центром повествования выступает единственный занятный персонаж — и это женщина. Во-вторых, дружба Жюля и Джима несуразна, собственно, как и сама ситуация, в которой они дружат. Вялое пережевывание былого, вываливание тряпичных отходов вместо демонстрации мужского характера, случайные встречи, разговоры ради разговоров. Первая мировая причудливо развела их по разные стороны баррикад, но не потому, что остро необходимо кинуть камень в огород бессмысленной беспощадности войн, а с тем, чтобы подчеркнуть: ничего действительно объединяющего у них нет и не было.

Впрочем, назвать из-за всего этого фильм плохим будет неправильно хотя бы потому, что это экранизация. Происходящее смотрится, оно нескучно, непредсказуемо, фотографично (где-то в прямом смысле), насыщенно. Не menage a trois, правда, а вертящееся на языке «шведская семья» изрядно колет глаза, но если их кое на что закрыть, то получится увидеть шикарную историю о манипулировании. О любви — ни в коем случае. Женщина вьет веревки из мужчин; один думает, что может обуздать свое влечение; другой настолько пленник, жертва и хлюпик, что давно отманипулирован от и до. А финал печален, и в этом — позиция. Схватка со стихией смертельно опасна. Грустно только, оттого что стихия эта удостаивается эпитета «настоящая женщина». Хорошо, что это всего лишь чье-то мнение.

21 ноября 2015

Искусство отвлечения

Француз Франсуа Трюффо лихо стартовал в мире кинематографа. Дебютировав ещё в пятидесятых с лентой «Четыреста ударов» — истории о мальчике по имени Антуан, которому было уготовано большое будущее на экране — режиссёр мигом приковал к себе внимание широкой публики, став одним из героев «новой волны». Начало же шестидесятых оказалось временем чистой лирики. Великолепный Шарль Азнавур стал главным героем трагичного рассказа о пианисте Эдварде Сарояне во втором фильме Трюффо с загадочным названием «Стреляйте в пианиста», после чего режиссёр обратился к старой как мир формуле любовного треугольника в фильме, который по прошествии лет небезосновательно считают его лучшей работой.

История австрийца Джима и француза Жюля прежде всего поражает своей очаровательностью. Основанный на полуавтобиографическом романе фильм, как кажется, имеет мало общего с реальным миром и поначалу представляет собой задорную комедию о друзьях-весельчаках. Из ниоткуда взявшаяся рукопись в руках Джима в стенах спортзала и портрет, нарисованный на столике кафе — главные детали, которыми Трюффо навевает ироничную и в чём-то даже абсурдную атмосферу. К появлению Катрин, которой предстояло стать роковой женщиной в жизни друзей, зритель подходит уже разогретым, предвкушая перемены. Комедия передаёт эстафету мелодраме, а личности главных героев с каждой минутой являют всё новые открытия. Однако вскоре в дело вмешивается Первая мировая война, на которой герои сражаются по разные стороны баррикад, и с этого мгновения фильм невозможно воспринимать как тривиальный. Режиссёр с особой циничностью сталкивает характеры мягкого Жюля, предприимчивого Джима и обольстительной Катрин после войны — он поселяет их вместе, порой заставляя в пределах одного эпизода переходить Катрин из одной постели в другую. Даже самый спокойный человек за время просмотра способен возмутиться, когда же люди, которых объединила любовь, перестанут плевать на чувства друг друга — измены сменяются враньём, а враньё изменами. Но сила фильма в том, что действие концентрируется на отношениях между людьми и атмосфере внутри людского треугольника, а бытовые аспекты вторичны. Озорство первой половины периодически мелькает в глазах действующих лиц до самого финала, а вот другие глаза, ребёнка, не видят того, во что превратились порочные души.

Там, где нет места мирскому, рай для символичного, и Трюффо уловил это в корне. Его герои не требуют понимания, его Париж не пахнет выпечкой и цветами. Его война — это минутная нарезка из документальных фильмов на фоне пятиминутного написания любовного письма. Его мир — иллюзия. Фильм «Жюль и Джим» — не что иное, как продолжение поиска себя. Наложение реальной автобиографии Анри-Пьера Роше на творческую автобиографию режиссёра создало двойной успех, и нет сомнений, что третья картина француза навсегда останется бриллиантом европейского кино тех лет.

21 ноября 2015

Старые фильмы сложно оценивать. Прежде всего, необходимо знать и учитывать контекст. Вообразим фильм Икс: возможно, в нем содержится прием, новаторский для своей эпохи, и сам фильм является прорывом в развитии кино. Но, как известно, новаторы лишь намечают дальнейшие пути развития, а детали оттачивают их последователи, а потому современные фильмы на аналогичную тему с точки зрения качества проработки деталей могут впечатлять гораздо больше, и первопроходцы на их фоне поневоле воспринимаются как наивные дилетанты (пример из музыки: The Beatles сегодня совсем не «звучат», ведь у них мы видим лишь то же, что и у сотен современных групп, только в более примитивном варианте).

Вторая трудность — обратная сторона первой: давит общепризнанный статус фильма. Казалось бы, можно ли сказать о фильме свое собственное (пусть и не претендующее на новизну) слово, если за несколько десятилетий о нем уже столько всего сказали умные мужи (знающие контекст несравненно лучше и оценивающие именно с контекстуального, «правильного» ракурса), да к тому же возвели в культовый статус?

Такой культовый ореол вокруг «Жюля и Джима» (а это, бесспорно, один из тех фильмов, о котором знатоки да ценители (или, во всяком случае, люди, желающие себя к ним причислять) говорят с почтительным придыханием) в начале просмотра мне все не давал покоя. Что-то я в упор не видел ничего культового в этой милой мелодраме, особыми ухищрениями не наделенной и, я бы даже сказал, обыденной. Взаимоотношения молодых людей, беспечно прожигающих жизнь — что здесь еще-то? Потом решил просто расслабиться и смотреть как легкое и приятное кино — помогло.:)

Оно действительно легкое — более того, в силу своей принципиальной легкости, поверхностности, как бы само запрещает искать в себе глубокие смыслы, некое второе дно. Быстрые, сменяющие калейдоскопом эпизоды-вариации на тему dolce vita призваны транслировать ощущение непосредственности, спонтанности, наслаждения живыми, не отрефлексированными эмоциями. Внезапно сорваться, куда-то поехать, побежать, прыгнуть в воду — просто ода иррациональности!

Кстати, отдельная ремарка по поводу летящего монтажа. Он впечатляет; по-видимому, это тоже было новым словом в кино, т. к. даже в современных фильмах редко встретишь, чтобы повествование текло так живо и при этом так гармонично. Благодаря монтажу смотрится совсем не скучно — более того, иногда эта насыщенная динамичность создает ощущение, будто смотришь ускоренную перемотку, ужавшую в 106 минут четырехчасовой фильм. (Или смотришь краткое содержание романа Роше, как если бы он включен в школьную программу, — экранизация, словно снятая для нерадивых двоечников, чтобы они потратили на усвоение сюжета минимум времени. Этот эффект, думается, создает несколько чрезмерное присутствие закадрового голоса.)

Но это все касается, по большей части, первых 40 минут ленты. Во второй половине, демонстрирующей жизнь после войны, карнавал жизнелюбия несколько приглушен, легкие эмоции молодости сдают позиции многогранным отношениям зрелости. Как бы охарактеризовать эти отношения?.. Они, вежливо говоря, на любителя. Посему объективным быть не могу: я таким любителем не являюсь. Беспорядочные метания Сложной Женской Натуры, сеющей на своем пути лишь неопределенность, душевное смятение, разочарование и, в конечном счете, несчастье, по вкусу как-то не пришлись. Но вот возвышенная, самоотверженная, полная чуткости мужская дружба Жюля и Джима показана здорово. Резюмируя: такая дружба + любопытная в плане монтажа постановка — таковы два главных, на мой взгляд, козыря фильма.

П. С. С финалом не очень понятно: плоско-жизнерадостная музыка на фоне грустного и потерянного Жюля создает какое-то иронично-отстраненное настроение. Диссонанс, короче говоря. Такое ощущение, что автор хотел не развести зрителей на сострадание, а, наоборот, старался его избежать.

7 из 10

15 октября 2013

Франция, начало ХХ века. Парочка денди козыряет в обществе случайных знакомых. Один — белокурый фриц с мечтательно застывшим взглядом. Второй — француз, с прилежными английскими усами. Бойкий холостяцкий тандем омрачает появление третьей силы — барышни, с повадками куртизанки и внешностью мраморной скульптуры.

Дальше — как по накатанной: двое мальчиков любят одну девочку. В свою очередь девочка любит сперва одного, затем второго, а в промежутках между делом — третьего, четвертого и пятого. «Жюль и Джим» — своеобразный манифест того, что «Новая волна» несла миру: свобода помыслов и вольность действий. Кажется, из кустов вот-вот выпрыгнет Жан-Пьер Лео и начнется бурный экзистенциальный поиск.

Если закрыть глаза на фабулу, откроется несущая катаклизмы стихия: обрывистый слог, рваный монтаж, набросанный на коленке сценарий — словом всё то, что заставило Ренуара восторженно хлопать ушами. Отстраненные беседы чередуются с восточной философией; военно-патриотические лозунги сменяют фанфары признаний. Дальше — лучше: Гёте вступает в спор с Бодлером, французское вино — с немецким пивом, а закадровый голос начитывает Роше и Уайльда.

Увлеченность Трюффо прозой легко объяснима. Стройный слог классиков меркнет на фоне изысков Кутара. Убери из фильма стилевой налёт и в нем, по сути, ничего не останется. Еще одна история о том, как не знаешь чего хочешь, а когда узнаёшь, то хочешь вовсе не этого. Благодаря скачкообразному кадру шаблон нивелируется с лихвой. Как нигде более Трюффо работает без оглядки на «папино кино»: формализм возводится в Абсолют, а режиссер то и дело напоминает, что прошел школу «Кайе дю синема». Чуть погодя фильм превращается в вариацию шестидесятников на тему свободной любви. Локальный тупик, в который загнала себя троица, стал своего рода предвестником глобальной трагедии. Лишенные нравственных ориентиров, дети революции 68-ого были заведомо обречены на провал. Их возвышенным помыслам не хватало твердой почвы под ногами. Будучи не уверенным в правильности выбранного вектора, всё что остается — самозабвенный прыжок с горного уступа.

25 августа 2013

Треугольник — замкнутая фигура

И как смешна нелепая игра,

Где проигрыш велик, а выигрыш — ничтожен,

Когда партнеры ваши — шулера,

А выход из игры уж невозможен.

(А. Вертинский. «Без женщин»)

Основная тема творчества Франсуа Трюффо — человеческие взаимоотношения, в особенности — отношения между мужчиной и женщиной. Одна из знаковых картин и яркий пример «Новой волны» — «Жюль и Джим», созданная в 1961 г, повествует о любви двоих мужчин (Жюля и Джима) к одной женщине, Катрин, блистательно сыгранной Жанной Моро. Эта картина, по всеобщему признанию, стала одной из лучших работ режиссера.

Два друга: австриец Жюль и француз Джим влюбляются в Катрин еще до встречи с ней: они видят скульптурное изображение прекрасной женщины, которая поражает их воображение. Познакомившись с Катрин, они оба понимают, что она — их идеал. Их веселую жизнь, дружбу втроем, непосредственные забавы и шалости прерывает война, на время которой Жюль и Джим оказываются по разные стороны баррикад. За это время Катрин выходит замуж за Жюля, у них рождается дочь. После войны Джим приезжает к ним погостить. Отношения между друзьями неуловимо меняются, исчезают легкость и жизнерадостность Катрин. Она начинает метаться между Жюлем и Джимом, вроде бы испытывая чувства к обоим, ни с кем из них она не может обрести счастья. Ее глубокая душевная неудовлетворенность, желание чего-то невозможно большего приводят к трагической развязке.

Трюффо в этой картине поднимает тему свободной любви, модную во Франции тех лет. Но эта любовь-дружба «a trois» в итоге становится непосильным грузом для участников любовного треугольника. Влюбленные не могут жить ни вместе, ни в разлуке. Катрин избавляется от своих душевных метаний максимально категоричным способом.

Снимая драму «Жюль и Джим», Франсуа Трюффо предоставил актерам большую возможность для импровизации, полного самовыражения в рамках данных им ролей. По словам Жанны Моро, роль которой в этом фильме стала звездной, полная свобода для актера — это огромная ответственность и большая честь.

Необычные ракурсы, легкость и подвижность визуального ряда были достигнуты в том числе благодаря оператору Раулю Кутару, который экспериментировал со своей мобильной камерой, проводя съемки с том числе и с вертолета, и с едущего велосипеда. Очень убедительно передано ощущение природы, солнца, игры, развлечений. Непредсказуемое драматическое развитие сюжета, в котором все начинается как идиллия и счастье троих симпатичных людей, а заканчивается душегубкой, передает главное желание Франсуа Трюффо не делить героев на положительных и отрицательных. Режиссер воплотил жесткий сюжет, создав оригинальный и неповторимый художественный стиль, без лишнего морализаторства.

Для Трюффо любовь вообще — это история без счастливого конца, но именно сердечные драмы — мотив, который он постоянно воспевает как художник и к которому постоянно возвращается в своих фильмах.

12 мая 2013

Жюль, Джим и стихия

Не красавица и не очень умна, но она настоящая женщина. Жюль очарован собственной женой настолько, что позволяет ей все, что той взбредет в голову, а в голове у Катрин черти давненько отплясывают твист. Она не приемлет стабильности и хочет эмоций. Дети и шале в горах не для нее. Там если и есть какие страсти, все приходится самой выдумывать. Вот к Жюлю приезжает старый друг Джим, и скучающая Катрин, которая давно живет с Жюлем просто так, потому что ребенок совместный есть, ощущает этот приезд как глоток свежих эмоций. Любовный треугольник, назревающий с тех самых пор, как Катрин возникла в жизни лучших друзей, оказывается неизбежен.

Конечно, краткие синопсисы одного из лучших фильмов Франсуа Трюффо следует начинать с того, что жили-были два друга Жюль и Джим, француз и австриец,… но Жанну Моро режиссер выводит главной в титрах, и посему я отдаю ей дань, концентрируясь на ее сюжетной арке. «Жюля и Джима» трудно классифицировать как кино о дружбе или любви, о любовном треугольнике или о парижской богеме. Это импрессионистская драма в духе «Новой волны», очаровывающая, как и ее заглавная героиня, и точно так же опустошающая после просмотра. Воспитанный на американском кинематографе, и впитавший его «дух саспенса», Трюффо гениальным образом объединяет всю легкость французской «новой волны», когда автор скорее снимает по мановению души, а не четко прописанному сценарию, с напряженностью триллера и драматизмом лучших любовных романов.

Здесь уместно будет пошлое сравнение женщины со стихией. Жюль, основательный и спокойный, словно древний японец у подножия Фудзиямы, ждет очередного приступа своей жены, ищущей лучшей доли, и познающей себя через связи с мужчинами. Джим неизменно идет на поводу у этой стихии, позволяя себя вовлечь то в затухающий, то во вновь бушующий вихрь. Непостоянность Катрин, раздражающая, почти феминистическая по тем последствиям, которая она несет, и патрирахатная в проявлениях, заставляет напряженно следить за развитием сюжета и каждый раз облегченно вздыхать, когда дружба Жюля и Джимы выдерживает очередной удар судьбы. Начинаясь как кино, стилизованное под двадцатые-тридцатые годы, оно все настойчивее обретает черты нуара, предвещая недоброе. Засыпают ли вулканы навечно и есть ли моря, где никогда не штормит?

То, что в шестидесятых воспринималось чуть ли не как анархизм, сегодня удобоваримо вписывается во французскую культурную традицию бесконечно ссылающихся друг на друга актеров, режиссеров, писателей, поэтов, художников. Так, «Жюль и Джим» являются экранизацией одноименной книги Анри-Пьера Роше, а сам фильм Трюффо в свою очередь окажет сильное влияние на множество последующих картин, как во Франции, так и далеко за ее пределами. Это история искусства и искусство в чистом виде, и при этом «Жюль и Джим», несмотря на свой винтажный флер, сегодня смотрится современно, свобода Трюффо в обращении со стилем по-прежнему авангардно, образ Жанны Моро актуально, а дружба Жюля и Джима нетленно.

29 декабря 2012

Третий полнометражный фильм Франсуа Трюффо вышел очень «взрослым», очень проблемным — одновременно и в семейном плане, в любовном треугольнике, во взаимоотношении мужчин и женщины, и в практическом соперничестве между двумя друзьями-мужчинами.

Жюль и Джим — разные, непохожие мужчины, своими характерами, эмоциями, переживаниями, но скрепленные любовью к искусству, мужской дружбой и — черт побери — страстью к одной женщине.

По-настоящему роковой и чертовски сумасшедшей женщине.

Жанна Моро бесподобна. Ее героиня вымучила мне все нервы, хотелось убить ее уже в середине фильма, хотя порой она казалась самой несчастной на свете, хрупкой и беззащитной женщиной, но на самом деле она — и искушение, и преступление, и погибель. Не женщина-жена, не женщина-мать, и даже не женщина-любовница, а страшное, жуткое создание, разрушающее мир вокруг себя.

Сильнейшие актерские работы, угловатый сценарий, съемки всего за 2,5 месяца на Лазурном берегу Франции и в Париже. И — долгое послевкусие фильма, словно сухое французское вино с терпким ароматом.

8 из 10

21 сентября 2012

Француз Джим и немец Жюль познакомились на бале искусств в Париже и стали друзьями на всю жизнь. Их объединяла любовь к прекрасному, литературное творчество, равнодушие к деньгам и интерес к противоположному полу. Джим без проблем заводил мимолётные знакомства. Жюль, в силу его застенчивости, частенько прибегал к платным услугам «жриц любви». Возможно оттого он и женился первым, познакомившись и влюбившись в Катрин. Но женитьба не помешала их дружбе с Джимом. Более того, они стали дружить втроём.

Жюль в исполнении Оскара Вернера — человек очень тонкой натуры, молодой немецкий литератор. Его отличают щедрость, невинность и даже хрупкость. Он готов пойти на любые жертвы ради любимой женщины и друга. Узнав о скрываемой платонической любви Джима к Катрин, он готов пожертвовать своим браком, который уже и без того дал трещину, ради счастья своей возлюбленной и друга и с тем, чтобы она не исчезла навсегда из его жизни.

Анри Серр в образе Джима — успешный молодой писатель, пользующийся успехом у слабого пола. Ему с первого знакомства понравилась Катрин, но он, как настоящий друг, никогда не показывал своих истинных чувств к ней, пока не понял, что по настоящему влюбился в эту женщину. Лишь получив «зелёный свет» от Жюля, он смог открыть свои истинные чувства.

Жанна Моро блестяще сыграла Катрин, которая не будучи классической красавицей, обладает той таинственной магией, которая притягивает мужчин и лишает их разума. Она абсолютно свободна. Ей мало одного мужчины. Она одновременно опутывает своими любовными сетями троих, при этом не собираясь отказываться ни от одного из них и готова пойти на всё, чтобы сохранить статус кво. Однажды её игра перейдёт все границы.

Франсуа Трюффо показал очень интимную историю о дружбе и любви. Всё очень тонко, целомудренно. Убедительно воссоздана атмосфера начала ХХ века. А сцена с забегом по мосту настолько хороша, что Жан-Люк Годар позаимствует её через 4 года у своего друга для сцены забега по Лувру в фильме «Банда аутсайдеров».

Картина давно стала хрестоматийной и потому рекомендую её к просмотру истинным киноманам.

9 из 10

5 августа 2012

«Она родилась для всех и не может принадлежать кому-то одному…»

Картина является воплощением отношений между людьми. На ней явно заметны размытые, и в то же время четкие мазки любви. Любви настоящей, которая заставит пожертвовать всем во имя любимого человека. А если она взаимна, то какой бы ни была жертва, она будет несущей свет, радость и тепло.

В фильме чувствуется влияние Карла Теодора Дрейера, легендарного режиссера, глубокого аналитика взаимоотношений между людьми, скрупулезные работы которого не оставили равнодушными Франсуа Трюффо, и, возможно вдохновили на экранизацию романа Анри-Пьера Роше.

Нам представлена до слез радостная история о любви, ее месте в жизни, о любви той, которая даст силы прикованному к ложу встать и пойти на край света. О любви той, которая кристализирует сердце до такой степени, что готов молить Бога о смерти, когда она лишь начинает гаснуть. Вот только тогда в полной мере ощущаешь силу этого чувства. Хотя нет, это больше чем просто чувство, это и есть та щедрая почва, с которой прорастает жизнь, почва, которая заботливо питает ее, и в то же время безжалостно сжигает.

Упоминание о китайской пьесе, в которой император выходит на сцену и говорит, что он самый несчастный человек на земле, ибо у него две жены, дает возможность осмыслить такое понятие в жизни человека как брак. Что это и есть та чистая, бурная река по которой могут плыть два любящих сердца, которые ни за что не утонут в ней, пока любят.

Но, глядя на сегодняшний мир, брак — это редкость. Есть лишь заросшее губительным общественным мнением и предрассудками болото. Но все же на нем, покрытом плесенью чувства наживы, жестокости и злобы, прорастают наружу цветки лилии, несущие надежду и свет тем, кто в нем еще не увяз.

Хороший фильм.

10 из 10

26 июля 2011

Такая женщина

Кинолента «Жюль и Джим» была снята Франсуа Трюффо по мотивам одноименного рассказа Роше и даже получила несколько наград.

Фильм повествует нам о судьбе двух друзей немца Жюля и француза Джима. Как-то раз Жюль знакомится с девушкой по имени Катрин и влюбляется в нее. Его друг Джим воспринимает ее как девушку своего друга. Жюль и Катрин женятся. После войны ситуация меняется. Джим становится любовником Катрин и без того полигамной. Жюль одобряет их союз.

Меня поразил этот фильм. Все 104 минуты я пыталась понять, что руководит Катрин, любит ли она кого-нибудь из героев. Я пришла к выводу, что нет. Она не любит, она пытается познать любовь. Катрин хочет взять как можно больше от жизни. Но в итоге: счастлива ли она? Она королева, но королева без сердца. Катрин всегда берет то, что хочет, она точна в своих целях.

Меня удивило то, что война в фильме не представляет собой уничтожающую все на своем пути силу. Да, Джим пишет, в каком ужасном состоянии находится Германия. Но война не повлияла на отношения героев, только разве что в положительную сторону. В фильме, в принципе, нет никаких боевых действий, только небольшие вставки.

Во время похорон звучала неестественно радостная музыка. Мне кажется, что после этих печальных событий Жюль наконец-то сможет быть по-настоящему счастлив. Вообще музыки в фильме мало, но она очень интересная и своеобразная, как и фильм.

Повествование ведется от лица рассказчика, которое в некоторых моментах мне не нравилось. Похоже, он зачитывал строки из рассказа, мне показались они неживыми. Некоторые диалоги, особенно вначале показались мне несвязными и бессмысленными.

Актерская игра достойного уровня. Никто не поразил, но все справились хорошо. Я им поверила.

В общем, это очень интересный фильм, который рассказывает о любовном треугольнике в истинно французском стиле. Настоятельно советую к просмотру.

10 из 10

14 декабря 2010

В ранних работах режиссер удивляет своим отношение к жизни. У него везде улыбка, радость жизни даже в тех моментах, где и просто равнодушие сохраняется с трудом. Взгляды автора идеально отображены в картине «Жюль и Джим», где смех и веселье пересекается с проблемами микро и макро миров и образует неразделимое целое, которое существовать по отдельности не может. Так же не могли существовать друг без друга и австриец Жюль и француз Джим. Уже после первой встречи они стали неразлучными друзьями, которые постоянно проводили время вместе. Но в один прекрасный день в их жизни происходят два события, изменившие всю последующую жизнь. В жизни друзей появляется прекрасная девушка, а чуть позже начинается первая мировая война. Катрин уже после войны приносит разрушение в жизнь Жюля, за которого выходит замуж, и так же как на войне невозможно не принять в ней участие, Джим не может остаться безучастным, он влюбляется в Катрин. Мастер Трюффо с особой изысканностью выстраивает сюжетную линию и прописывает характеры персонажей.

Эта картина неимоверна искренна и интимна. От нее не стоит ждать постоянства ни секунды, в ней постоянно что-то меняется, Катрин ведет этот фильм от начала до конца даже когда ее нет в кадре.

8 из 10

22 октября 2010

Одной любви ей было мало.

Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.

(Гельвеций Клод Адриан)

Мировой кинематограф отразил и создал бездну глубоких женских характеров, для которых любовь к мужчине не являлась главной в жизни. Их интересы были гораздо шире чисто плотских (земных) привязанностей и страстей. Целую галерею подобных образов подарил нам выдающийся мастер, гениальный художник и поэт от мира кино, Франсуа Трюффо. И к каждой из его героинь у нас вырабатывается особое, ни на что ранее непохожее отношение, что прямо связано с той интонацией, с которой о них говорит сам режиссёр.

Катрин, героиня киноромана «Жюль и Джим», — девушка, женщина, душа которой жаждет в мире нечто гораздо большего, нежели ей может дать любовь обыкновенная, центром её мира была и останется любовь неземная. В её образе наиболее полно отразились черты самого Трюффо, который всю свою жизнь творил несколько отстранённо, возвышенно, одухотворённо… Катрине мало одной любви для гармоничного существования, и тогда её страсть перерождается разрушительной бурей носящей смертоносный исход. Словно навеянная всё теми же знаменитыми французскими романами, Катрин была полна мыслей и чувств. Любовь с самого начала как бы уже была для неё не самоцелью, за ней открывалось нечто большее, становясь «способом познания мира», поэтому она никогда не примирится с необходимостью выбора лишь одного мужчины. Безысходность, а главное необратимость выбора выливается в роковом и будоражащем сознание финале. Вряд ли в тот момент она испытала хоть дольку сомнения или страха. Нет. Её духовный мир был слишком богат, чтобы замыкаться только на блаженстве любовных чувств. В образе Катрин перед моим воображением предстала женщина, для которой любовь не главная — лишь очередная ступень в развитии личности.

Мир кино многообразен, изменчив, часто удивителен, порой парадоксален, как настоящий, окружающий нас мир людей, предметов и природы. «Новая волна», обозначившая направление в культуре Франции и мира, ярчайший аргумент, закрепляющий за кинематографом звание величайшего и без тени сомнения самостоятельного искусства. Пускай ещё не имеющий столь богатой истории, как живопись или литература, но, благодаря таким вот этапным полотнам, как «Жюль и Джим», таким одарённым людям, как Франсуа Трюффо, кинематограф: живёт, ваяет и пишет историю собственную. Будучи ярчайшим представителем этого знакового течения, фильм представляет на суд зрителя, действительно, Стиль: более художественный, более интеллектуальный, менее коммерческий и принципиально отличный от преобладавших ранее и преобладающих сейчас, когда зачастую погоня режиссёров за эффектом и кассой приводит к неутешительным последствиям.

У фильма Трюффо единственно возможный исход. Здесь нет места неопределённости. Или некой двусмысленности. Двусмысленности, вызвавшей непонятный мне резонанс, ввиду модного, уверен, лишь на момент написания этих вот строк, очередного мегаблокбастера, чей двойной конец отчего-то был принят в массах за невероятное достижение. Знаю, что есть люди, понимающие, о чём я сейчас говорю, также как знаю, что есть люди любящие кино, как искусство, а не как новый аттракцион. Ежегодно в прокат выходит фильм, который поколение попкорновых киноманов непременно назовёт шедевром, щедро расписывая о значимости оного, и какое-то время, даже следя за его положением в Топах КиноПоиска или IMDB, судорожно грызя ногти, в ожидании нового рекорда кассовых сборов. Мягко говоря, не все из этих поделок останутся в памяти по-прошествии времени. Фильму «Жюль и Джим» более пятидесяти лет, а выдающийся режиссёр Жан-Люк Годар получит свой Оскар лишь на заре второго десятилетия двадцать первого века — настоящее мастерство это точно не то, к чему автор приводит финал, а то, как он к этому финалу ведет.

Композиция французского гения восхитительна, неординарна, филигранна и изыскана. Её особенность в неуловимости и неопределённости самого жанра повествования. Любое художественное произведение, будь то книга или фильм, начинается с возникновения в воображении создателя ряда образов, в случае Трюффо, чувствуется, прямиком, из глубины сердца, из потаённых уголков души, которые он блестяще выстроил в одно гармоничное целое. Нет места в этой постановке ни заезженным штампам, ни банальностям, без которых, казалось, в этой истории никак нельзя, ни, конечно же, плавных переходов, естественных для обычных картин, нет ничего, что ограничивало бы безудержный полёт гения. Трюффо, достаточно так называемого внутреннего сюжета, когда внешне совершенно разные моменты — внутренне, психологически связаны между собой. Пожалуй, на фоне столь величественного произведения, единственного и неповторимого в своём роде, лишённого хоть грамма будничных законов кино, банально говорить о том какую непостижимо красивую игру актёров преподносит нам фильм, где каждый образ как драгоценная кладезь таланта и память тому, что человек, несмотря на все свои злодеяния, всегда способен творить.

Творческий поиск Трюффо возносит кино до божественных высот, сродни мифу или эпосу, а присутствие в повествовании поэтического осмысления национальных корней, сопоставления настоящего, прошлого, будущего его Родины, делает фильм по-настоящему эпохальным. Более того, в рамках любовного треугольника, режиссёр смог передать дух эпохи, её мысли и чувства, настроения и мотивы, тем самым выразив квинтэссенцию времени, запечатлев на этом фоне удивительные преображения самих героев.

Любовь во все времена была главной двигательной силой человечества на пути к гармонии жизни. Любовь как чувство и феномен исследовали поэты и учёные, ей вверяли судьбу великие полководцы и самодержцы, существует множество её теоретических определений. Среди всего, фильм «Жюль и Джим» — особый взгляд. Это очень искреннее и чистое произведение, нежное и хрупкое, подобно изумрудной росинки на рассвете дня, от него и сегодня веет всё той же первозданностью, дикой волей и окрылённой страстью.

Любовь в соответствии с различными характерами по-разному пылает. У льва жгучее и кровожадное пламя выражается в рычании, у высокомерных душ — в пренебрежении, у нежных душ — в слёзах и унынии.

(Гельвеций Клод Адриан)

10 октября 2010

В моём лице вы видите самого несчастного человека, потому что у меня две жены… Жена первая и жена вторая.

Ты мне сказал: «Я люблю тебя»

Я ответила: «Подожди»

Я сказала: «Возьми меня»

Ты ответил: «Уйди»

Будучи юным журналистом, Франсуа Трюффо написал отзыв в популярный французский журнал о полуавтобиографическом романе Анри-Пьера Роше «Жюль и Джим». Удовлетворенный лестным отзывом, автор послал письмо с благодарностью рецензенту, таким образом зародилась переписка, а затем дружба между писателем и режиссером. После этих событий прошло 5 лет прежде чем роман экранизировали и, к сожалению, Роше так не увидел премьеру, скончавшись незадолго до нее.

Действие фильма происходит накануне, во время и после Первой мировой войны, с 1912 по 1933 г. г. В Париже дружили два товарища — гость столицы немец Жюль и дипломат, занимающийся литературой, француз Джим. Звучание имен и внешность двух мужчин намеренно не соответствуют их национальной принадлежности. Дружба зародилась моментально, в городе их шутя называли Дон Кихот и Санчо Панса. Они гуляли, не спеша беседуя о насущных проблемах, никто из них до этого момента не встречал такого внимательного слушателя; разминались, боксируя в гимнастическом зале, преподавали друг другу родные языки, описывали в сказочной атмосфере женщин, с которыми нежному, чувствительному Жюлю везло меньше, чем Джиму. А затем в их жизни появилась удивительная женщина со спокойной улыбкой, которая их поразила — Катрин. Жюль тут же влюбляется и просит Джима не вмешиваться в его роман. Но эта женщина не так проста, в ней играет кровь аристократки по отцу и простолюдинки по матери. Катрин нравится и Жюль и Джим, это обстоятельство терзает ее душу, но не разрывает отношения неразлучных друзей.

Начинается Первая мировая война, друзья оказываются по разные стороны баррикад. Жюль и Джим не переносят насилие, но по воле политиков вынуждены участвовать в боевых действиях. Самая страшная мысль, которая их постоянно посещает — это боязнь убить друг друга. Герои присутствуют при переломном моменте, когда рушится старый, казалось, такой устойчивый порядок жизни, когда человеческие судьбы ввергаются в хаос и разрушение. Жюль и Джим пытаются внутренне отгородиться от событий истории. Внутри самих себя они строят последний рубеж обороны от жестокости окружающего мира. В поисках честности и чистоты человеческих отношений они отбрасывают все предписания морали и, начав с нуля, пытаются заново создать дружбу и любовь. Но, в конечном счете, все усилия оказываются тщетными. Хроникальные кадры Первой мировой войны врываются в лирическое повествование скрежещущим диссонансом. Растянутые на широком экране, они производят особенно пугающее впечатление. Такой же прием использовал Ален Рене в своем «Мариенбаде», вставляя «белую комнату» в последовательное повествование. Безумие войны продолжается и в мирное время, спрятанное за видимым благополучием. Три друга стараются укрыться от неизбежных угроз насилия, замыкаясь в своих интимных, личных проблемах. Но и этот мир не так уж надежен, он оказывается хрупким, непрочным. А в Германии тем временем пылают костры из книг — мрачное предзнаменование коллективного сумасшествия фашизма.

Война прошла. Страна Джима победила, а страна Жюля проиграла. Но истинная победа была в том, что они остались живы. Джим приезжает в Альпы к Жюлю и Катрин. Она по-прежнему любит обоих. Катрин была рождена для всего мира, она не могла быть счастлива с кем-то одним, ей необходимо дарить свою улыбку всем вокруг. Она королева. Ласковая и щедрая, когда вокруг мужчины, которые готовы полностью отдать ей в руки всю свою жизнь. Но ее сущность в том, чтобы наслаждаться лишь одним мигом, минутным увлечением, бешеной страстью. А когда все спокойно и размеренно, Катрин кидается из одной крайности в другую, наказывая изменами провинившегося, таким образом показывая, что с ней можно играть только по ее правилам. В этих безумных играх Джим и Жюль никак не могут предугадать ее следующий шаг, подвергая сплошному кошмару свою личную жизнь, которая проходит в вечном ожидании очередных жестоких вывертов их возлюбленной.

Безусловно, эта картина по праву считается вершиной творчества Франсуа Трюффо, входит в пятерку «фильмов всех времен и народов» по версии киноведов и критиков, являясь ярким представителем «Новой волны» и всего мирового кинематографа 60-х. На протяжении всего фильма Трюффо мягок и лиричен, но стиль во многом остался прежним. Из своего первого полнометражного фильма «400 ударов» он перенес тему жесткого сюжета и максимального приближения к природной красоте, которая создает изысканную атмосферу, приостанавливая течение времени.

В этом фильме мы можем наблюдать одну из лучших ролей несравненной Жанны Моро, к которой она относится с особой любовью. Один американский кинокритик утверждал, что сама Жанна Моро поразительно напоминает свой персонаж — Катрин. Но, Жанна всегда настаивала на том, что она не имеет ничего общего со своими персонажами. Наверное, только эти слова хоть как-то могут описать ту актерскую мощь, которой эта сильная женщина управляла своими партнерами, заставляя играть на нее.

«Жюль и Джим» пожалуй, является самым страстным, загадочным, многогранным и гениальным любовным треугольником в истории кино, передающим все тонкости этого волшебного чувства.

22 июня 2010

Растут стихи, не ведая стыда

Обращаться к истокам — полезное занятие. Можно сколько угодно восхищаться обаянием Вики-Кристины-Барселоны, следить за перипетиями прогулки по Питеру героев Алексея Учителя, но… Оказывается, когда в начале 60-х Франсуа Трюффо снял «Жюль и Джим» — все это уже было. Да и не только это. Как русская литература выросла из гоголевской «Шинели», так и все современное кино про любовные многоугольники неизбежно прорастает корнями именно из этого фильма. Не только потому, что он первый — потому что лучший.

… Здесь безупречно все, кроме названия. Жюль и Джим — два друга, немец и американец, которые проводят время в Париже начала прошлого века в праздности и фланировании. Ровно до тех пор, пока не встречают Катрин. Как раз ее именем и стоило бы назвать фильм, потому что на самом деле он не столько о мужской дружбе (хотя и об этом тоже), сколько о женской сути. Никогда я не видел такого восторженного и одновременно беспощадного изображения женщины. Катрин — королева и стерва, страстная, непоследовательная, завораживающая, обаятельная, циничная, ранимая, жестокая… Она сводит с ума и Жюля, и Джима, да и вообще всех мужчин в радиусе ста километров. Беспощадно мстит даже за намек измены. Отдается полностью — но лишь на мгновение. Словом, ведет себя как истинная, 200%-я женщина.

Исходя из сказанного, легко было бы трактовать «Жюля и Джима» как апологию стервозности и панегирик разврату. Но из сора, из пошлейшего, по сути, материала — любовь втроем, потом и вчетвером, судорожная смена партнеров, в общем, «Санта-Барбара» отдыхает — Трюффо делает трогательное и поэтичное кино. О любви, которая поглощает и принимает все — как Жюль принимает любые выкрутасы и измены Катрин. О простых жизненных радостях вроде прогулок на велосипедах, вина в уютном шале, дуракаваляния и написания книг… Взгляд Трюффо подчеркнуто имморален: он не дает нравственных оценок героям, не осуждает, но и не восхищается. Он просто ловит легкое дыхание жизни, причем руководствуясь какими-то абсолютно своими критериями: мировая война, например, показанная исключительно в хронике, занимает примерно столько же экранного времени, сколько поиск неразлучной троицей героев каких-то консервных банок в траве. Трюффо словно выхватывает случайные картинки из потока жизни и подставляет их под зрительский микроскоп.

«Жюль и Джим» — абсолютно режиссерское кино. Достаточно одного этого фильма, чтобы понять, почему Трюффо входит в премьер-лигу признанных классиков мирового кинематографа, на равных соседствуя там с Феллини, Антониони, Бергманом, Вендерсом и другими. Ведь кроме вот этого странного режиссерского взгляда — безусловно, неравнодушного, но безоценочного, — в фильме более ничего и нет. Заметьте, ни один из двух актеров, играющих в «Жюле и Джиме» центральные мужские роли — ни Оскар Вернер, ни Анри Серр — ни до, ни после ничем выдающимся не отметился (разве что Вернер сыграл у того же Трюффо в «451 градус по Фаренгейту», Серр засветился в «Фантомасе против Скотланд-Ярда»). Следовательно, объяснить магию фильма их актерскими гениями невозможно — но ведь не оторвешься, и потом кадры будто застревают в голове! Значит, это именно Трюффо так все слепил — вроде бы наугад, но так точно…

Конечно, есть еще и Катрин — Жанна Моро, действительно большая актриса и муза Трюффо. Но ведь и она здесь не то чтобы сильно актерствует. Этого и не нужно. Вообще, принято трактовать сюжет «Жюля и Джима» как восхищение женщиной, которая способная на чувства и поступки высочайшего накала, неведомого мужчинам. Мне представляется, что все не столь однозначно — даже принимая во внимание действительно яркий и трагичный финал, который раскрывает Катрин во всей красе. Как справедливо говорит Жюль о Катрин, «она не особо умна, не особо красива и не особо честна». От себя добавлю — и не особо сложна. Проста, как жизнь — любит и существует. Катрин важна для автора не как некий глубокий и многослойный образ, а как проявление стихии. А сыграть стихию невозможно — ей можно просто быть (ну, или не быть). Именно эту стихию жизни и воспел Франсуа Трюффо.

10 из 10

6 июня 2010

Катрин родилась для всех и никак не может принадлежать одному. Она призвана всем своим присутствием дарить людям улыбки, наполнять чужие сердца светом, озарять окружающих торжеством.

Катрин поначалу кажется взбалмошной и непокорной. Такими людьми правит импульс, движут желания и, что самое удивительное, их не отягощают тусклые краски обыденности. При первой же возможности Катрин придается духовным наслаждениям. Она ценит миг веселья и не желает с ним расставаться никогда. Легчайшее времяпровождение жизни подобных людей связано с ранним возрастом, с возрастом, когда на мир смотришь со стороны, от третьего лица. В это время ты запоминаешь мир таким, каким сам себе его построил. И тебе никак не хочется разрушать собственные иллюзии, но социум целиком и полностью проглатывает тебя как акула. Как говорил мой приятель, все рождаются исправными, неисправными их делают другие неисправные, внушая, что неисправность и есть исправность, выдавая ее за стандарт.

Примеров картин на данную весьма обширную по своей структуре и простой по формуле тематику множество. От классической «Дороги», ленты «На последнем дыхании» и «Последнего танго в Париже» до милейшей «Беззаботной».

Теперь о Жюле и Джиме. Как я уже говорил, социум полностью проглатывает блаженных и чистых людей как Катрин, так вот Жюль и Джим являются явными тому прототипами. Консерваторы и материалисты, они хотели, чтобы Катрин лишь принадлежала им. Решили сделать из неё собственность. Однако, ту же историю Трюффо рисует в несколько иных окантовках. Невзначай он оправдывает Жюля и Джима, показывая то, что они хотя бы попытались быть похожими на Катрин. Но, у них это, разумеется, не получилось.

Доказательством того, что Жюль и Джим являются лишь примером тупого социума, Трюффо привел сцену, когда Катрин в сопровождении двух друзей выходят из театра и начинают обсуждать увиденный ими спектакль. Здесь стоит отметить с какой интонацией говорят герои практически одни и те же вещи:

Катрин: И всё-таки мне эта девушка понравилась, она хочет быть свободной и творит жизнь каждый момент.

Катрин произносит эти слова с некоторым удовлетворением. Не трудно предположить, что за спектакль они наблюдали. Проще говоря, она говорит о самой себе. На что Джим ей отвечает:

- Это конформистская пьеса ещё одного типа, которая раскрывает пороки, чтобы научить добродетели.

Подобных намеков на протяжении всего фильма предостаточно. Они-то и составляют глубокий, пусть и избитый подтекст картины. Нам остается лишь задуматься.

А Катрин… Катрин, метаясь и противоречиво выворачиваясь, превратилась все-таки в куклу. В бездушный образ, который слепили для неё Жюль и Джим. Но однажды, до конца осознав это, она выбрала достойный финал…

Но, Трюффо не был бы Трюффо если бы заложил в основу фильма единственный лейтмотив. Нет, самое интересное это то, что смысловую нагрузку фильма облеченную в замысловатый сюжет можно трактовать по-разному. Это говорит о его неоднозначности и заведомой многогранности. Не знаю, лично же я захотел проанализировать именно в эту сторону, ведь, как говорил мой приятель, смысла в фильме столько, сколько ты сам в него вкладываешь.

26 мая 2009

фильм необычайно нежный, по-настоящему французский. сколько нюансов, сколько чувств!очаровательны фильм-очаровательного режиссёра. Посмотрев, понимаешь, откуда вышла Амели.

Сюжет прост и обычен, с моей точки зрения- Прекрасная дама и два её рыцаря, а ведь иначе и не назовёшь Джима и Жюля. Они чисты, благородны и открыты. Полная противоположность по характеру и единство взглядов и привязанностей. Интересная Картин, мечущаяся и скучающая, играющая в кошки-мышки и никого не желающая обидеть. Женщина. жестокая в своей сумасбродности. Собака на сене. Однако, Жанна Моро мне показалась староватой для этой роли, да простят меня ценители её таланта.

В общем, картину я смотрела на одном дыхании, переживала каждый переворот, а вернее угол этого треугольника, как свою личную друмму. очень красиво снято, отдельное спасибо оператору.

6 апреля 2008

Мелодрама Жюль и Джим появился на свет в далеком 1962 году, более полувека тому назад, его режиссером является Франсуа Трюффо. Кто играл в фильме: Жанна Моро, Оскар Вернер, Ванна Урбино, Борис Басяк, Анни Нельсен, Сабин Одпен, Мари Дюбуа, Мишель Сюбор, Даниель Басяк, Элен Бобер, Пьер Фабр, Доминик Лакарье, Bernard Largemains, Кейт Ноэль, Michel Varesano.

В то время как во всем мире собрано 251,407 долларов. Страна производства - Франция. Жюль и Джим — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.