Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Западня |
английское название: |
Otoshiana |
год: | 1962 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Хироси Тэсигахара |
сценарий: | Кобо Абэ |
продюсер: | Тадаси Ооно |
видеооператор: | Хироси Сэгава |
композиторы: | Тоси Итиянаги, Юдзи Такахаси, Тору Такэмицу |
художники: | Киёси Авадзу, Масао Ямадзаки |
монтаж: | Фусако Сюдзуи |
жанры: | фэнтези, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 июля 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
«Западня» стал первым художественным фильмом режиссера Тэшигахара, и также первым сотрудничеством с писателем Кобо Абэ, написавшим сценарий. В дальнейшем их совместное творчество можно было увидеть в таких шедеврах, как «Женщина в песках» и «Чужое лицо».
Фильм «Западня» шедевром не назовешь, но как первый фильм — вполне неплохо. С первых кадров попадаешь в атмосферу странную, мистическую. Снято красиво. Много крупных планов лиц, деталей, природы. Стоит также отметить звуковое сопровождение: звуки перкуссии, стуки, шумы, — всё это прекрасно передает атмосферу и настрой. Нагнетает, создает тревогу, есть некая схожесть с саспенсом Хичкока.
Жанр можно отнести к мистическому триллеру, детективу с элементами социальной драмы, присуствует и документальная составляющая. Основа сюжета — жизнь и смерть молодого мужчины-шахтера, который находился в посках работы, чтобы прокормить себя и своего маленького сына. По случайности, а может и нет, он попал в западню и был убит. Умерев, он превратился в призрака и видел все, что происходит.
А происходят очень странные, неприятные события. Свидетельница лжет, ее ложь раскручивает маховик. В итоге все больше людей оказываются втянуты в эту историю. В ходе знакомства с новыми персонажами вырисовывается вторая значимая линия сюжета- конкуренция профсоюзов шахтеров.
Тем самым от трагедии маленького человека происходит переход к серьезной проблеме, проблеме эксплуатации человека, его труда, невыносимых условиях. В принципе, проблема достаточно глобальная и актуальная до сих пор.
Фильм заявляет о проблеме необычным способом, несколько авангардно. Мне, как любителю авангарда и творчества Кобо Абэ, такая подача пришлась по душе. Надеюсь, Вам будет тоже интересно.
7 из 10
25 марта 2021
Приезжает человек в городок, на шахту — работать. И вдруг понимает — вокруг одни мертвецы, да и он сам тоже не совсем уже живой. Ходит, бродит, общается — и все вокруг, как застыли в своих переживаниях, печалях, своей смерти.
Вот такая, универсальная философская концепция — так и хочется вспомнить про снятый гораздо позднее «Мертвец» Джима Джармуша. Тут ведь такой нюанс интересный всплывает — во вселенной Кобо Абэ мертвецы полностью похожи на людей. Они живут ровно такую же простую и неказистую жизнь. Никаких секретов и спойлеров — фиксируется с самого начала. Никакой разницы — что живы, что мертвы.
И это, что естественно, предполагает акцент на проблемах социальных — проблемах бедняков, да и возможно еще много на что. Сейчас, конечно, можно без труда «пробить», что фильм был в большей мере реакцией на демонстрации в Токио и тяжелое положение работников угольной промышленности в Японии. Собственно, Абэ и Тэхсигара и высказались. Учитывая, что картина была в большей мере сиюминутной — она так и не стала выдающейся. Что забавно, поскольку в тот же год вышел фильм с похожим сценарием и совсем не имел поначалу зрительской реакции. Но, с течением времени, именно благодаря своим художественным достоинствам лента стала культовой (я о «Карнавале душ» 1962 — читайте в следующей рецензии).
Это я все к тому, что слишком уж поверхностный вышел фильм. Тут действо совсем уж лишено какой-либо эффектности, как по форме, так и по сути. Этот фильм может ввести вас в заблуждение и показаться глубокомысленным арт-хаусным колоссом. Однако, при ближайшем рассмотрении все оказывается совсем не так. Не обманитесь
4 из 10
25 ноября 2018
Японский режиссёр Хироси Тэсигахара дебютировал в большом кинематографе в тридцатипятилетнем возрасте, сняв в 1962 году фильм «Западня» по рассказу более прославленного соотечественника Кобо Абэ, с которым вообще-то дружил и тесно сотрудничал в различных культурных сообществах с 1950 года — и потом стал как бы персональным экранизатором, создав условную тетралогию по произведениям этого писателя. Кстати, последовавшая сразу за «Западнёй» картина «Женщина в песках» принесла мировую славу также и её постановщику, оставшись лучшим его творением на протяжении трёх десятков лет, хотя Тэсигахара уходил на какое-то время из игрового кино и даже прекращал снимать документальные ленты, отдавая себя иной страсти — изобразительному искусству.
Полнометражный дебют Хироси Тэсигахары представляет особый интерес именно в связке с «Женщиной в песках» — наверно, можно было бы «Западню» именовать «Мужчиной в песках», хотя и для его второго фильма вполне подошло бы название «Западня». Главный герой, который делится на две почти идентичные ипостаси, оказывается в непостижимой ловушке на пустынной территории у заброшенного шахтёрского посёлка, дважды став физической жертвой совершенно неясного хитроумного замысла некоего «человека в белом», тоже являющегося, по всей видимости, лишь марионеткой в чужих руках.
Однако и ряд иных персонажей, и вообще этот мир, такой реальный и осязаемый, конкретный и данный нам в непосредственных ощущениях, начинает подозрительно и странно двоиться, запутывать, сбивать с толку, приобретать метафизическое измерение. И вместо социальной драмы о тяжёлой жизни наёмных работников, которые ещё пытаются бороться за свои права и организовывают какие-то профсоюзы, между прочим, раздваивающиеся и конфликтующие друг с другом, мы получаем абсурдно-сюрреалистическую экзистенциальную притчу о том, что люди являются в этой жизни всего лишь беглецами (что заявлено, кстати, уже в прологе), вечными странниками, бесцельными путниками, кем-то преследуемыми, постоянно попадающими в подстроенные западни.
Только маленький мальчик, сын героя (точнее, одного из его ипостасей), с некоторым любопытством и недоумением взирает со стороны на всё происходящее, хотя его довольно отстранённый интерес к двоящемуся перед глазами миру (да и какая разница — что тот свет, что этот!), скорее, похож на то, с какой равнодушной жестокостью парнишка «изучает» лягушку, разрывая её на части. Тоже ведь познание действительности!
13 марта 2013