Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вкус сайры |
английское название: |
Sanma no aji |
год: | 1962 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «Yasujiro Ozu's Last Film» |
режиссер: | Ясудзиро Одзу |
сценаристы: | Кого Нода, Ясудзиро Одзу |
продюсер: | Сидзуо Яманоти |
видеооператор: | Юхару Ацута |
композитор: | Таканобу Сайто |
художники: | Тацуо Хамада, Minoru Kanekatsu, Юдзи Нагасима |
монтаж: | Ёсиясу Хамамура |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 ноября 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Хираяма Шухей – немолодой вдовец, о котором заботится взрослая дочь. Все вокруг говорят, что пора бы выдать её замуж, но Шухей не торопится. А меж тем перед ним проходит череда чужих жизней: вот старый учитель по прозвищу Тыква, живущий с так и оставшейся в девках дочерью; вот друг, женившийся на молодой девушке; вот старший сын, который вполне счастлив в браке. Всё это и настоятельные советы поскорее найти дочке жениха заставляют Шухея задуматься, верно ли он поступает, пуская ситуацию на самотёк.
Одзу Ясудзиро обласкан зрителями, коллегами и критиками. Его работы больше документалки, чем драматургия. Он нарочно избегал показа любых эмоциональных событий и дотошно воспроизводил самую обыденную жизнь во всех деталях и мелочах. А благодаря низкому углу съёмки зритель чувствовал себя так, будто находится в одной комнате с персонажами.
«Вкус сайры» – очередная повседневность, изображающая быт японцев в 60-х. В кадре почти ничего не происходит, персонажи просто меняют места и изредка темы разговора. Изюминка, пожалуй, в откровенности. Так уже завтрашние пенсионеры стебут друга, который женился на молодой и теперь познаёт все прелести семейной жизни с юной красавицей, испытывая на прочность возможности своей потенции и аптечных пилюль. А отец и сын спокойно и свободно обсуждают рождение ребёнка и контрацепцию.
И как бы ни хотелось восхититься тёплыми семейными и дружескими отношениями, всё же они подчас вызывают вопрос – это искренняя любовь или национальная интеллигентность? Ведь какая, в конце концов, разница, быть прислугой при отце или при муже. Сбор денег для старого учителя и вовсе отдаёт чувством вины успешных начальников перед бедняком, от которого хочется откупиться пачкой купюр. Старший сын Шухея и его жена вообще похожи на детей, которые играют в брак, до того всё инфантильно.
И дело не в том, что люди в кадре должны быть идеальны. Совсем нет, от слишком правильных персонажей тошнит, но неудачники должны вызывать сочувствие, а сомневающиеся – понимание. Здесь же нет никого, кто будил бы хоть какие-то эмоции.
Даже дочь, вокруг которой вращается интрига с возможным замужеством, не оживляет фильм. Напротив, актриса как робот: мимика нулевая, глаза не моргают, голова не двигается. Впечатление жуткое.
Как описать воздух? Просто чистый обычный воздух, который мы вдыхаем, без цвета, вкуса и запаха, не дающий никаких ощущений? Ни плохо, ни хорошо. Никак. Примерно такое же впечатление оставляет и фильм. Напрочь купированный сюжет делает картину затянутой и сонной, погружая зрителя в утомительную неспешность пустого сценария. Всё-таки хороший фильм должен вызывать смех и слезы, а не равнодушие.
27 июня 2023
В кинематографии, как и в психологии, всегда будут актуальны споры на тему того, что первично: сознание или реальность? Одни считают, что кино должно безукоризненно отражать реальную действительность; другие же, напротив, утверждают, что кино должно создавать свою собственную реальность, и нет нужды снимать то, что и так очевидно и понятно. Ясудзиро Одзу — это как раз про первое.
Наверное, один из самых блестящих певцов реальности и быта, Одзу в своём последнем фильме вновь возвращается к своей излюбленной теме: выдаче замуж засидевшейся в девках дочери своим отцом. Не очень понятно, с чем вообще связано это клонирование «Поздней весны»? Среднестатистический зритель вряд ли найдёт здесь 10 отличий от неё. Даже главный герой в обоих фильмах — один и тот же актёр! Неужели столь великий мэтр не нашёл хоть какой-нибудь новой темы для фильма? Что это, творческий кризис, или автор просто решил лишний раз не мудрить со своим эпилогом?
В первой четверти картины особенно мучил один вопрос: «В этом фильме вообще чем-нибудь будут заниматься, кроме как есть и пить?» Пожалуй, 80% всего экранного времени происходит за столом: здесь едят в обеденных перерывах; едят вечером после работы; иногда ужинают дома; между этими приёмами пищи встречаются для общения в ресторанах, барах и закусочных, где… опять едят и пьют! Понятно, что еда для японцев — это религия и таинство, через которое передаётся чувство стремления к жизни, но такое ощущение, что все персонажи фильма только что вышли из блокадного Ленинграда и никак не могут наесться. Это какие-то «Особенности национального досуга по-японски» — взаимодействия между людьми вне накрытого стола в принципе не происходит!
И ещё здесь пьют. Пьют всегда: по поводу и без повода. Мужики пьют пиво, саке, виски и делают это в каждой сцене! Потом приходят домой, где их неизменно ждут наряженные в фартук женщины (жёны, сёстры), непременно что-то оттирающие, готовящие, убирающие и осмеливающиеся разве что на робкое замечание о чрезмерных возлияниях — просто патриархальный рай для самцов! Это какой-то фильм про пьянь и домохозяек! Надо его посоветовать феминисткам…
В общем, люди ходят кушать из кабака в кабак, попутно решая «сложные экзистенциальные» задачи, вроде подбора женихов для своих старых дев-дочерей. Физиология жизни в чистом виде. Никаких намёков на духовные поиски в этом фильме не разглядишь — только быт и его обустройство. Наверное, за это и любят Одзу — он прекрасно умел показать время и его ценность. Фильм довольно монотонный, представляющий из себя однообразную смену одних и тех же кадров: контора на работе, ресторан, дом, снова контора, снова ресторан и снова дом… и так много раз. Ритмика картины выдержана безукоризненно, её смысл становится понятен в финале: день за днём в круговороте одних и тех же событий время идёт очень быстро, хотя это совсем не заметно, но когда придёт время создания новой семьи, то может оказаться слишком поздно... но досадно даже не это, а скорее, шутливая реакция в отношении этого. В этом фильме всё сводится к какому-то легкомыслию и пофигизму, тогда как более предпочтительным был бы как раз трагичный исход: чтобы старик вдруг обнаружил, что сам незаметно для себя превратился в высушенную тыкву, подобно своему школьному учителю, у которого сайра — дрянь. Тот оказался плохим отцом, потому что был явным эгоистом, а этот мог бы стать таковым незаметно, не явно, в водовороте суеты не заметив, что время его дочери безжалостно утекает. Однако экзистенциализм — это совсем не про Одзу. Если в «Поздней весне» ещё можно было выделить мощную финальную сцену с падающей кожурой от яблока и поникшей фигурой отца (ради которой стоило посмотреть весь фильм!), то здесь вся итоговая мораль сводится к пьяному бреду старика.
Да, Одзу, действительно, очень неплохо передал дыхание того времени, но есть мнение, что многие советские авторы делали это ничуть не хуже, а местами и намного лучше. После «Вкуса сайры» окончательно убеждаешься в том, что киноязык Одзу не близок тем, кто хорошо умеет в этику отношений и ждёт на экране изображения душевных мук и сложных экзистенциальных решений, а не бытоописания, в котором даже нет поэтизма. Одзу максимально прост, доходчив и очищен от всякого высокомудрствования. Он не конструирует свою реальность, не даёт волю своему воображению. Его фильмы не для правополушарного ума, а исключительно для левополушарных технарей. Для кого-то это плохо, кто-то этого не примет, но другие как раз за это его и любят, потому что мало в каких фильмах ещё можно встретить такое торжество простой жизни и романтику повседневности. Вероятно, именно Одзу очертил будущие каноны аниме в жанре повседневности, где тоже очень важна достоверность и реализм. Можно даже сказать, что Ясудзиро Одзу — это аниме в мире кино. Как говорится, многие поймут, но не все оценят.
23 мая 2022
Это очень милый и немного наивный фильм, продукт своего времени. Ощущения от этого кино примерно такие же как после просмотра советских фильмов 50—60-х гг
В центре повествования немолодой вдовец, живущий с сыном и дочкой. Он не хочет её отпускать от себя, привык, что она заботиться о нем. Герой боиться отстаться в одиночестве. В течение фильма мы увидим большое количество японских посиделок, где персонажи решают вопросы, обсуждают новости, дают друг другу советы.
Режиссёр Ясудзиро Одзу снимает фильм о своих сверстниках, рассуждает на близкие ему темы. 60е гг это переломное время для Японии. Так называемая «Вестернизация» Отцы все ещё ищут мужей для своих дочерей, но уже интересуются их мнением по этому поводу, девушки в повседневной жизни носят кимоно, но все чаще предпочитают европейскую одежду. Мне забавно было наблюдать за мелочами. Маленькие стаканчики из которых пьют алкоголь, квартиры, оформленные в национальных традициях, многочисленные поклоны. При этом много примет западного мира: бары, рабочие офисы, откровенные разговоры об отношениях. Режиссёру важно было показать ощущения и мысли главного героя. Одзу не акцентируют внимание на переживаниях дочери например. Основные события развиваются во время или после посиделок престарелых друзей.
Очень тёплый фильм, с аккуратным кадрами, неторопливый и добрый. Последний фильм режиссёра. Очень рада была познакомиться с классикой японского кино
11 февраля 2019
Фильмы Одзу принято высоко оценивать. Его традиционно восхваляют. Но в этот раз никакой восторженности не будет, только внимательная субъективная оценка фильма.
Ясудзиро верен себе. Он в очередной раз выбрал привычную для себя тему. Раз за разом он рассказывал истории про то, как дочь выходит замуж и как складываются ее отношения с отцом. И, что уже стало должным, это каждый раз выходило на высоком уровне. Он еще раз подтвердил, что создал свою Вселенную — мир, где сосуществуют самые простые люди, и мысли их заняты самыми простыми вещами. Это был совсем другой дискурс — фильмы без насилия, без политики, без драмы.
«Вкус сайры» очень точно вписывается в эту канву. Тут показываются и отношения между взрослой дочерью и престарелым отцом, и вопросы ее замужества, и тема человеческого одиночества, и несгибаемый жизненный оптимизм. Все просто и непринужденно. Простая история. Тут совсем нет ноток трагедии или пафоса.
Ясудзиро внимателен к сюжету. Движение сюжета у него неторопливо, без ярких всплесков. Но при этом, у него отсутствуют и сбои, провисания, заминки. Ровная актерская игра. Вроде и нет никаких сбоев.
Фильм этот принято называть шедевром. Киноведы его выделяют в творчестве мэтра. И это неспроста — это последняя его работа. Фильм без явных изъянов, трогательное, маленькое кино. Но интересен ли он? Хочется ли его пересмотреть второй раз?
Нужно признать, что в реальности Одзу нет особой интриги, эффектности. Даже форма изложения самая минималистичная. И это в годы властвования идей и визуальной стилистики Антониони. При всей своей самобытности, фильм Одзу выглядит некоей особой статуэткой, понятной и неизмеримо простой. Разглядывая ее ищешь второй смысл, нечто сокрытое. А оно оказывается на поверхности — «жить своей жизнью» и т. д. Не ново.
5 из 10
30 ноября 2018
Последний фильм великого японского классика «Вкус сайры» восхищает своей простотой и глубиной одновременно. Одзу все так же, как и в предыдущих своих работах, не отходит от темы семьи, но в свои картины быта тонко вплетает тему одиночества, отчего фильм звучит немного трагично, несмотря на отсутствие таковых событий.
В центре фильма стареющий герой Шухей Хираяма в лице знакомого по фильмам Одзу актера Тисю Рю. Весь фильм он старается принять правильное решение о судьбе своей дочери: ему и без неё остаться не хочется, и хочется ей счастья одновременно. Вокруг Шухея его друзья, которые ему что-то советуют, его дети, которые его поддерживают, его учитель, который является красноречивым примером возможного выбора. А также подробности быта дома, кафе, дома — очаровательно предстают зарисовки окружающей действительности интерьеров.
Т. е. сюжет фильма очень прост и при этом втягивает в себя, погружает через мир вещей и окружающих семейных ритуалов. Много мелких сценок утепляют это кино: стареющие юмористы, постоянно подтрунивающие над другом, который женился на молоденькой; любовные поглаживания клюшек для гольфа старшим сыном героя; военные марши в кафе; рассуждения на тему «А что бы было, если бы Япония победила в войне». Одзу, сам прошедший вторую мировую, не уделяет особенного внимания в своем творчестве последствиям её, только отголоски доносятся. Так и в этом фильме «Если бы Япония победила, эти светлоглазые носили бы японские прически, жевали бы свою резинку и бренчали бы на нашем сямисэне… Тогда может и хорошо, что мы проиграли».
Очень располагают к себе герои этого фильма — открытые, честные, простые, добрые, с чувством юмора. Они строят такие же отношения, несмотря на все условности и традиции, или даже одновременно и вопреки, и благодаря им. Это в них что-то особенное, японское, что возможно нашим европейским сознанием не всегда адекватно воспринимается, хоть и высоко оценивается.
Все действия происходящие рассматриваются так, как будто ты почти внутри фильма — это из-за взгляда камеры. Одзу снимает где-то снизу, где-то на уровне глаз, тем самым как бы включая зрителя. Музыка звучит только тогда, когда показывают быт, а не в дополнение переживаниям героев — интересный вариант её использования. Кстати, сами события, которые вызывают переживания, в фильме не показаны, и в то же время создаётся впечатление, что они были, что мы их видели.
Итак, своими классическими и уникальными приёмами, режиссёр размышляет на тему выбора в пользу себя или детей, заботы о себе или дочери, возможности пережить удаление от себя того, «в кого так много вложил себя». Он видит пример судьбы дочери учителя по прозвищу Тыква, которую отец в свою очередь не отпустил от себя, и теперь от этого оба страдают. Тыква одинок. Но ведь одинок он был бы и в том случае, если бы отпустил свою дочь…
Потому что «человек остается один», в любом случае один.
Кому можно порекомендовать этот фильм? Думаю всем, кто любит хорошее кино с маленькими, но глубокими экзистенциальными вопросами.
20 января 2013
«Суть кино в том, что настоящего времени в нём не бывает никогда- разве что в плохих фильмах»- говаривал Годар. Он вообще был любитель «поговорить» и большой почитатель- «слова», потому и наводнял свои фильмы- бесконечными титрами-лозунгами. А вот японский киноклассик Ясудзиро Одзу, ровно наоборот- по-восточному был немногословен, потому-то в его картинах и не было лишней болтовни и призывов, а была лишь невесомая печать вечности. Пусть даже и не реальностью настоящего, но налётом какого-то постоянного сегодня.
«Вкус сайры»- эпилог творчества Одзу, его нам завещание. Где в самом названии- которое подразумевает- «Вкус простой пищи»(ведь сайра дешёвая рыбёшка на столах рядовых азиатов), есть философский посыл- жить надо просто…
Жизнь проста, а человек её всё время усложняет. Секрет элементарности её и заключается в том, чтобы просто: есть, пить, спать, работать, творить, общаться с людьми, максимально уделять внимание родным и близким- и делать всё это со вкусом и любовью.
Мудрый проницательный опытный взгляд японского режиссёра равняет его с самим Буддой. Великий мыслитель Одзу, растворяется в неспешной красоте собственных лент, лишь намекая проницательному зрителю на «горизонт событий», выводя всю эмоциональную начинку за пустые пространства своих аккуратных кадров.
Удивительно ещё и то, что «Вкус сайры», как и многие другие работы японца здорово напоминают наше- советское соцреалистическое кино конца 50-х. Та же мажорная музыка, те же пейзажи заводских окраин, те же вечерние посиделки обычных семей и рабочие будни простых служащих. Жизнь- передающаяся нехитрым экранированием, без лишних средств эффекта. Да и тёплый тон повествования смиряет тревоги зрителя с пеленой медитативного киноряда на экране. Словно бы сам Ясудзиру взывает к нам: «Жить надо просто»… а может быть- «Просто надо жить»…?
P. S. Молодой торопится жить- его нетерпеливо тянет заглянуть в будущее. Пожилой же, ведёт размеренную жизнь, отмеряя каждый новый день настоящего- неспешностью собственного опыта. Как верно подметил один родной мне человек: «Мы(молодое поколение 20—30-ти летних) ещё не доросли, не вызрели для подобных фильмов, хотя и понимаем их интуитивно. Их правильно мы сможем оценить только через десятилетия, будучи уже в возрасте.»
8 из 10
3 февраля 2012
«Край неба солнце поджигает,
Деревьев вырастает тень.
Бутыль сакэ. Три самурая.
В раздумьях проведённый день»…
Японская культура — пропитана духом «вечного одиночества». В художественных жанрах искусства (стихах, картинах), так и в традиционном неторопливом потреблении сакэ, есть что-то от «тяною» — японской чайной церемонии. Лаконизм человеческой «беседы» (с красками, пером, посудой, алкоголем и т. д.), направлен на созерцание всего, что может уловить человеческий глаз. И главное, позволяет заглянуть внутрь себя самого, ощутить одиночество… «Человек приходит в мир одиноким и уходит один». Как бы там ни было, душа жаждет успокоения, от непрерывных мыслей о животном страхе потери любви близких и родных, их смерти или законченности всего, что имеет свой финал…
Во времена Басе, жизнь не была столь прозаична и стремительна. Хватало одной тростниковой ветки, дуновения ветра, взмаха крыльев пролетающей бабочки, чтобы бродячий художник (поэт), мог поразить воображение, чудесами природы. «Путешествие» к себе, должно было носить характер, приобретения трудностей. Тогда, человек, размышляя о жизни, «открывал» тайну живого существа на земле. Слишком гладкий путь на протяжении отведенного времени, лишал чувства вечного одиночества. У героев картины — весьма нелегкая стезя, как у многих людей, имеющих семьи или потерявших члена семьи…
Ясудзиро Одзу — известный японский режиссер, проживший 60 лет. Его цикл жизни, «замкнулся» ровно в назначенное время. Если верить поверью жителей Дальнего Востока, человек, после 61-го дня рождения, считался, заново рожденным. Одзу, достиг наивысшей точки переосмысления своей сущности. Он создал правдивые образы в кино, в которых «присутствует» сам режиссер и простой обыватель…
Картина «Вкус сайры» — о семье, в которой девушка отказывается от замужества, ради заботы о престарелом отце. Герой Тисю Рю (Шухей Хираяма), вечера, посвящает общению с друзьями за распитием сакэ. Походы в бар, навевают воспоминания о молодости, а «преждевременное старение» дочери в ее благодатном возрасте, заставляют перебороть собственный эгоизм и невнимание к семье. Отец собирается выдать дочь замуж.
Фильм снят очень целостно. Создается впечатление, что зритель перемещается в кадр, при некоторых технических тонкостях операторской работы Юхару Ацута. Ясудзиро Одзу, избрал своеобразный ракурс для многих сцен фильма. Это позволяло сконцентрировать внимание на деталях и улавливать множество нюансов отношений между людьми. «Вкус сайры» — из тех творений, которые открывают ощущения чего-то нового, проецируясь на жизни в целом. Главный вопрос, который поднимает фильм — не в угнетающем чувстве одиночества, а в своего рода постижении перехода на более высокий уровень (юности в зрелость), а зрелости в мудрость.
8 из 10
30 января 2012
Это был только 2й просмотренный мною фильм Ясодзиро Одзу. 1м была «Ранняя Весна». Может быть из-за некачественного перевода фильм не произвел на меня большого впечатления. Однако этот фильм мне удалось посмотреть с качественным переводом.
Фильм просто шедевр! Разговоры стариков о старости, жизни своих детей, прошедших временах вызывают сочувствие и грусть.
История о том, как самое ценное и дорогое, дети уходят из твоей жизни, когда ты стар, и еще более печальней становится, когда понимаешь, что так должно быть. Иначе можно погубить их жизни став для них обузой и не дать им жить своей жизнью. Режиссер отлично показал это на примере Школьного учителя Тыквы, именно глядя на него главный герой задумывается о том, чтобы наконец отпустить дочь, которая была рядом всю жизнь.
9 из 10
7 апреля 2010