| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.9 |
IMDb
|
7.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Коляска |
| английское название: |
El cochecito |
| год: | 1960 |
| страна: |
Испания
|
| режиссер: | Марко Феррери |
| сценаристы: | Марко Феррери, Рафаэль Аскона |
| продюсеры: | Пере Портабелья, Juan Gracia, Constantino Ramos |
| видеооператор: | Хуан Хулио Баэна |
| композитор: | Мигель Асинс Арбо |
| художники: | Энрике Аларкон, Антонио Кортес, Пакита Понс |
| монтаж: | Педро дель Рей |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
1 сентября 1960 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 25 мин |
«Коляска» в сравнении с «Квартиркой» - бесспорный шаг вперед в выработке постановщиком собственного стиля и мировидения, хотя сатира здесь еще достаточно мягка, зато впервые у Феррери проявляются трагические ноты. История старичка, мечтающего об инвалидной коляске, и ради нее идущего на конфликт с близкими – это почти «Шинель» с ее поэтикой «маленького человека». Хосе Исберт – возрастной актер с хриплым голосом блестяще воплотил в этом фильме свое амплуа мелкого буржуа, однако, здесь его образ более очеловечен, чем в «Палаче» или например, «Добро пожаловать, мистер Маршалл». В «Коляске» уже очень хорошо видно, что Феррери – не комедиограф, а художник с трагическим мироощущением. Испания рубежа 1950-1960-х предстает у этого постановщика территорией бессилия и социального паралича, так знакомой советским людям геронтократии и власти дряхлых традиций. У сына главного героя стоит на столе распятие, в ломбарде, куда герой Исберта идет закладывать драгоценности жены, стена вся увешена крестами. О чем это говорит?
О том, что в Испании католицизм вместе с франкизмом и удушливым морализмом стал столпом общественного благополучия, остановив в стране историческое время. Неслучайно фильмы Карлоса Сауры 1970-х были так популярны у нас в эпоху «застоя», когда казалось, что мир уже не изменится, что он застыл в своем развитии. Саура – во многом такой же ученик Бунюэля, как и Феррери, однако, там где Саура делает точечные уколы в адрес власти, Феррери рубит с плеча. Уже в «Коляске» есть эта безудержность, навязчивое присутствие смерти, старости и патологии, которую олицетворяют здесь инвалиды-колясочники. Движение при внутреннем параличе – лучшая метафора социальной стагнации и вместе с тем индивидуальная греза старика, мечтающего стать инвалидом. Советские критики писали, что уже испанские фильмы Феррери топят социальную критику в океане черного юмора, однако, это неправомочное замечание. В «Коляске» в этом смысле еще сильно ощутим гуманизм самой истории и главного героя, это гоголевская, а не бунюэлевская сатира. Герой Исберта предельно человечен, а его конфликт с жестоким сыном еще отзовется эхом у позднего Феррери в «Доме улыбок».
Такие картины мастера, как «Женщина-обезьяна» или «Аудиенция» также хорошо показывали, что Феррери не всегда был мастером гротеска и визуально выраженной мизантропии, когда-то он любил людей и демонстрировал ее на экране, не питая, впрочем, иллюзий относительно того, что его «маленькие» персонажи не будут раздавлены прессом буржуазного социума. Если не мизантропом, то пессимистом он был всегда. Автор этих строк смотрел «Коляску» дважды, первый раз около десяти лет назад, когда она стала только доступной в Рунете, и сейчас специально для этого обзора. Должен признать, что гуманность режиссерской интонации стала заметна ему только сейчас, что говорит в пользу Феррери и опровергает стереотипные представления о нем, как о мастере мазать все черной краской. Так мягкие, изящные сатирические его фильмы испанского периода достаточно легко ложатся на уставшее от экранного насилия зрительское сознание, оставляя приятное послевкусие.
15 июня 2025
Когда ты стар, и слаб, и жутко одинок.
И чувствуешь, что скоро будет срок.
Тогда в душе родится чистая мечта.
В коляске чудной ехать в никуда.
Бедный старик Ансельмо. После смерти любимой супруги он оказался беззащитен против собственной многочисленной семьи, с которой живет в небольшой квартирке Мадрида. Вот сын — рослый, статный мужчина средних лет, занимающийся адвокатской деятельностью в той же квартире (часть которой специально оборудована под офис). Годы работы делают свое дело и, в конечном счете, он начинает смотреть на все под углом рациональности и законности. Поэтому, когда Ансельмо сдает оставшиеся от жены драгоценности в ломбард, собственный сын тычет ему в нос статьей из уголовного кодекса с криком: «Я могу засудить тебя». В ответ следует лишь хриплый, еле слышный, жалобный стон: «Это благодаря мне ты получил образование. И вот как ты мне отплатил». Сумма, которая срочно понадобилась старику, не так уж велика, и Ансельмо не раз «испрашивал» ее у сына. Но у того есть куда как более неотложные финансовые обязательства (хотя дело, конечно, не в деньгах, а в отношениях). В первую очередь надо выдать зарплату жениху дочери, который работает у него главным ассистентом. Сама же дочь дни напролет занимается только тем, что учит английский, мечтая сдать дедушку в дом престарелых и полноправно занять с будущим мужем его комнату. Да и остальные жильцы дома склонны относиться к ее решению скорее благосклонно, нежели осуждающе. Жизнелюбие, активность, искренность и простодушие старика остаются непонятыми в этом мире нарождающейся практичности и растущего потребительства. Последняя отрада в жизни Анесельмо — друзья. Но вот незадача. Только среди калек, инвалидов и телесно дефективных личностей он находит истинно здоровые, свежие, фонтанирующие жизнью и радостью души, родственные его собственной. Все его знакомые, в компании которых он чувствует себя НУЖНЫМ и счастливым, передвигаются на самоходных колясках. И отсутствие таковой, как кажется Ансельмо, является последней преградой на пути к счастью. Но с этим категорически не согласна его семья.
Осью фильма является любимый типаж Марко Феррери — одинокий, отчужденный (в данном случае не только в духовном, но и физическом отношении) индивид, буквально зажатый в тиски бездуховного социума, абсурдной и жесткой действительности. Тем не менее, в его душе еще теплится какая-то надежда на освобождение и лелеется мечта о некоей лучшей доле. В контексте творчества режиссера подобные настроения персонажей, с течением времени, окрашивались во все более мрачные тона, пока, в конечном счете, не исчезли вовсе, уступив место или холодному и мрачному принципу реальности или уже совсем откровенному озорству и бесшабашности, граничащими с безумием (герой Бениньи из «Прошу убежища» даже лечился в психиатрической клинике от перехлестывающего оптимизма).
Зато фирменная ироническая манера повествования, умение подавать довольно мрачные сюжеты и истории в обрамлении красивой, высокохудожественной сатиры осталась неизменной. Правда с годами она также становилась все более пессимистической. Но здесь нам еще предстают герои, словно сошедшие с полотен Феллини (чье влияние неоспоримо). Активные, живые, радостные, дружелюбные, мечтающие и умеющие любить. Даже отрицательные персонажи (конечно, не в строгом смысле слова) как сын Ансельмо, торговец колясками, процентщица в ломбарде, обнаруживают человеческие черты, понимание, уважение к старику, которые зачастую просто не могут пробиться сквозь тяжелый пласт капиталистических отношений, хоронящий заживо как семейственность, так и всякую искренность.
Казалось бы, ответственность за все зло можно возложить на капиталистическую систему (не забываем, что речь идет о годе 1960, когда коммунизм еще был силен как бык, а многие режиссеры только этим и занимались). Но Феррери, как настоящих художник, старается не критиковать строй, а лишь описывать результаты его деятельности, накладывающие отпечаток на человека. Он рисует невидимые и непроходимые стены, окружившие персонажа, но в то же время еще верит в силу его духа, способную их сокрушить. Поэтому старик Ансельмо на пути к своей «мечте» не сдается до последнего удара сердца, который наступит, дай Бог, еще очень нескоро (эта-то страсть к жизни принимается окружающими за назойливость и старческое слабоумие!).
Что касается технической части, то все внимание, конечно, привлекает Хосе Исберт, играющий милого, беззащитного старика с мятежной и упорной, чуть ли не демонической, волей. Старик стоит у черты и пока вся его семейка хватается за предложенные обществом мечты (деньги, карьера, женитьба, квартира) Ансельмо понимает, что должен сам создать себе таковую (думается, для самого Иберта подобной мечтой было актерское призвание). Благодаря крепкому, продуманному и очень сильному сценарию Рафаэля Асконы и Марко Феррери фильм можно пересмотреть три-четыре раза, в нем куча мелких деталей, второстепенных персонажей и коррелирующих основному сюжету эпизодов (скажем о любви полностью парализованного калеки к молодой девушке), расширяющих и углубляющих историю, которая базируется на вечных темах отцовства, дружбы, искренности, честности, воли к жизни. Также нельзя не отметить фирменный стиль режиссера с его вниманием к построению мизансцены (на заднем плане всегда происходит что-то интересное), тщательным и внимательным показом быта персонажа, развернутой символикой, неторопливой, мягкой, неспешной (чисто повествовательной) манерой съемки. Ну и, конечно, как и в прочих фильмах маэстро, тут вся его душа. Светлая, радостная и еще смеющаяся.
4 июля 2015