Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Париж принадлежит нам |
английское название: |
Paris nous appartient |
год: | 1958 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «You Either Dig This Film Or You Don't» |
режиссер: | Жак Риветт |
сценаристы: | Жан Груо, Жак Риветт |
продюсеры: | Ролан Нонен, Клод Шаброль |
видеооператор: | Шарль Л. Бич |
композитор: | Филипп Артурус |
монтаж: | Денис Де Казабьянка |
жанры: | триллер, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 декабря 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 21 мин |
10 вечера. Холлс-стрит. Приют. Подвыпившая компания спешит в ближайший кабачок. Да, ну их! Там и оставим. Хай!
Пригород Парижа. Пред маем. Голлисткое правительство упорядочивает естественные тенденции капитализма, еще больше подрывая национальную экономику.
Марина Влади повернула голову направо,
Марина Влади повернула голову налево,
и это ничего не значит.
Это будет потом, а тогда:
Новые волны только зарождались, их еще не выбрасывало на лазурный берег, не ждали их и распростертые объятия. Все это будет потом.
А пока…
Вирус театральности поразивший Риветта, оказался заразен:
Пьеска!.
Действующие лица:
Американка — она русская по происхождению, но Virginia ее прельстила — ночною мглою.
Ирокез — когда в место горячих североамериканских прерий, сибирская стужа — остается только смеяться.
Мадлен — вслед за Аненербе ищет Дзен.
Действие первое. И единственное.
Среди окутанных паутиной канцелярских кушеток, байлаорой танцует Американка, греется футболом Ирокез, в ожидании благодушных речей стынет Мадлен.
Американка. (72 удара в минуту) «Париж принадлежит нам» фактически можно считать первым фильмом новой волны. Только из-за финансовых проблем, он вышел позже дебютов Годара, Ромера, Шаброля. Снимался целый год. По рассказам участников съемок, между началом и концом отдельных сцен, проходили месяцы. Сценарий переписывался на ходу, подстраивался под приходящих и уходящих актеров. Сам фильм, снимался на обрезках чужой пленки, а проблемы с осветительными приборами решались разными ухищрениями, из-за которых съемочной группе иногда приходилось объясняться с полицией. Возможно, в виду подобных трудностей и сформировался талант Риветта-импровизатора, умевшего: разрозненные, а иногда — неожиданно взявшиеся сцены — органично ввести в фильм.
Ирокез. ЛОЛ. Риветту, переписать сценарий на ходу, раз плюнуть. Поющие романсы финансы, сподвигли его на критику французского кинопроизводства — этих киномаркитантов, деревянной ложкой медленно убивающих любое оригинальное начинание, даже если сами купят нестандартную авторскую идею — все равно загубят, а деньги выделят только на шаблонные вебдванольные аттракционы. «Як шо», к ним — Риветт, отсылает упоминанием в фильме «строгого дядюшки» Буало -сгенерировавшего рад догм и строгих правил, которым должно подчиняться искусство: в том числе театр и кино.
Мадлен. Бетти Шнайдер и Француаз Прево прекрасны в своих антонимичных образах — чувственной простушки Анне и холодной расчетливой Терри.
Американка (72 удара в минуту) В творчестве Риветта два центральных мотива: театр и заговор. В «Париж принадлежит нам» оба явственно проступают. Театр — как аллегория кинематографа, которому присваиваются его пороки. Заговор у Риветта разноуровневый: от глобального до бытового. Он есть, либо его нет — хотя сам Риветт склонялся к первому варианту. Но, однозначно в фильме — это не показывал. Антагонистическая двойственность — проступает сразу же: когда, после названия фильма — «Париж принадлежит нам», появляется эпиграф, поэта-социалиста Пеги — «Париж никому не принадлежит».
Ирокез. Любил, дядя, двойное дно!… А вообще, если глобально по теме беседы: то об отношении Риветта к театру, хорошо написал Жиль Делез в эссе «Три круга Риветта» — «Проект Риветта — кинематограф, который противостоит театральности того театра, реальность которого взята из мира, который стал фальшивым, — кинематограф Риветта спасает от театра и заговоров, угрожающих уничтожением».
Мадлен. И, просто браво, Даниэль Кроэм — играющий Филиппа, практически держащего на себе интригу: безумец либо правдовещатель? Джани Эспозито — без комментариев, он не вероятно органичен в роли режиссера Жерара. Да, и все актерские работы в фильме просто на загляденье.
Американка.(72 удара в минуту) Риветту удалось уловить современную ему действительность — назревание протестных настроений которые выльются в май 68-го, как и его «красную» окраску. Социальный подтекст — где за послевоенным бытом Парижа, показанного с неожиданных ракурсов разноплановых городских пейзажей — четко проступает: начавшееся классовое расслоение и монополистическое построение экономики.
Ирокез. Эх, в горемычных противоречиях капиталистической системы изначально заложены: «маи», «майданы», «октябри»… Что, мне нравится в Риветте — так это, как он задорно рвет шаблоны киноязыка. Не только в изображении, и в постановке сцен — тут и диалоги — будто Кафка с Плотоновым писали. У Риветта сам фильм, в зависимости от контекста, интерпретации деталей (иногда обретающих собственную коннотацию) может приобретать различные значения. Тут, есть что-то близкое к «деконструкции» Деррида, хотя в его формально-болтологической философии и нет «смыслов»… Вообще, для постмодернистов смысл — ругательное слово… Надоели мне эти формы и содержания…
Мадлен (с досадой). А мне фильм показался аскетично-хамским…
Ирокез (хе-хе). У Вас длинный синдром, сначала хвалите, а потом предъявы — вообще с потолка.
Американка. (Wow!) Wow! Wow! Wow! Замечательный, умный фильм. Жаль, что не оцененный современниками по достоинству…
Французский сецессион тогда только набирал силу…
Он тоже взялся из Быков Солнца, бродивших средь канцелярских кушеток…
А сейчас:
Марина Влади повернула голову налево,
Марина Влади повернула голову направо,
и если ее зовут Жульетт Жансон и на ней
темно-синий свитер с двумя полосками,
то это по прежнему, ничего не значит…
P.S. Памяти Жака Риветта. MEMORIA 2016
8 из 10
30 мая 2017