Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бессмертный гарнизон |
год: | 1956 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Захар Аграненко, Эдуард Тиссэ |
сценарий: | Константин Симонов |
продюсер: | Лев Арнштам |
видеооператор: | Эдуард Тиссэ |
композитор: | Вениамин Баснер |
художник: | Абрам Фрейдин |
монтаж: | Татьяна Лихачева |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 июня 1956 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Хотелось бы, выделить несколько главных эпизодов, с последующим разбором смысла каждого, который он в себе несёт. Названия эпизодов будут даны в произвольной форме.
Эпизод N1. «Основная цель фильма». Смысл данного эпизода заключается в том, чтобы донести до зрителя, прежде всего молодого поколения, что данная повесть посвящена подвигу защитников Брестской крепости, что этот фильм дань памяти как павшим, так и живым, которые приближали час за часом, год за годом, «день далёкой, неимоверно далёкой победы».
Эпизод N2. «Подвиги, которые они совершили…» Поскольку фильм в большей степени ориентирован на молодую аудиторию и для будущих поколений, которые ещё не видели и не знают всей правды войны, отсюда вытекает и смысл данного эпизода, который заключается в том, что режиссёр попытался интерпретировать подвиги, которые совершили мужественные солдаты и офицеры, здесь же происходит демонстрация самоотверженности, мужества и героизма: «одни на проволоку легли…, другие на автоматы пошли, своими телами дуло закрыли…». В этом же эпизоде фигурирует подвиг Александра Матросова, который для многих представителей советской эпохи является всенародным примером мужества и самопожертвования. Чувствуются эмоциональные переживания, страх и смелость героев одновременно.
Эпизод N3. «Нападение» На мой взгляд, эпизод битвы за крепость является центральным и самым ключевым. Смысл заключён в том, что режиссёр предпринял попытку передать сложившуюся ситуацию, которая знаменовалась с одной стороны как окончание мирной жизни, а с другой — начало трудностей, испытаний, ужаса и горечь потерь, которые выпали на долю всего советского народа. Кроме этого, эпизод несёт в себе глубокий философский смысл, в котором отражен всенародный патриотический подъем в первые дни фашистского нашествия, самоотверженность и сплоченность советских людей перед лицом врага. Особо хотелось бы отметить, в данном эпизоде, звук барабанной дроби, под которую маршируют немецкие войска. Вероятно, режиссёр попытался визуализировать картину хаоса, сложившуюся в Бресте, словно марширует смерть на ослабленной, заставленной врасплох, но ещё не завоёванной русской земли.
Кроме этого, если же вновь вернуться к теме о патриотизме, самоотверженности, но в этом эпизоде эта тема достаточно хорошо раскрыта. В эпизоде отражены сила, храбрость советских воинов, которые предпочли не сдаваться, а продолжать борьбу, хотя противник в несколько раз превышал как по численности, так и технически защитников крепости.
Эпизод N4. «Сдача? Никогда!» Данный эпизод символизирует отвагу и решительность советских солдат и офицеров. Основная задача, которого, на мой взгляд, заключалась в демонстрации волевого характера защитников, их стремление к победе. Особо хотелось бы отметить в этом же эпизоде то, как показали немецкое командование. По моему мнению, режиссёр предпринял попытку показать альтернативную точку зрения на ход боевых действий за Брестскую крепость с немецкой стороны, якобы в контексте показать, что у русского народа есть то, что нет у немецкого. Это привычка к трудностям, свой взгляд на те или иные вещи, с точки зрения эпохи, в которой они жили. Вероятно, задумка была определённая, которая сводилась к историческим событиям двух государств: со стороны СССР: Первая Мировая, две революции, Гражданская война, коллективизация, индустриализация и т. д. Со стороны Германии, картина была всё же менее драматична, немецкий народ не испытал то, что испытал русский. Поэтому русский народ более закалён в боях, он в большей степени адаптирован к жёстким условиям, и тем самым более решителен, целеустремлён. Поэтому все попытки в ультимативной форме принудить к сдаче крепости не увенчались для немцев успехом.
Эпизод N5. «Генеральный штурм» Заключается в том, что в ходе главного штурма цитадели германскими войсками, режиссёр предпринял попытку поляризации, как бы предлагая два типа немца: «хорошего», который будучи пленным, пошёл на сотрудничество с советской стороной, при этом осуждая войну, фашизм и т. д., и «плохого». При этом «демонизируя» последнего показывая эпизод расстрела им раненных и безоружных женщин и стариков, а также пленного немца, при этом драматизируя его смерть.
Эпизод N6. «Почему не сдаёмся?» Заключается, на мой взгляд, в том, что здесь зрителю дана возможность самому размышлять на тему: «Почему гарнизон Брестской крепости так и не сдался?», откуда черпали силы для дальнейшей борьбы с врагом, за что и за кого сражались? Ответив на эти вопросы, поистине, даже человеку далёкому от этих событий, представиться возможность почувствовать то, что чувствовали те, которые были там, под пулями, под бомбами, проявляя мужества и отвагу, борясь над и под землёй, гарнизон поистине стал бессмертным одухотворением славы и всемирного почёта.
10 из 10
8 мая 2013
Слава Героям
Погибшим При Обороне
Брестской Крепости
22 июня — 20 июля
1941 г.
Я досмотрела этот фильм чуть больше получаса назад. Нечем дышать. Я не люблю слезы, но ничего не могла с ними поделать. Чувство слабости, беспомощности. А что было бы сейчас? И что было бы со мной?…
Три дня назад я впервые за свои долгие поиски увидела несколько очень ценных для меня дисков в продаже. Все фильмы о войне, фильмы далеко не самые популярные, хотя, кажется, их часто крутят по телевидению на День Победы.
«Бессмертный Гарнизон» был моей мечтой уже несколько недель. Пожалуй, некоторое время назад я очень много узнала о Брестской Крепости, прочитала книгу Смирнова (царство ему небесное), нашла кучу изображений, лишней и нелишней информации. Те выводы, к которым я тогда пришла, поражают меня до сих пор. Я думаю, что мои мысли нетрудно понять, если вникнуть в то, что видишь, читаешь, слышишь о годах войны.
Этот фильм — история крепости, которая приняла войну в первые же её часы. Штурм крепости начался в 3:45 (4:45 по Москве) 22 июня. В первые же дни были нанесены огромные потери, через небольшой промежуток времени остаткам гарнизона пришлось перебраться в Цитадель. Потом был предпринят двухдневный штурм крепости, после которого вся организованная оборона крепости кончилась. Оставались лишь изолированные очаги сопротивления и одиночные бойцы. До последнего держались наши войска, не сдавались, отвергали все предложения гитлеровцев о капитуляции. В фильме тема написанного мной сейчас очень хорошо была развита. Гитлеровское командование не понимало причин, по которым защитники крепости так долго держатся. Есть ведь привычная война на Западе! Окруженные войска не видят смысла сражаться дальше и сдаются без боя. Но почему-то у нас все было не так.
Очень интересен был тот факт, что «Боевое Донесение о Взятии Брест-Литовска», которому тоже был отведен момент в фильме, был написан до того, как задачи были выполнены на самом деле и потери, указанные в этом интересненьком документе, были намного меньше действительных. К слову, убивает наповал даже то, что, вопреки всем привычкам немецких штабистов в донесении говорилось об исключительном мужестве и героизме советских войск.
«Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе» — цитата из указанного выше документа. И уже не надо лишних доказательств того, что эта история — правда.
Я боготворю актеров, снимавшихся в этом фильме. Я снимаю шляпу перед советским кинематографом и плохо понимаю людей, которым такие фильмы не по вкусу. Это — фильмы о нашей истории, об истории нашей родины. Они были сделаны для того, чтобы мы помнили и гордились.
Но некоторый опыт в этом деле говорит, что многие забыли, а кто-то и не хочет знать. А жаль мне. Очень, очень жаль.
10 из 10
17 августа 2009