Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мистер и миссис 55 |
английское название: |
Mr. & Mrs. '55 |
год: | 1955 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Гуру Датт |
сценарий: | Абрар Алви |
видеооператор: | В.К. Мурти |
композитор: | О.П. Нэйэр |
художник: | Dr Jadhav |
монтаж: | Yg Chawhan |
жанры: | комедия, мелодрама, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 37 мин |
Когда погода и обстоятельства располагают к мрачному взгляду на мир, нет ничего лучше старой романтической комедии. Особенно той, которую ты смотришь с удовольствием.
Гуру Датт в основном известен своими глубокими классическими фильмами, заставляющими задуматься. Однако он поставил одну весёлую комедию и до них. Поскольку фильм был снят в 1955 году, он назывался «Мистер и миссис 55». Это классическая комедия, по сути, сатира на псевдоженское либеральное движение, набирающее обороты в Индии в эпоху после обретения независимости и представляющее обиженную (индийскую) мужскую психику, показанную в виде комедии.
Фильм основан на пьесе «Современный брак», написанной близким другом Гуру Датта, Абраром Алви. Сюжет основан на жизни одной суровой дамы, ненавидящей мужчин, Сите Деви (Лалита Павар), которая уговаривает свою племянницу Аниту (Мадхубала), вступить в брак по расчёту с безработным и обедневшим карикатуристом — Притамом (Гуру Датт), чтобы она могла законно получить наследство, оставленное её отцом. Убеждённая феминистка, Сита Деви категорически против института брака и заключает сделку с Притамом о разводе с Анитой после того, как её цель стать законной наследницей поместья будет достигнута, и никогда не пытаться вести себя с ней как муж, пока они числятся супругами. Однако простота и идеалы Притама, а также взгляд на счастливую супружескую жизнь его сестры (Кум-Кум), которая является домохозяйкой, заставляют Аниту влюбиться в него. Но Сита Деви говорит ей, что Притам женился на ней только из-за денег (которые должны быть выплачены ему по контракту), и она отдаляется от него.
Сценарий Абрара Алви полон смешных эпизодов, и Гуру Датт так умело их режиссировал, что трудно поверить, что этот же режиссёр позже снимал такие фильмы, как «Pyaasa/Жажда» и «Kaagaz Ke Phool/Бумажные цветы». Чувство юмора у Гуру Датта просто потрясающее. В фильме нет ни одного скучного момента, и эта комедия-сатира держит аудиторию на протяжении всего фильма.
История и её трактовка тонко соответствуют Индийскому мужскому шовинизму, господствовавшему в те дни (как и сегодня). Однако яркая сторона заключается в том, что она обнажает пустоту так называемого женского либерального движения. Освобождение женщины не означает умаления значения мужчины в её жизни. Ведь мир проходит через вечную любовь только мужского и женского. Кто из этих двоих полон без другого? Никто, определённо. И насмешки над наполовину испечённой женской либеральной философией, напрасны.
Гуру Датт направил эту историю с таким изяществом, что нигде не чувствуется, что это попытка установить превосходство мужчины над женщиной. Мультфильм, сделанный Притамом, показывает Ситу Деви, одетую в римскую тогу и едущую на Римской колеснице с хлыстом в руке, является примером высоты творчества Гуру Датта.
Музыка О. П. Найяра — это удовольствие для любителей музыки. Песни «Thandi Hawa Kaali Ghata», «Jaane Kahaan Mera Jigar Gaya Jee», «Chal Diye Banda Nawaaz», «Udhar Tum Haseen Ho Idhar Ham Jawaan Hain», «Aye Ji Dil Pe Hua Aisa Jadoo», которые поют Гита Датт, Шамшаад Бегум и Мохаммед Рафи. Песен много и все они продолжительные, как и всегда в фильмах тех лет.
Этот чёрно-белый фильм доставляет визуальное удовольствие, и показывает жизнь Бомбея пятидесятых годов реалистично, но эстетично. Гуру Датт ещё раз доказывает, что он не только режиссёр и рассказчик по преимуществу, но и выдающийся актёр. Он вдохнул жизнь в роль бедного карикатуриста, влюблённого в богатую наследницу без всякой жадности к её богатству.
Роль Лалиты Павар определённо создана специально для неё. В идее прав женщин нет ничего плохого, только тётушка стала феминисткой не от хорошей жизни, и обижена на всех мужиков, считая их прирождёнными сволочами (для того состояния индийского общества, которое имелось на момент производства фильма, я полагаю, это единственное общедоступное объяснение, почему тётки вообще могут взять в голову за что-то там бороться).
Джонни Уокер был неотъемлемой частью фильмов Гуру Датта, и он отвечал за самые смешные моменты в фильме. Тем не менее, это фильм Мадхубалы, сюжет построен вокруг её героини. Её превращение из ультрасовременной девушки в традиционную индийскую девушку согревает сердце, и она подчеркнула тот факт, что помимо того, что она одна из самых красивых женщин Индии, она также блестящая актриса того времени.
Однако насмешки Гуру Датта над движением женщин-либералов могут восприниматься образованными дамами как оскорбительные в современном контексте. Этот фильм был снят более пяти с половиной десятилетий назад. С тех пор в реке времени утекло достаточно воды. Теперь мы не можем так издеваться над женской либеральной философией.
Гуру Датт, играющий главного героя, молод и хорош собой. Мадхубала обнаруживает прелестный комедийный талант. Лалита Павар в роли тётушки — единственная, кто мог справиться с такой ролью, не свалившись в грубое комичное состояние, и она конечно справилась. Джонни Уокер и Ясмин в ролях друзей главного героя и второй пары, как всегда отличные.
В. К. Мурти, постоянный даттовский оператор, тут несмотря на лёгкий жанр, выдаёт совершенно ослепительный класс в смысле картинки. Всё-таки умение Датта ставить песни — это какое-то отдельное явление в Болливуде вообще. Ни до, ни после него, так никто этого не делал.
Я рекомендую этот фильм всем и каждому, потому что он забавный, весёлый, интересный и поднимающий настроение (хоть и чёрно-белый, но с добротной озвучкой, соответствующей духу времени, хотя есть и версия с субтитрами, для любителей).
10 из 10
26 марта 2021