Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Оклахома! |
английское название: |
Oklahoma! |
год: | 1955 |
страна: |
США
|
слоган: | «Complete...Intact...with Every Scene...Every Song! (general release CinemaScope version)» |
режиссер: | Фред Циннеман |
сценаристы: | Соня Левин, Уильям Людвиг, Линн Риггз, Ричард Роджерс, Оскар Хаммерстин II |
продюсеры: | Артур Хорнблоу мл., Ричард Роджерс, Оскар Хаммерстин II |
видеооператор: | Роберт Сёртис |
композитор: | Ричард Роджерс |
художники: | Оливер Смит, Джозеф С. Райт, Чарльз Аррико, Софи Дивайн, Орри-Келли, Ф. Кеог Глисон |
монтаж: | Джордж Бемлер, Джин Руджеро |
жанры: | комедия, мелодрама, драма, мюзикл, вестерн |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 октября 1955 г. |
на DVD: | 17 декабря 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 25 мин |
What a beautiful morning, What a beautiful day //
I`ve got a wonderful feeling, Everything`s going my way.
Самое начало «ОКЛАХОМЫ!» задаёт настоящий wow!-уровень. Первый мюзикл композитора Роджерса и песенника Хаммерстайна (1943) — веха в истории Бродвея и самый «народный» их опус… Ковбой Кёрли любит фермершу Лори, но медлит с признанием, чем готов воспользоваться хмурый разнорабочий Джад. Тем временем Оклахома — земля простых и славных (100% белых при том, как ни странно) селян — на пороге признания новым американским штатом (дело происходит в начале XX века)… Такая смычка личных дел с государственными роднит сюжет с колхозными утопиями Ивана Пырьева, самая известная из которых — «Кубанские казаки» (1949), с песенными хитами Дунаевского/Исаковского.
Лакировка действительности не была, видимо, совсем чужда и Голливуду, ибо экранизацию «Оклахомы!» (1955) решили сделать показательно-образцовой: снимать в новейшей системе панорамного кино Todd-AO доверили маститому режиссёру, обладателю трёх «Оскаров» Фреду Циннеману. Оба решения, увы, оказались неоптимальными.
70-мм Todd-AO был инновационным, но ещё «сырым» форматом. Чтобы избежать проблем с прокатом, одновременно снимали и в привычном, 35-мм «Синемаскопе». Для съёмочной группы это обернулось двойной нагрузкой: после работы на одну камеру им приходилось повторять то же самое для другой. Версии неминуемо разнятся, и не в пользу куда более популярного «Синемаскопа»…
Циннеман же не имел опыта в музыкальном кино (его «Ровно в полдень» был вестерном), и целиком доверился сценическому оригиналу. Такой конформизм привел к длиннотам и неловкостям: в балетной интермедии (замечательной самой по себе) актёров заменяют настоящие танцовщики, что наверняка работало в театре… но на большом экране, с его крупными планами, эффект сходит на нет. Дальше — больше: роль антагониста Джада отдали актёру «метода» Роду Стайгеру (будущему Наполеону у Бондарчука). На фоне жизнерадостно суетящихся ковбоев сумрачно-приземистый пролетарий выглядит не просто угрожающе… а прямо-таки ранней инкарнацией Денниса Хоппера из «Синего бархата»! Понятно, что авторы и помыслить не могли о таких крайностях, но киноману со стажем куда от них деться?!
Если к «картинке» и режиссуре есть вопросы, то музыкально-вокальная часть сочна и урожайна, как кубанская… простите, оклахомская нива. Гордон Макрей-молодец и лучистая Клара… то есть Ширли Джонс спелись-сыгрались настолько хорошо, что спустя год были призваны в другой мюзикл Роджерса и Хаммерстайна («Карусель»). Заслуга отцов-классиков исключительна и непреходяща: всякая нота тут «в строку», всякая строка — с чувством и смыслом. Разудалая заглавная баллада (ах, какой голос у Кёрли-Макрея!), шаловливая I Cain`t Say No (да, об этом самом), дразнительная Jud Is Daid (вот ведь предвидение), титульная Oklahoma! (сразу ставшая гимном штата) — музыкальная шкатулка полна номеров на все случаи жизни (неудивительно, что это любимый мюзикл для школьных постановок). Что до расовой проблемы, то и здесь существует решение: в новейшем бродвейском возобновлении у исполнительницы партии Лори — тёмный цвет кожи. Каким ты был, таким уже не останешься!
P.S. Фильм во всём своём широкоформатном блеске вышел в советский прокат в 1960-м, и нетрудно предположить, чем покорил сердца ответственных товарищей: ой, цветёт кукуруза, в поле у ручья…
11 мая 2021
Бродвейский мюзикл 1943 года «Оклахома!» принято считать одним из этапных произведений в данном жанре и одним из самых кассовых на момент появления. Спектакль шёл на сцене с огромным успехом в 1943—1948 годах и выдержал 2212 представлений — этот рекорд впоследствии смогут побить немногие мюзиклы, например, «Моя прекрасная леди» (1956, киноверсия — 1964) и «Хэллоу, Долли!» (1964, киноверсия — 1969).
Неудивительно, что в 1955 году на экраны вышла киноверсия этого спектакля. Режиссёром этой постановки выступил один из топовых режиссёров того периода — Фред Циннеман, для которого это был первый и единственный мюзикл в его карьере. Несмотря на то, что «Оклахома!», цитируя Википедию, »… может претендовать на звание первого мюзикла в современном понимании слова. Вокальные композиции и танцевальные номера впервые были объединены в полноценную историю, в основе которой лежал серьёзный драматический сценарий…», сюжет данного творения на то, чтобы считаться серьёзно-драматичным, явно не претендует.
Судите сами: Главный герой этой истории — ковбой Кёрли (Гордон МакРэй) влюблён в девушку по имени Лори Уильямс (Ширли Джонс). Лори не знает, что чувствует к Кёрли, и, когда он приезжает, чтобы пригласить её на танцы, они неожиданно ссорятся и назло ему она соглашается идти на танцы с Джадом (Род Стайгер) — работником на ферме своей тёти. Образуется любовный треугольник, исход которого не знает никто.
Актёрский состав мюзикла подобран весьма спорно. Гордон МакРэй в роли ковбоя Кёрли оказывается на своём месте, во многом, благодаря своему сильному голосу. Как известно, до этого на роль Кёрли рассматривались кандидатуры Джеймса Дина и Пола Ньюмена, но авторы мюзикла, контролировавшие процесс съёмок, выступили против этого.
Ширли Джонс в своей дебютной роли в кино очаровывает зрителя своим голосом и чем-то ещё, что даже трудно объяснить, что-то вроде солнечного сияния, которое исходит от неё. На роль пробовались Джоанн Вудворд и Джейн Пауэлл.
Джин Нельсон в очередной раз показывает, что умеет танцевать, хотя, надо признать, что его роль здесь гораздо проще в танцевальном плане, нежели в более ранних киноработах.
Глория Грэм в роли Эдо Энни является, пожалуй, самым слабым звеном фильма — актриса, исполнявшая до этого роли роковых женщин в целом ряде нуаров, в роли нелепой провинциалки выглядит не очень убедительно. Да и с пением она справляется, откровенно говоря, так себе.
Среди других желающих сыграть Эдо Энни были Мэрилин Монро, Мэмми Ван Дорен и Ким Новак, но их посчитали слишком гламурными для роли (хотя Грэм на экране олицетворяла сходный образ в нуарах). Бетти Хаттон на их фоне выглядела наиболее удачной кандидатурой, но она отказалась.
Род Стайгер в роли Джада вызывает также некоторое недоумением, хотя петь у него получается не так уж и плохо. На роль пробовали Марлона Брандо, Элая Уоллаха и Эрнеста Боргнайна, но авторы мюзикла сделали выбор в пользу Стайгера.
Из остальных актёров можно выделить Шарлотту Гринвуд в роли тёти героини Ширли Джонс, Эдди Альберта в роли бродячего торговца и Барбару Лоуренс в роли хохотушки Герти, раздражающей всех своим поведением.
Несмотря на то, что фильм называется «Оклахома!», настоящей Оклахомы зритель в кадре не увидит, поскольку весь фильм снят в штате Оризона. Но главная проблема ленты в том, что в отличие от большинства киноверсий бродвейских мюзиклов (снятых в павильонах), которым удаётся стать именно фильмами с песнями и танцами, «Оклахома!» даже с наличием натурных съёмок выглядит не более, чем заснятый на плёнку сценический спектакль, что создаёт эффект искусственности происходящего. Это, кстати говоря, немало ослабляет интерес к фильму. Да и сам фильм от этого кажется затянутым.
Музыкальные номера в ленте поставлены неплохо, но хореография довольно ровная и на то, чтобы считаться чем-то выдающимся вряд ли претендует — всё же за три десятилетия существования жанра в Голливуде, то есть, с конца 20-х и до 1955 года, у зрителя был шанс увидеть и более профессиональные, а главное, поражающие воображение танцы — но про этот фильм того же сказать, увы, никак нельзя. Хотя, сцена сна героини Ширли Джонс произвела хорошее впечатление.
Саундтрек фильма, написанный Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном II, безусловно, удачен. Лично мне понравились композиции «I Cain`t Say No», «Many A New Day», «People Will Say We`re In Love» и красиво снятый (но слегка затянутый) номер «Out of My Dreams». Из-за саундтрека, надо признать, я немного и завысила оценку.
Подводя итоги, можно сказать, что фильм, безусловно, получился. Но считать этот фильм лучшим мюзиклом в истории Голливуда всё-таки не стоит — хотя ознакомиться с ним всем ценителям жанра, безусловно, необходимо.
Но, если вы интересуетесь творчеством режиссёра Фреда Циннемана, то начинать изучать его с этого фильма, пожалуй, не стоит — к числу лучших работ режиссёра «Оклахому!» вряд ли можно отнести. Спасибо за внимание!
7 из 10
19 января 2015
Сразу же после успеха «Отныне и вовеки веков» Циннеманн взялся за весьма амбициозный проект — вестерн-мюзикл «Оклахома». Судя по всему, планировался большой фильм — блокбастер. Не зря на роль, сыгранную Родом Стайгером всерьез рассматривалась кандидатура Брандо.
Сложно судить о его достоинствах и недостатках, однако Циннеманн снимая простую историю о соперничестве двух мужчин за девушку постарался снять ее в «эпическом стиле». Множество музыкальных номеров задают тон всему фильму.
На мой взгляд, мюзикл получился излишне прямолинейным. Это касается прежде всего сюжета. Также, некоторые постановочные музыкальные номера, особенно в первой половине фильма смотрятся совсем не оригинально.
Думаю, что фильму не хватало оригинальности, изысканности и лоска. Наверное, опять сказался «эффект прессинга продюсеров», которые стремясь перестраховаться в работе над блокбастером отрицательно относились к любой изобретательности.
Мягко говоря, совсем не лучшая работа Фреда Циннеманна.
11 июня 2012