Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Княжна Мери |
год: | 1955 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Исидор Анненский |
сценарий: | Исидор Анненский |
видеооператор: | Михаил Кириллов |
композитор: | Лев Шварц |
художники: | Александр Дихтяр, Эльза Рапопорт |
монтаж: | Евгения Абдиркина, Лидия Родионова |
жанры: | мелодрама, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 августа 1955 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
… Страстей мятежные заботы
Прошли, не возвратятся вновь!
Души бесчувственной дремоты
Не возмутит уже любовь.
Пустая красота порока
Блестит и нравится до срока.
Пора проступки юных дней
Загладить жизнию моей!
Молва, играя, очернила
Мои начальные лета.
Ей подмогала клевета
И дружбу только что смешила,
Но, к счастью, суд молвы слепой
Опровергается порой!..
Господин Печорин это всегда свежее дыхание отжившей старины. Изыск для гурмана. Блюдо пиршеством роскоши. Смакуешь прежде чем проглотить. Наслаждаешься общением молчаливого восторга. Осанистый, тонкий, видный из себя. Жених на зависть. И выгоревшая душа. Кострище из углей тлеющих болью утраты, потери, предательства. Обжегшийся однажды, раненый смертельно. Пленённый женщиной когда-то. Давно. Очень давно. И так и не оправившийся. Так и не обретший успокоение. Всё ещё в её власти находящийся.
Фильм несёт отзвук этой личностной трагедии. И даже приоткрывает завесу для понимания мятежной личности. Излом судьбы ироничным рассказом в застолье. О ком? О ком-то. О себе. Конечно же о себе.
Ах, Мери-Мери… Девочка-деточка. Иллюзиями наполненная.
Уж сколько лет минуло с приобщения к классике мирового наследия в школьных пенатах, но каждый раз этот странный человек волнительным трепетом наполняет музыку струн души. При пересмотре. При перечтении. При соприкосновении с его магической аурой. Лермонтов говорю я, и поэт, мундирных эполет носитель, вспышками образов Григория Александровича.
Отчего так? Почему? Что тому причиной? Что объяснением? Характер ли? Нрав ли? Мудрость, обретённая не по годам? А может быть сплав цинизма в роскошестве правды слова, без лукавства с уст? Нет авторитетов. Нет трусости. Нет заискивания. Нет малодушия. Изведал…, испил…, испробовал…, и, пресытился. Старец перед нами. Молодец обликом, но кладезь вековая котомкой за его спиной. И это в 25 лет. На момент знакомства с княжной Мери и черноокой Бэлой. Почему же так быстро выгорел он? Отчего… Новый виток всё тех же вопросов саднит и мучает не давая возможности обрести покой в рациональном понимании столь трагичной личности.
Кавказ. Воды. Княгиня Лиговская в заботе о счастье дочери. Брак с равным по положению решением карточной партии для покойной старости. Здесь же прапорщик Печорин, щёголь-офицер переведённый из Санкт-Петербурга. Знакомство. Пробуждение пылких чувств в неокрепшей юности и сдержанное хладнокровие мужского обаяния. Интриги. Ссоры. Дуэль. А что же любовь? Была? Была ли? Оказывается была. Но рядом. Вблизи. За соседней дверью. За стеной. На другом этаже. Взаимная. Страстная. Порочная. Воровливая… От мужа, в тайне страсти расплёскивающаяся.
… Темира, Дафна и Лилета -
Как сон забыты мной давно.
Но есть одна меж их толпою…
Я долго был пленен одною -
Но был ли я любим, и кем,
И где, и долго ли?.. зачем
Вам это знать? не в этом дело!
Что было, то прошло, то вздор;
А дело в том, что с этих пор
Во мне уж сердце охладело,
Закрылось для любви оно,
И всё в нем пусто и темно…
Все здесь. Все на своих местах. Кто? Конечно же сексапильная Вера. Конечно же «ротозей» Грушницкий. Доктор Вернер. Нимфетка Мери. Драгунский капитан. Супруг, любовником ужаленный. Актёрский хоровод без холостых выстрелов. Попадания в роли, исключительные. Печорин 1955 года гармонично соотносится с Печориным 1965 (Владимир Ивашов). Стать, выправка, мужской лоск. Порода дворянина уверенностью хватки. В 2006 (Игорь Петренко) лишь дополнил шестью главами «Героя нашего времени» общий портрет одинокого буревестника. Мятежность и безрассудность на грани фатализма. А вот Олег Даль в 1975-м, более многогранен и менее презентабелен, если так можно выразиться. Тоска и печаль души из глаз в каждом кадре… Философ.
… но, хороши все. Чертовски хороши. И в 1955-м, и в 1965-м, и в 1975-м, и в 2006-м. Жаль что 80-е и 90-е не порадовали нас, зрителей достойными образами этой «многогранной» личности. Воплощения ни в ком из актёров, не нашли. Впрочем, и того что есть, не мало. Поторопитесь с просмотром. Советская школа, соцветием лиц.
… Дознался я, что дамы сами,
Душевной тайне изменя,
Не могут надивиться нами,
Себя по совести ценя.
Восторги наши своенравны
Им очень кажутся забавны;
И, право, с нашей стороны
Мы непростительно смешны.
Закабалясь неосторожно,
Мы их любви в награду ждём.
Любовь в безумии зовём,
Как будто требовать возможно
От мотыльков иль от лилий
И чувств глубоких и страстей!
7 из 10
19 февраля 2020
Он.
Он сидел в пол оборота на широком подоконнике, так, чтобы боковым зрением было видно всю широкую улицу с её извилистыми, исчезающими в прохладной тени шелестящих дубов, переулками, а сам будто бы был чрезвычайно увлечён записями в растрёпанной тетради. Подперев рукой упрямый подбородок, он с неописуемой тоскою в глазах, подёрнутых сероватой дымкой, смотрел на теснившие друг друга еле разборчивые буквы вперемежку с кляксами…. И мысли его было совсем далеко….
Печорин сладострастно прогонял в памяти минуты волшебных встреч с княжной Мэри, когда она изящно изгибала бровку от безграничного возмущения и то и дело поглядывала исподтишка на дёрзкого красавца…. Да-да, он мнил себя красавцем, не меньше. Он мнил себя властителем событий, способным в любую минуту остановиться, держать всё под контролем, но и не подозревал о том, что и сам уже зависит от происходящих событий….
Он не умел и не хотел учиться любить…. Он не представлял себя в амплуа пылкого героя-любовника, не дай Бог, отвергнутого капризной барышней, что, потешившись над ним вдоволь, переключится на иной объект, оставив его уязвлённым и оскорблённым сверх веры…
Нет, Печорин мог лишь побыть, на некоторое время им побыть, казаться, но внутри питать совсем иные чувства…. Он был занят лишь самим собой, лишь собственным самопознанием, а другие… Другие не играли столь большой роли…
И вот, наконец, дождался. Княжна в сопровождении всё той же матушки плыла по пыльной дороге, обмахиваемая бесконечным множеством кружевных платочков…. И даже не повернув в его сторону своей очаровательной головки, двинулась дальше….
Едва процессия не торопясь скрылась в тех самых извилистых переулках, Печорин захлопнул пухлую тетрадь, ловко соскочил с подоконника и отправился вглубь комнаты. То и дело, меряя её шагами, он возбуждённо, и разъярённо сопя, обидевшись на весь свет, он горел праведным гневом.
«Как же могла не заметить, не ответить хотя бы уже привычной холодной усмешкой надменной королевы, адресованной неуклюжему, но обаятельному пажу? Возмутительно! Уж я это ей так не оставлю! Не для того я столь остро колол Грушуцкого прямо в его юношеское сердце, чтобы быть незамеченным. Слишком много силу же потрачено…. »
Печорин не мог, не мог даже представить свою, уже почти влюблённую, почти побеждённую, точно, неприступную крепость, Мэри в объятиях этого хлыща…
«Да, он любит врагов, но не настолько же, в самлм деле!»
Она.
Она всё горела…. Горела от стыда и собственных несбывшихся мечтаний, в которых сейчас, и, признаться самой себе казалось нелепо…. Горела под маской рафинированной красавицы, измученной жарой, а не вовсе моральными терзаниями….
Она слишком легко попалась на крючок. Легче, чем это могло быть, и скрывать ничего не собиралась. Хотя теперь уже и не знала….
Молодая княжна пару раз почтительно кивнула в такт словам одно из многочисленных матушкиных собеседников и вновь погрузилась в свои мысли….
Отчего же Печорин так с ней поступает сейчас? Уж не из-за той надменности, с которой она приняла его ухаживания и аляповатые ужимки? Отчего именно сейчас? Маловероятно.
Мэри вовсе не была дурна собой, напротив: во многих салонах её персона была одна из самых желаемых и ожидаемых. Но…. Красотой своей она пользовалась умело, точнее, в корыстных целях вообще не пользовалась, что делало его в глазах общественности ещё выше, чем это вообще возможно.
Но что произошло…. Уж очень открыто и напролом действовал молодой интриган, приводя её в ещё большее изумление…
Как не пыталась она себя убедить, что всё по-прежнему ровно, и сердечко её — свободное, не бьётся в предвкушении хотя бы неосторожно обронённого вскользь взгляда, пути назад не было. Она прочно попала в эти сети. Сети, наверняка, изначально умело расставленные…
Но. К чему теперь горевать? К чему теперь корить себя за излишнюю наивность? Ничего не изменить, совсем ничего….
Печорин с тревогой подумывал: «А не влюбился ли он?» С тревогой, и никак иначе. Влюбиться для него было бы чересчур простым проявлением себя, а он уже давно это не практиковал. Удел молодости — влюбляться и ошибаться…. Его же удел — любить без последствий.
Любовь способна рушить города, раздвигать стены, выбивать почву из-под ног. Вполне в её духе вырвать Ваше сердце без Вашего же ведома и подарить кому-нибудь другому…. И так будет всегда, пока мы пытаемся контролировать, идеализировать свои чувства, а не отдаваться им с особым трепетом и без сожаления….
Так будем со всеми, кто мнит лишь себя героями. Вне зависимости от времени….
P.S. Смотрите советские фильмы. Над ними всё ещё не властно время. И не будет…Пожалуй, что никогда.
14 октября 2008