Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Странное желание господина Бара |
английское название: |
L'étrange désir de Monsieur Bard |
год: | 1954 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Геза Радваньи |
сценаристы: | Рене Баржавель, Геза Радваньи |
продюсер: | Andr Halley Des Fontaines |
видеооператор: | Леонс-Анри Бюрель |
композитор: | Жан-Жак Грюненвальд |
художник: | Eugne Pirac |
монтаж: | Рене Ле Энафф |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 января 1954 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
В самом начале фильм как будто бы убедил нас в том, что старая истина бесповоротно опровергнута. Мол, деньгами осчастливить нельзя. Оказывается, можно! И ещё как можно! Даже прямо-таки существует некая зависимость — чем больше денег, тем больше счастья. А что такое счастье в представлении 53-летнего водителя автобуса Огюста Барда, роль которого блистательно исполнил великий французский актёр Мишель Симон? Счастье — это когда большая и дружная семья. Счастье — это когда есть дети. Счастье — это когда дети красивы и здоровы. Как, впрочем, и родители тоже. То есть, для настоящего счастья, в сущности, нужно не так уж и много. Правда, для старого, смертельно больного да ещё вдобавок и некрасивого месье Барда это может стать реальностью только при наличии очень больших денег. И когда, по иронии судьбы, он стал обладателем фантастической суммы в 23 миллиона (правда, старых) франков, он и начинает поэтапно организовывать своё личное счастье. Для начала заключает некий контракт и (простой-то полуграмотный водитель автобуса!) фактически покупает прекрасную танцовщицу из казино (Женевьева Паж, знакомая нам по картине Кристиана Жака «Фанфан-Тюльпан» — там она исполнила роль маркизы де Помпадур) и договаривается, что она родит ему ребёнка. Что их ждёт? Шансы на ТАКОЕ счастье ничтожны. Девушка купилась на миллионы? Да, конечно, купилась. Могла ли она полюбить Барда-Симона? По законам жанра — едва ли. Но происходит невероятное. Когда до родов остаётся совсем чуть-чуть, бывшая танцовщица вдруг говорит: «Для нашего будущего ребёнка нужны не деньги. Для него нужны родители. И нужны вы, Огюст. Вы нужны и ему, и мне…»
Вот так! И с этого момента смотреть фильм становится очень интересно.
Поставлена картина совсем неизвестным у нас режиссёром, но как блестяще выступил в ней Луи де Фюнес! Нельзя не заметить, что манера игры де Фюнеса (роль авантюриста-адвоката) значительно отличается от той, которую мы привыкли видеть в его лентах 60-х и 70-х годов. Что до Мишеля Симона, то нашему зрителю он запомнился по фильму «Ох, уж этот дед!», вышедшей в советском кинопрокате в конце 60-х.
Симон — настоящий мастер гротеска. Роль водителя Огюста Барда, конечно, тоже гротесковая…
В «Странном желании господина Барда» актёру Симону уже под 60… Пара Мишель Симон — Женевьева Паж смотрится немного комично, немного нелепо (вот он, симоновский гротеск!). Но это только по-началу… Потому что пара эта — замечательная. Самая лучшая в мире!
А, вообще, этот фильм ироничный, трогательный и немного печальный. О прекрасных человеческих отношениях. Очень советую посмотреть!
10 из 10
22 июня 2015
Случайно, но как показало время, не зря набрёл на эту киноленту. Она очень добрая и чистосердечная! Она затрагивает извечную и очень важную для всех людей тему любви и семейного счастья, которые необходимы для любого человека! До каждого из нас их необходимость доходит в разное время… Например у героя фильма осознание нужности семь, жены и ребёнка пришло уже в очень зрелом возрасте… Лучше поздно, чем никогда… Мы всё время спешим, коллекционируем материальные блага, этикетки от еды и напитков на своей печени, живём для себя в этом обществе потребления… От собственной ненасытности, самовлюблённости, желании нагуляться и поймать все радости жизни, мы забываем о необходимости семейного очага, близости любимого и любящего человека, с которым хочешь жить, делиться всем что имеешь, стремясь вперёд, к лучшим горизонтам и вертикалям… Семья и дети — это извечная ценность, и главное богатство человека! Семья — это труд! Это взаимопомощь и поддержка домочадцев, которые тебя ждут и любят, сопереживая и помогая во всём! Семья — это опора и фундамент, на котором зиждется всё остальное… От любви идут к материальному благу, а не наоборот… Если не иметь семьи — то можно сойти с ума от одиночества, закончить свои дни забытым человеком…
Фильм кое-где построен комично и нелепо, но в нём просматривается чёткое желание обзавестись семьёй несмотря ни на что, в т. ч. на противодействие общества и родственников… Герой фильма Бар идёт к своей цели очень упорно и с чистым сердцем, делая для любимой женщины и будущего ребёнка всё самое лучшее и честное… Искреннее желание и самая красивая мечта уже взрослого человека! Сопереживая герою фильма из 1953-го года — хочется помочь и подсказать, пусть даже и виртуально с телеэкрана и из 2014-го года… Хотя советы в таких тонких душевных делах порой неуместны, но всё же… Кто ищет, тот всегда найдёт и будет счастлив! Порой цена счастья очень высока, ради семьи порой жертвуют всем: карьерой, гордыней… В погоне за счастьем и любовью мы отдаём все силы и средства, несёмся со всех ног, как танки, сбивая на пути все преграды… В это время мы похожи на героев, на лихих сумасшедших или наркоманов, которые бегут к своей звезде и дозе. Но это оправдано! Это того стоит, и пусть весь мир подождёт и расступиться…
7 из 10
28 апреля 2014
Господин Бард всю жизнь жил… как бы это сказать? Да, в общем, и не жил никогда господин Бард. Не то, чтобы он был злым или жадным. Наоборот — душа-человек. Да как-то все мимо него проходило. Любить-не любил, семью не завел, наматывал тысячи километров на своем автобусе 30 лет — до пенсии — да по выходным с другом на рыбалку. Жил и ни о чем не думал. То ли на «еще успеется» надеялся, то ли просто не так уж и надо было. Многие так живут. Живут-умирают. Был человек вроде как, и нет его. И злым словом не помянуть, и добрых не наберется.
Но господин Бард был странным человеком. Когда он узнал, что он серьезно болен и жить ему осталось недолго, Бард принял необъяснимое с точки зрения своих родственников и соседей решение, расходящееся со всем мироощущением любого порядочного мещанина — решил он изменить жизнь целиком и полностью. Ему тут счастье привалило — выиграл очень солидную сумму, другой бы как раз на старости лет пустился во все тяжкие, оттягиваясь за зря прожитые годы или, как советуют алчные родственники, купил бы магазинчик, нанял за бесценок рабочих, да капитал приумножал. Но господину Барду это показалось неинтересным. Господин Бард решил найти смысл жизни, настоящее счастье и оставить после себя на Земле… ребенка.
Не так уж странно — наоборот, кажется, вполне естественное человеческое желание — быть счастливым, быть любимым, быть нужным кому-то. Но среди говнолюдей, окружающих Огюста Барда оно вызывает шок. Счастье-то в деньгах! В наживе! В накоплении! В статусе! А дети… Одни траты от них. Да и какие могут быть дети, когда сам ты болен, стар, одинок и у тебя куча родственников, каждый из которых хочет в одиночку урвать кусок посочнее.
Господин Бард не умеет заботиться толком даже о себе, он не умеет жить, он не умеет общаться с женщинами, и любить начинает осторожно, боязливо, впервые отдаваясь незнакомому чувству. Но он всему научится, потому что жизнь только начинается!
О поисках человеческого счастья снято достаточно фильмов. Ведь каждый видит счастье по-своему. Когда Бард выиграл в казино 25 миллионов, я уж было подумал, что начнется еще одна типичная история про «счастливчика», но все двинулось по совсем другой колее.
С доброй иронией и светлой грустью режиссер Геза фон Радваньи рассказывает историю о странном человеке-лунатике, странном, потому что в мире, где произошла подмена ценностей и понятий, он один — старик-ребенок — начинает видеть жизнь такой, какая она есть, радоваться простым и естественным вещам, видеть истинный смысл, следовательно, идти против общепринятых норм поведения и морали. Он действительно оказывается чужаком среди мелочных, суетных, меркантильных людишек, забывших о ценности и единовременности своей жизни, заботящихся только о сиюминутных благах и только о своей прибыли, мыслящих конторскими параграфами и все, что может подарить человеку жизнь, измеряющих в денежных знаках. Бард смог подняться над этой мышиной возней только в конце жизни, но многие не поднимаются над ней никогда, стремясь успеть, схватить, урвать, не замечая, как уходят годы, не успевая оглянуться, остановиться хоть на секунду.
Фон Радваньи снял прекрасный, чувственный, созерцательный и философский фильм — душевный, сердечный, мягкий, ласковый. Не опускаясь до примитивного морализаторства, он приводит зрителя к очень простой и очень старой формуле счастья, которая, увы, сейчас не в чести — «твори добро на всей Земли, твори добро другим во благо…» И ведь он прав — сейчас даже уступивший в автобусе место старику подросток или отнесший в милицию найденный чемодан с деньгами дворник рискуют прослыть идиотами, а ценность человеческой жизни после костоломных американских боевиков, пошлых и глупых комедий о низком не кажется такой уж большой. Нас с детства приучают «хватать деньги и бежать», и когда у какой-нибудь молоденькой девушки рождается ребенок, что большинство (включая ее родителей) говорят первым делом? Ага: «Ну и дура!»
Огюст Бард обрел счастье в конце жизни в заботе о не рожденном еще ребенке и его матери. Высокий нравственный посыл фильма схож с фильмами Чаплина — с «Малышом», «Огнями рампы», и в некоторых эпизодах действительно по силе воздействия, эмоциональной насыщенности, искренности, уровне игры поднимается до уровня шедевров величайшего мастера.
Я долго думал, что же есть такого поистине привлекательного в этом грузном, мясистом, неповоротливом толстяке с мужицким лицом, по которому, кажется, каток проехал… Чем он так притягивает? После этого фильма сомнений не осталось — Симон удивительно, потрясающе человечен. Делон, Бельмондо, Ришар, Нуаре, Депардье… — любой из этих актеров смотрелся бы в этой роли искусственно. Симону же веришь настолько, что забываешь, что это вообще актер, играющий свою роль. Только и думаешь весь фильм: «Хоть бы у этого мсье Барда все получилось! Хоть бы его дело было не напрасно! Хоть бы бог отмерил ему еще немножко жизни и дал то самое запоздалое человеческое счастье! Лишь бы только он не умер, этот странный, добрый, замечательный, настоящий ЧЕЛОВЕК!» И на этом можно закончить рассказ об игре Мишеля Симона — нет никакой игры! Симон несет какой-то удивительный свет, излучает с экрана тепло. Когда он светится счастьем, — это не мещанское дешевое благополучие, дающие ощущение удовлетворения, это именно счастье человека, стремящегося отдать весь неизрасходованный за многие годы запас любви другим людям. Счастье отдающего. Симон сыграл человека, для которого настоящее — временное явление, а будущее — в его ребенке. И он борется за него страстно, не зная колебаний, стремясь успеть сделать как можно больше. Была бы в каждом человеке хоть частичка от «странности» господина Барда.
Удачно выступила Женевьева Паж в роли глубоко несчастной танцовщицы, которая впервые в жизни столкнулась с действительно стоящим человеком, действительно человечным отношением к себе и впервые увидела в мужчине человека, а не столь привычных для нее скотов.
Безусловно, хорош был и Луи де Фюнес в типичной для него роли мелкого пакостника, тщедушного «делового человека», умело управляющего жадностью и глупостью своих соседей.
Радваньи создал удачно балансирующую на грани тонкой комедии, философской притчи и истинно «гамлетовской» трагедии мелодраму, не лишенную также сатирических ноток (чего стоит, например, роскошная сцена в магазине, где полностью свихнувшиеся от чувства легкой наживы «родственнички» Барда пытаются выдать за сумасшедшего его и едва не убивают старика, пришедшего помочь их же дочке). Другие сцены фильма трогают буквально до слез. После него хорошо и тепло на душе. Весь фильм пронизан надеждой, верой, любовью, и, главное, такой простой, такой обычной, такой естественной, но так редко понимаемой нами в сумасшествии этого мира истиной!
10 из 10
27 июня 2010