Нет мира под оливами
Non c'è pace tra gli ulivi
6.3
6.9
1950, драма
Италия, 1 ч 38 мин
В ролях: Раф Валлоне, Лючия Бозе, Фолько Люлли, Мария Грация Франчия, Данте Маджио
и другие
Бедный пастух Франческо, вернувшись с войны, обнаруживает, что местный помещик и коллаборационист — Агостино, разбогатевший на бедах людей в годы войны забрал его овец и невесту. К тому же он запугал и «купил» все местное население провинции: суд, других пастухов, которые бы могли помочь Фраченско… И даже его невесту.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Нет мира под оливами

английское название:

Non c'è pace tra gli ulivi

год: 1950
страна:
Италия
слоган: «A drama of shepherd love and vengeance by DE SANTIS, director of «BITTER RICE».»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Пьеро Порталупи
композитор:
художники: Карло Эгиди, Анна Гобби
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 сентября 1950 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Нет мира под оливами», 1950

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Нет мира под оливами», 1950

Эпос в черно-белых тонах

Уставшие от непрекращающихся картин современного виртуального восприятия мира, вернемся к чистоте простых человеческих отношений, показанных в реальности Де Сантиса даже немного более театрально, чем в самом театре. Самые простые и обычные люди, вынужденные жить под гнетом более сильных и богатых и зависеть от них, показывают общество, в котором разворачивается битва между правдой и обстоятельствами. Как сильно ты хочешь правды, чтобы рискнуть тихой жизнью слабого беззащитного существа и вызывать на дуэль грозные несправедливые обстоятельства, из за которых ты терпишь страдания? Готов ли ты бороться и потерять все ради шанса исправить вред, причиняемый тебе, пока ты страшишься все ухудшить?

В центре картины главный герой в прямом и переносном смысле, Франческо Доменичи, вернувшийся с войны и встретивший еще большую несправедливость у себя на родине. Его будущее — его невеста, символ любви и верности, уведена у него к более сильному, а вернее, более наглому и гадкому антигерою Альфредо Бонфильо. Ужасный, грубый и злой, хозяин самого многочисленного стада овец, самый богатый среди всех местных крестьян, страхом и принуждением склоняет на свою сторону всех обывателей деревни и родителей невесты главного героя Франческо.

Под покровом ночи уводит у семьи Франческо всех овец, меняет на них клеймо, оставляя родителей героя голодными и бедными. Родители же невесты героя Лючии, попав в долговую зависимость от злого Бонфильо, вынуждены идти у того на поводу и отдают свою дочь, невесту Франческо, за богача Бонфильо. Герой не смиряется с такой обидой и решает вернуть себе не только все свое имущество, но и невесту. В этом он надеется на помощь и поддержку общества своих соседей и друзей, с которыми рос и жил. Мы видим, как нам показывают двух героев, но это не герой Франческо и богач Бонфильо. Ведь в центре стоит только один герой- это само общество, в котором борются две его стороны.

Настоящий эпический спор разворачивается между желанием справедливости бедных беззащитных крестьян -пастухов и их страхом, трусостью и опасением потерять все перед лицом злой несправедливости, ради которой они все терпят. Что выберет общество: защитить очевидно обокраденного Франческо и сказать правду на суде или под страхом расправы всем в один голос оболгав его, спасти свои старые хижины и овец? Что страшнее — потерять, что имеешь или жить в таких условиях страха и несправедливости? Даже если тебе безразлична судьба Франческо, то готов ли ты жить по законам, что сам установил в отношении одного из своих ближних? Смотрите, что выберет общество и как оно решит действовать покажет великолепный мастер общественной психо-эпической итальянской драмы Джузепппе Де Сантис.

2 сентября 2021

Форма прежде всего

В этом фильмы вы вряд ли найдете интересную игру актеров, вряд ли вас привлечет посредственный сценарий, и даже музыкальное сопровождение отразится в голове только колокольным перезвоном, но, если вы способны закрыть глаза на эту серость, то вас ждет поразительно красивая картина по форме, ведь операторская работа и монтаж — это ключ к пониманию ленты.

Джузеппе Де Сантис построил фильм таким образом, что единственный человек, к которому в процессе просмотра фильма испытываешь симпатию и понимание — это сестра главного героя, поскольку ее личная драма имеет хоть какой-то жизненный вес на фоне исключительно социального конфликта других героев. Возможно, с точки зрения нашего времени, из картины ушла атмосфера жизни послевоенного периода Италии, оставляя нам лишь след некой наивности. Именно наивности, которая со всех сторон давит на зрителя тяжелым грузом — положение людей в обществе, социальное расслоение, страхи общества и его разобщенность. Но вся эта гипербола, которая подана зрителю «в лоб», скрашивается прекрасными кадрами, из которых можно сделать нарезку первоклассных постеров. Актеры будут на протяжении всего фильма бегать между театральными правилами игры и кинозаконами, что ставит под вопрос логику режиссера, но выглядеть они будут красиво всегда: золотой период итальянского кинематографа, ради которого можно закрыть глаза на все огрехи.

На протяжении всего фильма каждый эпизод наполнен любовью к картинке. Не будет ни одного эпизода, который не обладал бы магическим притяжением. Я даже могу посоветовать нажать на паузу во время просмотра и разглядеть кадр как художественное полотно: игра светотени, композиция и в конечном счете красота главных актеров. Посмотрите, как сменяются планы и ракурсы, как мастерски поданы безликие диалоги, насколько точно прописан каждый типаж героя. Если вы сможете погрузиться в атмосферу формы, то остальная наивность вас уже не будет волновать. Это именно тот фильм, который держится на плечах оператора и режиссера.

15 марта 2019

1950. Де Сантис. Неореализм. Бозе

Яркие, экспрессивные описания вполне заурядных и предсказуемых событий, происходивших в итальянской глубинке. Джузеппе де Сантис нервными мазками пишет контрастные портреты главных персонажей. Главный герой напоминает мне такого поэтичного кентавра, вещающего о социальной справедливости и готового пойти на личный бунт против сложившейся системы. Неспроста ведь, именно в этой ленте Раф Валлоне так похож на Берта Ланкастера. Это романтичный персонаж, не то реинкарнация Байрона, не то — Робин Гуда или Гарибальди.

Его визави будет напротив комично неуклюж. Сальные волосы, потный лоб, толстые кривые ноги, бегающие глаза — достаточно просто взглянуть на него и не ошибешься: настоящий мерзавец. Получается обычное левацкое кино — продукт революционного наследия. Такой контраст должен лишь подчеркивать классовые противоречия, но на самом деле — это лишь ослабляет картину. Получается так, что все противоречия слишком уж обостряются.

Хотя если вдуматься, де Сантис в своей критике сложившихся устоев, как раз их же и возвеличивает. Ну вот сами посудите: главного героя обвиняют в краже овец. Что делают карабинеры? Они не наводят свои «понятия», а ведут героя в суд. Думаете в суде злодей подкупает судью? Нет. Он просто пытается договориться с адвокатом. Но ведь именно в ставке на адвоката и проявляется уверенность в сложившейся системе, уважение к Суду и признание Закона. Так что мы получаем такую удивительную картину, при которой злодей ориентируется на Право и Закон. При этом его показаниям никто не верит. Параллельно опрашивают и других жителей деревни. И тут включается такая заурядная человеческая пассивность и трусость. Злодей ведь никому не угрожал, но испугались все. Ну а Добро, в таком случае, наделяется волевым подбородком, широкими плечами и крепкими кулаками.

Получается, что весь социальный подтекст картины лишь подтверждает, что в итальянской глубинке в те годы были сложившиеся правовые координаты. Вопрос был даже не в правосознании, а в заурядных демонах предательства и человеческой подлости. И это при очевидных левацких намеках. Безусловно одно другому не противоречит, но в самом сюжете существования замысел истории оказывается не слишком раскрытым. Куда более точен был Жюль Дассен в фильме «Тот, кто должен умереть». Ведь за точку отсчета он принял вовсе не социальные противоречия, а новозаветную историю. Слишком уж прямолинейно обличает де Сантис простых сельских жителей с их конформистскими устремлениями.

Впрочем, фильм не так уж и плох. История рассказана весьма темпераментно и смотреть ее интересно. Героический Раф Валлоне, инертная и статичная Лючия Бозе, выразительная Мария Грация Франчия — все они оставляют самое приятное впечатление.

5 из 10

9 ноября 2013

О важности правильного художественного поиска

После своего успешного режиссерского полнометражного дебюта «Дикий рис», который заслуженно вошёл в историю кино как одна из вершин итальянского неореализма, Джузеппе де Сантис, ранее работавший на поприще написания сценариев, стал одним из самых видных режиссеров Италии, чье имя, без преувеличения, стояло в одном ряду с Роберто Росселлини, Витторио де Сика и Лукино Висконти. Для развития своего успеха, Де Сантис решил не особенно руководствоваться художественным поиском, а продолжить в том же духе, выпустив ещё одну ленту, которой должны были принести успех те же ингредиенты, смешанные в необходимых пропорциях. Так появилась лента «Нет мира под оливами».

Казалось бы, достаточно неплохая история, включающая в себя в определенной взвеси и криминальный триллер, и драму, и любовную мелодраму, все это на фоне разрушенной войной Италии, даже после падения фашистского режима раздираемой противоречиями. Главного героя повествования зовут Франческо Доменичи, более 6 лет он не бывал в родных краях, проведя все это время сначала на войне, а затем и в плену. Вернувшись, он увидел свою малую родину полуразрушенной, а родителей — обнищавшими по вине местного афериста, смахивающего на быдловатого Питера Устинова, — Агустино Бонфильо, обманом забравшего все поголовье овец. Кроме того, теперь Бонфильо, обладающий немалыми капиталами и имеющий виды на бывшую невесту Франческо Лючию, претендует на роль местного лендлорда, а его сообщники жестоко пресекают всех, кто не согласен с их бандитскими действиями. Решив действовать согласно классического большевистского лозунга «Грабь награбленное», Франческо при помощи своей семьи и бывшей невесты, ухитряется угнать все поголовье овец, однако, местные власти, подкупленные Агустино, арестовывают Франческо, обвиняя в краже, и, проведя шутовской суд, где все купленные свидетели, даже бывшая невеста, будут давать показания против главного героя, садят Франческо на 4 года. Как и полагается в подобных историях, главному герою удастся убежать гораздо раньше, а затем и наказать негодяя.

Для меня долгое время было загадкой, почему об этой ленте так мало информации, ведь по идее, вторая картина такого многообещающего мастера с достойным актерским составом, вроде бы снятая по всем канонам неореализма, должна была иметь успех. Данный вопрос разрешился при просмотре ленты. Основной проблемой стал сценарий картины. Конечно, я не буду спорить, вполне возможно, что Де Сантис пытался искать новый киноязык, варьируя изобразительные средства и жонглируя некоторыми логическими выкладками, пытаясь снять тот флер непроходимой серьезности, который был свойственен неореализму в те годы. Тем не менее, эта попытка провалилась. Хотя здесь и есть все запоминающиеся компоненты, сделавшие популярным «Дикий рис», а именно: красивая главная героиня, которая делает ошибку, чтобы потом ее искупить; танцы во время сборки урожая; мятущийся и раздираемый сомнениями главный герой; криминальная история, вплетенная в канву сюжета, — все это должно было сработать. Однако, все время мечущийся главный герой, действующий наобум, вызывает скорее недоумение, криминальная история попахивает явным идиотизмом, а некоторым сценам вроде сцены суда, где два адвоката, своим темпераментом, жестикуляцией и непроходимой глупостью больше напоминают клонов Жириновского, обмениваются весьма странными репликами, или сцена расправы над главным негодяем, своей длительностью, пафосом и отсутствием динамики напоминают плохую индийскую мелодраму, — все эти моменты создают впечатление недоумения, пародия это какая или действительно неореалистический фильм.

Что ещё бросается в глаза, это актерская игра. Периодически, актеры смотрят прямо на зрителя и произносят свои фразы настолько театрально и фальшиво, что чувствуешь себя смотрящим неудачный спектакль любительского студенческого театра. Хотя Лючия Бозе и Раф Валлоне, божественно красивые и действительно одаренные представители актерской среды, сумевшие создать множество незабываемых кинообразов, пытаются вытянуть историю, эту ленту стоит признать неудачной.

На удивление очень слабая картина, которая дает некоторый ответ о причинах быстрого разочарования большинства кинокритиков и зрителей в направлении итальянского неореализма. Ставлю нейтральную окраску только из уважения к Де Сантису и прекрасному дуэту Бозе-Валлоне.

4 из 10

P.S. Лючия Бозе и Раф Валлоне сумеют достойно раскрыть свой талант в другой ленте Де Cантиса, «Рим, 11 часов», но это уже совсем иная история.

24 сентября 2013

Драма Нет мира под оливами появился на свет в далеком 1950 году, более полувека тому назад, его режиссером является Джузеппе Де Сантис. Кто играл в фильме: Раф Валлоне, Лючия Бозе, Фолько Люлли, Мария Грация Франчия, Данте Маджио, Микеле Риккардини, Винченцо Таларико, Пьеро Торди, Аттилио Торелли, Giacomo Sticca, Maddalena Di Tricchio, Джузеппина Корона, Анджелина Чузано, Томмазо Ди Грегорио, Giovanni Paparella.

Страна производства - Италия. Нет мира под оливами — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.