Расёмон (1950)

Rashomon
Рейтинг фильма
Кинопоиск 8
IMDb 8.2
Описание фильма
оригинальное название:

Расёмон

английское название:

Rashomon

год: 1950
страна:
Япония
слоган: «The husband, the wife...or the bandit?»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Кадзуо Миягава
композитор:
художники: Такаси Мацуяма, Х. Моцумото, Uichi Hata
монтаж:
жанры: драма, криминал, детектив
Сколько денег потрачено и получено
Бюджет: 1
Дата выхода
Мировая премьера: 26 августа 1950 г.
Премьера в России: 22 июня 2008 г.
на DVD: 8 апреля 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч. 28 мин.
Отзывы о фильме Расёмон

Древняя Япония. В лесу изнасилована женщина, а её муж убит. Есть четыре точки зрения - у каждого из четырех свидетелей - своя. Каждая сторона проливает свет на случившееся, добавляя дополнительные детали. Однако какая же версия является истинной, если каждая претендует быть наиболее правдивой?

Другие фильмы этих жанров
драма, криминал, детектив

Отзывы критиков о фильме «Расёмон», 1950

Расёмон — цена правды/ Глазами МХКашки

Правда. Ложь.

Казалось бы, две крайности. Должна быть одна правда. Возможно, но ведь лжи может быть много. Так являются ли два эти понятия крайностями? Если немного изменить правду, она станет ложью? Где границы? Их Акира Куросава очертил в Расёмоне, или размыл…

Мы получаем четыре описания одного события. Но кому же доверять? Акира показывает нам совершенно разные версии убийства. Каждую историю ведёт один человек. И показывает он нам лишь так, как сам хочет видеть или так, как он решил запомнить произошедшее. Поверишь ты разбойнику, женщине, самураю или дровосеку, неважно. Куросава не дал ответа, зритель не получил настоящей версии убийства. У нас есть лишь маленькие детали, которые помогают наблюдателю самому построить свою версию.

Ложь оказывается немного изменённой правдой, нужно лишь найти то, что осталось правдой, неизменным во всех историях. Убит самурай. Потерян кинжал. Женщина сбежала. И на основе этих фактов зритель сам должен построить картину произошедшего.

Но почему нет правды в фильме? Она оказалась слишком жестока для каждого участника событий. В ходе преступления опозорились все участники, даже мимо проходивший дровосек. Правда слишком жестока и может задеть честь, а дабы её сохранить, каждый немного искажает историю, но здесь и появляется ложь.

Удивительный фильм, но у каждого он будет под своим углом, если два человека смотрят это кино, картина у них будет сильно отличаться… Словно оба смотрят разные фильмы.

17 мая 2020

Рецензия к фильму «Расёмон»

Перед нами классика японского кинематографа «Расёмон» 1958 года съемки. Итак, нам представлена экранизация популярного японского писателя Рюноскэ Акутагава «В чаще».

На женатую пару нападают бандит, который насилует женщину и убивает мужчину, на суде каждый рассказывает свою версию, и у каждого разная история.

Расёмон представляет собой фильм, открывший Европе всю особенность и нестандартность мышления Японских режиссеров, он получает много наград(включая Оскар и главный приз Венецианского кинофестиваля), но на родине, картина не получила признания и не вошла в массовые показы.

Картина несмотря на глубину заложенной в нее мысли, получилась достаточно лаконичной и минималистично структурированной. Технически картина реализована невероятно красочно и подробно.

7 из 10

7 января 2020

Случайная встреча

Впервые увидел лишь небольшой эпизод, из которого сумел понять, что несколько человек рассказывают об одном и том же событии, как о совершенно разных, скрывая истинно происходившее.

Заинтересовался и довольно долго искал (впервые увидел в конце 80-х).

Когда посмотрел полностью был потрясён. Вот написал слово «потрясён», и ведь это не фигура речи, действительно — был потрясён. Чем-же?

Во-первых, тем насколько прост сюжет: несколько человек рассказывают о том, что видели, но в силу разных обстоятельств рассказы получаются, как если бы они видели разные события. Такое в жизни повседневно случается и не потому, что кто-то что-то пытается скрыть, просто мы по-разному понимаем мотивацию событий. Итак, очень обыденная и часто встречающаяся ситуация — никакой новизны, но никто не попытался увидеть в этом нечто большее.

В чём же это — большее, состоит? В том, что объективно происходит цепочка событий, которые друг из друга проистекают, и эта последовательность такова, что никакого многообразия нет — есть один единственный ход событий. При этом участники, свидетели, наблюдатели происходящего, как правило, рассказывают о нём по-разному. Мир, как слюдяная пластинка расслаивается, множится, размываться — вот она объективная реальность, которая дана нам в ощущениях! Истина начинает ускользать, теряться — все правы и неправ никто, ложь или интерпретация, в которую поверил сам, попытка запутать других, и ускользнувший от твоего внимания штрих, изменивший картину увиденного.

Как мы видим, окружающих нас людей, как мы судим их поступки и их самих, каковы мы сами? — Множество миров, в которых мы отличаемся от самих себя.

В чём истина? А ведь множественности происходящего нет! или есть? Не думаю, что я, мы, способны запутаться, никто в обыденной жизни не задумывается об этом, но, когда мы хотим, чтобы нас поддержали, чтобы нас оценили, чтобы подтвердили правоту, вместе с нами сопереживали, а этого не происходит, и ты остаёшься один — не понятый и обиженный на всех, не потому ли, что тот, в ком ты искал поддержки, один из героев «расёмона», также как и ты сам.

Цельность человека возможно и состоит в том, чтобы уменьшить количество противоречивых отображений самого себя, оставшихся в сознании людей, с которыми ты встретился в жизни.

Порой так трудно понять, что истинно и что ложно, и когда человек меняет своё отношение к миру или к отдельным сторонам жизни в нём, всегда ли это конформизм.

А сюжет — сколько таких сюжетов окружает нас?

Только Куросава захотел рассказать о невозможности познать мир таким простым способом — талант…

10 из 10

1 января 2019

Первый фильм великого Акиры Куросавы, прогремевший на весь мир. И первое явление (для мира) безумного и прекрасного Тосиро Мифунэ. И первый случай в мировом кино рассказа об одном событии из 4-х углов, а это требует нескольких масок от актеров, разных ракурсов и невероятных съёмок — чего только стоит начальный поход лесоруба и игра с солнечными лучами, которые то ли призрак добра, то ли предвестник беды…

А что касаемо смыслов, то европейцам, думается, этот фильм видится воплощением ницшеанской, ну или просто негативистской философии — человек становится воплощением зла и всего низменного. За это говорит и увлечение Куросавы Горьким (он адаптировал для кино его пьесу На дне). Впрочем, увлечение русским, и Достоевским в частности (японец экранизировал еще и Идиота), придаёт и гуманистический оптимизм детективной истории, да ещё и с ребенком (как в Карамазовых с мальчиками).

Но, судя по всему, есть и сугубо японская сторона. Все ж таки до XX века там сохранялось традиционное общество. Тоска по самурайской культуре никак не проходила, а кое-где сквозит до сих пор. Надо думать, что японцы пытались переварить ещё и итоги второй мировой, в которой их воинственный дух потерпел фиаско. И в какой-то момент возникает ощущение, что больше всего японский гений прошёлся именно по аристократии. И если женщина становится заложницей восприятия ее как объекта и вроде даже протестует, хоть и не лучшим образом против этой доли… а то и мстит, разбойник подчинён страсти, а крестьянин задавлен нищетой, то самурай, имея выбор, принимает решение, близкое к понятию «позорное»… И если первые трое поступали в соответствии со своим статусом, то у самурая «кодекс чести» подвергся серьёзному сомнению. Или нет? Ведь слишком уж на нюансах, при всей вроде как дуболомности интриги в каждом из рассказов, всё построено. Поди ж разгребись в таком тумане, несмотря на солнце в кадре. Тем более что правда дождлива, а ложь светится…

31 декабря 2018

Люблю взглянуть в глаза Японии и под себя ее подмять.

В детстве я посмотрел японский фильм «Легенда о Нараяме» и это произвело на меня столь неизгладимое впечатление, что до нынешних времен я довольно успешно японские фильмы не смотрел. И вот, сделал исключение для Акиры Куросавы и в общем-то зря. С тех пор ничего не изменилось и все эти кривляния на экране мне не кажутся убедительными. Правда, с тех пор я прочитал кучу японской литературы, которую действительно считаю занимающей определенное место в моей жизни. Читал и Рюноскэ Акутагаву, по рассказу которого снят данный фильм.

На протяжении всего просмотра меня не покидало ощущение, что все это шутка — никакой это не фильм, никакой Куросава это не снимал и «Расемон» не получал кучи всяких там премий. Определенно, до всего этого я не дорос. Ну и что, что 50-е годы, в то время уже снимались гениальнейшие фильмы, а это что, извините, за туземная пляска. Никакой менталитет не может оправдать того, что абсолютно все герои похожи на ненормальных, это так плохо играют или я чего-то все же не понимаю?

Впечатления, что все эти морды на экране умеют изысканно изъясняться, тоже нет. Тем нелепей слышать длинную и убедительную речь из их уст. Сначала я пенял на перевод, но вскоре меня его насильственно лишили, кусок выпал и минут пять я просидел на субтитрах, наслаждаясь теми воплями, что выдаются за японскую речь. Да уж, лучше этого вообще не слышать. Музыка меня тоже убила целиком и полностью, я весь вчерашний вечер пытался понять — кто у кого содрал эту мелодию. Виной всему, наверное, то, что я не понимаю японских иероглифов, вдруг там что-то важное написали, а наши не перевели. В общем, завтра начну учить.

Из немногочисленных достоинств фильма — он очень недлинный, всего 1 час и 28 минут. Вся эта дикость и нелепость, а я был как бы и подготовлен, не дает совсем уж заскучать, поэтому пока вдоволь повозмущаешься и постучишь кулаками по столу — большая часть фильма пройдет. Нарисованные брови японских женщин вызывали у меня такое неудобство, что хотелось протянуть руку к экрану и стереть их. А еще, по ходу просмотра, я определил значение термина «ухаживание по-японски». Это когда вы хотите друг друга зарезать.

В итоге единственное действительно настоящее в «Расемоне», как я понял, это меч. Настоящий японский меч. То, что посмотрел в результате этот фильм, сие хорошо, потому что сейчас пойду и удалю все японские фильмы, которые собирался смотреть вообще когда-либо. Банзай, яме.

3 из 10

21 декабря 2018

Не понимаю

Фильм Акиры Куросавы интересен, что не маловажно для фильма, что похвально для фильма, который снят более полувека назад. Снят он хорошо, разные интересные визуальные решения, но наиболее интересен сюжет, смыслово составляющее.

Пересказывать сюжет в этом фильме-кощунство, ведь отчасти этот фильм — детектив, фильм — головоломка.

В отличии от фильма 12 разгневанных мужчин, с которым возникают ассоциации и из-за минималистичности(хоть и меньшей, но фильм фактически снят в трех локациях), из-за специфики, тут интересен не только и не столько суд, но сопоставление точек зрения людей, как головоломку ты пытаешься востановить историю и в тот момент, когда история составлена, большая ее часть рушится.

В фильме есть интересные фразы, например: «Рассказывают даже, что здесь, в Расемон жили бесы и те разбежались, от того, что людей испугались.»

«Нечего искать смысл в том, что люди делают, вот и вся мораль»

При просмотре фильма, забываешь, что он черно белый. Фильм не только хорошо снят, сыгранна хорошими актерами, обладает шармом, интересными фразами и идеей, но она дает надежду.

Но так же, если не доверять ничьим словам, то открывается простор для иных трактовок, как и для домысливаний.

Но можно отследить целую вереницу событий, вызванным дуновением ветра, таким образом Расемон дает фору эффекту бабочки.

Порой бывает сложно определяться, какую оценку поставить, так произошло и с этим фильмом. Он не вызвал самой сильной реакции, так что бы не раздумываясь поставить высший балл, но произвел достаточно сильно впечатление. Можно пойти по пути меньшего сопротивления и просто не ставить оценку, но я выбрал другой путь.

Я прибегнул к сравнению, сравнивал и с фильмами Альфреда Хичкока(Psyho, Головокружение), где предпочтения было отданно Куросаве. Их участи постиг и Метрополис, хоть снятый много раньше, но не до конца выдержавший борьбу со временем.

10 из 10

Фильм вне времени.

Фильм вне границ.

Фильм дающий надежду.

10 октября 2018

Слабость человечества

В фильме Акиры Куросавы «Расёмон» автор заставляет задуматься над вопросами человеческого бытия, пытается выяснить, на чём складываются отношения между людьми.

История одного преступления показывается в кинокартине очень туманно и таинственно, так же, как и в новелле Агутагавы Рюноскэ «В чаще», сюжет которой и взяли за основу. Каждый свидетель не рассказывает полной картины происшедшего, не говорит, как всё было на самом деле. Все персонажи повествуют лишь то, что выставляет их в более выгодном свете, все нагло врут перед судьёй. Немного отходя от темы, в течение всего фильма мы не видим лица самого служителя закона, что показывает собирательный образ правосудия, которое внимательно выслушивает каждого. Тем не менее, зритель так и не узнаёт правды. И дело в том, что герои прибегают к кривде лишь по вине их собственных слабости. Мысли о том, что всеми избран путь кривды, поскольку он удобнее и выгоднее, приводит в отчаянье тех, кто ещё не разочаровался в мире. Не зря буддистский монах говорит о том, что потеря веры в человечество куда страшнее, чем любое бедствие. В конце зритель улавливает лучики надежды с осознанием того, что есть ещё те, которые не могут примириться с ложью. Они и сумеют воспитать новое поколение, которое и сотворит Дивный Новый Мир, возродит Золотой Век. Правда, у Рюноскэ в своей новелле нет финального эпизода фильма с брошенным младенцем, это своего рода вывод, который вывел сам режиссёр после прочтения произведения выдающегося японского классика.

Музыка предельно чётко передаёт настроения и эмоции героев, придаёт страшной истории ещё более зловещий характер безвыходности. Самым мрачным образом в фильме является ворота Расёмон, которые взяты из другой новеллы Акутагавы Рюноскэ «Ворота Расёмон». В нём — олицетворение всей глубины человеческой подлости и коварства. Речи главных героев достаточно противоречивы, что соответствуют сюжету новеллы. Никому из них полностью довериться нельзя. Такой эффект также достигается за счёт игры актёров: в каждом варианте истории три участника преступления ведут совершенно по-разному. Этим и воссоздаётся печальная картина человеческого бытия, которая со времён Средневековой Японии, к сожалению, нисколько не изменилась.

Возможно ли преодолеть тучи кривды или выхода нет? Вот главный вопрос, который задаёт Куросава зрителю. Сам режиссёр хочет сказать, что даже в самой беспросветной бездне отчаянья отыщется капля добра и веры в человечество, но, разумеется, каждый из этого фильма может вывести свой вывод. Эта кинокартина очень впечатлила меня и даже изменила моё мировоззрение. Это один из фильмов, просмотр которого побуждает глубоко подумать над нашей действительностью.

9 из 10

22 сентября 2018

Фильм не о субъективности правды. Фильм о «зыбучих песках» эго.

1910 год, школьный учитель берет своего сына, Акиру, в кинотеатр смотреть вестерны режиссеров типа Джона Форда. Ребенок интересуется и начинает смотреть, помимо вестернов, немые фильмы. Позже Куросава делает пропагандистские фильмы. Когда он делает сценарий к самурайскому фильму, который наконец прошел цензуру, Япония проигрывает войну. Когда Сша убирает свой контроль над японским кино, возникают 3 кинорежиссера — Кендзи Мидзогуси, Ясудзиро Одзу и Акира Куросава. Мидзогуси делает социальные драмы с долгими кадрами с далекого расстояния. Одзу снимает трагикомедиии, предпочитая кадры снизу.

Акира Куросава представляет миру японское кино, снимая Расемона. Именно после этого фильма стали выдавать награды за «лучший иностранный фильм».

Трое мужчин во время шторма собираются у ворот. Они вспоминают о недавнем происшествии, собирая пазлы события. История ведется в виде воспоминания каждого очевидца события. Этот прием был позаимствован у «Гражданина Кейна» и был использован во многих других фильмах типа «Стар Трека», «Подозрительных лиц», «Героя» и др.

Фильм имеет также три действия событий. Это лес, где произошло преступление, суд и ворота. Лес — это человеческая жизнь со всеми ее сложностями, где можно заблудиться, где трудно выживать и где не существует законов цивилизации. Также лес — это неопознанный мир одного человека. В сцене, где дают показания судебному чиновнику, персонажи словно исповедуются зрителю, который должен решить много проблем. Есть ли зло в человеке изначально, либо оно накладывается обществом. Все ли люди злые или же нет. Может быть люди говорят ложь и верят в нее как в правду?

Зрителю предоставляется верить или не верить разным точкам зрения. Это все может быть правдой, также как и это может быть и ложью. Подобную контрадикцию назвали «Эффектом Расемона». Эффект Расемона — это различные точки зрения интерпретации одного и того же события.

Куросава использовал зеркало, которое отражало естественный свет, чтобы придать картине четкий контраст между светом и тенью, словно между темной и светлой стороной человека. Ворота «Расемон», пристанище странников во время шторма, символизирует цивилизацию, ворота поиска правды. Так же как и правда недоговорена и история «недостроена», так и не достроены ворота. Три путника, три места события — будто мораль, антимораль и пространство между ними. Будто ангел и демон, сидящие на плече у лесоруба.

Каждый человек в этом фильме поплатился. Муж и бандит — жизнью, женщина — честью, лесоруб несет на себе чувство вины, поэтому взял ребенка.

Вода в фильмах играет большую роль. Она может быть очищающей и т. д., но в «Расемоне» она играет почти апокалиптическую роль.

Операторская работа в фильмах Куросавы всегда прекрасна. В «Расемоне» зритель будто наблюдает со стороны за происходящим, как пятый свидетель событий, а также сталкивает нас лицом к лицу с действующими героями, словно мы выступаем в роли судей. Для того, чтобы дождь был виден в кадре, в воду были добавлены чернила. Чернила можно увидеть в заключительном дубле: они попали на лицо уходящего лесоруба.

Считается, что именно в этом фильме впервые камера была направлена на солнце. Однако, режиссер опровергнул это утверждение. Вообще солнце, как говорил сам Куросава, ведет зрителя сквозь свет и тень леса в мир, где сердце потеряет свой путь.

Освещение в лесу чередует свет и тень, чтобы показать сущность персонажей. Перед судьей освещение яркое, т. к. свидетели предстают перед правосудием, у ворот Расемона свет темный, т. к. путники ищут правду.

Несмотря на то что режиссер показал своим коллегам сценарий и они его забраковали, фильм стал культовым. Режиссер писал в своей автобиографии, что западные критики не так поняли его фильм. Он не о субъективности правды. Фильм о «зыбучих песках» эго. Все хотят иметь определенный имидж, поэтому человек преувеличивает, недосказывает и врет.

Участники съёмочного процесса подошли как-то к режиссеру во время съемок и спросили «что вообще всё это значит». Сам Куросава говорил об этом фильме как об отражении жизни, у которой не всегда есть простой и понятный смысл.

22 мая 2018

«Everybody lies» до всем известного сериала про хромого доктора.

Япония. XI век. В лесу совершенно ужасное преступление: убит самурай Такэхиро Канадзава, а его жена изнасилована. Преступник пойман и его судят. Более того, он даже не отрицает своей вины. Но тут возникает проблема — каждый участник событий рассказывает свою версию событий. Кому верить?

Укрывшись от грозы в развалинах ворот Расёмон, эту историю рассказывают участники процесса, свидетели, дававшие показания в суде — странствующий монах и дровосек — своему новому знакомому, прохожему крестьянину. Повествователи ужасаются тому, что у каждого своя версия событий. По ходу изложения всех четырех версий раскрываются характеры двух героев: монах, ужасающийся человеческой натуре, и крестьянин, который считает, что нет существа гнуснее человека и с этим просто нужно смириться. И лишь неожиданная находка на руинах ворот поможет монаху вернуть веру в человечество.

Акира Куросава совершенно не нуждается в представлении. Он вывел японский кинематограф на международный уровень, получив в 1952 году почетный «Оскар» за фильм «Расёмон» в номинации «лучший фильм на иностранном языке». Являясь потомком самураев, маэстро создавал кино, наполненное монументальным спокойствием и созиданием. Используя инновационные техники съемки, Куросава не терял некую традиционность, будто чувствовал, что здесь и сейчас снимает мировую классику, на которую будут молиться следующие поколения режиссеров.

Поднимая вопросы человеческой сущности, автор не бросается в крайности и гротеск: в каждом человеке есть и хорошие и плохие стороны. Всё, как в жизни.

25 июля 2017

Япония, 11 век. Известный разбойник Тодзамару убил самурая, прежде на его глазах изнасиловав жену. На суде каждый из участников истории выдает свою версию произошедшего. А случайный свидетель лесоруб вообще говорит, что все было по-другому.

К Куросаве у меня сложное отношение. Признавая его влияние на японское и мировое кино, я тем не менее считаю большинство его картин отнюдь не шедеврами. Нельзя отрицать, что именно этот фильм пробудил интерес в мире к японскому кино. Лента, безусловно, революционная для своего времени. Куросава снимал философскому драму, но при этом фильм не лишен сюжетной увлекательности (хотя тут скорее заслуга классика японской литературы Рюноскэ Акутагавы, чей рассказ «В чаще» и положен в основу фильма).

Из актеров прежде всего выделяется Тосиро Мифуне, чей разбойник Тадзомару с его своеобразной пластикой и диким смехом, стал самым ярким персонажем фильма и визитной карточкой актера. Именно в фильмах Куросавы Мифуне создал свои самые известные образы, а эта картина немало послужила увековечиванию обоих в ранге главных классиков японского кино (по крайней мере, в глазах западного зрителя).

Сейчас философия Куросавы о невозможности найти истину и ее виаулизация уже не так впечатляют. Тем не менее, фильм, что называется, обязателен к просмотру любителям классики кино. А Тосиро Мифуне сыграл одну из самых ярких своих ролей.

7 из 10

1 июня 2017

Что так держит мир в узде.

Набираешься смелости посмотреть очень старую киноклассику. Опасливо — Куросава непростой режиссер, к тому же японец, оперирующий непривычной европейскому восприятию знаковой системой. Обнадеживает, что с сюжетом знакома, «В чаще» Акутогавы Рюноскэ читала, и друзья говорят: «Не дрейфь, Куросава прекрасен, тебе понравится». Включаешь, настроившись преодолевать барьеры: черно-белый; снят, когда родители были детьми; расовые предрассудки. И внезапно бареьеров не оказываетлся. Льет, как из ведра, дождь — теплый, видишь, они полураздеты; смутно, но до болезненности знакомая музыка — да «Болеро» же Равеля!

И такие красивые лица. Не красота, как эстетическое удовольствие, но осмысленность, узнаваемость, близость того, что испытывают эти люди. Вот молодой Монах: «Я столкнулся с чем-то, что пошатнуло систему понимания мира. Как дальше жить и чему верить?» Дровосек: «Все врут, а правда так неприглядна, что столкнувшись с ней, любой предпочтет обман». Крестьянин: «Мир непрост, но кто может помешать тебе хотя бы попытаться понять?»

Сдержанная повествовательность: суд, минимум декора: гляди в японском средневековом суде показания давали, коленопреклоненными. И вдруг, как вспышка — дикарь-разбойник Тадзомару, до чего хорош, чертяка! Исполнителю этой роли режиссер посоветовал присмотреться к пластике какого-нибудь дикого животного, Тосиро Мифунэ выбрал льва.. Хрестоматийный вопрос начинающего астролога: «Означает ли, что человек с выраженным Львом в гороскопе будет вести себя в экстремальной ситуации царственно?» Правильный ответ: «Нет, это означает, что он будет вести себя как зверь. Как дикий зверь». Разбойник — идеальная иллюстрация.

Женщина: боже, какая красавица! И какая невыносимая трагедия. В одночасье лишиться всего, из уважаемой матроны, жены самурая, превратиться в отверженную. Ты ничего не сделала, чтобы спровоцировать чугунную дуру, которая влетела с размаху в жизнь и разбила ее на осколки, но так случилось и ничего теперь не изменить. Это он, муж, повел себя, как глупец и трус, а в праве на жизнь теперь отказывает тебе. Мировой феминизм в неоплатном долгу перед Куросавой за этот образ.

Самурай, что ж, его тоже можно понять. Хотя: Radix omnium malorun est cupiditas (Корень всех зол — алчность). И вообще лошара. Как по мне, слова доброго не стоит, если вы знаете — скажите. Дровосек, вот ведь червь: там сныкался, здесь сироту обобрал и все ноет, все скулит: «Не мы такие, жизнь такая!» Но почему за начальным: «Мир непрост и полон страданий», к финалу слышится: «Но в целом устроен правильно и справедливо.»? Не знаю, может потому что есть Крестьянин. который правильно делает и Монах, правильно осмысливающий. Что-то так держит мир в узде, что может птенчик спать в гнезде.

29 марта 2017

Фильмы, где показываются проявления характера человека в сложных ситуациях, всегда интересны. Вот живут себе люди, имеют четкие представления о том, что хорошо, а что плохо, косо посматривают на тех, кто в эти представления не укладывается. Ясное дело, осуждать других легче всего. При рассматривании чужих недостатков свои кажутся минимальными. А в случаях из ряда вон выходящих, человек может открыть в себе такие черты, в наличии которых и самому себе-то признаться стыдно. Вот такая ситуация и произошла с героями фильма.

Сюжет строится на освещение одного события от лица каждого из его участников. В итоге оказывается, что все они в той или иной степени солгали. Даже призрак самурая. Встает вопрос на тему того, для чего они это сделали. Как мне показалось, их поведение в изложенных ими версиях отражало их систему моральных ценностей, то есть, изначальное понимание того, какие поступки можно считать правильными. И если принять историю, рассказанную дровосеком, за правду, то можно понять, насколько поведение героев в реальности отличалось от этих представлений. Судья не показан. Кого герои пытаются убедить, приукрашивая действительность? Тех, кто на них смотрит, или самих себя? Одно из самых страшных испытаний для человека — узнать, что он не соответствует своему же идеалу. Но кто может их осуждать? Тому же дровосеку, например, тоже было, что скрывать. Но и у него были свои причины для того, что он сделал. Да и окружающая обстановка, показанная в фильме, не давала возможности думать о возвышенном — нужно было бороться за выживание. Кого в такие времена волнует моральная составляющая поступков?

Интересно само раскрытие образов героев истории. Изначально, самым уязвимым персонажем казалась жена самурая, не имеющая возможность себя защитить. Позже она проявила себя в совсем ином качестве, а вот у самурая и разбойника оказалось гораздо больше слабостей.

Фильм производит сильное впечатление, несмотря на минимум декораций и небольшое количество действующих лиц. Можно даже сказать, что минимализм исполнения позволяет лучше выразить главную идею.

В общем, замечательная вещь.

10 из 10

18 февраля 2017

Если уж говорить о классике кинематографа, то упустить из виду «Расёмон» Куросавы — это какое-то попросту вопиющее действо. Потому как и с точки зрения актёрской игры, и с точки зрения сюжета эта лента — попросту идеальный пример кинематографа пусть и достаточно примитивного, уложенного только лишь в бытовые категории, однако же при всём при том в полной мере отражающего восприятие действительности теми, для кого, в принципе, данные ленты и снимались. Эдакое проецирование реальности в кинематографическую среду, а, возможно, что и наоборот — кто уж тут доподлинно сказать может.

Что касается сюжетной линии, она абсолютно не нова и активно использовалась в последствии ещё и Бергманом в работах среднего периода, к примеру, в прекраснейшем и очень добром, в отличие от «Расёмона», «Девичьем источнике», несмотря на тот, что заканчивается он куда более грустно: мужчина влюбляется в девушку, замужнюю, и, не находя другой возможности добиться её расположения, решает попросту её изнасиловать. Всё бы ничего, да только после подобного в мужнюю семью девушка, разумеется, вернуться уже не может, а потому ставит вопрос ребром — если тот самый насильник и сумеет её мужа убить, то она, скрепя сердце, пойдёт за него замуж, а если муж победит — то с мужем и останется. Ну, если муж позволит, разумеется, время-то там такое, что женщина особо-то, как кажется на первый взгляд, ничего и не решает.

Да вот только, разумеется, так только кажется. И выясняется в конечном счёте, что отнюдь не безропотной ланью та самая девушка была, а вполне чётко отдавала себе отчёт в своих действиях, да и насильник сам — отнюдь не деспотичного склада и ума человек, напротив, попросту, говоря по-человечески, голову потерял и не сумел с собственными эмоциями справиться, а вот как раз-таки муж, эдакий постоянно ускользающий из виду субъект, с ним всё много сложнее, потому как человек, в восприятии которого всё изначально замешано на одном только лишь эгоизме и желании лишь брать, ничего не отдавая взамен, изначально куда более опасен, нежели насильник в физической его форме. Моральное насилие вообще куда более страшная штука, нежели физическое, если судить по тем последствиям, которые оно оказывает на личность человека.

Получается так, что в этой очень простой и по форме, и по содержанию, работе Куросава показал даже не столько всю тривиальность и во многом даже лишнесть традиционного семейного уклада, в большей степени основанного на лицемерии, пошёл он куда дальше, перекладывая эту аналогию — а что же на самом деле больнее — вообще на всё аспекты человеческой жизни. С одним неутешительным выводом — с какого ракурса не смотри, страдать всё равно будут дети, потому как они в таких ситуациях самыми первыми оказываются лишними.

16 февраля 2017

Признаться, я не могу назвать себя экспертом в области японского кино. И, наверное, скорее не потому, что не люблю его, а просто потому, что так складывалась моя судьба, что с японскими картинами мне не удавалось знакомиться.

Также и с творчеством Куросавы, режиссера этой ленты, я знаком не слишком сильно. До просмотра этой ленты я видел лишь знаменитый «Семь самураев», которые оставили у меня весьма неоднозначные впечатления. Также получилось и с этой картиной.

Я признаю, что Куросава признанный гений, что это легенда мирового кинематографа, что фильм снят более полувека назад, но, честно говоря, мне просмотр этой ленты давался с большим трудом.

Этот фильм безусловно не для каждого, как, наверное и все другие работы этого режиссера. Он может показаться муторным, затянутым. В картине показана очень своеобразная игра актеров, которые очень харизматичны, но местами этой своей харизмой откровенно раздражают.

Это кино, в котором, как мне показалось, режиссер размышляет о лжи и правде, о том, что ложь это не всегда горькая правда, а иногда еще и все-таки «ложь во спасение», ведь задета сама честь.

В любом случае, Оскар и Золотой Лев говорят сами за себя. Кстати, интересным фактом является то, что считается будто именно из-за этого фильма на церемонии Оскара появилась награда «Лучший фильм на иностранном языке».

В общем, мне лента показалась тяжелой и отчасти нудной. Фильм смотрится тяжело и словно из под палки. Но, безусловно, если интересуешься историей кино, то этот фильм к просмотру обязателен.

10 октября 2016

Расемон — врата в темные глубины души

«Расмеон» первый фильм Акиры Куросавы, с которым мне посчастливилось познакомиться. Это поистине шедевральная картина, картина японской жизни, быта древней самураевской эпохи. Картина, написанная не черно белыми красками, а бурей эмоций.

Как и любой шедевр чтобы понять данный фильм необходимо вглядываться в любую деталь и выходить за рамки фильма.

Название фильма «Расемон» выбрано не случайно, оно несет свою роль в данном фильме. «Расемон» — это ворота, стоявшие в южных концах основных городских проспектов в древних японских столицах Наре и Киото. На противоположных (северных) концах проспектов стояли ворота Судзаку — парадный въезд в императорскую резиденцию. К XII веку ворота пришли в запустение и стали небезопасным местом, имевшим дурную славу пристанища воров и разбойников. В строениях ворот оставляли трупы и брошенных детей. Легенды гласили, что ворота служили обиталищем демону Ибараки Додзи.

Получается, уже в названии фильма режиссер дает нам понять, что в этом фильме зритель будет постигать загадки человеческой души не через центральный императорский вход, т. е. не через поверхностное рассмотрение образов и разбор человеческих благодетелей, а заглянет в самое сокровенное, ту часть, которая неподвластна никому из нас, в те глубины души, где творится зло, потерянную часть души.

В самом начале фильма перед нами предстают три персонажа: монах, дровосек и человек, скрывающийся от дождя. Все эти три человека пытаются понять и выяснить где же, правда, в истории, которую им довелось услышать. Произошло убийство мужчины и изнасилование женщины. Прошел суд, на котором предстал убийца и женщина подвергшаяся насилию. В ходе дачи показаний каждый из людей дает противоречивые данные преступления. Но все же кто несет на себе вину за столь страшные преступления?

Первой версией предстает версия разбойника — убийцы: В своем рассказе он предстает как благородный разбойник, для которого честь и отвага превыше жизни. Женщину, которая ему понравилась, он хочет заполучить без пролитой крови в присутствии ее мужа в знак его силы перед ним. И убил он человека только исходя из спасения чести девушки и в равном бою, освободив от веревок ее мужа. Он безумен, но он силен, умен, отважен и благороден.

Второй версией предстает версия девушки: В ее рассказе причиной данного преступления она видит себя, чистую нетронутую деву с кротким нравом и светлой душой. Узнав что ее муж болен она устремилась на помощь ему пробираясь сквозь лес в своих светлых одеяниях. Но ее муж был связан, а она обманута, но она не сдалась этому разбойнику и не покорилась добровольно его прихотям. Она до последнего храбро боролась с ним с кинжалом в руках и когда ее силы закончились, то разбойник овладел ею. И после всего произошедшего жена увидела в глазах мужа презрение к ней, в глазах человека который оставил ее на растерзание этому чудовищу. Презрение и сомнение в ее чистоте для нее оказывается сродни смерти, и она просит ее убить.

Третья версия происходящего была описана от лица духа убиенного мужа: Его благородного самурая хитростью связал разбойник, после чего разговорами своими прельстил им горячо любимую жену, которая с легкостью в душе предала мужа. Он после долгих оплакиваний своего положения и утраченной чести сделал себе харакири.

Данные истории высказаны со слов основных действующих лиц данного преступления, но они настолько хотели предстать в своих историях благодетелями, которые оказались в патовой ситуации, что все, что они изрекали, являлось ложью. Каждому из них не было дела до другого человека их съедали пороки, их черствые душонки. Каждый из них хотел лишь спасти свое чрево, а не свои души.

Все это мы слышим из четвертой версии произошедшего, рассказанной дровосеком, который оказался невольным свидетелем происходящего. Но можно ли верить этому человеку, если кругом ложь и ничего кроме лжи?

Грехопадение человеческой души на фоне всепоглощающего и беспрерывного дождя, который к концу фильма перестает лить. Дождь — это символ очищения человеческой души. Вот и в этом фильме по окончанию дождя автор дает надежду этому миру и монаху в его лице, который находит маленькую, но все же надежду и веру в светлые стороны человечества.

Вывод: Данный фильм предназначен для истинных ценителей «умного» кино. Черно белые краски в сочетании обширной палитры эмоций и чувств. Здесь не нужно искать героических сражений самураев и умелое пользование мечом, сражения в данном фильме происходят в сознании людей. Прекрасный подбор актеров и их великолепная игра, интригующий сценарий, тревожная будоражащая музыка и четко прорисованные детали древней самураевской Японии.

9 из 10

27 сентября 2015

«Что и почему помнит человек»

Человек не может помнить все, так же он не может запоминать события объективно. Как говорится, «сколько людей, столько и мнений». Эта проблема остро стоит в замечательном фильме Акуры Куросавы Расемон.

Сначала об увиденном рассказывает преступник. В его варианте событий он убил самурая в честном поединке, которого пожелала жена, и завладел ей. Со слов жены все было иначе. Преступник ее изнасиловал, а муж отрекся от нее.

Самурай же увидел ситуацию в ином свете. Он сказал, что жена пожелала его убить и убежать с разбойником.

Но на самом деле, как рассказывает уже дровосек, более-менее объективная картина складывалась из кусочков этих рассказов, как, если три цвета поместить рядом, то середина и будет правдой.

Любую ситуацию человек сознательно или не сознательно видит так, как он бы хотел ее видеть, то есть адекватно его жизненным принципам, желаниям, ожиданиям. На самом деле так и рождаются слухи: кто-то рассказал ситуацию со своей точки зрения, кто то уже пересказал ее со своей и так далее, по принципу «сломанного телефона». Иногда такой искажения информации не является случайным, помогая человеку представить ситуацию в выгодном ему свете. Такая проблема сейчас остро стоит в мировых СМИ.

Так что же и почему помнит человек? Человек помнит лишь то, на что обращает внимание, а обращает внимание он на вещи, которые сознательно или бессознательно кажутся ему наиболее важными, исходя из его мировоззрения, ценностей и желаний. К примеру, ребёнок может не запомнить поход в зоопарк в целом, но помнит фламинго, т. к. обратил на них внимание и задумался. Или же экскурсионная поездка, ребенок мог не запомнить ничего, даже сильного дождя, доставившего ему неприятности, но запомнил дудочку, продававшуюся в сувенирах и т. п.

Чаще всего плохие события и переживания стираются из памяти быстрее, чем хорошие. Мне кажется, что это один из защитных механизмов психики, для недопущения повторений переживания неприятных ощущений, для более оптимистичной жизненной позиции.

В конце фильма монах говорит, что скоро разочаруется в людях, ибо кругом ложь и грязь. Но, многие люди искажают факты без злого умысла, даже не замечая этого, ведь такова человеческая природа.

Дополнения:

Я думаю, что нет, нельзя изменить человека. Ссылаясь на концепцию Фрейда об Эросе и Танатосе можно утверждать, что человечество невозможно без деструктивной силы, как Инь без Яня. Всегда должен быть противовес. Добро и зло, любовь и агрессия, жизнь и смерть. Без противоположностей наш мир существовать не может, следовательно общество без зла существовать и развиваться не может.

14 мая 2015

Проецирование желаний и страхов на окружающий мир

Что такое изнасилование и как на него реагировать? Преступление совершается на глазах связанного мужа и у каждого из участников своя точка зрения на происходящее. Первым на суде дает показания разбойник, исполнивший свое нечистое деяние. По его словам женщина потребовала смертельного поединка между ним и законным мужем (который умер в схватке), чтобы восстановить свою честь. Сама же женщина призналась на суде, что не могла выдержать осуждающего взгляда своего мужа и в каком-то безумстве убила его. Третья история была рассказана умершим самураем из уст прорицательницы. Он сам совершил самоубийство, не выдержав обрушившегося на него позора. Наконец, последняя история от случайного прохожего. Мужчины действительно бились за честь женщины, но страх и сомнение в собственных действиях мешали им действовать смело и достойно.

Рассказчики проецировали собственные страхи и желания на одно и то же увиденное событие, поэтому их истории различались. Разбойник рассказал благородную и смелую историю, показав себя также и в положительном свете; обесчещенная женщина сообщает скорее о своем бессознательном желании убить мужа, так как именно он являлся источником ее сильного чувства вины; самурай рассказывает, что умер по своей воле, причиной чему послужило осознание невозможности восстановить собственное утраченное достоинство. Случайный прохожий перенес собственные страхи на воспринимаемое событие. В целом же пороки здесь имеются у каждого, но также у каждого (даже у разбойника) имеется понятие о чести, от которого невозможно отказаться, даже будучи одержимым греховной страстью.

21 января 2015

Реквием по Истине!

Настоящая правда всегда неправдоподобна! Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.

-Фёдор Михайлович Достоевский

«Бесы»

В тысяче девятьсот пятидесятом году Акира Куросава представил фильм «Расёмон» снятый по книге «Ворота Расёмона» Рюноскэ Агутагавы. Ходит легенда что именно для фильма «Расёмон» на церемонии`Оскар» в пятидесятом специально открыли номинацию «Самая лучшая иностранная картина». Во всяком случае это теория имеет право на существование просто ради факта в дань уважения великому «самураю» -Акире Куросава. Этот человек чьё имя ставшее эталоном истинно философского синематографа с глубоким смыслом для чего и собственно создавалось кино как искусство.

Сюжетный циркуляр хронометражем 88 минут назначает зрителя временным судейским чиновником всей резонансной экранной кабуки. С большой предварительной осторожностью Куросава тащит зрителя в родник хоррора и саспенса с тщательно придуманным пост-эффектом в аванс.

Версии субъективные в кандидаты в одну истину разлагаются с четырёх сторон у которых своя ложь на правду. Этот феномен пользовался как и фабула так и киношный приём для создания психологического портрета антагонистов.

Фильм инструментировался конфликтологией в форме пластов повествования разных сторон исходя из глубоко субъективных суждений к траверсу единой истине что так и осталось полностью не раскрытым. Заметно при этом Куросава как другие режиссеры не оставил вопрос безответным, но оставил выбор ответа за зрителем, что на мой взгляд является очень приоритетным для творческого человека. Иными словами Куросава относится к категории режиссеров которые не воспринимают зрителя как исключительно тупая масса.

Тонко адаптировав книгу под сценарий при этом обогащая стилистикой азбучного нарратива и детектива подобного только ему, наблюдать за этим черно-белым фильмом снятого больше полу века назад так и хочется стоя аплодировать великому мастеру кино. Тут хрестоматийность не утрирована, а наоборот достигла уровня великого мастерства повествовании и режиссуры.

Это бесспорно шедевр мирового кино и искусства. Виртуозность человека, как гений не видит национальности, будь он японец или итальянец даже если с острова Палау. Подход к работе универсален: нескончаемый процесс, а не важность исхода как такового. Это и есть та тонкая грань отличающая художника от ремесленника.

«Человек лжёт от слабости» -говорит монах в фильме. Сколько правды в его словах!?

10 из 10

25 ноября 2014

Человек никогда не научится главному — отличать добро от зла…

Рюноскэ Акутогава изобразил ворота символом и олицетворением национальных устоев японского общества того времени.

Режиссер Куросава, снявший одноименный фильм по книге Акутагавы «Ворота Расемон»,практически полностью смог перенести весь рассказ на экран, но конечно же не обошлось и без незначительных отступлений от основного сюжета, это видно по концовке фильма и к примеру, в отсутствии сцены с одним из очевидцев произошедшего. Но в целом фильм снят строго по книге, что лично я всегда приветствую в экранизациях.

В самом же фильме все персонажи изображены ярко и это позволяет лучше узнать и понять их, дать ответ на всплывающие вопросы, которые несомненно появятся у зрителя.

Скажу сразу, что фильм «Ворота Расемон» -это не тот фильм, после которого на душе возникает беззаботное чувство удовлетворенности после увиденного фильма, напротив, у большинства возникает чувство, которое заставляет зрителя задуматься и пересмотреть свои взгляды, т. к. в сюжете затрагивается вопрос, который был и будет актуален всегда. Однако, к этому мы еще вернемся.

В фильме наблюдается сильная игра с движением света и тени, неординарный выбор ракурсов, что делает зрителя неким наблюдателем со стороны, вовлеченного в происходящие события.

Нельзя не отметить, что большое внимание на незначительные детали лишь еще больше погружает нас в атмосферу эмоциональной, тайной и даже немного мистической картины. Вас не будут пугать усовершенствованными спецэффектами или чудищами с криками и воплями, вовсе нет. В фильме напряженное музыкальное сопровождение, которые лишь усиливается в такте и ритме в самые кульминационные моменты.

Вернемся к проблеме, что затрагивается в фильме и книге, которая актуальна и в наши дни. Это проблема человеческой лжи, распутности и безнравствености.

Ворота- олицетворение борьбы добра со злом, хорошего с плохим. Кстати тот факт, что у ворот идет дождь-это не случайность. Вода смывает все грехи. Дождь- плачь неба от человеческих грехов, чтобы перейти на путь истинный (по ту сторону ворот),нужно избавиться от порочностей и лишь тогда нам сулит ясное небо над головами.

Поиск истины является основной темой и проблемой в фильме, но она не находится на поверхности, только тонко прочувствовав сюжет можно найти эту истину.

Режиссер оставляет финальное слово зрителю, дает нам «пищу для размышлений». Этим мне и понравился фильм. Здесь нет определенного ответа на вопрос, нам самим решать.

9 ноября 2014

Дело было так…

Громыхающая небесная твердь обрушила на землю потоки воды: не спрятаться, не скрыться. Троица случайных прохожих укрылась от гнева господнего под полуразрушенной крышей южных ворот древнего японского города Киото, называемых Расемон. Предметом их спора становится прошедший накануне суд над разбойником, совершившим двойное преступление: убийство самурая и изнасилование его жены. Были выслушаны свидетельства нескольких очевидцев произошедшего, но ни одно из показаний не дает однозначный ответ.

Один из нерушимых принципов детектива состоит в том, что у загадки должна быть разгадка. Но может ли истина быть субъективной, зависящей от точки зрения зрителя или участника событий? Классическая лента Акиры Куросавы, основанная на рассказах Рюноске Акутагавы, подняла и блестяще изучила этот вопрос, став в итоге одной из ключевых картин в истории философского кинематографа. Куросава взял за основу сценария два эссе, намеренно смешав их мотивы: первое — «Ворота Расемон» — подарило фильму название да место действия начала фильма, второй рассказ, уместившийся на десяток страниц, — «В чаще» — послужил основой сюжета. В первом произведении Акутагава сделал ворота символом морального и физического разложения средневекового японского общества. Литературный первоисточник «В чаще» представляет собой лаконичный пересказ слов пятерых очевидцев совершенного преступления: словно протокол допроса, только без вписанных вопросов дознавателя. На тот момент Акутагаве удалось поднять алогизм до высочайшего уровня. Рассказ был признан уникальным: творческая манера необычна и не лишена новаторства.

Куросава практически целиком перенес весь рассказ на экран, лишь добавив свою концовку и выбросив свидетельство одного очевидца. Медленно, вдумчиво, с большим чувством режиссер разбирает по кусочкам представленное героями событие. Своих персонажей постановщик выписывает необычайно живо и ярко, не скупясь на полутона и не стесняясь, где это нужно, походить вокруг да около, лишь бы добавить в портрет еще пару мелких штрихов, — и итог поражает. Это не фильм, после которого улыбаешься каждому прохожему, он оставляет тяжелое, гнетущее чувство. Жанр картины — всего лишь оболочка истории о выборе, который делает каждый человек. И хотя персонажи в фильме произносят свои реплики почти один в один с героями рассказа, отличие на лицо. Если в книге мы видим лишь монологи, то магия кино позволила увидеть поступки: так в сцене прохода дровосека сквозь лес саспенс нагнетается похлеще лент Хичкока: планы меняются каждые несколько секунд, успев за пару минут набежать почти до двадцати, где-то за кадром сумасшедшим ритмом звучит настораживающая музыка, а спустя полчаса в том же фильме — иная стилистика в сцене допроса судейским чиновником: статичный план, внешний ракурс, позволяющий зрителю ощущать себя дознавателем. От этого отчетливо видны все движения, сомнения, гримасы свидетелей — Куросава дает нам возможность изучить каждого в отдельности, причем не только снаружи, но и — изнутри. Но на этом находки не заканчиваются: в момент свидетельства призрака использован тонкий прием: предсказательница в точности повторяет движения умершего самурая.

Куросава создал смелый и сильный визуальный эффект, играя с движением света и тени, необычного выбора ракурсов, но помимо этого — акцентирование внимания на деталях: глаза персонажей, орудие убийства, одежда, и место общей композиции, также добиваясь эмоционального воздействия, не забывая про классические приемы японского театра, перенесенного искусно и бережно на кинопленку. В итоге режиссер снял тягучую, обволакивающую, пугающую и даже немного мистическую, но безумно мудрую картину. У Куросавы получился восхитительно атмосферный фильм, впечатляющий безо всяких кровожадных монстров и дорогущих спецэффектов — исключительно визуально-постановочным мастерством его авторов: лента пленяет и будто бы засасывает. Мастер смог чисто японское мировоззрение продемонстрировать всему миру, и этот взгляд оказался актуальным и востребованным как в Европе, так и в Америке: в дальнейшем многие именитые режиссеры использовали художественные приемы, открытые гением из страны восходящего солнца.

Но не стоит сбрасывать со счетов ворота «Расемон» как символ: недаром они выведены в название. Ворота — это центральная точка системы координат, начальная станция отправления в путь борьбы добра со злом как внутреннего, так и внешнего. Неспроста у ворот идет дождь — это занавес от чистого мира: режиссер добивался, чтобы дождь на заднем плане был черным. Вода смывает все грехи, но здесь небеса плачут от человеческой лжи и порочности. Чтобы шагнуть туда, за линию дождя, нужно избавиться от грехов, порицаемых данной историей: трусость, прелюбодеяние, воровство, предательство. Автор придал оригинальную художественную форму вечным человеческим раздумьям. Фабула сюжета здесь относительна, что было тоже новым веянием не только японского кинематографа, но и мирового в целом. Фильм в какой-то момент приобретает поэтическую оболочку, словно некая шекспировская трагедия перенесена в японский фольклор. Неслучайно позже Куросава снимет «Трон в крови» — адаптацию одной из трагедий английского драматурга. И хотя здесь трудно найти Шекспира, он все же есть. Имеется ввиду Шекспир в восточном понимании, ибо Куросава смог дать ответ на общечеловеческий вопрос: неоднозначность вывода заложена в нас самих.

Фильм насквозь пронизан символами: то, что сам человек считает правдой, может оказаться не чем иным, как фикцией, которую он просто внушил себе и другим, полагая, что это правда и есть. Смысл в том, что любое воспроизведение событий имеет свою часть лжи, что еще больше запутывает судей, да и нас — зрителей, наверное, тоже. И если судьи по своей натуре могут принять чью-то точку зрения, то зрителю хочется докопаться до правды. Мораль и истина стоят на зыбком песке в этом месседже о двуличности человеческой натуры. Приукрасить, приврать, добавить — это будет рассматриваться уже на основе американской истории в фильме «12 разгневанных мужчин». Фильмы разные: и время, и место действия, и атмосфера, но суть одна — все люди врут. Финал в поисках истины задает противоречивый вопрос: что важней — соврать, украсть, но спасти чью-то невинную жизнь, или — жить без грехов, но забыть о человеколюбии. В противовес множеству учений философов, предлагающих несколько истин, в одном фильме японского мастера скрыта основа всех главных религий — истина едина, у нее не может быть много лиц. Поиск истины в глубине фильма. Режиссер предоставляет последнее слово зрителю: вам решать, а я отхожу в сторону, оставив ворота, как и сам финал отрытыми.

17 октября 2014

«Люди редко говорят правду»

Вообще не очень люблю чёрно-белые старинные фильмы, но решила посмотреть экранизацию Акиры Куросава «Расёмон».

Наверное большая часть фильма держала меня в напряжении, потому что очень уж хотелось узнать в чём же правда.

У каждого человека (у дровосека, странствующего монаха, стражника, разбойника и женщины) своя точка зрения на несчастный случай, где погиб человек. И не знаешь кому верить. Все мнения, на мой взгляд, очень правдоподобны.

Хочется отметить, что рассказ «В чаще» соответствует экранизации, что является немаловажным.

Люди редко говорят правду. Данная проблема актуальна не только в фильме Куросавы «Расёмон», но и в наши дни. Сюжет очень завораживает. Смотрится на одном дыхании. Советую всем. Начинаешь задумываться над многими вещами в нашей жизни.

28 сентября 2014

Мысли вслух

Привычное это дело — врать. Ремесло в освоении несложное, да и по нраву приходится многим. Однако рано или поздно наступает время говорить правду, и застает оно человека врасплох.

«Никому нельзя верить» — сокрушается монах. Верить нельзя, да выяснить правду придется. У каждого она своя, но что есть истина? Философы утверждают, что она не одна, но здравый смысл доказывает обратное.

Акира Куросава искусно и ненавязчиво раскрывает детали, наводящие зрителя на определённые догадки, в то время как в прозе Рюноскэ Акутогавы наблюдается тенденция недосказанности.

В понимании картины важен каждый штрих, именно поэтому несоответсвие актрисы с детским лицом и пухлыми щечками образу смуглой девушки с маленьким продолговатым лицом оставил след разочарованности.

Понять произведение — значит пережить события, представленные в нем, взглянуть на мир глазами каждого из героев и, наконец, сформировать собственное мнение. Фильм требует тщательного внимания, но несомненно стоит потраченного времени.

27 сентября 2014

Японский, мать его, Вуди Аллен.

Терпеть не могу Вуди Аллена, а теперь и Куросаву, а вместе с ним и всё восточно-азиатское кино. По невероятной, необъяснимой причине чувака записали в синематографические гении и вот теперь к вечно тлеющим углям моей ненависти подбросили охапку сухого хвороста. Да, конечно я понимаю, что для японцев потерять лицо сродни потери смысла жизни, после чего остается только один выход, самоубийство. Но ведь это «5D» повествование ведется после второй мировой войны, где порог человеческого грехопадения преодолен с запасом. В этой войне нация чуваков с «первыми встречающими солнце» островов потеряло вместе с драгоценным лицом все что можно. И вот Куросава, парняга, которому кто то начисто стер память, снимает «откровение». Снимает отвратительно.

Прекрасные актеры которые составили бы честь любой западной картине, вынуждены по старой японской традиции, чтоб она провалилась, кривляться, переигрывать, приумножать и без того драматическую ситуацию. Ко всей этой «КОШМАРНОЙ» ситуации происходящей в картине, которая не стоит наших с вами обнаженных сердец, Куросава в отсутствии дополнительного материала, совершено безалаберно затягивает рассказ, полчаса герои ходят по лесу, часа на два застывают в пароксизме обрушившегося горя и так же долго и совершенно бестолково фехтуют в прекрасном субтропическом лесу, хотя один из них самурай, а другой знаменитый разбойник. Картину я досмотрел благодаря отличному дубляжу, который, к слову сказать, спас так много отвратительных картин.

1 из 10

3 мая 2014

Благодаря тебе, я опять поверил в человека

Тема человеческих пороков в кино ничуть не нова, много картин подобной тематики вышло на экраны, и «Расёмон» однозначно один из лучших среди них. Фильм, несмотря на возраст, представляющий собой одно из самых убедительных и одно из самых сдержанных произведений среди подобных. Здесь нету чрезмерной жестокости, да и вообще визуально никаких кровавых или аморальных сцен. И людей никто не выставляет святошами, как и наоборот — откровенных зверей среди них нет. Зато рассматриваемый вопрос как раз таки изучает корень всех войн, конфликтов, находящийся в человеке.

Действительно оригинальный сюжет, который, слава богу, не успели растаскать на многочисленные ремейки (ремейк 1996 года благополучно забыт) за целых 63 года, практически с первых минут захватывает, и является тем редким случаем, когда концовка абсолютно непредсказуема (при условии, что смотрящий не начитался спойлеров). Есть одно убийство и различные версии произошедшего, из которых совершенно неясно, где наиболее правдивая. Но не стоит бояться — зрителю все очень доходчиво объяснят, и правда все-таки откроется. А вместе с ней и замысел автора, делающий «Расёмон» одним из лучших фильмов в истории, одним из наиболее правдоподобных.

Разговаривая со зрителем простым языком, и не перегружая картину метафорами (тут таковых почти нет), Акира Куросава заставляет поверить в эту историю, в которой есть и мистика, в малых количествах, и не всегда понятная русскому человеку японская культура. Но, сама заложенная в произведение мысль настолько законченна, настолько четко выточена, что попросту веришь, несмотря на то, что само происходящее не всегда реалистично и иногда заметны и оплошности актеров, и постановочность нарочито медленных боевых сцен.

Оправдывая жестокость, направленную по отношению к опустившимся до зверей людям, да и вообще злобу, Ларс фон Триер в своем знаменитом «Догвилле» явно преувеличивал происходящее на экране, искажая реальность до более страшной, но точно ее отражающей, ситуации. «Расёмон» же тем и хорош, что преувеличения в нем куда меньше и сам он тоньше, мягче. Грех здесь оправдывается мотивацией, в данном случае — желанием помочь другим людям. А самолюбие в данном случае ничуть его не оправдывает. Именно в эгоизме и безразличии видится у Куросавы корень зла, а не в том, что люди периодически могут пойти на преступления. Истинная чистота ведь не снаружи, а внутри.

10 из 10

P.S. Смотревшие фильм, наверняка, могут не согласиться с моей трактовкой и пониманием сюжета. Ведь, кто-то считает, что правды в фильме так и не было, лишь неопределенность. И реально, это так. Но мне хочется верить в финальную версию, очень хочется верить в человека. Не дай бог и он соврал — тогда вообще финиш.

4 декабря 2013

Пятнадцатый камень сада Рёандзи.

Каюсь — заголовком для своей рецензии взял название книги журналиста Владимира Цветова, которой зачитывался в детстве. Проведя более 10 лет в Японии корреспондентом, он в этой книге описал Японию изнутри, сделав акцент на обычаях, и взаимоотношениях внутри японского общества. И в одной из глав книги автор вспоминает своё посещение храма Рёандзи, в Киото. Там, внутри монастырского двора, расположен сад, в котором — как кажется, хаотическом порядке, расположено 15 камней. Весь фокус заключается в том, что камни расположены так хитро, что всегда смотрящему видно только 14. Стоит сделать один шаг, и картина меняется — в поле зрения появляется новый камень, но другой тут — же исчезает.

К чему я всё это пишу? А всё дело в том, что на мой взгляд фильм «Расёмон» сделан по принципу сада Рёандзи. Как только — как нам кажется, мы узнаём историю того, что на самом деле произошло в лесу, режиссёр делает новый ход, и вся собранная нами воедино картина вновь рассыпается на отдельные куски мозаики, которую надо собирать заново.

Недаром «Расёмон» послужил образцом, и положил начало в европейском, и американском кинематографах, фильмам — загадкам, когда события фильма нам подаются в зависимости от того — от лица какого героя нам подаётся история.

Сама по себе история, на первый взгляд проста и незамысловата.

Трое путников пережидая непогоду, пересказывают друг — другу городские новости, и сетуя что нравы совсем повредились, начинают рассказывать историю произошедшего недавно убийства. Каждый из них добавляет в эту историю что-то своё, какой то эпизод, из которого мы и складываем пазл в единое целое.

Дополняет всё гениальная чёрно-белая картинка. Фильм смотришь не отрываясь. Настоящая отрада видеофила.

В общем смотрите, наслаждайтесь, и помните — как говорилось в одном знаменитом сериале 90-х годов:

- Истина где-то рядом.

P.S. В философии есть одно утверждение — которое нельзя, ни подтвердить, ни опровергнуть, оно звучит так: «Настоящий лжец всегда врёт».

Может и дровосек лжёт?

10 из 10

25 ноября 2013

Люди созданы для лжи, а слабые лгут даже сами себе

О сюжете

Двое людей (дровосек и монах) рассказывают крестьянину о расследовании преступления, свидетелями которого они стали. Женщину насилуют и убивают ее мужа самурая. Дело осложняют четверо свидетелей: сама женщина, бандит Таджомару, дровосек и убитый самурай, говорящий через медиума.

Сюжет довольно хорошо построен и даже оригинален. Суть в том, что мы так и не узнаем какая из версий правда, возможно даже, что правдивой версии и вовсе нет. Я не люблю, когда в фильмах подобная неопределенность не к месту. А здесь… Здесь она не то что к месту, она просто отодвинута на второй план, дабы вместо ненужных размышлений над «правдой», заставить зрителя задуматься о природе и мотивах лжи, о ее многогранности. Второй же, менее затронутой темой, является эгоизм. Эту тему в фильм вложили через уста крестьянина.

О героях

Каждый раз события предстают перед нами в разных вариантах, предоставленных свидетелями. И каждый раз мы видим тех же трех свидетелей, но в новой обложке (вообще четырех, но дровосек не был одним из основных участников событий). Каждый примерил на себя гордость, смелость, трусость, хитрость, внутреннюю силу и слабость. Это же касается и актеров, которые отлично отыграли по нескольку ролей.

К общему настроению фильма отлично подобрана погода, которую еще и логично обыграли: троица пережидает дождь, и дабы убить время крестьянин хочет услышать историю от которой остальные прибывают в некотором шоке. Дождь также передает настроение наивного монаха, который боится потерять веру в людей, он не хочет верить в то, что человек может быть настолько грешен, что врет даже после смерти.

В конце фильма троица находит брошенного ребенка, как символ начала новой жизни. Он становится новым предметом спора. Крестьянин проявляет свой эгоизм и, защищаясь от нападок дровосека, обличает всех героев фильма во лжи и эгоизме. В каком-то смысле крестьянин и есть зритель: он помогает делать выводы и сам практически весь фильм только слушает историю и немного рассуждает.

Кстати, мне одному крестьянин своими действиями чем-то отдаленно напоминает главного героя фильма «12 разгневанных мужчин», которого сыграл Генри Фонда. Ведь он тоже обличал героев, только не свидетелей, а присяжных.

О недосказанном

Хорошая музыка. Хорошая операторская работа, конкретнее ракурсы. Последнее в особенности касается сцены допроса свидетелей, в которой героев будто допрашивает зритель. Подача на высшем уровне, как сюжета, так и героев, хотя я думаю из написанного мной выше этот вывод напрашивается сам собой. Единственное, что мне не нравится в азиатских фильмах (и об этом я отписываю в каждой рецензии) это немного театральная игра актеров, то есть они слегка переигрывают эмоции и даже иногда затягивают диалоги, дабы ярче передать характеры и действия героев. Я практически всегда списываю это на специфичность азиатского кинематографа. В данном случае я даже скажу, что театральность в фильме к месту. Каждая вариация начинает иметь еще большие различия друг от друга, что, разумеется, в плюс фильму.

Итоги

«Расёмон» — фильм о лжи. О том, как она становится способом скрыть эгоизм, способом защитить себя или хотя бы оправдать.

Считаю, что обязательно для просмотра. Классика Арт-Хауса и кинематографа в целом, так еще и один из первых шедевров Акиры Куросавы. Не советую пропускать. Однозначно в список моих любимых фильмов.

10 из 10

24 сентября 2013

Истина где-то там

Стыд, порок, насилие, чревоугодие, предательство, трусость, эгоизм, сомнение, алчность, вера, грех и тд. — об этом удивительная и не обычная картина, которая за удивительно короткое время (всего за 1 час 28 минут) успевает рассказать обо всём.

Сюжет поистине оригинален. Преступник насилует жертву и убивает её мужа. Но есть 4 варианта развития этих событий:

1) История дровосека

2) История преступника

3) История изнасилованной девушки

4) История духа

5) Продолжение истории дровосека

И самое интересное то, что все эти истории могу быть действительно правдивы и в них действительно веришь. Знаете, чтобы найти истинную историю, надо обратить на мелочи. Если начальный рассказ дровосека правдив, то сопоставьте найденные им улики и рассказы каждого. Тогда вы получите ответ.

Фильм — отражение жизни, а у жизни не всегда есть простой и понятный смысл.(с) Акира Куросава

В каждой истории встречается множество человеческих пороков: безумие, насилие, чревоугодие, убийство, враньё,трусость, презрение, эгоизм, сомнение, предательство, алчность и тд. Это всё присутствует в картине, это всё есть в человеке. Но так уж ужасен человек и этот мир ? Мне кажется что мир и раньше был таким, а человек всегда был порочен. Он такой какой он есть. Но конец нам показывает что даже во тьме присутствует тоненький лучик света. Что человек иногда может быть человеком. Что не все такие. Солнце символизирует надежду, а дождь символизирует слёзы и мы в них утопаем, как утопаем в пороках.

' Heavy Rain

О чём этот фильм ? Прежде всего о истине. Мы можем искать её,но она всё равно будет далеко, за гранью наших познаний. Объективной истины не существует, так же как и абсолютной.

И даже если нам будет казаться что она рядом, то нет, она не рядом, она где-то там.

27 августа 2013

Калейдоскоп.

Этот фильм глубоко философичен, как сам Восток. Преступник, две жертвы и свидетель: 4 истории- 4 взгляда на одно и то же событие. И вроде бы ничего, но буквально пара фраз или действий могут опорочить жертву и оправдать преступника. С какой стороны посмотреть…

Еще до этого фильма у меня было убеждение о том, что каждый из нас имеет свою правду, а истина всего одна. Правда = истина + взгляд через призму мировоззрения отдельного человека. Если наблюдающий за истиной человек зол, то и истина будет окрашена в негативный цвет, если добр- в позитивный. А ведь в истине действительно можно найти добро и зло, черное и белое, оттенки добавляет лишь сам человек. Как говорится, у каждого своя правда.

Истина будто свет, в своей абсолютности она может ослепить человека, так что нужны фильтры для того, чтобы хотя бы просто взглянуть на нее.

Абсолютного нет, объективной истины не существует, и именно поэтому мое неабсолютное и необъективное

10 из 10

27 августа 2013

Правдивая ложь

Доводилось ли вам хоть раз составлять своё мнение о каком-либо острополитическом событии посредством ознакомления с радикально конфликтующими средствами массовой информации? Если да, то вас вряд ли удивишь тем, что один и тот же набор фактов может быть представлен в совершенно различном свете — прямо зависящем от личной заинтересованности автора материала. Докопаться до истины порой бывает возможно только путём непростого сопоставления и анализа различных версий происходящего.

В кино, впрочем, зритель подобной подлянки никак не ожидает: обычно задачей синематографа, грубо говоря, является красочное изложение неких событий — а уж зритель в лучшем случае напряжёт извилины лишь для того, чтобы дать этим событиям какую-то морально-этическую трактовку. В этом контексте подход «Расёмона», который в принципе отказывается поведать, что произошло «на самом деле», выглядит сугубо издевательским.

Дело в том, что фильм предлагает четыре взаимоисключающих версии одного преступления, каждая из которых, в общем-то, равновероятно может оказаться правдивой. Фактическая сторона дела в лице похотливого разбойника, изнасилованной дамы и хладного самурайского тела её мужа на полянке, обильно окроплённой кровью, при этом нисколько не меняется. Однако роль каждого из участников конфликта приобретает разительные отличия в зависимости от того, кто рассказывает историю. Каждый персонаж в различных трактовках последовательно оказывается то подлецом, то благородным человеком; то трусом, то храбрецом. У каждого из рассказчиков свои мотивы, которые не могут не найти отражение в их истории.

Значит ли это, что ленту можно считать некой детективной головоломкой, разгадав которую, пытливый зритель должен восстановить правдивую картину произошедшего? Такой подход вполне возможен и, вероятно, способен доставить немало удовольствия любителям умственной гимнастики. Но суть фильма всё же не в этом — уж слишком он упивается вседозволенностью толкований кровавого убийства в чаще леса, чтобы банально остановиться в итоге на какой-то «единственно верной» версии. Напротив, режиссёр будто намеренно хочет пошатнуть наше привычное представление о сюжете как о некой вещи-в-себе, поддающейся объективному познанию — о какой объективности может идти речь, если личность рассказчика неминуемо оказывается во главе угла? Хуже того, если продолжить эту мысль дальше, то и личность слушателя неизбежно должна наложить отпечаток на саму историю — получается, что вы с соседом по креслу в кинотеатре скорее всего смотрите совершенно разные фильмы…

24 августа 2013

Сняв детективную драму «Расемон», великий режиссер Акира Куросава, открыл миру японское кино, а заодно и свою талантливую персону. Благодаря этой и другим замечательным картинам, он внес себя в анналы кинематографа.

Фильм снят по рассказу японского писателя Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Он рассказывает о четырех версиях одного убийства и о поиске истины.

Спасаясь от ливня простолюдин прячется под полуразрушенными воротами Расемон, где уже находятся двое: священник и дровосек, вид у которых довольно потерянный. Простолюдин решает узнать в чем причина такого состояния, его новоиспеченных знакомых. Они в свою очередь рассказывают ему то, что недавно слышали на суде, на котором рассматривалась довольно странная история об убийстве самурая Такехиро и изнасиловании его жены Масаги. Преступника поймали, он признался в содеянном, но каждый из участников данного происшествия, поведал суду свою версию произошедшего. Что из этого оказалось правдой, а что нет, предстоит выяснить…

Первая история рассказана самим преступником. Она пропитана его бравадой, бесстрашием, дерзостью, уважением к убитому самураю, безудержным влечением и восхищением к его жене, ее идеализированием. Все это звучит вполне правдоподобно, хотя может являться и ложью…

Вторая история рассказана женой самурая. Данная история наполнена отчаянием, стыдом, сожалением, страхом, беспомощностью перед сложившимися обстоятельствами. Она открывает новые детали происшествия и тоже похожа на правду…

Третья история выходит за рамки жанра и приобретает мистический налет, так как она рассказана погибшим самураем, через посредника (медиума). Эмоциональный комплекс здесь практически такой же что и во второй истории, только еще добавляется боль от обиды и предательства, так как задета мужская гордость.

Так или иначе, но в каждой истории герои предстают в относительно хорошем свете. Рассказывая свои истории, они стараются показаться лучше чем они есть на самом деле, обелить свою душу. И возможно каждый из них верит в то что рассказывает, но на самом деле существует еще и четвертая история, в которой участники происшествия предстают во всей «красе», оголяя свою нелицеприятную суть…

В контекст данной картины четко вписывается фраза Олдоса Хакси — «И познаете истину, и истина сведет вас с ума». В определенной мере она отражает атмосферу происходящего.

Акутагава написал, а Акира Куросава показал на экране превосходную историю, пронизанную множеством различных чувств и эмоций, которая является актуальной и по сей день, что говорит о ее бессмертности. Темы любовного треугольника, тяги к запретному, поиска истины были, есть и будут насущными, в не зависимости от времени и места. Они не тленны, поэтому спустя 60 лет «Расемон» вызывает подлинный интерес. Эта картина так же оголяет человеческие пороки, оставляя при этом место для веры в человека, в то хорошее, что в нем есть.

В «Расемон» даже природа играет сою роль, правда роковую. Иногда даже обычное дуновение ветра, может в корне изменить судьбы людей. Но в итоге, осознав свою вину, природа страдает, поливая своими слезами землю. В фильме можно распознать некоторые символы, так например циничный простолюдин и добрый, верящий в человеческую душу священник, напоминаю противоборство добра и зла, а между двух огней находится испуганный, запутавшийся дровосек. Они как ангел и демон сидящие у него на плечах. Помимо этого, простолюдина можно в обобщенном виде сравнить с искушенными зрителями, который так же как и он хотят разобраться в сложившийся ситуации, раскопать правду, с интересом слушая истории героев.

Фильм конечно своеобразен и смысл может быть не сразу понятен, но как правильно заметил Акира Куросава, снятая им картина является отражением самой жизни, а у нее не всегда бывает четкий и понятный смысл. Так что будет над чем задуматься.

21 августа 2013

Драма Расёмон появился на свет в далеком 1950 году, более полувека тому назад, его режиссером является Акира Куросава. Кто играл в фильме: Тосиро Мифунэ, Норико Хонма, Такаси Симура, Минору Тиаки, Даисукэ Като, Китидзиро Уэда, Матико Кё, Масаюки Мори.

Расходы на кино составляют примерно 1. Страна производства - Япония. Расёмон — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2021 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.