Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жанна Д'Арк |
английское название: |
Joan of Arc |
год: | 1948 |
страна: |
США
|
слоган: | «Greatest of all spectacles!» |
режиссер: | Виктор Флеминг |
сценаристы: | Эндрю Солт, Максвелл Андерсон |
продюсер: | Уолтер Уэнджер |
видеооператоры: | Уинтон С. Хоч, Уильям В. Скалл, Джозеф А. Валентайн |
композитор: | Хьюго Фридхофер |
художники: | Ричард Дэй, Дороти Джикинс, Барбара Каринска, Джозеф Киш, Кэйси Робертс, Joseff Hollywood, Eugene Joseff, Рауль Пин Ду Бойс |
монтаж: | Фрэнк Салливан |
жанры: | драма, военный, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4600000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 ноября 1948 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 25 мин |
Личность легендарной Жанны Д’Арк по сей день вызывает восхищение у многих людей, а для французов она является таким же национальным символом, как для нас Зоя Космодемьянская. При этом её биография до сих пор привлекает внимания множества кинематографистов, которые снова и снова снимают о ней биографические фильмы, показывающие героизм и трагедию Жанны в годы Столетней войны. Так, одна из первых экранизаций была поставлена режиссером Виктором Флемингом под названием «Жанна Д’Арк».
Синопсис Франция, XV век. В стране бушует Столетняя война. Французы отчаянно мечтают изгнать англичан и восстановить целостность страны. Однако правители-марионетки из Бургундии только способствуют затягиванию этого многолетнего конфликта. Тем временем в небольшой деревушке в Лотарингии юной крестьянке Жанне является голос самого Господа, который велит ей возглавить французское войско и объединить Францию.
Игра актёров Одна из особенностей фильма, за счет которой он был подвергнут критике, то что роль 19-летней Жанны была исполнена 33-летней шведкой Ингрид Бергман. Вне всякого сомнения актриса превосходно исполнила роль Жанны, попытавшись понять личность этой таинственной девушки, которая в столь юном возрасте была вынуждена пожертвовать собственной жизнью ради спасения родной страны и ради веры в Бога. Также можно отметить Хосе Феррера в роли короля Карла VII, который, с одной стороны, отличался нерешительностью в принятии важных решений, а с другой, стремился сохранить за собой статус единственного законного монарха, даже если придется поступиться нормами морали и честности.
Режиссура Для Голливуда имя Виктора Флемминга, прежде всего, связано с культовой экранизацией «Унесенные ветром». В «Жанне Д’Арк» режиссер также старается следовать исторической действительности, продемонстрировав сложность и неоднозначность того времени. При этом с точки зрения биографии фильм едва ли можно отнести к историческому байопику, поскольку история Жанны показана таким образом, словно за ней была закреплена лишь роль символа, при этом непосредственно в сражениях она как будто не принимала никакого участия. При этом стоит сказать, что фильм не смотрится как слезливая драма. Напротив, режиссер показал историю Жанны максимально адекватно. Мы даже не видим и не слышим явлений Господа, а лишь наблюдаем со стороны, как их видит или слышит Жанна.
Сценарий В плане сюжета фильм представляет собой такой лаконичный экскурс по самым важным событиям, которые произошли в жизни Жанны. Сначала нам показывают её мирское пребывание в родной деревне, где она с негодованием слушает рассказы мужчин о тех зверствах и несправедливостях, которые творят англичане и бургундцы в её родной Франции. Затем Жанна признается, что ей явился сам Господь, который приказал ей возглавить французское войско, но сначала она должна восстановить правление законного короля, а для этого уговорить дофина Карла принять корону, которая принадлежит ему по праву. Однако слишком большая популярность Жанны вынуждает Карла предать Жанну, в результате чего девушка попадает в плен к англичанам, которые на протяжении долго времени мучают её, заставляя отречься от своих слов и своей миссии, чтобы в итоге вновь быть преданной и заживо сожженной на костре в Руане.
Итог В общем и целом, «Жанна Д’Арк» - на самом деле, неплохое кино, которое производит положительное впечатление. Возможно, в нём не хватает боевых сцен и сцен со сражениями, возможно, в нем слишком много диалогов, возможно, в нем много философии и теологии. В то же время он не воспринимается каким фальшивым. Поэтому рекомендую к просмотру.
21 марта 2022
Если смотреть объективно, данный фильм уступает фильму Бессона. Но в то же время, он не так уж и плох. Главная моя претензия — местами театральность зашкаливает. Но в то же время фильм фильм удивил меня наличием кровавых батальных сцен. Я от него подобного не ожидал. Хотя грязь и нищету в фильме весьма старательно «укрыли». Нет и ощущения тяжести жизни и отсутствия перспектив. В фильме Бессона всё это есть. Но он снят на 50 лет позже, так что сравнение не совсем корректно. Относительно главной героини — Бергман не тянет. Слишком уж она мила и буржуазна. Ей бы нормальную буржуазную даму играть, а не Жану. Пусть и правильную, и добрую, и умную и образованную, но ни как не крестьянскую девушку. Это даже заметно в деталях. Мила Йовович в этом плане более естественная и живая. Ей я верю, а вот Бергман — нет.
Но вот что странно — и у фильма Флеминга и у фильма Бессона есть масса общих моментов. Такое ощущение что Бессон использовал старый фильм как некий фундамент для своего творения.
6 из 10
10 июля 2018
Собственно, эта версия является не еще одним фильмом о реальной пастушке из Домреми, как, например, у Бессона в «Посланнице», а адаптацией театральной пьесы очень известного в те годы американского драматурга Максвелла Андерсона «Жанна из Лотарингии» (1946) — у нас его больше знают по фильму «Тысяча дней Анны Болейн» (1969), снятому по другой его исторической пьесе. Причем пьеса «Жанна из Лотарингии» имела более сложную структуру, чем фильм — пьеса в пьесе, где некая театральная труппа репетирует на сцене пьесу о Жанне д`Арк и проблемы реальной актрисы, ее разногласия с режиссером спектакля относительно трактовки роли, соотносятся с проблемой выбора, стоящей перед Жанной. Играющая роль Жанны актриса Мэри Грей утверждает, что нужно показать что та никогда не шла на компромисс, если речь шла о ее идеалах, и готова отказаться от роли, поскольку считает что в данном спектакле демонстрируется обратное. Но режиссер Джимми Мастерс и ее коллеги по сцене говорят ей что жизнь это серия компромиссов, и что она, как и историческая Жанна, может и должна идти на небольшие уступки по менее важным вопросам, чтобы достичь своей главной цели.
Ингрид Бергман с успехом играла в премьерной постановке спектакля на Бродвее, исполняя две роли — Жанны д`Арк и играющей ее актрисы Мэри Грей, и была за это удостоена театральной премии Тони. Но Максвелл Андерсон уже тогда не был доволен ее трактовкой и, как она позднее вспоминала, сказал ей: «Это моя пьеса, а ты можешь пойти и написать свою.»
Для фильма пьеса была переработана — убран параллельный сюжет и Андерсон, совместно со вторым сценаристом, дописал исторические сцены. Андерсону фильм не понравился — он утверждал, что режиссер Виктор Флеминг и Ингрид Бергман самовольно изменили многие его диалоги, превратив Жанну в «гипсовую святую». Андерсон даже обозвал за это Ингрид Бергман «большой, тупой, чертовой шведкой». Сама Ингрид Бергман, напротив, была ролью довольна — она полностью отразила ее видение Жанны.
Некоторые критики, вообще, считают стиль исторических пьес Андерсона «шекспировским» и архаичным.
Так что претензии современных зрителей к фильму — и Жанна старовата, и сцены театральны, и язык слишком высокопарен — не совсем правомерны. Ведь Бергман здесь играет Жанну из пьесы, а не из жизни.
Ингрид Бергман была весьма заинтересована образом Жанны д’Арк и многие драматурги и режиссеры считали ее идеальной кандидатурой на эту роль. Бернард Шоу предлагал Ингрид Бергман сыграть Жанну д`Арк в его пьесе «Святая Иоанна», но Бергман ему отказала при их личной встрече, поскольку ей не понравилась созданный им образ Жанны. В 50-е годы Ингрид Бергман сыграла Жанну в постановке Роберто Росселини «Жанна д`Арк на костре».
Фильм будет интересен поклонникам исторических пьес, но, скорее всего, заставит скучать большинство современных зрителей. Для первых
8 из 10
17 ноября 2017
Ингрид Бергман — безусловно великая актриса. Особенно люблю «Триумфальную арку» и «Газовый свет» с ее участием. Роли ее в фильмах Хичкока — отдельная история. А уж про легендарную «Касабланку» и говорить не приходится. Но вот «Жанна Д`Арк» все таки скорее неудачный эпизод в карьере Бергман. Хотя по большому счету тут претензии больше к режиссеру, нежели к актрисе. Фильм — это же, в первую очередь, детище режиссера. Его видение. Как должны играть актеры, какие эмоции выражать и как двигаться (да и вообще каких, собственно, актеров взять на роли), какую среду создать в фильме, каким образом все это снять на камеру (крупный план, средний план, под какими углами и прочее), диалоги, темп фильма и многое другое — всем этим верховодит режиссер. А посему «Жанна Д`Арк» образца 1948 года — это скорее неудача Виктора Флеминга, чем Ингрид Бергман.
Нет, фильм конечно же нельзя назвать провальным. Скорее наоборот! Говоря о неудаче режиссера, имею в виду его выбор актрисы на главную женскую роль. Типаж Ингрид Бергман по-моему все таки немного «тяжеловат» для роли Жанны Д`Арк. Да и возраст тоже — тридцатитрехлетней Бергман сыграть роль молоденькой семнадцатилетней девушки… Да, хорошо бы конечно уменьшить свой возраст в два раза, снова стать молодым, но ведь против природы не попрешь. Поэтому в роли юной девы Бергман мне показалась немного не в своей тарелке. Но главное — это даже не возраст. У каждого актера есть своя манера игры, своя подача, свой стиль, какие-то присущие только данному актеру фишки. И вот тут то пожалуй кроется основная проблема — манера игры Ингрид Бергман по-моему оказалась мало совместима с образом юной девы из Лотарингии. Не оказалось в игре Бергман живости, какой-то искры, настоящего воодушевления. Не инспирирована она на подвиги, или, скорее даже, не инвольтирована. Как сказал бы Станиславский — не верю. Вместо горящего взгляда, порыва, всех сил души и тела, устремленных во имя защиты родины Бергман изобразила по сути лишь следование режиссерской установке. Нарочито театральные жесты, помпезность, иногда даже пафосность. Не знаю, как-то не впечатлило совсем. Что ж, вероятно это спутники своего времени, и в кинематографе конца 40-х это было в ходу.
Фильм получил трех Оскаров, но стоить заметить, что все это награды, скажем так, «второго эшелона» — Оскар за операторскую работу, Оскар за дизайн костюмов, а так же награда продюсеру фильма. В том смысле, что главное — собственно, режиссерская работа, а так же работа актеров все таки не получили премий. Образ Жанны, созданный Милой Йовович в знаменитой постановке Люка Бессона конечно тоже, что называется, не без греха, но Йовович по-моему все таки смогла (хотя бы отчасти) передать тот порыв души, будучи ведомой которым юная спасительница Франции оказалась в силах совершить все те подвиги, которые она совершила. Игра Йовович была гораздо более живая, динамичная и, если угодно, одухотворенная. Да и в почти что «холодном», «механическом» образе девы из Лотарингии, созданном Робером Брессоном, и то, наверное, было побольше жизни, чем в том, что создала Ингрид Бергман (под руководством Виктора Флеминга). В итоге вялая и нарочито театральная подача Бергман на этом фоне безусловно проигрывает. Хотя, повторюсь, это в основном промах режиссера по вышеназванным причинам.
Что ж, любить игру великой и прекрасной актрисы Ингрид Бергман я не перестаю, однако фильм «Жанна Д`Арк» режиссера Виктора Флеминга оставляю на периферии карьеры замечательной шведской актрисы.
Фильм получает шесть из десяти.
3 августа 2016
Прекрасный фильм. Получил большое удовольствие от просмотра. В картине нет каких-то особых скрытых подтекстов, завуалированных и трудно разгадываемых режиссерских ходов. Просто рассказана история о девушке, ставшей настоящим символом Франции. Простота этого кино где-то даже граничит с наивностью, некоторые диалоги вообще могут вызвать улыбку. Как и героико-целомудренное, я бы сказал, изображение войны, сражения, даже казни, где мы не увидим смакования насилия, столь часто уже встречающееся в современном кино. Но несмотря на эту наивность, характеры персонажей очерчены на редкость рельефно и довольно полно раскрыты, принимая во внимание сравнительно короткий хронометраж фильма. Центральная фигура, конечно, тут Жанна в исполнении Ингрид Бергман, играющей просто потрясающе! Каждое движение, слово, жест выверены и отработаны, ничего лишнего, а все вместе — поразительно реальный, живой образ. Я вот действительно поверил, что вот такой или очень похожей спасительница Франции и была. О лотарингской девственнице я до этого смотрел еще два фильма — соответственно с Лили Собески и Милой Йовович в главных ролях. Но ни той, ни другой, считаю, не удалось так убедительно, искренне сыграть Жанну, настолько вжиться в образ. Роль для И. Бергман если не лучшая, то одна из лучших.
Другие актерские работы тоже порадовали. Если король Карл VII в исполнении Хосе Феррера, то действительно слабый, безвольный, легко поддающийся влиянию человек. Если епископ Кошон в исполнении Френсиса Л. Салливана, то сразу вызывает неприятие, едва на него взглянешь. И так все роли, вплоть до эпизодических.
Монументальная музыка Хьюго Фридхофера просто завораживает и пленяет, настолько удачно подобрана каждая тема.
«Оскароносную» работу трио операторов Уинтона С. Хоча, Уильяма В. Скалла и Джозефа А. Валентайна заметил даже мой неискушенный любительский взгляд.
Словом, все в этом фильме хорошо и со вкусом. Спасибо режиссеру Виктору Флемингу за хорошее кино. И конечно
10 из 10.
7 февраля 2010