Олененок
The Yearling
6.9
7.2
1946, драма, семейный, вестерн
США, 2 ч 8 мин
В ролях: Клод Джармен мл., Клем Беванс, Маргарет Вичерли, Генри Треверс, Донн Гифт
и другие
После гражданской войны Севера и Юга, первопроходец Пенни Бакстер строит небольшой дом вместе с женой Орри и одиннадцатилетним сыном Джоди на плодородных почвах Флориды. Джоди - любознательный мальчик, он целые дни проводит в лесу, наблюдая за незнакомым ему животным миром. Каждый день, возвращаясь с прогулки, ребенок просит отца и мать разрешить ему завести домашнего питомца: енота или медвежонка, опоссума или малышку пантеру. Мать отказывает мальчику в его просьбах, она недавно схоронила трех детей, и новое живое существо не приемлет ее душа. Однажды, во время охоты, Пенни был укушен гремучей змеей и для прекращения действия яда он вынужден был убить самку оленя, вырезать ее печень и приложить к укусу. Действие яда ослаблено, но в лесу остался маленький олененок, который обязательно погибнет без матери и Джоди просит родителей позволить оставить ему питомца. Родители соглашаются, мальчик счастлив, но, пройдет всего один год, и он поймет, что приручить дикое животное невозможно...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Олененок

английское название:

The Yearling

год: 1946
страна:
США
слоган: «THRILLS! DRAMA! HEART-THROBS! (reissue print ad - all caps)»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператоры: Артур И. Арлинг, Чарльз Рошер, Леонард Смит
композитор:
художники: Седрик Гиббонс, Пол Грессе, Валлес, Эдвин Б. Уиллис
монтаж:
жанры: драма, семейный, вестерн
Поделиться
Финансы
Бюджет: 4000000
Дата выхода
Мировая премьера: 18 декабря 1946 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 8 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, семейный, вестерн

Видео к фильму «Олененок», 1946

Видео: Трейлер (Олененок, 1946) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Олененок», 1946

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Олененок», 1946

Конец девятнадцатого века. Семья американских первопроходцев оседает на граничащем с лесом ранчо во Флориде, едва сводя концы с концами за счет выращивания табака и небольшого поголовья скота, терзаемого то нападениями медведей, то переманиваем со стороны недобросовестных соседей. Отец также ходит на охоту и ездит в ближайший город за предметами быта, мать хлопочет по хозяйству, не снимая с лица маску тоски по троим детям, потерянным на Гражданской войне, а четвертый одиннадцати лет мечтает завести себе хоть какого-то питомца.

Эпичный архивный голливудский долгострой о любви к природе и взрослении, в том числе через понимание разницы между человеком и зверем, снятый по мотивам повести, награжденной Пулитцером и часто включаемой в программу обязательного чтения для подростков в США, за авторством долгое время прожившей все в той же Флориде писательницы Марджори Роулингс. В широком смысле эдакий хардкорный заокеанский Виталий Бианки или БЭМБИ для аудитории чуть старше диснеевской, хотя возрастной рейтинг у обеих работ одинаковый и подходит для всей семьи.

Несмотря на массу производственных трудностей от смены ряда известных режиссеров еще до начала съемок (по итогу в кресле оказался Кларенс Браун, открывший миру талант Греты Гарбо главный неудачник премии Оскар — ни одной статуэтки при шести номинациях) до полной заморозки проекта на время Второй мировой войны, итоговая версия фильма получилась более, чем просто удачной. В силу возраста ленты и несколько сомнительного ее качества, дошедшего до наших дней в русском переводе, нельзя назвать ОЛЕНЕНКА по-настоящему живописным, но все же именно такое описание напрашивается при просмотре в первую очередь. В любом случае даже сегодня вы вряд ли по щелчку пальцев найдете подобие, включающее в себя более четырехсот особей различной дикой и домашней живности, сделанной не с помощью CGI, а реально дрессированной для съемочного процесса. Плюс беспардонно зашкаливающая харизма всего лишь тридцатилетнего здесь Грегори Пека (РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ и УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА будут позже), тонкое раскрытие истинного характера матери в исполнении Джейн Уаймен (СТРАХ СЦЕНЫ Хичкока, ПОТЕРЯННЫЙ УИК-ЭНД Билли Уайлдера), захватывающие динамичные сцены вылазки в лес и трогательная концовка берут свое.

Иного зрителя может несколько смутить заявленный сразу с долгих вступительных титров разухабистый американский патриотизм, однако как часть учебника любви и уважения к национальным истокам для юного зрителя это прием безусловно рабочий. Также по общей энергетике картина на ассоциативном уровне чем-то напомнила мне отличную КАК ЗЕЛЕНА БЫЛА МОЯ ДОЛИНА Джона Форда, сделанную в том же периоде.

Несправедливо забытая классика, не так часто встречающаяся в разных обязательных списках к просмотру и, по-моему, очень зря.

13 апреля 2023

Сверстники

На протяжении 1941-го в муках рождалась экранизация повести «Оленёнок», награждённой Пулитцеровской премией двумя годами ранее. Проблемы, появлявшиеся одна за другой, мешали производству: то подводил актёрский состав, то возникали трения между продюсером и режиссёром, то сама природа силилась прогнать людей из лесов Флориды, а подытожила череду бедствий Вторая Мировая война, окончательно свернувшая съёмки. Но книга очень быстро стала бестселлером среди американских подростков, а потому новая попытка экранизации не заставила себя долго ждать. Использовав некоторые наработки незавершённой первой версии, вторая успешно вышла на экраны в 1946-ом году, разделив славу первоисточника, к которой в 90-х попытался приобщиться ещё и ремейк.

История о том, как мальчик Джоди, живущий на отдалённой ферме с родителями, приручает оленёнка по имени Флажок, оставшегося без матери, хотя и рассчитана по большей части на юношескую аудиторию, содержит немало интересных тем, раскрытых в доступной, не слишком поверхностной манере. В первую очередь — это повесть о неминуемом взрослении, превращении мальчика в мужчину, когда герой встречается лицом к лицу с проблемами, что сопровождается серьёзным сломом идеалов детского мировоззрения. Рассказ о разрушении царства мечтаний под напором неумолимой реальности, вынуждающей действовать вопреки всему, что знал и во что верил. Картина с американским прагматизмом выворачивает наизнанку романтический императив Экзюпери — мы в ответе за тех, кого приручили — напоминая, что мы также в ответе и за тех, кто приручил нас, и за себя, в том числе. Потому часто приходится делать выбор неприятный, но необходимый, ибо как бы сильно ты не любил друга, если он не в состоянии постичь твоё чувство, лучше не тратиться попусту. Здесь же затрагивается и тема дружбы, рано или поздно заканчивающейся при различных обстоятельствах, в которых закаляется мужской характер. Одного друга у Джоди заберёт болезнь, другого закружат жизненные обязательства, унесут слишком далеко, ну а с третьим мальчику придётся расстаться самому, потому что так велит жизнь и противопоставить что-то природе порой невозможно. Тема борьбы человека с окружающей средой, в которой попеременно побеждают обе стороны — ещё одна грань повести, в фильме немного видоизменившаяся. Природа показана здесь непокорной силой, которую можно только сломить, но никак не прийти к компромиссу с ней: свирепые дожди заливают урожай, лишая пропитания, грозный медведь убивает скот, годовалый олень не поддаётся дрессировке. И если, примирившись с убытками от непогоды, семья вновь засадила кукурузу, то вторую вылазку на косолапого режиссёр решил не показывать, оборвав развязку конфликта человека с медведем, тем самым поставив героев в положение вечных аутсайдеров в непримиримом соперничестве с природой. И оленью сущность ко всему прочему изменить оказалось невозможно.

Следуя букве книги, лента выводит на первый план отношения мальчика с родителями и оленёнком, создавая верный фон для развития событий. Джоди часто разговаривает со зверем, делится с ним переживаниями и мечтами, воспринимает его как друга, который всегда выслушает и всё поймёт. Это положительно влияет на представление их отношений, несмотря на то, что Флажок, очевидно, мало годится на роль домашнего питомца. А в фильме 1994-го года, например, оленёнка непростительно мало, отчего зритель вряд ли успеет проникнуться к нему симпатией с последующим недостатком эмпатии в финале. Любопытно также, как изменялась сцена убийства оленихи. В повести отец, ужаленный змеёй, успел лично застрелить и вырезать печень животного, чтобы вытянуть с её помощью яд из раны. В старом фильме он лишь выстрелил, а сыну пришлось без промедления совершить неприятный взрослый поступок — вспороть брюхо парнокопытного. В новой постановке яд гремучки быстро отравил отца и Джоди пришлось всё делать самому. И этот вариант кажется более выгодным и драматически сильным, так как последующее возвращение на место убийства становится для мальчика сакральным, а взятие детёныша на попечение не столько детской прихотью, сколько родившимся в маленьком человеке чувстве ответственности за совершённое по необходимости злодеяние. В послевоенном фильме же поиск оленёнка превращается в короткое, приятное приключение, а ситуация с укусом змеи эгоистично используется для обретения долгожданного питомца. Зато в этой версии концентрация обдуманных, здравых мужских поступков гораздо выше. Если картина 1994-го года, удовлетворившись выстрелом в зверя, не отвлекалась на показ земледельческих будней мальчика, то её предок уделил много внимания этому аспекту. Джоди рьяно трудился, восстанавливая посевы, строил забор, чтобы защитить всходы от прожорливого оленя, в общем, всецело реализовывался как мужчина, опора семьи в тяжелое время. А это полнее раскрывает идею осознанного взросления.

Как результат — получилось удачное переложение простенькой, но хорошей истории для юношества. С умеренно дозированной драмой, отцом-авторитетом и обязательной моралью в конце. Разрушение мира иллюзий, подкреплённое поучающими монологами родителей, может показаться несколько наивным и недостаточно пронзительным. Потому, наверное, с «Оленёнком» лучше познакомиться в юности, когда подобные недостатки пройдут незамеченными на фоне цельного и убедительного сюжета. В фильме дружно уживаются типичные идиллические картины, рисующие беспечное детство и суровые обстоятельства, врывающиеся, подобно урагану, в прежде светлую, беззаботную жизнь. Экранизация не лишена минусов реализации родом из сороковых годов, технических, тенденциозных, которые мешают полному проникновению в эмоциональный фон, отчего и рецензия эта хотя имеет цвет зелёный, но ровно по границе с условным серым. Ситуацию выручает с усердием переданный замысел повести, обретший объём и почти не искажённый, наделяющий внутренним стержнем историю о короткой дружбе мальчика и оленёнка, возвестившей о неизбежно заканчивающемся детстве.

1 декабря 2014

Годовалый олененок. Коллекция Грегори Пека.

Непростое кино. Прежде всего интересен выбор места действия. Мы отправляемся к пионерам Америки — переселенцам, которые занимали и осваивали пустые земли. В центре внимания обычная семья, живущая в лесу и ежечасно работающая. На мой взгляд, для американской картины — это возвращение к истокам, корням, глубинное осознание своей идентичности. Поэтому, в такую канву можно было разместить практически любую историю — в любом случае эффект от ее восприятия был бы более усиленным. Так и произошло.

История про взросление мальчика, избавление от детских иллюзий и его превращение в мужчину не могла не быть ассоциирована с самой Америкой. Америкой, которая как и в сущности весь мир, начинала новую жизнь. Жизнь после Второй мировой войны.

Сегодня эта трогательная и слезливая история может показаться излишне жестокой, но уверен, в те годы — жесткость Отца в полной мере оправдывалась зрителями. Что-то мне подсказывает, что в 1947 году мысли о толерантности и уважении к правам ребенка пришли бы лишь к самым экзальтированным зрителям.

На мой взгляд, Грегори Пек сыграл, пожалуй, свою самую сильную роль с момента начала карьеры. Эта роль сильна своей неоднозначностью. Вроде бы он предстает перед нами добрым и кротким супругом, вроде — плутом, а вроде — жестоким Родителем, который ради своих принципов не готов мириться ни с какими моральными преградами.

Так что, готовясь к просмотру фильма не следует ожидать доброй и трогательной истории о дружбе олененка и мальчика — тут будет все куда сложнее. Я вот, к примеру, при просмотре этой ленты все сокрушался — ну как так, разве нельзя было найти компромисса?! Выходит нельзя было.

7 из 10

30 сентября 2013

Пенни Бакстер — миролюбивый фермер, живущий на одном из островков Флориды. Сын Пенни, Джоди, любит наблюдать за природой и мечтает о домашнем питомце — еноте, медвежонке, опоссуме или другой живности, но мать категорически против этого. Во время охоты Пенни кусает гремучая змея, и чтобы прекратить действие яда, необходимо было убить самку оленя и вырезать ее печень. Однако у убитой оленихи остался маленький олененок, и Джоди уговаривает родителей приютить животное. Олененок становится лучшим другом Джоди. Однако проходит год, и подросшее животное начинает портить урожай, от которого зависит семья Бакстеров.

«Олененок» — фильм из разряда для детей и юношества, конечно, это не значит, что взрослым будет его неинтересно смотреть, но все же детям и подросткам фильм особенно должен прийтись по вкусу. Фильм очень добрый, с элементами мелодраматичности и скорее всего мало кого оставит равнодушным. К тому же фильм очень красивый — красивейшие пейзажи и виды природы.

Актеров в фильме не так уж много. Молодой Грегори Пек — просто великолепен. А вот мальчик и его герой просто откровенно раздражали.

Фильм получил 2 премии «Оскар» (работа оператора (цветные фильмы); работа художника (цветные фильмы)) и был выдвинут номинантом по 5 категориям (фильм; режиссер (Кларенс Браун); мужская роль (Грегори Пек); женская роль (Джейн Уаймен); монтаж).

20 октября 2009

Драма Олененок появился на свет в далеком 1946 году, более полувека тому назад, его режиссером является Кларенс Браун. Кто играл в фильме: Клод Джармен мл., Клем Беванс, Маргарет Вичерли, Генри Треверс, Донн Гифт, Фрэнк Элдридж, Джейн Грин, Артур Хол, Виктор Килиан, Джун Локхарт, Джордж Манн, Роберт Портефилд, Хаусли Стивенсон, Джоан Уэллс, Мэтт Уиллис.

Расходы на кино составляют примерно 4000000. Страна производства - США. Олененок — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.