Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Олененок |
английское название: |
The Yearling |
год: | 1946 |
страна: |
США
|
слоган: | «THRILLS! DRAMA! HEART-THROBS! (reissue print ad - all caps)» |
режиссер: | Кларенс Браун |
сценаристы: | Пол Осборн, Джон Ли Мэхин, Marjorie Kinnan Rawlings |
продюсер: | Сидни Франклин |
видеооператоры: | Артур И. Арлинг, Чарльз Рошер, Леонард Смит |
композитор: | Херберт Стотхарт |
художники: | Седрик Гиббонс, Пол Грессе, Валлес, Эдвин Б. Уиллис |
монтаж: | Харольд Ф. Кресс |
жанры: | драма, семейный, вестерн |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 декабря 1946 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 8 мин |
Конец девятнадцатого века. Семья американских первопроходцев оседает на граничащем с лесом ранчо во Флориде, едва сводя концы с концами за счет выращивания табака и небольшого поголовья скота, терзаемого то нападениями медведей, то переманиваем со стороны недобросовестных соседей. Отец также ходит на охоту и ездит в ближайший город за предметами быта, мать хлопочет по хозяйству, не снимая с лица маску тоски по троим детям, потерянным на Гражданской войне, а четвертый одиннадцати лет мечтает завести себе хоть какого-то питомца.
Эпичный архивный голливудский долгострой о любви к природе и взрослении, в том числе через понимание разницы между человеком и зверем, снятый по мотивам повести, награжденной Пулитцером и часто включаемой в программу обязательного чтения для подростков в США, за авторством долгое время прожившей все в той же Флориде писательницы Марджори Роулингс. В широком смысле эдакий хардкорный заокеанский Виталий Бианки или БЭМБИ для аудитории чуть старше диснеевской, хотя возрастной рейтинг у обеих работ одинаковый и подходит для всей семьи.
Несмотря на массу производственных трудностей от смены ряда известных режиссеров еще до начала съемок (по итогу в кресле оказался Кларенс Браун, открывший миру талант Греты Гарбо главный неудачник премии Оскар — ни одной статуэтки при шести номинациях) до полной заморозки проекта на время Второй мировой войны, итоговая версия фильма получилась более, чем просто удачной. В силу возраста ленты и несколько сомнительного ее качества, дошедшего до наших дней в русском переводе, нельзя назвать ОЛЕНЕНКА по-настоящему живописным, но все же именно такое описание напрашивается при просмотре в первую очередь. В любом случае даже сегодня вы вряд ли по щелчку пальцев найдете подобие, включающее в себя более четырехсот особей различной дикой и домашней живности, сделанной не с помощью CGI, а реально дрессированной для съемочного процесса. Плюс беспардонно зашкаливающая харизма всего лишь тридцатилетнего здесь Грегори Пека (РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ и УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИКА будут позже), тонкое раскрытие истинного характера матери в исполнении Джейн Уаймен (СТРАХ СЦЕНЫ Хичкока, ПОТЕРЯННЫЙ УИК-ЭНД Билли Уайлдера), захватывающие динамичные сцены вылазки в лес и трогательная концовка берут свое.
Иного зрителя может несколько смутить заявленный сразу с долгих вступительных титров разухабистый американский патриотизм, однако как часть учебника любви и уважения к национальным истокам для юного зрителя это прием безусловно рабочий. Также по общей энергетике картина на ассоциативном уровне чем-то напомнила мне отличную КАК ЗЕЛЕНА БЫЛА МОЯ ДОЛИНА Джона Форда, сделанную в том же периоде.
Несправедливо забытая классика, не так часто встречающаяся в разных обязательных списках к просмотру и, по-моему, очень зря.
13 апреля 2023
На протяжении 1941-го в муках рождалась экранизация повести «Оленёнок», награждённой Пулитцеровской премией двумя годами ранее. Проблемы, появлявшиеся одна за другой, мешали производству: то подводил актёрский состав, то возникали трения между продюсером и режиссёром, то сама природа силилась прогнать людей из лесов Флориды, а подытожила череду бедствий Вторая Мировая война, окончательно свернувшая съёмки. Но книга очень быстро стала бестселлером среди американских подростков, а потому новая попытка экранизации не заставила себя долго ждать. Использовав некоторые наработки незавершённой первой версии, вторая успешно вышла на экраны в 1946-ом году, разделив славу первоисточника, к которой в 90-х попытался приобщиться ещё и ремейк.
История о том, как мальчик Джоди, живущий на отдалённой ферме с родителями, приручает оленёнка по имени Флажок, оставшегося без матери, хотя и рассчитана по большей части на юношескую аудиторию, содержит немало интересных тем, раскрытых в доступной, не слишком поверхностной манере. В первую очередь — это повесть о неминуемом взрослении, превращении мальчика в мужчину, когда герой встречается лицом к лицу с проблемами, что сопровождается серьёзным сломом идеалов детского мировоззрения. Рассказ о разрушении царства мечтаний под напором неумолимой реальности, вынуждающей действовать вопреки всему, что знал и во что верил. Картина с американским прагматизмом выворачивает наизнанку романтический императив Экзюпери — мы в ответе за тех, кого приручили — напоминая, что мы также в ответе и за тех, кто приручил нас, и за себя, в том числе. Потому часто приходится делать выбор неприятный, но необходимый, ибо как бы сильно ты не любил друга, если он не в состоянии постичь твоё чувство, лучше не тратиться попусту. Здесь же затрагивается и тема дружбы, рано или поздно заканчивающейся при различных обстоятельствах, в которых закаляется мужской характер. Одного друга у Джоди заберёт болезнь, другого закружат жизненные обязательства, унесут слишком далеко, ну а с третьим мальчику придётся расстаться самому, потому что так велит жизнь и противопоставить что-то природе порой невозможно. Тема борьбы человека с окружающей средой, в которой попеременно побеждают обе стороны — ещё одна грань повести, в фильме немного видоизменившаяся. Природа показана здесь непокорной силой, которую можно только сломить, но никак не прийти к компромиссу с ней: свирепые дожди заливают урожай, лишая пропитания, грозный медведь убивает скот, годовалый олень не поддаётся дрессировке. И если, примирившись с убытками от непогоды, семья вновь засадила кукурузу, то вторую вылазку на косолапого режиссёр решил не показывать, оборвав развязку конфликта человека с медведем, тем самым поставив героев в положение вечных аутсайдеров в непримиримом соперничестве с природой. И оленью сущность ко всему прочему изменить оказалось невозможно.
Следуя букве книги, лента выводит на первый план отношения мальчика с родителями и оленёнком, создавая верный фон для развития событий. Джоди часто разговаривает со зверем, делится с ним переживаниями и мечтами, воспринимает его как друга, который всегда выслушает и всё поймёт. Это положительно влияет на представление их отношений, несмотря на то, что Флажок, очевидно, мало годится на роль домашнего питомца. А в фильме 1994-го года, например, оленёнка непростительно мало, отчего зритель вряд ли успеет проникнуться к нему симпатией с последующим недостатком эмпатии в финале. Любопытно также, как изменялась сцена убийства оленихи. В повести отец, ужаленный змеёй, успел лично застрелить и вырезать печень животного, чтобы вытянуть с её помощью яд из раны. В старом фильме он лишь выстрелил, а сыну пришлось без промедления совершить неприятный взрослый поступок — вспороть брюхо парнокопытного. В новой постановке яд гремучки быстро отравил отца и Джоди пришлось всё делать самому. И этот вариант кажется более выгодным и драматически сильным, так как последующее возвращение на место убийства становится для мальчика сакральным, а взятие детёныша на попечение не столько детской прихотью, сколько родившимся в маленьком человеке чувстве ответственности за совершённое по необходимости злодеяние. В послевоенном фильме же поиск оленёнка превращается в короткое, приятное приключение, а ситуация с укусом змеи эгоистично используется для обретения долгожданного питомца. Зато в этой версии концентрация обдуманных, здравых мужских поступков гораздо выше. Если картина 1994-го года, удовлетворившись выстрелом в зверя, не отвлекалась на показ земледельческих будней мальчика, то её предок уделил много внимания этому аспекту. Джоди рьяно трудился, восстанавливая посевы, строил забор, чтобы защитить всходы от прожорливого оленя, в общем, всецело реализовывался как мужчина, опора семьи в тяжелое время. А это полнее раскрывает идею осознанного взросления.
Как результат — получилось удачное переложение простенькой, но хорошей истории для юношества. С умеренно дозированной драмой, отцом-авторитетом и обязательной моралью в конце. Разрушение мира иллюзий, подкреплённое поучающими монологами родителей, может показаться несколько наивным и недостаточно пронзительным. Потому, наверное, с «Оленёнком» лучше познакомиться в юности, когда подобные недостатки пройдут незамеченными на фоне цельного и убедительного сюжета. В фильме дружно уживаются типичные идиллические картины, рисующие беспечное детство и суровые обстоятельства, врывающиеся, подобно урагану, в прежде светлую, беззаботную жизнь. Экранизация не лишена минусов реализации родом из сороковых годов, технических, тенденциозных, которые мешают полному проникновению в эмоциональный фон, отчего и рецензия эта хотя имеет цвет зелёный, но ровно по границе с условным серым. Ситуацию выручает с усердием переданный замысел повести, обретший объём и почти не искажённый, наделяющий внутренним стержнем историю о короткой дружбе мальчика и оленёнка, возвестившей о неизбежно заканчивающемся детстве.
1 декабря 2014
Непростое кино. Прежде всего интересен выбор места действия. Мы отправляемся к пионерам Америки — переселенцам, которые занимали и осваивали пустые земли. В центре внимания обычная семья, живущая в лесу и ежечасно работающая. На мой взгляд, для американской картины — это возвращение к истокам, корням, глубинное осознание своей идентичности. Поэтому, в такую канву можно было разместить практически любую историю — в любом случае эффект от ее восприятия был бы более усиленным. Так и произошло.
История про взросление мальчика, избавление от детских иллюзий и его превращение в мужчину не могла не быть ассоциирована с самой Америкой. Америкой, которая как и в сущности весь мир, начинала новую жизнь. Жизнь после Второй мировой войны.
Сегодня эта трогательная и слезливая история может показаться излишне жестокой, но уверен, в те годы — жесткость Отца в полной мере оправдывалась зрителями. Что-то мне подсказывает, что в 1947 году мысли о толерантности и уважении к правам ребенка пришли бы лишь к самым экзальтированным зрителям.
На мой взгляд, Грегори Пек сыграл, пожалуй, свою самую сильную роль с момента начала карьеры. Эта роль сильна своей неоднозначностью. Вроде бы он предстает перед нами добрым и кротким супругом, вроде — плутом, а вроде — жестоким Родителем, который ради своих принципов не готов мириться ни с какими моральными преградами.
Так что, готовясь к просмотру фильма не следует ожидать доброй и трогательной истории о дружбе олененка и мальчика — тут будет все куда сложнее. Я вот, к примеру, при просмотре этой ленты все сокрушался — ну как так, разве нельзя было найти компромисса?! Выходит нельзя было.
7 из 10
30 сентября 2013
Пенни Бакстер — миролюбивый фермер, живущий на одном из островков Флориды. Сын Пенни, Джоди, любит наблюдать за природой и мечтает о домашнем питомце — еноте, медвежонке, опоссуме или другой живности, но мать категорически против этого. Во время охоты Пенни кусает гремучая змея, и чтобы прекратить действие яда, необходимо было убить самку оленя и вырезать ее печень. Однако у убитой оленихи остался маленький олененок, и Джоди уговаривает родителей приютить животное. Олененок становится лучшим другом Джоди. Однако проходит год, и подросшее животное начинает портить урожай, от которого зависит семья Бакстеров.
«Олененок» — фильм из разряда для детей и юношества, конечно, это не значит, что взрослым будет его неинтересно смотреть, но все же детям и подросткам фильм особенно должен прийтись по вкусу. Фильм очень добрый, с элементами мелодраматичности и скорее всего мало кого оставит равнодушным. К тому же фильм очень красивый — красивейшие пейзажи и виды природы.
Актеров в фильме не так уж много. Молодой Грегори Пек — просто великолепен. А вот мальчик и его герой просто откровенно раздражали.
Фильм получил 2 премии «Оскар» (работа оператора (цветные фильмы); работа художника (цветные фильмы)) и был выдвинут номинантом по 5 категориям (фильм; режиссер (Кларенс Браун); мужская роль (Грегори Пек); женская роль (Джейн Уаймен); монтаж).
20 октября 2009