Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кукуруза зеленая |
английское название: |
The Corn Is Green |
год: | 1945 |
страна: |
США
|
слоган: | «Bette Davis - A Glorious Story for the Screen's most Glorious Actress !» |
режиссер: | Ирвинг Раппер |
сценаристы: | Фрэнк Каветт, Кэйси Робинсон, Эмлин Уильямс |
продюсер: | Джек Черток |
видеооператор: | Сол Полито |
композитор: | Макс Штайнер |
художники: | Карл Юлес Вайль, Орри-Келли, Фред М. Маклин |
монтаж: | Фредерик Ричардс |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 марта 1945 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Лилли Моффат — женщина элегантного возраста — въехала в небольшую деревушку в Уэльсе на двухколесном велосипеде, который по пути от станции до унаследованного ею дома незамедлительно начал давить все традиционные представления местных жителей о роли и месте женщины в истории. Оглядев взором альтруиста среду обитания с горой привезенных книг, служанкой — бывшей воровкой, незаконнорожденной дочерью этой служанки, проходящими мимо детьми-шахтерами, мисс Моффат решает устроить бесплатную школу. По счастливому сочетанию обстоятельств для этого, помимо желания, у нее имелись собственный недюжинный интеллект, добротное образование и дядюшкино наследство. Написанная в 1938 году британским драматургом и актером Эмлином Уильямсом пьеса «The Corn is Green» является полуавтобиографической, поскольку образ мисс Моффат был спроецирован автором с характера реальной учительницы Уильямса из его детства в Уэльсе. В самом спектакле, премьера которого состоялась в Лондоне в том же году, Уильямс сыграл роль молодого талантливого парня-шахтера, в лице которого мисс Моффат нашла «алмаз без изъяна» и чью жизнь сама перевернула кардинально, показав дорогу от угольной шахты прямиком в Оксфорд. Пьеса привлекала внимание театральных постановщиков, кино- и телережиссеров неоднократно в более поздние периоды — вплоть до 2007 года — в первую очередь из-за потрясающе интересного и цельного образа главной героини. Материал был настолько хорош, что роль мисс Моффат охотно исполняли разные актрисы, в числе которых Бетт Дэвис в рассматриваемой версии, Кэтрин Хепберн в телефильме 1979 года. Картина, созданная в 1945 году имеет определенную схожесть с театральной постановкой: ограниченное число мест действия, неглубокая пространственная перспектива, прекрасно поставленная речь актеров, отточенность жестов. Но самое главное — текст пьесы остался в качестве первостепенного элемента, наполняющего картину живительной силой.
Англичанка, приехавшая со своим уставом в деревню, где жизнь любого жителя от рождения до смерти наделена инерцией, несущейся под уклон груженой вагонетки, начинает обучать местных валлийских «драконов» арифметике, грамматике и чтению. Здесь все грубее, беспощаднее и проще: в 12 лет ребенок становится взрослым и идет работать в шахту. Сюда пока не докатился закон о всеобщем начальном образовании, принятый в Англии и Уэльсе 1870 году. Из развлечений имеются кулачные бои, выпивка в кабачке и еще хоровое пение на богатом гласными валлийском языке. В чем-то образ Лилли Моффат созвучен персонажу Мэри Поппинс из книг, написанных чуть раньше и набирающих обороты популярности в конце 30-х: наличие воли, харизмы и педагогического таланта. Удивительно, но книги об идеальной няне приведены в Википедии в списке литературных иллюстраций на тему «суфражистки». Явно и мисс Моффат из передовых женщин своего времени, для которых вопрос о правах мужчин и женщин при получении полноценного образования, свободном выборе профессии давно решен в формулировке «равны». В поддержку такого огнеупорного характера Уильямс наделил свою героиню яркой и образной речью, образчиками которой можно смело дополнять различные цитатники, использовать их в качестве статусов, советов на каждый день и остроумных ответов. Пару-тройку раз по ходу действия эта леди с изяществом отрепетированного экспромта давала мастер-классы на темы «Как обрести друзей и единомышленников», «Как правильно замотивировать себя и своих учеников».
И одним из таких мотиваторов для ее учительского труда неожиданно стала увлеченность местных жителей пением. Момент единения, возможность творчества, способ отдыха — это все к ним, имеющим тембры от баса до фальцета, снимающим в эти моменты свою грубую защитную броню. Эта неслучайная особенность — привязка к традиционному для Уэльса и почитаемому там до сих пор искусству мужского хорового пения. В стране, где менестрелей и бардов искренне уважают, а лучших славят на ежегодных состязаниях Айстедвод, всегда будут рождаться талантливые люди. Здорово, когда рядом окажется кто-то, кто поможет разбить скорлупу предопределенности. Тогда, подобно красным драконам смогут они расправить крылья, чтобы полетать над зеленью кукурузного поля. Полетать и обязательно вернуться.
26 сентября 2014