Дерево растет в Бруклине
A Tree Grows in Brooklyn
7.3
8
1945, мелодрама, драма
США, 2 ч 9 мин
В ролях: Дороти МакГуайр, Джоан Блонделл, Джеймс Данн, Ллойд Нолан, Джеймс Глисон
и другие
Фильм по роману Бэтт Смит, в котором девочка Фрэнси пытается сохранить свой идеализм в условиях крайней нищеты перед Первой Мировой.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дерево растет в Бруклине

английское название:

A Tree Grows in Brooklyn

год: 1945
страна:
США
слоган: «A Great and Haunting Book Pours Its «Heart» Out on the Screen!»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Леон Шэмрой
композитор:
художники: Лайл Р. Вилер, Бонни Кэшин, Томас Литтл
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 28 февраля 1945 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 9 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео к фильму «Дерево растет в Бруклине», 1945

Видео: Фрагмент (Дерево растет в Бруклине, 1945) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Дерево растет в Бруклине», 1945

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дерево растет в Бруклине», 1945

«ДЕРЕВО ВСЕГДА СТРЕМИТСЯ К НЕБУ»

Отзыв о фильме хочется начать, наверное, с момента не самого главного, но очень важного для понимания сущности характера одного из центральных персонажей картины — Джона Нолана. Речь идет о сцене, когда жена Джона Кэтрин сообщает ему о смерти их маленькой соседки, на что тот восклицает: «Но у нее было платье!» Он имеет в виду нарядное платье, которое незадолго до трагического события девочка получила в подарок, успев похвастаться обновкой перед Джоном. Вспоминая о том дне, Джон убежден, что его немало настрадавшаяся, едва начавшая жить хрупкая собеседница, была тогда счастлива. В этом — весь Джон, человек редкой душевной чистоты и позитивного настроя. И, как «дерево всегда стремится к небу», так и Джон умеет во всем, порой вопреки не самым, мягко говоря, радостным обстоятельствам видеть прекрасное.

Он и свою дочь, Фрэнси считает Примадонной, что ценно для девочки. Особенно, если принять во внимание ее угловатость и отсутствие внешней привлекательности, но зато она наделена богатой фантазией и явным литературным даром, пожалуй, даже слишком большим для ученицы начальной школы.

Джон для Фрэнси — не только отец, но самый большой друг, наиболее близкое ей по духу существо. И не беда, что по профессии он — всего лишь «поющий официант на вольных хлебах», который зарабатывает от случая к случаю, но Фрэнси верит в неизбежность его настоящего, сценического успеха. Ведь у Джона такой завораживающий голос!

И вообще отец для Фрэнси — идеал, несмотря на все его недостатки. Поэтому такой предельной искренностью отмечены их отношения, воплотить которые на экране режиссер Элиа Казан доверяет Джеймсу Данну и Пэгги Энн Гарнер. И, что называется, попадает «в десятку». Им это удается в полной мере. Недаром Данн за роль Джона Нолана удостаивается премии «Оскар», а Гарнер — Молодежной награды Америки.

Хотя, если бы было возможно, следовало отметить всех участников данного, без сомнения духоподъемного фильма, снятого по роману Бэтти Смит. А точнее — по первой его части, повествующей о не простом, наполненном радостями и потрясениями детстве героини, которое пришлось на годы перед Первой мировой войной.. Период ее взросления, также описанный Смит, остался «за кадром».

Скорее всего, сделано это намеренно. Для того, чтобы оставить открытым финал, предоставив зрителям самостоятельно предположить дальнейшее развитие сюжета. Или, может, режиссер хотел заинтересовать нас книгой, к которой, кстати (вместе со сценаристом Фрэнком Дэвисом), постарался отнестись максимально бережно.

А это для старого Голливуда с его желанием непременно что-то изменить в литературных первоисточниках — подлинный раритет.

10 из 10

29 июля 2019

Неустаревающий гуманизм

«Дерево растет в Бруклине» — один из замечательнейших дебютов в истории не только американского, но и мирового кино, снятый в традициях европейской кинематографической традиции тех лет, с крепким сценарием, бодрой режиссурой, плотным монтажом и мизансценированием в духе Уайлера и Уэллса, с большим вниманием к населенности кадрового пространства деталями и нюансами. Двухчасовое повествование ни разу не сбивается и не задыхается в многочисленных эмоциях и событиях, которыми приправлено в манере лент И. Аллегре, Р. Клемана, «Иллингской комедии», Х. Койтнера и многих иных достойных явлений европейского кино 40-х годов.

Казан для дебюта в полном метре выбрал роман Бетти Смит о нелегкой, полуголодной жизни многодетной семьи в Бруклине накануне Первой Мировой, противопоставляя бесплодные, но романтические мечты суровой материалистической реальности в духе Голливуда тех лет примиренчески, компромиссно с надеждой на то, что в Америке все возможно, эта слезливая, сентиментальная приторность, свойственная американской ментальности, безнадежно губит финал, разрушая то разоблачительное впечатление, которое сообщает фильму режиссер на всем его протяжении.

Предела трагизма повествование достигает в сцене родов матери, когда беспомощность главной героини, девочки-подростка, перед жизнью становится особенно очевидна. Хотя фильму не свойственная такая уж высокая степень социальной конфликтности, как картинам Нового Голливуда, для этого он слишком компромиссен (даже «Гроздья гнева» Джона Форда сняты не без клише тех лет), однако жизненный драматизм в ленте Казана не просто присутствует, он разлит во всем пространстве нарратива, им пропитана каждая сцена, хотя комизм немного скрашивает удручающее впечатление от нищенского быта бруклинской семьи.

За исключением финала в ленте отсутствуют заметные ошибки, грешащие против сценарной, монтажной и режиссерской логики фильма, актерскую игру нельзя назвать выдающейся, она выполнена в духе картин 40-х годов: крепко, средне, без открытий, ансамбль исполнителей работает слаженно, как единый организм, но никто из него не выделяется, ибо все лишены яркой актерской индивидуальности. Плотный ритм диалогов, искрящееся наблюдательностью и психологическими нюансами поведение персонажей в кадре — все это не может не очаровывать в эпоху дряблой режиссуры и нитевидного пульса повествования, когда умение внятно рассказывать серьезные, некоммерческие истории почти что утрачено.

Стоит сказать пару слов о главном конфликте фильма между бесплодными, но позволяющими сносно жить, мечтами и безрадостной, пугающей действительностью, во имя которой часто проносятся неоправданные жертвы. Конфликт между стремящейся учиться девочкой и ее косным окружением мог бы напомнить историю, рассказанную в фильме братьев Тавиани «Отец-хозяин», если бы большинство взрослых не было бы на ее стороне в отличие от героя ленты Тавиани. Образ отца в «Дереве…» также иной: это глубоко человечный, проникнутый состраданием к людям, Казан убедительно показывает, что умение практически обустроиться в жизни редко когда, а чаще никогда не совпадает с широтой артистической души, ее кругозором и эрудицией.

Умение приспосабливаться нельзя отнести к разряду иных качеств кроме как полезных в жизни, но именно артистические, интеллигентные натуры не приспособлены к реальности, в этом состоит вечная диалектика отношений духа и материи, жестокость жизни, которая всегда ломает неприспособленных через колено, и от этого никуда не деться. Отец Фрэнсис в прямом смысле слова «надорвался», пытаясь переиграть жизнь, не имея для этого ни навыка, ни необходимых качеств, потому права учительница Фрэнсис, когда говорит ей, что только творчество может придать воображению характер небесполезной силы, сделать его локомотивом, ломающим преграды.

Однако в истории не только американской, но и мировой культуры много примеров людей, состоявшихся в профессии, но сломанных жизнью (как это блистательно описано в эссе Ф. С. Фицджеральда «Крушение»), значит не все так просто, как примиренчески пытается заявить нам Казан, однако, это не повод считать замечательный фильм «Дерево растет в Бруклине» неудачей или просчетом, ведь его формальные достоинства делают его неустаревающим среди многих иных подернутых пылью забвения картин, в том числе и самого Казана, а пусть и наивный, но все же гуманистический пафос заставляет задуматься о том, что не все в нашей жизни обречено на провал, если хотя бы одна маленькая девочка верит в то, что все у нее получится.

16 декабря 2016

Несмотря на то, что в начале XX века США стали первой экономикой в мире, уровень жизни основной части населения не был столь высоким, и многим приходилось по-настоящему сводить концы с концами. В те времена многие семьи медленно, но верно выбирались из самого дна. И их путь был далеко не беспрепятственным. История одной из таких семей показана в дебютной драме культового режиссера Элиа Казана «Дерево растёт в Бруклине».

Синопсис Канун Первой Мировой войны. Семья Ноланов, живущая в бедном районе Бруклина, едва сводит концы с концами. Мать семейства Кэти придерживается строгих принципов, т. к. считает, что жить мечтами в их положении — это непозволительная роскошь. Эту идею она старательно пытается внушить своим детям, включая старшую дочь Фрэнси, образованную и начитанную девочку, которая верит, что, несмотря на жизненную ситуацию, человек всегда должен поддерживать в себе свет. Эту мысль ей подарил любимый отец и местный пьянчуга Джонни.

Игра актёров Стоит отметить, что в дебютной ленте Казана сыграли весьма яркие и талантливые актёры, которые, в целом, произвели положительное впечатление. Из мужских ролей я был выделил Джеймса Данна, исполнившего роль романтичного и добродушного Джонни Нолана, который, несмотря на бедность и привязанность к бутылке, сохранил достоинство, доброе сердце и человечность. Из женских ролей я бы остановился на Джоан Блонделл, сыгравшей роль Сисси, сестры Кэти и тёти Фрэнси, добродушной женщины, которая придерживается принципа «бери от жизни всё, пока она даёт шанс», посему всегда поддерживает в этой семье хорошее настроение.

Режиссура Перед просмотром этой киноленты я уже был знаком с рядом его известных работ, включая такие как «Джентльменское соглашение», «Трамвай «Желание»» и «В порту», и могу сказать, что каждую из его картин отличает особое специфическое видение человеческой натуры. Несомненно, самым ярким атрибутом являются натуральная эмоциональная фабула, т. е. в атмосфере фильма вы не чувствуете какой-то фальши. Жизненная ситуация, в которой очутились герои выглядит вполне правдоподобно. Конкретно, в «Дерево растёт в Бруклине» режиссер показывает нищенствующее положение, в которой живет семья Ноланов, члены которой по-своему борются за право существования. Если чопорная мама утверждает, что, если ради выживания будь бесчувственным, будь бесчувственным, то папа говорит: «Оставайся человеком, несмотря ни на что!». Единственным недостатком картины, но Элиа Казана можно и простить (все-таки это его дебют), служит чрезмерный романтизм и наивность, в лице Фрэнси, которая иногда просто раздражала.

Сценарий Сюжет фильма крутится вокруг потомков ирландских иммигрантов, которые до сих пор пытаются обосноваться в новом мире, который каждый день наносит им удар, опуская на самое дно. Такая жизнь закалила некоторых из Ноланов, в частности, Кэти Нолан, мать семейства, для которой единственный смысл жизни — борьба за выживание. В такой ситуации ей ничего не остается, кроме как стать черствой и строгой ко всем близким, тем самым отдаляя от себя дочь Фрэнси. Фрэнси, мечтательная, но не по годам умная девочка, мечтает вырваться из своего узкого мирка, а в этом ей помогает жизнерадостный отец, который поддерживает в своей дочурке стержень, чтобы та имела цель в жизни и неукоснительно к ней стремилась. Конечно, это порой ставит Джонни в неловкое положение, что в итоге даже стоит ему жизни, однако память о нем среди множества друзей и знакомых осталась в качестве теплых и светлых чувств и воспоминаний.

Итог Конечно, «Дерево растёт в Бруклине» — фильм хороший, мудрый, наводящий на разные мысли. Фильм о том, как важно оставаться человеком, несмотря на жестокие испытания, которые может уготовить жизнь. Разумеется, нужно работать и делать все возможное, чтобы выбраться из этой ямы. Но, так или иначе, необходимо сохранять искренние чувства и любовь к своим родным и близким.

8 из 10

20 августа 2015

Эта драма стала дебютом в качестве режиссера для Элиа Казана. Уже в своей первой работе Казан выработал в себе постановочный почерк: действия закручиваются в стане одной семьи (или рода), происходят в одном здании с простыми, но необходимыми декорациями. На этом принципе будут основаны его последующие сильные работы, как «Трамвай ‘Желание’» и «В порту». Как мне удалось убедиться, накал сюжетных действий и сила эмоций присутствуют в картинах Элиа Казана.

Перед нами тяжелая судьба семьи Ноланов. Их существование на последние гроши в трущобах Бруклина. Конечно же, здесь нужно отдать должное актерам, именно блестящей актерской игре, вытащившей работу молодого дебютанта на высокий уровень.

Кэти Нолан — хозяйка дома, глава семьи. Да, она женщина! Однако, что поделаешь, если муж пьяница. Дороти МакГуаер сыграла женщину, в душе которой перестали жить какие-то малюсенькие всплески надежды. Двое детей, муж, ожидание третьего ребенка… Все это потихоньку превращало женщину в комок нервов.

Джонни Нолан — весельчак и мечтатель. Вот смотришь на него и понимаешь, как же мало на свете таких счастливых людей. Ему не нужно много денег, ярких должностей. Джонни счастлив от того, что принес с празднеств жене и детям французский сыр и русскую икру. Он может вместе со своей любимой Кэти съездить во Францию, не выходя из класса… Всего лишь посмотреть на карту и представить их путешествие по природе неведомой им страны. Он настолько верил в свои мечты, что даже не обижался, когда сильно выпившие граждане на свадьбе просили его петь на бис простенькую песенку. Хотя его никто не слышал. Его светлую душу, настолько съела нищета, что, не выдержав от безысходности, пошел втихаря от домашних, в лютый рождественский мороз работать на погрузке песка. Он простудился, заболел и умер. Родная Америка, которую он считал самой свободной и независимой, не смогла ему дать многих материальных благ при жизни. Однако после жизни… Десятки задумчивых людей, любивших Джонни за его непосредственность и душевность, пришли проводить его в последний путь. Почему так происходит, что большинство людей начинает почитать своих сородичей после их ухода? Безусловно, яркая роль получилась у Деймса Данна, сыгравшего балагура Джонни.

Фрэнсис Нолан — дочка Кэти и Джонни. Пегги Энн Гарнер, совсем еще ребенок, сыграла Фрэнсис невероятно по-взрослому. Чего только стоят ее искренние страдания и слезы по отцу, когда она смотрит в пасмурное небо, стоя на крыше! Ее реплики, жесты… роль как будто написана под это юное дарование.

Нили Нолан — сын Кэти и Джонни. Бойкий, но от жизненных перипетий, нервный и слегка замкнутый в себе малец.

Тетя Сисси (так ее зовут ребята) — старшая сестра Кэти. Бешеная кокетка и любительница мужчин. Они все для нее Биллы (тут возникает мысль по поводу того, что мужчины для нее …билы). Однако в течение всего фильма мы наблюдаем трансформацию Сисси. Она поможет советом своим племянникам. В Рождество она поддерживает добрым словом отчаявшегося Джонни. Принимает роды у больной от горя сестры. Сияющая и очаровательная королева мюзиклов Джоан Блонделл в роли своей Сисси показала зрителю, что может воплотить в образе сразу два направления — комедийное и драматическое.

Очень добрый и скромный образ получился у Ллойда Нолана, сыгравшего участкового полицейского. Он обретает счастье с женщиной, которую он давно уже полюбил, но по благовоспитанности не решался ей этого сказать.

Несмотря на отличную актерскую работу, Оскар достался лишь Джеймсу Данну за образ Джонни. Ведь Дань продемонстрировал не только отличную игру, но и свои вокальные данные. Кроме того, фильм был номинирован в категории «лучший адаптированный сценарий».

Ах, да! Забыл про само дерево. Ведь не зря Джонни рассказывал дочери о дереве, которое срубили у их окон. Оно все равно не сгниет. Будет пробивать свои ростки сквозь асфальт. Только нужно пытаться жить. Кэти и ребята тоже смогли выжить после тяжелой утраты и встать на ноги. Как и то, дерево растущее в Бруклине у родного дома.

10 из 10

P.S.: Фильм смотрел с субтитрами. Поэтому внемлил оригинальной (английской) актерской речи, эмоциям героев.

17 января 2012

Мелодрама Дерево растет в Бруклине появился на свет в далеком 1945 году, более полувека тому назад, его режиссером является Элиа Казан. Кто играл в фильме: Дороти МакГуайр, Джоан Блонделл, Джеймс Данн, Ллойд Нолан, Джеймс Глисон, Тед Дональдсон, Пегги Энн Гарнер, Рут Нельсон, Джон Александр, Б.С. Палли, Джесси Арнольд, Джон Беркс, Линда Бибер, Ферике Борос, Эл Бридж.

Страна производства - США. Дерево растет в Бруклине — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.