Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
И не осталось никого |
английское название: |
And Then There Were None |
год: | 1945 |
страна: |
США
|
режиссер: | Рене Клер |
сценаристы: | Дадли Николс, Агата Кристи |
продюсеры: | Рене Клер, Гарри М. Попкин, Лео С. Попкин |
видеооператор: | Люсьен Н. Андриот |
композитор: | Марио Кастелнуово-Тедеско |
художники: | Эрнст Фегте, Рене Хьюберт, Эдвард Дж. Бойл |
монтаж: | Харви Мангер |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 октября 1945 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
В 1943 г. на волне успеха своего романа «Десять негритят» английская королева детективов Агата Кристи написала по нему пьесу для постановки в театре — «И не осталось никого». Вот только при переложении книги на театральную сцену, Кристи несколько изменила финал пьесы и биографию некоторых персонажей, оставив основную сюжетную канву. Счастливый финал в столь мрачной детективной истории пришёлся по вкусу голливудским кинематографистам, поэтому уже через 2 года после первых театральных постановок вышла первая экранизация этого произведения — «И не осталось никого».
Фактически первой экранизацией романа «Десять негритят» стал одноимённый фильм Станислава Говорухина (поскольку всё что было снято до него, основывалось на пьесе). Однако и картина Рене Клера «И не осталось никого» произвёла на меня положительное впечатление (как бы данная версия не разнилась с книгой). Хотя эмоции вызвал иные.
Если сам роман Агаты Кристи при чтении нагнетал ужас и ощущение безысходности, то фильм 1945 г. получился не таким мрачным. Он вообще получился интересным на предмет жанровой принадлежности — тут и фарс, и детектив, и саспенс в одном флаконе. Например, отмечу очень удачно поставленную режиссёром сцену, в которой один из присутствующих на острове «негритят» (в фильме из-за политкорректности «негритят» заменили на «индейцев») — судья Куинкэннон, говорит, что кроме них на острове никого нет. Казалось бы обыкновенная фраза. Но при этом, когда он её произносит, за окном бьёт молния, звучит основная музыкальная тема, а лица оставшихся в живых обитателей замка быстро чередуются с помощью монтажа. Может ужаса при этой сцене я не испытал, было очевидно, что напряжение с ней возросло (привет Хичкоку). Так же запомнилась сцена гибели детектива, который, ломая «четвёртую стену», успевает сказать зрителям лишь «Я понял!», прежде чем стать очередной жертвой. Возможно это и смотрится несколько устаревшим, но для кинематографа 1940-х, это воспринималось нормально.
В принципе, если не брать в расчёт счастливый конец в этой истории, противоречащий книге, но каноничный пьесе, меня практически всё здесь устроило. Даже на то, что изменили некоторым персонажам имена я мог бы закрыть глаза (равно как и на изменение сути преступления, совершённого Эмили Брент и Верой Клэйторн). Вот только зачем нужно было менять избалованного юного любителя быстрой езды Энтони Марстона на русского князя Никиту Старлоффа в исполнении Миши Ауэра — не понятно. Ауэр фильм не испортил — наоборот, привнёс что-то своё (например, спел песенку «Десять индейцев», и совсем чуть-чуть сыграл «Очи чёрные»).
В целом же, «И не осталось никого» являет собой пример типичного фильма-детектива, полностью снятого в павильоне, со специфической игрой актёров. С фильмом Говорухина (как и с самой книгой Кристи) сравнивать не стоит, т. к. это совершенно другое кино.
7 из 10
28 марта 2017
Экранизация самой известной книги Агаты Кристи, признанной знаковым классическим английским детективом, чьи приёмы и ходы будут использоваться и поныне в той или иной степени в литературе или кино: замкнутое пространство, незнакомая друг с другом группа лиц, укрытый меж ними убийца, череда смертей, общее подозрение и мощный финал с ответом на мастерски выдуманный ребус. У оригинального заглавия получилась непростая судьба, видоизменённая в Соединённых Штатах с «Десять негритят» на «И не осталось никого», однако ключевую считалочку про десять маленьких индейцев трогать никто не стал, в том числе последующие постановки на экране названные «Ten Little Indians». Оно и понятно, ведь в стране звёздно-полосатого флага принято до абсурда носиться с политкорректностью касательно темы «белый/чёрный», а вот про многострадальный коренной народ Америки, до сих пор загнанный в резервации, как-то подзабывают… Однако к фильму это существенно не относится.
Сама лента, надо признать, далека от книжного варианта. На то есть свои причины, и самой главной будет факт, что фильм поставлен по одноимённой пьесе, получившей зрительскую любовь на театральных подмостках. К её созданию приложила руку сама писательница, как раз внёсшая ряд корректив, включая иной финал, наполненный оптимизмом взамен безысходному трагизму. Посему режиссёр Рене Клер адаптировал на экране пьесу, не боясь использовать некую нарочную театральность в происходящем, когда, например, персонажи могут легко и просто обращаться прямо в камеру к зрителю напрямую тет-а-тет. Да и по своей атмосфере кино далеко не мрачный английский детектив при мощном фатализме наказания за преступления, когда виновны абсолютно все. Нет, виновны далеко не все и не всё так сурово. Французский постановщик работал в Голливуде, а это наложило свой заметный отпечаток, привнеся массу характерных приёмов.
История пустила корни в сразу несколько жанров, охватив даже комедию. Действующие лица, словно уже не заперты в клетке со Смертью, источающие жуткий страх пред неотвратимым, а будто угодили в забавную авантюру, не особо дорожа собственными жизнями, стараясь лишь докопаться до важного ответа на загадку, что подстёгивает уменьшающимся количеством соседей за обеденным столом. Триллер являет себя только изредка, где-то ближе к завершению первого часа хронометража, когда набор поистине комичных героев будет пущен в расход, уступив место паре из шаблонных голливудских архетипов того времени со смекалкой, облачённой в костюм с иголочки, да красотой при милом личике. Это совсем не портит фильм, просто вносит особые краски, требующие от зрителя понимания, что в первую очередь пред нами хорошее качественное американское развлекательное кино середины сороковых годов, уделяющее внимание обязательным нюансам из юмора и некой забавности даже в остросюжетном направлении с хладнокровными убийствами. Они снимали так различный хоррор, посему и детектив выдался шутливым.
Само же направление детектива нисколько не пострадало от заниженной планки нагнетания саспенса под весёлые музыкальные наигрыши — смотреть историю интересно. И сюжетные перемены радуют, позволяя нам по другую сторону экрана поиграть вместе с персонажами в общую пьесу тотального подозрения с хитрой ухмылкой полусмеха, стараясь укрыть собственные грешки, но нащупать мелкую подсказку, обличающую другого, заключать краткие взаимовыгодные союзы и разрывать их, топя напарника.
В целом, общий итог вызывает положительную оценку за насыщенный вечер в компании неприятных персонажей приятного актёрского состава, обличающего коварную лживую природу человека через мастерски написанную книжную классику идеального преступления, где многие сцены жанрово эталонны и воспринимаются, как настоящий смак для любителей увлекательного детектива.
8 из 10
21 сентября 2015
Последним фильмом Рене Клера, снятым в Голливуде, стал детективный триллер 1945 года «И не осталось никого», снятый по знаменитому роману Агаты Кристи «Десять негритят» (1939). Не думаю, что имеет смысл рассказывать сюжет картины, но я всё же напомню:
По приглашению некого А. Н. Онима, в замок на острове, оторванном от внешнего мира, приезжают погостить восемь человек. Их встречают исключительно слуги — семейная пара Роджерсов, которые объясняют, что хозяин задерживается. Немного позднее, все знакомятся друг с другом и узнают, что никто из них лично не знаком с Онимом — даже слуги, которые были наняты через агентство.
Во время ужина гости неожиданно слышат голос (запись на пластинке), который обвиняет всех десятерых в том или ином преступлении, которое они совершили в прошлом и теперь их ждёт кара за эти преступления. Поначалу гости не принимают обвинений всерьёз, но в тот же вечер один из них погибает от яда, подсыпанного в бокал.
После этого становится ясно, что это была не пустая угроза, но покинуть остров оказывается невозможным. Теперь задача присутствующих — понять, кто же убийца, но когда люди в замке начинают гибнуть один за другим, оставшимся в живых становится труднее понять, кому можно доверять, а кому нет…
Итак, хотя фильм Рене Клера и является экранизацией популярного романа одного из самых известных в мире детективных авторов, перед его просмотром зрителю нужно кое-что знать.
Знаменитый роман Агаты Кристи «Десять негритят» был экранизирован неоднократно, но в первые годы существования у этой книги была весьма интересная судьба.
Например, вскоре после выхода, в 1939 году, под оригинальным названием книги «Десять негритят», Кристи обвинили в рассизме, и, вдальнейшем, из соображений политкоректности, роман печатался под названием «И никого не стало» (And Then There Were None).
А уже в начале 40-х годов «Десять негритят» попали на Бродвей. Началось всё с того, что в 1941 году драматург Реджинальд Симпсон попросил у писательницы разрешения написать пьесу по «Десяти негритятам». Однако Кристи отказала Симпсону, решив выполнить эту работу самостоятельно.
Сначала пьесу поставили в Лондоне, а 27 июня 1944 года премьера состоялась на Бродвее и прошла весьма успешно — спектакль сыграли 426 раз. И уже именно на волне этого успеха, студия 20th Century Fox сняла фильм в 1945 году.
А теперь самое главное — делая пьесу по своему произведению, Агата Кристи немного изменила определённые сюжетные подробности, в частности, переписала финал оригинала на более оптимистичный. Так что, просматривая картину, не имеет смысла ругать её за несоответствие роману, поскольку в большей степени она опирается на пьесу, созданную писательницей.
Переходя к фильму, стоит отметить, что Рене Клер создал весьма элегантную экранизацию, которая временами может показаться излишне театральной, но в то же время является достаточно удачно. Актёрский состав фильма подобран довольно точно — роль каждого из исполнителей фильма прописана так, что высвечивает исключительно сильные стороны актёров.
Особо стоит выделить Бэрри Фицджералда в роли судьи Куинкэннона, Уолтера Хьюстона в роли доктора Армстронга, Джудит Андерсон в роли старой девы Эмили Брент и Джун Дюпре в роли Веры Клэйторн. Менее интересны Луис Хейуорд в роли Ломбарда и Миша Ауэр в роли князя Старлоффа.
Режиссура Клера вполне соответствует духу фильма — он обладает как «фирменным хичкоковским саспенсом», так и аристократичной атмосферой Англии, в которой есть свой особый шарм. Заслуживает внимания и работа оператора, который весьма своеобразно отражает каждое убийство в этой постановке.
Так что, перед нами весьма занятная экранизация пьесы, написанной на основе одного из лучших произведений Агаты Кристи, которую едва ли стоит сравнивать с другими экранизациями. На то, чтобы считаться шедевром, данное творение не претендует, но для поклонников классики Голливуда, а также любителей произведений Агаты Кристи ознакомиться с этим фильмом будет делом не лишним. Спасибо за внимание!
7 из 10
22 мая 2015
Все таки про писателей детективных историй можно сказать, что у них совсем иной взгляд на многие вещи и склад ума. Ведь нужно не только заинтересовать зрителя с самого начала, но и сделать так, чтобы этот интерес не ослабевал на протяжении всей истории. Несмотря на то, что и в наше время пишется большое количество детективов, все таки золотой эпохой был 20 век, если точнее его первая половина. Тогда же и родилась сия история. Итак, «И не осталось никого».
К сожалению оригинал (то бишь сам детектив) я не читал, потому мой взгляд на фильм будет сугубо с точки зрения зрителя, не более. Собственно, я бы не пришел к этой картине, если бы не посмотрел в далеком детстве совсеткий фильм «10 негритят». Тогда он меня достаточно сильно заинтересовал, и вот наконец-то решил я покопаться в истории кинематографа, дабы оценить все экранизации бестселлера.
Конечно, мне, как человеку нового поколения черно-белые фильмы немного в новинку, но это далеко не первый фильм (из недавних могу вспомнить «Квартирант» Хичкока 1927 года). Конечно, немного труднее сосредоточиться на просмотре, когда отсуствуют краски. И тем более стоит восхищаться талантом режиссеров того времени. Так преподнести фильм зрителю, чтобы спустя даже столько лет черно-белые пейзажи казались завораживающими, обстановка (внешняя и внутренняя) зданий вызывала интерес, и постепенно стирались грани между целыми эпохами, унося зрителя в те далекие годы.
Конечно же, это вам не современные фильмы, когда большой упор делается на спецэффекты и закрученные сюжеты, здесь за все отвечала лишь одна составляющая — актеры. Нет талантов — нет кино. Больше всего мне запомнился персонаж Ричарда Хейдна. Несмотря на весь драматизм его роли он нашел место для доли юмора, не злобного — самого простого и понятного каждому. Его лицо не вызывает ничего кроме, как жалости и сочувствия персонажу. Это ли не истинный талант? Также довольно интересным персонажем можно назвать героя С. Обри Смита — этакий полоумный, глухой генерал, постоянно разговаривающей с некой особой, забывая, где, как и почему он находится. В принципе все здесь достойны похвалы, но мне больше запомнились именно эти два персонажа.
Ну а сюжет — классический зарубежный детектив. Постепенное ознакомление с обстановкой, персонажами, ситуацией. Первые тревожные звоночки. Открытый страх в лицах героев, попытки раскрыть тайну, постепенное нагнетание обстановки, нарастающее ближе к концу с невероятной силой и финал, в чем-то ожидаемый, а в чем-то шокирующий. Но в данном случае можно сказать счастливый.
Кстати сказать, в течении просмотра так и хотелось провести несколько аналогий с современными картинами. Дом в отдалении от цивилизации, приглашенные люди, которые почти не знакомы друг с другом. Некая тайна, связавшая их всех, и поочередное убийство — чуть позже похожую ситуацию можно увидеть в картине «Дом ночных призраков» 1959 года. А уж тема про человека, страдающего от неизлечимой болезни и решившего покарать людей с темными пятнами в прошлом известна сейчас чуть ли не каждому. Так и ждешь, что в финале откуда нибудь из-за угла выйдет Джон Крамер и скажет — «Игра окончена!».
8 из 10
15 декабря 2010
Как нетрудно догадаться, этот фильм Рене Клера основан на романе Агаты Кристи «10 негритят», хотя негритята и заменены по сюжету на индейцев. Собственно, это первая экранизация романа. И, пожалуй, не романа даже, а сооружённой в 1943 году самой же Кристи пьесы на тот же сюжет с хеппи-эндом.
Сюжет, полагаю, известен досконально едва ли не всем любителям детектива. На отдалённый остров прибывают разнообразные гости: отставной судья Квинкэннон (Барри Фитцджеральд), доктор Армстронг (Джон Хьюстон), старая дева Эмили Брент (Джудит Андерсон), вечный гость псевдо-князь Старлов (Миша Ауэр), генерал Мэндрейк (Обри Смит) и ряд других менее известных и оскароносных артистов. Когда они оказываются отрезанными на острове, всем им предъявляются обвинения в убийствах, и все они один за другим начинают гибнуть в полном соответствии со считалкой про «десять маленьких индейцев».
В целом сценарий фильма вполне благополучно следует сюжетной канве пьесы, где в конце (для пущей сценичности) последние две жертвы оказываются невиновными, и потому получают возможность спастись. Впрочем, даже это обстоятельство не мешает подозревать их вплоть до разоблачения убийцы — в деятельности какового, в отличие от некоторых современных экранизаций, никаких изменений по сравнению с книгой не произошло.
Разумеется, под давлением Голливуда фильм претерпел некоторые изменения даже по сравнению с пьесой. Из-за времени съёмок (а это 1945 год) во избежание аллюзий сменили фамилии Уоргрейв и генерал Макартур, Марстон же получил славянскую национальность, видимо, просто ради зрелищности (хотя в остальном Миша Ауэр вполне укладывается в образ). Были изменены согласно тогдашнему «кодексу чести» Голливуда и некоторые преступления «негритят» — те, что связаны с детьми.
Однако это не помешало создать вполне убедительные, хотя и неожиданные образы героев — ироничного живчика судьи, напыщенного доктора, типичного комического генерала. Другие герои, впрочем, сохранены вполне в рамках книжных образов.
Выдающийся режиссёр, автор легендарного фильма «Антракт», в отношении которого критики до сих пор не могут решить, то ли это манифест авангардизма, то ли пародия на авангардизм, ярый противник «элитарного кинематографа», впоследствии скатившийся к «Большим манёврам», Рене Клер, скованный в фильме голливудскими условностями, незначительно утрирует их, придавая действу водевильный колорит и разноображивая его комическими репризами в стиле озоновских «8 женщин». Блестящие диалоги и мимика больших артистов оттеняют детективный сюжет, который в полном соответствии с книгой идёт по нарастающей и становится всё более жутким.
Камера порой задерживается на красивых планах, пейзажах, деталях одежды и интерьера, в то же время живо меняя ракурсы в местах детективных. Согласно голливудскому «кодексу чести» трупы в фильме практически невозможно увидеть, но Клер эстетически неспешно демонстрирует обстоятельства очередного убийства — прибой с мёртвым телом или падающее с крыши фигурное украшение. Временами оператор получает возможность резвиться и снимает в самых неожиданных ракурсах, например, поиски А. Н. Онима на острове, снимаемые из-за ног очередной жертвы.
Порой находки Клера кажутся излишними и нарушающими сюжет книги — чрезмерны глухота генерала и пьянство Армстронга, порой неожиданны репризы (алогичное, хотя и смешное, безумие Роджерса; выбор предполагаемого маньяка путём бросания бумажек в шляпу), но они создают особый мир, не голливудский и не английский, временами абсурдный и совершенно очаровательный.
Если фильм Говорухина представляет собой экранизацию книги, а фильм Поллока (кстати, во многом ремейк Клера, эталонного на Западе по сей день) — совершенно голливудизированная пьеса, то Клер балансирует на грани триллера, детектива, комедии и мелодрамы разом, не скатываясь ни в одну из этих плоскостей. Сюжетный хоррор, сопровождаемый музыкой Марио Кастельнуово-Тедеско (известного гитариста и композитора), из-за окружения практически не пугает, многочисленные сюжетные отступления смешны, но не превращают фильм в комедию, а голливудщина в образах Ломбарда и Веры Клейторн лишь оттеняет основную сюжетную линию. Детективная же канва, едва не отступая на второй план, тем не менее позволяет зрителю поломать голову, не спеша подбрасывая информацию, а в конце даёт возможность насладиться разгадкой тайны, выдержанной в соответствии с замыслом Кристи.
«И не осталось никого» Клера, по-видимому, скрытая пародия на все вышеперечисленные жанры и на самоё себя, это не экранизация романа или пьесы Кристи, а фарсовый парафраз на темы «10 негритят», укладывающийся в рамки игры, заложенной в любую хорошую книгу. Поэтому неудивительно, что первоначально он не снискал успеха ни у американского зрителя, ни у кинокритиков.
Но, тем не менее, если вы уже знаете сюжет и не боитесь увидеть нечто совершенно неожиданное, посмотрите этот фильм. Даже не как детективный, а ради игры актёров, работы операторов и режиссёра, как памятник кинематографа, в конце концов.
Безумный мир, господа! Иначе, чем словами Мидлтона, про этот фильм и не скажешь.
10 из 10
24 июня 2010