Степан Разин
6.6
6.2
1939, драма, биография, история
СССР, 1 ч 55 мин
12+

В ролях: Андрей Абрикосов, Владимир Гардин, Михаил Жаров, Сергей Мартинсон, С. Муратов
и другие
Донской казак Степан Разин поклялся отомстить боярам за своих замученных пытками друзей. Возглавив восставших крестьян, он становится предводителем целого войска. Со всей земли русской стекаются к нему униженные и оскорбленные. Царь Алексей обеспокоен растущей силой атамана. Церковь предает анафеме Степана, собравшегося в поход на Москву. Регулярным царским войскам удается остановить отряды повстанцев у стен Симбирска. Сподвижники гибнут, а сам атаман схвачен. Тяжелые пытки не сломили волю Разина.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Степан Разин

год: 1939
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
видеооператоры: Валентин Павлов, Самуил Рубашкин
композитор:
художник: Владимир Егоров
монтаж:
жанры: драма, биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 сентября 1939 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография, история

Постеры фильма «Степан Разин», 1939

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Степан Разин», 1939

Правильной дорогой идёте, товарищи!

« — Я пришёл бить бояр, да богатых господ, а с бедными и простыми готов, как брат, всем поделиться!» (с)

Сегодня мало кто, даже из киноведов и критиков смотрит старое советское, сталинской эпохи кино. Причина не только в том, что оно давно технически устарело — ведь появившиеся в то же время картины, такие как «Александр Невский» и «Иван Грозный» Эйзенштейна — до сих пор вызывают живой интерес; но в том, что они в большинстве своём сильно заскорузли в угодничестве большевистской идеологии — которая современному зрителю чужда. Но, если снятые про современность картины вроде «Трактористов», «Волги — Волги», «Большая Жизнь», «Свинарки и Пастуха» и прочих — ещё можно спокойно принять как продукт своего времени, то созданные на историческом и классическом литературном материале полотна — уже воспринимаются не столь благосклонно. Достаточно прочесть пушкинского «Дубровского» и посмотреть экранизацию (снятую, к слову к «столетию со дня смерти» великого поэта) — превращение отчаявшегося дворянина ушедшего в разбойники, в этакого «пролетарского» Робин Гуда — заставляет поморщиться. Но раз уж самого Ивана Васильевича превратили в талантливого стратега и справедливого карателя неугодных государству фамилий, то воспеть подвиги поднявшего в середине 17 -ого века народное восстание, казачьего атамана донского Степана Афанасьевича Разина — правящему режиму, как говориться сам Бог велел!

Поэтому, всем тем зрителям, которые решаться приобщиться к истории отечества и захотят посмотреть этот старый отечественный фильм (посчитав, что раньше плохо не снимали) — стоит заранее знать — кино это действительно неплохое, но весьма специфическое. Авторы ленты — Иван Правов и Ольга Преображенская — не ставили себе цели рассмотреть причины и итоги народного бунта, увидеть главного героя разносторонним и неоднозначным, проследить хронику его неудавшегося похода на Москву. Вместо создания исторической фрески о жизни народа и разных сословий на Руси — фильм показывает бунтаря, который в поисках «холопьей правды» возмутил мужиков и возглавил народное войско. Больше упор делается не на жизнь Разина, а на его удалой казацкий характер, показан его горячий нрав и удаль. Он принимает величественные позы и глаголет практически большевистско — пролетарские истины относительно отъёма богатств и земель у помещиков — бояр (ей Богу — сидишь и ждёшь, что вот сейчас артист оговориться и выпалит вместо «Боярин» слово «буржуй»!) и раздачи их батракам — крестьянам. Нечего не говорится о том разгроме, что учинили его казаки во время «разгула» на Дону и на Волге, сколько было убито и предано насилию из имущего сословия (не одних только бояр — купцов, богатых лавочников, воевод) — слова Пушкина о «русском бунте — бессмысленном и беспощадном» — отнести можно с тем же успехом, что к Пугачёву, что к его предшественнику Разину. Не в коей мере не стремлюсь выставить его злодеем, но назвать добрым и славным мужиком — борцом за правду — так же язык не повернётся. Если бы авторы не старались во что бы то ни стало угодить сталинскому режиму, рисуя на экране минувшую эпоху как предтече к Великого Октября — то можно было надеяться на беспристрастное изображение тяжёлой (с тем никто не спорит) для простого русского люда жизни, какой она была в 15 — 17 веках. За примером далеко ходить не надо, многие уверен видели один из последних качественны, ещё советских (поскольку начали его снимать во время перестройки) сериалов Ускова и Краснопольского — «Ермак». Рассказ в нём вёлся не просто о жизни и смерти знаменитого казачьего полководца Ермака Тимофеевича, а повествовал о жизни народа в эпоху правления Ивана Грозного и причин, из — за которых донские и волжские казаки собрались идти военным походом на завоевание земель Сибирских. И там атаман Ермак — представал отнюдь не добрым ангелом — показана и удаль его и отвага в бою, но вместе с тем и грозный мужицкий нрав, жестокость к пленным татарам и суровое следование донским законам — своих казаков он мог не только награждать и хвалить, но провинившихся подвергать суровым наказаниям — вплоть до смертной казни! Однако это не делало сам образ отрицательным, поскольку зрители видели в каком жестоком и сложном мире жил этот воин, сколь трудностей и несправедливых тягот выпало на его долю — а потому представал он разносторонним, неоднозначным и живым. В отличии от плакатно — картинного образа Степана Разина, который воссоздали на экране Правов и Преображенская.

Но, если попытаться насколько можно абстрагироваться от политики и идеологии ленты, попытаться оценить фильм чисто как кино, то стоит признать — оно получилось не идеальное, с шероховатостями. Если сравнивать с «Петром Первым» и теми же историческими полотнами Сергея Эйзенштейна — «Степан Разин» им во многом проигрывает. Операторская работа не столь шикарна и продумана, нет ощущения большого размаха и их масштабности. Мало запоминающихся актёрских работ — из всего двухчасового фильма, в памяти оседают только «звёздный» (и всегда одинаково плутоватый) Михаил Жаров — играющий роль разинского сподвижника — Лазуньки, карикатурно злобный боярин Киврин (в исполнении Владимира Гардина), да жена Разина — Алёнка (Елена Кандратьева). Самого же Стеньку играет ранее снимавшийся у этих постановщиков в их экранизации «Тихого Дона» в роли Григория Мелехова — Андрей Абрикосов. Которому, стоит признать — роль Разина к лицу. Он хорошо сложён, могуч и крепок — да и гримёры изрядно постарались — окладистая борода, суровые брови — вылитый донской казак. Вот только как следует сыграть свою роль ему не дали — заставив быть марионеткой в руках «певцов режима». Даже знаменитую публичную казнь Разина, в которой тот претерпевал физические муки — как следует не показали — он просто взошёл на приготовленный палачами помост и произнёс пафосную речь во славу русского народа…

Зато отрадно отметить совсем другое, вроде не имеющее к фильму отношение. Насколько известно, самым первым художественным фильмом России была «Понизовая Вольница» — «немая», практически любительская короткометражка Владимира Ромашова, снятая в 1908 -ом году. Она тоже рассказывала историю народного восстания, правда точно так же не стремясь рассказать о самом Разине, как и снятая тридцать лет спустя, уже в другую эпоху — картина Правова и Преображенской. Вот только если благодаря своему первородству, этот семиминутный, неказистый и древний фильм останется в истории отечественного кино, то снятый в 1939-ом «Степан Разин» — уже давно канул в лету, став для потомков неинтересной советской архаикой.

14 декабря 2016

Драма Степан Разин появился на свет в далеком 1939 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Иван Правов, Ольга Преображенская. Кто играл в фильме: Андрей Абрикосов, Владимир Гардин, Михаил Жаров, Сергей Мартинсон, С. Муратов, Иван Пельтцер, Освальд Глазунов, Елена Кондратьева, Нина Зорская, Петр Леонтьев, Александр Чистяков, Иван Бобров, Николай Макаренко, В. Лукьянов, Николай Юдин.

Страна производства - СССР. Степан Разин — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.