Большая жизнь
7.1
7
1939, драма
СССР, 1 ч 38 мин
В ролях: Борис Андреев, Петр Алейников, Вера Шершнёва, Марк Бернес, Лаврентий Масоха
и другие
Кинороман о горняках Донбасса 30-х годов, о движении новаторов и их борьбе с диверсантами.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Большая жизнь

год: 1939
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Иван Шеккер
композитор:
художник: Соломон Зарицкий
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 февраля 1940 г.
на DVD: 18 марта 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Большая жизнь», 1939

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Большая жизнь», 1939

Ностальгия по хорошему

С великим удовольствием снова посмотрела «Большую жизнь». Давно нет у нас этой большой жизни, есть у каждого своя, маленькая, очень маленькая, и мало кому есть дело до того, что происходит в стране, куда она катится.

Но именно тут я услышала мысль, что не всё потеряно. Потому что новую, большую жизнь будут строить не идеальные люди, а именно такие, какие есть — испорченные, развращённые капитализмом. И построят, потому что идея большой общей жизни непременно возьмёт верх. Можно верить, что всё изменится, и будет опять у нас Большая жизнь.

10 декабря 2017

Стахановское племя

Такие фильмы как «Большая жизнь» «на пустом месте» не рождаются. Для их появления обязательно нужны определённые предпосылки. И таких «предпосылок» на момент создания картины имелось великое множество. Во-первых, это первая книга русского советского писателя Павла Филипповича Нилина «Человек идёт в гору. Очерки обыкновенной жизни» (1936), по которой несколько позднее Нилин написал сценарий для картины «Большая жизнь». За сценарий писатель получил Сталинскую премию второй степени (1941). Во-вторых, небывалый размах по всей стране Стахановского движения. И коль речь в фильме идёт о шахтёрах, то как же не вспомнить Алексея Григорьевича Стаханова, который в 1935 году при помощи двух крепильщиков за одну смену добыл в 14,5 раз больше угля, чем предписывалось по норме на одного забойщика. Тот факт, что рекордная смена была спланирована заранее, было перепроверено оборудование, организован вывоз угля, проведено дополнительное освещение забоя, а все заслуги приписывались лично Стаханову, нас сейчас мало интересует. В-третьих, «Большой террор» (термин современной историографии) 1937—1938 года уже успел «перемолоть» массу человеческих судеб, но запущенная машина останавливаться не собиралась, поэтому продолжалось выполнение решений Политбюро ЦК ВКП(б), которые принимались в соответствии с теорией Сталина об усилении органов диктатуры пролетариата для борьбы с остатками капиталистических классов и для уничтожения их путём изоляции или ликвидации враждебных (с точки зрения руководства СССР) советскому строю лиц. Осуществлялись на основании «спущенных на места» цифр «плановых заданий» по выявлению и наказанию так называемых «врагов народа».

Перечисленные выше «предпосылки» — это те самые мифические «три кита», на которых построен фильм. Пострен грамотно и надёжно. Крепко построен, поэтому без малого 80 лет радует зрителя и актёрской игрой и атмосферой того времени, которую современными средствами визуализации передать невозможно, ибо фильм сам по себе — уже история. Можно совершенно по разному относиться к сюжету, (кстати, писатель Нилин служил в уголовном розыске советской милиции в Тулуне под Иркутском, и его «криминальные» произведения известны гораздо больше, нежели «Человек идёт в гору»), но у него не отнять главного — искренности в изображении людей. Совершенно не случайно фильм неоднократно подвергался цензуре, и сегодня можно найти несколько вариантов как первого, так и второго фильма («Большая жизнь» Вторая серия (1946)). Всё это потому, что положить на полку ТАКОЙ фильм не смогли даже в весьма «смутные времена», ограничившись политическими «купюрами». Останавливаться на них подробно не вижу смысла, потому что даже в «урезанном» виде фильм абсолютно самодостаточен. Самодостаточен как памятник эпохи небывалых человеческих свершений. Сегодня модно стало ругать советские «идеологические почины». Ведь это так просто — обливать грязью тех, кто уже никогда не сможет произнести слова в свою защиту. При этом, забывают главное: «сотворённые из небытия» «агитки» позволили утереть нос всему «цивилизованному миру», доказав, что и энтузиазм способен творить чудеса.

Структурное построение картины классическое для лент тех лет: положительный начальник — секретарь парткома Хадаров (Иван Новосельцев), «мятущийся» молодой специалист — горный инженер Борис Николаевич Петухов (Марк Бернес), «исправившийся» труженик — шахтёр Харитон Егорович Балун (Борис Андреев), «болтун-балобол-балагур» Ваня Курский (Пётр Алейников), девушка, чья любовь помогает её избраннику выбрать правильную дорогу — Соня Осипова (Вера Шершнёва), бюрократ до мозга костей — председатель шахткома Усынин (Степан Каюков) и «тайный враг» — десятник шахты Иван Сергеевич Кузьмин (Юрий Лавров). Врагов народа здесь нет, зато есть вредители, и данное сюжетное «ответвление» сильно портит картину. Здравомыслящий человек понимает, что подобными методами стахановское движение не задушить, так в чём же сверхидея вредителей? Наверное, они есть в фильме только с одной целью — показать простым людям, что врагом может оказаться даже твой близкий приятель. Тема перевоспитания на примере героев труда тема широко востребованная, но в полной мере оправданная. Что 8 десятилетий назад, что сегодня встречается масса «работяг», которые оправдывают свою лень расхожей фразой: «работодатель делает вид, что платит, а мы делаем вид, что работаем». С оплатой шахтёрского труда в 1939 году было всё в полном порядке, поэтому любителям «сбрызнуть горло» было, где «потушить пожар». Одна из заслуг картины в том, что она не героизирует пьяниц, а методом «проб и ошибок» заставляет их выбрать «большую жизнь».

Специально для фильма поэтом Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским была написана песня «Спят курганы тёмные». В фильме песню исполнил Лаврентий Масоха — один из самых снимаемых киноактёров (в кино — с 1929 года!). Песня исключительная как по содержанию, так и по тональности. Вскоре после выхода фильма на экраны эту песню исполнил по радио, а потом и записал на пластинку (в 1940 г.) Марк Бернес. Тогда же шахтёры подарили Никите Богословскому большой кусок антрацита, на котором были написаны дарственный текст и отрывок из песни. Во время Великой Отечественной войны в оккупированной Одессе песня была запрещена приказом N 12 корпусного генерала Петра Думитреску от 3 июня 1942 года. Также существовала антинемецкая песня на мотив «Спят курганы темные». Песня некоторое время была гимном г. Макеевка Донецкой области.

«Спят курганы тёмные, солнцем опалённые, и туманы белые ходят чередой… Через рощи шумные и поля зелёные вышел в степь донецкую парень молодой. Там, на шахте угольной, паренька приметили, руку дружбы подали, повели с собой. Девушки пригожие тихой песней встретили, и в забой направился парень молодой.» («Спят курганы тёмные», слова Б. Ласкина музыка Н. Богословского)

20 апреля 2016

Драма Большая жизнь появился на свет в далеком 1939 году, более полувека тому назад, его режиссером является Леонид Луков. Кто играл в фильме: Борис Андреев, Петр Алейников, Вера Шершнёва, Марк Бернес, Лаврентий Масоха, Иван Пельтцер, Иван Новосельцев, Степан Каюков, Василий Зайчиков, Лидия Карташова, Юрий Лавров, Иван Любимов, Виктор Аркасов, Владимир Дорофеев, Алексей Консовский.

Страна производства - СССР. Большая жизнь — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.