Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Банальный ангел |
английское название: |
The Shopworn Angel |
год: | 1938 |
страна: |
США
|
режиссер: | Г.К. Поттер |
сценаристы: | Дэна Бернет, Ховард Эстабрук, Уолдо Солт, Джозеф Лео Манкевич |
продюсер: | Джозеф Лео Манкевич |
видеооператоры: | Джозеф Руттенберг, Уильям Х. Дэниелс |
композитор: | Эдвард Уорд |
художники: | Седрик Гиббонс, Адриан |
монтаж: | В. Донн Хэйес |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 июля 1938 г. |
на DVD: | 28 февраля 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
«Мелодрама на тематику Первой Мировой войны» от режиссёра Г. К. Поттера «Банальный ангел» (1938) стала для Джеймса Стюарта первой работой на студии Metro-Goldwyn-Mayer после того, как актёр освободился ото всех обязательств, связанных со съёмками фильма «Оживлённая леди» (1938), о чём я уже писала ранее.
Сюжет: 1917 год, США официально вступает в Первую Мировую войну. Однако, циничной звезде бродвейских мюзиклов Дэйзи Хит (Маргарет Саллаван) всё это не интересно, и она уверена, что среди марширующих под окном её дома солдат вряд ли появится тот, кому актриса будет писать письма. Однажды, машина Дэйзи случайно сбивает Билла Петтигрю (Джеймс Стюарт) — молодого новобранца родом из Техаса.
В качестве извинения, Дэйзи подвозит Билла до его части. Стесняясь того, что он является единственным из солдат, у которого нет девушки, парень врёт своим приятелям, будто бы он встречается с актрисой. Та неохотно, но всё же соглашается ему «подыграть», однако вскоре проникается к Биллу симпатией и меняет своё отношение к новобранцам, уходящим на фронт…
Итак, первоисточником для «Банального ангела» послужил небольшой рассказ Дэна Бернета «Девушка рядового Петтигрю» («Private Pettigrew`s Girl»), опубликованный в 1918 году в одном из номеров журнала «Saturday Evening Post». Данная же постановка Г. К. Поттера стала уже третьей экранизацией рассказа.
И уже из этого факта (а также, и из русскоязычного названия картины!) можно с лёгкостью догадаться, что данное кино не будет блистать сюжетной оригинальностью (впрочем, и с правдоподобием здесь также есть проблемы!). Или вы думаете, что можно на полном серьёзе поверить в то развитие отношений (умолчу, какое именно — чтобы не спойлерить!) между героями Маргарет Саллаван, Джеймса Стюарта и Уолтера Пиджона, какое нам тут предлагают сценаристы?
Не знаю, как другим, но мне лично происходящее в кадре показалось откровенно банальным, надуманным, наивным, пресным, предсказуемым, фальшивым, пафосным и сентиментальным (в особенности, с последними двумя пунктами здесь был заметен очень сильный перебор). Из персонажей в «… ангеле» ярче всего прописана, как и следовало ожидать, главная героиня — Дэйзи Хит.
Зрителю вполне отчётливо дают понять, почему она является «банальной» (ну или, если хотите, подберите в адрес Дэйзи более точный эпитет!), и одновременно с тем, почему её нужно считать «ангелом». А вот герои Джеймса Стюарта и Уолтера Пиджона оказались прописаны уже более одномерно и не слишком интересно.
Режиссуре Г. К. Поттера (получил эту должность вместе Ричарда Торпа и Жюльена Дювивье, изначально приглашавшихся в работу над проектом) едва ли можно вручать премию Американской Киноакадемии в соответствующей номинации (наиболее, надо полагать, Поттер, известен в наши дни благодаря своей киноленте «Дочь фермера» (1947), за которую в категории «лучшая женская роль» весьма сомнительный «Оскар» выиграла «звезда» Голливуда 1930—40-хх годов — Лоретта Янг).
Режиссёру удаётся избежать того, чтобы «… ангел» казался затянутым (а это получается не у всех даже при продолжительности в 1 час 25 минут!), но сгладить недостатки сценария ему не удаётся. С визуальной же точки зрения в глаза бросается тот факт, что атмосфера США накануне Первой Мировой войны в кадре воссоздана слабо (даже отличить 1917 год от 1938-го удастся разве что благодаря паре косвенных признаков).
Актёрский состав постановки Поттера, в целом, производит благоприятное впечатление, хотя без «минусов» не обошлось и здесь. Да, роль Дэйзи Хит прописана в сценарии значительно ярче и многограннее, чем все прочие. Но вот с выбором актрисы для этого образа режиссёр явно ошибся. В качестве бродвейской актрисы и певицы, Маргарет Саллаван производит странное впечатление.
Конечно, в сравнении со своей первой совместной картиной с Джеймсом Стюартом («Когда мы снова полюбим»), в «… ангеле» Маргарет всё же снизила градус «искусственной театральности», что, несомненно, пошло на пользу делу. Да и в паре со Стюартом она смотрелась в этом фильме уже лучше, чем прежде.
Но тут всплывает другое «но» — Саллаван играет звезду бродвейских мюзиклов, а такой образ подразумевает значительно больше яркости, выразительности, особой энергетики и харизмы, чем оказывается способной продемонстрировать в кадре актриса. И даже усердно создаваемый ею в начале картины образ сухой и циничной особы не слишком спасает положения.
А усугубляет дело ещё и то, что Саллаван в кадре «поёт» голосом Мэри Мартин (реальная «суперзвезда» «музыкального» Бродвея 1940—60-хх годов), которая своим исполнением песни «Pack Up Your Troubles In Your Old Kit Bag and Smile, Smile, Smile!» демонстрирует именно ту самую яркость и энергетику, что была столь необходима от Маргарет в данной роли. Но, увы…
Джеймсу Стюарту в качестве солдата, готовящегося отправиться на фронт, с материалом не особо везёт. Но, должна признать, несмотря на «свиней», подложенных актёру сценаристами, он как-то умудрялся выглядеть очень мило в рамках своего персонажа, и даже заставлял сопереживать таковому. Уолтер Пиджон в роли возлюбленного главной героини также заслуживает положительной оценки.
В заключении, отмечу, что второй совместный фильм Маргарет Саллаван и Джеймса Стюарта «унаследовал» многие недостатки их дебютной работы вместе, хотя относиться к «… ангелу» столь же отрицательно я, пожалуй, не буду. Скажу лишь, что режиссёр Г. К. Поттер снял вполне стандартную мелодраму, которая сегодня будет интересна, в основном, любителям такого типа фильмов или почитателям талантов задействованных в ней актёров.
6 из 10
2 июля 2017
Рассказ Дана Бернета «Девушка Петтигрю», экранизацией которого является фильм «Банальный ангел», был написан почти 100 лет назад, в 1918. События разворачиваются в Америке в последний год Первой мировой войны. Главные герои, в оригинале — хористка, гангстер и солдат, в фильме заменены на актрису — звезду первой величины Дейзи Хит (Маргарет Саллаван), её респектабельного менеджера (Уолтер Пиджион) и всё того же солдата Билла Петигрю (Джимми Стюарт). Сложившийся у главных героев любовный треугольник довольно банален, герои убийственно типичны и предсказуемы, их действия — безжизненно последовательны и рациональны; а чувства, которые их охватывают, довольно пресные и надуманные.
Дело даже не в неправдоподобии чувств, заданных сюжетом — в конце концов, кто сказал, что кино должно быть правдоподобным? Да и актёры играют с полной отдачей, убедительно, эмоционально, трогательно. Но есть какая-то фальшь в изображении… войны в этом фильме и связанного с ней конфликта в душе героини, отчего остаётся в душе неприятный осадок. В 21 веке служить в армии не то что не модно, но для многих страшно, а для некоторых и вовсе чревато необратимыми последствиями на всю жизнь; и война воспринимается как реальная и самая чудовищная трагедия и одновременно как предприятие амбициозных, алчных и жестоких властителей, против которого протестуют люди всего мира, выходят на пикеты, митинги, устраивают флэшмобы и более или менее удачные публичные акции протеста, ставят спектакли, выкладывают в интернет ролики, порочащие разжигателей войны и т. п. Ну а в 30-е годы Дейзи Хит в фильме «Банальный ангел» обречённо исполняет свой долг, распевая зажигательную песенку «Smile, boy, smile» вдохновляя простых американских парней бодро отправиться на войну и весело там убивать, и при этом украдкой роняет слёзы на сверкающий сценический костюм — мол, какая жалость, что кое-кто из этих парней назад уже не вернётся. Вызывает это лишь недоумение, — так и хочется сказать: Дейзи, дорогая, мне бы твои проблемы! если ты против войны, так тебе и карты в руки, протестуй открыто, пой другую песню, призывающую слушателей задуматься о том, что они лишь пешки в игре высокопоставленных лиц, и отказаться от этого массового насилия путём мирного гражданского неповиновения; как сделала это в наши дни Пинк со своей песней «Dear mister president» (а в нашей стране — Ольга Арефьева с песней «На хрена нам война»). В конце концов, Дейзи — гражданка США, и является артисткой не какой-нибудь государственной филармонии, где должна исполнять репертуар, одобренный на собрании парткома, а существует сама по себе на частной основе, поддерживаемая собственным менеджером, и вольна творить на сцене всё что угодно, хоть шпаги глотать, хоть pole dance танцевать, лишь бы у самой душа радовалась да и зритель в зале был. Словом, петь «Smile, boy, smile» и тем самым прославлять вселенское зло наперекор самой себе Дейзи никто не заставлял, а потому вся эта история — высосанная из пальца, надуманная и пустая, досмотреть которую меня сподвигла исключительно любовь к Джимми Стюарту.
«Банальный ангел» — коммерческий продукт, с прекрасными актерами, хорошо прописанными диалогами и идеально выдержанным стилем классической студийной мелодрамы 30-х, в которой довольно мало смысла, зато много сантиментов и спекулирований такими громкими и возвышенными понятиями, как долг, патриотизм, идеалы, любовь, верность; что, возможно, и придется по вкусу чувствительным любителям всплакнуть у экрана.
23 июня 2013