Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Имитация жизни |
английское название: |
Imitation of Life |
год: | 1934 |
страна: |
США
|
слоган: | «Brought Back to thrill you again! Fannie Hurst's stirring drama of a mother and a daughter in love with the same man. (re-release)» |
режиссер: | Джон М. Стал |
сценаристы: | Финли Питер Данн, Виктор Хирман, Уильям Хёрлбат, Престон Стёрджес, Bianca Gilchirst, Сара Й. Мэйсон, Сэмюэл Орниц, Артур Ричман, Фанни Херст, Уолтер Феррис |
продюсеры: | Карл Лемли мл., Henry Henigson |
видеооператор: | Мерритт Б. Герштад |
композитор: | Хайнц Рёмхельд |
художники: | Чарльз Д. Холл, Трэвис Бэнтон |
монтаж: | Филип Кан, Морис Райт |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 ноября 1934 г. |
на DVD: | 26 января 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Гендерная версия сюжета американской мечты неизбежно оборачивается усложненной разновидностью истории Синдереллы. Правда, тамошняя Золушка успела повзрослеть, приобрести дочь, но потерять мужа (субститут сказочной матери) и крайне остро нуждаться в средствах, потому что на производстве сиропа много не заработать. Однако обращение к сказочной подоплеке влечет за собой появление неизбежных волшебных помощников и помощниц. Это и негритянка с поистине «волшебным» рецептом блинчиков. Это и полуопустившийся обладатель ценного рецепта из трех слов, позволяющего сколотить состояние. Это сама американская модель бизнеса, позволяющая пробиться из грязи в князи с поистине третьей космической скоростью. Такое ощущение, что американский рынок почти что полностью пуст, и идея насыпать блинную муку в коробки не может не принести сверхприбыль в одночасье. Правда, самым сказочным персонажем (прибывающим на бал, но не являющимся хозяином на нем в силу гендерной инверсии сюжета) оказывается некий ихтиолог, чей характер сочетает в себе черты профессионального ученого, записного бонвивана, аристократа с замашками нувориша и др. Возможно, я что-то не знаю об академической университетской системе Соединенных Штатов, но факт в том, что ихтиология, если верить фильму, прибыльнее даже производства блинной муки. Поистине, это два столпа, настоящий оплот американской демократии и свободы.
На самом деле, сюжет, провоцируемый постоянными «набегами» со стороны сказочной поэтики, можно и дальше разбирать с подобным сарказмом. Дело-то в том, что фильм составлен как некое гротескное чудовище из двух топосов. Первый восходит к кино социальному и как бы реалистическому, а второй к чисто мелодраматическому псевдомиру, где с равным успехом возможны и блинные бизнесмены, и ихтиологи-нувориши. Гораздо интереснее совсем другой деконструктивистский подход.
За всем полусказочно-мелодраматическим антуражем скрывается вещь предельно конкретная. Это расовые отличия (употребляю этот термин, как максимально привычный именно для США) и их последствия. Оказывается, чтобы быть белым, совсем не стоит особо напрягаться, помощь образуется сама собой, особенно если ты женщина. Никакой особой психологической глубины образ героини не несет, это скорее собрание стереотипов о «приличной честной женщине». А вот героиня черная интереснее на порядок. Если главная героиня — субъект юридического права, то служанка негритянка, которая и является автором «чудесного» рецепта сама, добровольно отказывается стать компаньоном в фирме. Это обставлено как решение глуповатой женщины, для которой роль служанки привычнее, но вот именно в этом месте сценарист и проговорился. Черное население Америки было, есть и будет не более, чем инженю население белого. Оно само не нуждается в определенных правах и само себя сегрегирует. Вообще, сама сегрегация спрятана в фильме крайне усердно. По крайней мере, проблема белой дочери черной служанки представлена всего лишь проблемой психологической, хотя это проблема принципиальная. Родившаяся с «правильным» цветом кожи, она вынуждена быть персоной второго сорта в глазах других, но в фильме этот вывод подменен на взгляд субьективный, взгляд самой героини на себя.
Фильм вовсе не так плох, как может показаться из этой рецензии. Само выдвижение на центральные роли двух героинь заслуживает внимание, пускай в фильме все равно доминируют причуды массово-культурной мелодраматической версии бытия, и важнее всякого бизнеса оказываются мужчины и их сомнительные достоинства. Несмотря на то, что мелодрама предназначена для женской аудитории, она сохраняет в себе совершенно мужской взгляд на вещи, женщина есть объект соблазнения, а это гораздо важнее, чем бизнес, дети и много другое. Конечно, этического спокойствия зрителей ради в фильм в итоге вводится фигура самоотречения, но выглядит она как фабульное условие, закругляющее к тому времени окончательно развалившийся под мелодраматическими ударами сюжет очередного американского успеха. Иными словами, помещая в центр сюжета и конфликта женщин, авторы фильма как бы выпихывают их с центра на периферию. Формально они вроде бы в центре, а содержательно фильм вроде бы и не совсем о них.
4 января 2017